Главная страница
Навигация по странице:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Тема Использование икт в обучении истории, обществознания и права Цель занятия



Скачать 117.5 Kb.
Название Тема Использование икт в обучении истории, обществознания и права Цель занятия
Анкор ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.doc
Дата 08.02.2018
Размер 117.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.doc
Тип Лекция
#16387


ТЕМА «Использование ИКТ
в обучении истории, обществознания и права»

Цель занятия – показать возможности использования информационных технологий на уроках истории, обществознания и права, их позитивную роль в активизации познавательной деятельности и учебного процесса, позитивное влияние их на развитие креативного мышления, формирование всесторонне развитой творческой личности.

Задачи – оказание помощи учителю в формировании практических навыков использования информационных технологий, содействие развитию ИКТ-компетентности.
Описание методов, методик, технологий.

Лекция с мультимедийным сопровождением, практическое занятие, связанное с темой, дискуссии.
Современное общество вступило в новую историческую фазу развития цивилизации – информационное общество, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направлены на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

Компьютерные технологии в образовании являются реальной частью образовательной культуры и внедрять эти технологии в современной школе необходимо, но чего сможет достичь воспитанник в современном информационном обществе, если учитель на уроке не владеет ИКТ – компетентностью? Для использования ИКТ на уроке требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории, обществознания и права. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете. Рассмотрим основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории, обществознания и права.

План занятия

  1. Особенности использования видеоносителей.

  2. Интерактивные задачники и возможности их использования.

  3. Особенности использования электронных учебников и электронных приложений к учебнику.

  4. Методические возможности программы «Виртуальная школа» Кирилла и Мефодия.

  5. Образовательные программы «1 С: Школа».

  6. Использование энциклопедий по различным направлениям.

  7. Дополнительные материалы к урокам.

  8. Особенности интерактивных дидактических материалов (издательство «Планета»).

  9. Репетиторы ЕГЭ и их использование в преподавании.

  10. Программы для использования в методической работе учителя.

  11. Сайты, которые предлагают учебные и методические программы.



Содержание.


  1. Особенности использования видеоносителей.

В практике работы современной школы широко используются на уроках истории и обществознания видеофильмы. Однако далеко не всегда работа с ним оказывается достаточно эффективной. Материал видеофильма надо методически правильно организовать. В зависимости от тематики видеофильма, типа, формы урока, учета психофизических особенностей учащихся могут быть различные задания и варианты включения видеофильма в учебный процесс. Поэтому на занятиях с использованием видеоматериалов главное внимание должно отводиться не просмотру фильма, а использованию сюжетной линии для раскрытия, например, психологического типа главного героя, проблемы фильма. Так, например, при изучении темы «Великая Отечественная война. Завершающий этап войны» в 11 классе, после просмотра сюжета из видеофильма «Кровь на снегу», учащимся можно предложить заполнить таблицу или схему, основа которой дана на доске. Видеофильмы, которые можно рекомендовать для просмотра: «Великая Отечественная война», «Российская империя (НТВ)». «Намедни. Наша эра», «История 20 века», «Наследие человечества», «Балет» и другие.


  1. Интерактивные задачники и возможности их использования.

ППС этого вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса, предназначенные для преподавания истории», CD «Библейский компьютерный справочник», «Витязь на распутье» и другие. Авторы задачников в методических рекомендациях к таким дискам определяют их жанр как мини-исследование. Жанр, который "подразумевает самостоятельную (полностью или частично) поисковую деятельность учащихся. Такие диски можно использовать на уроках обобщающего повторения, для проверки знаний и навыков учащихся, а также для проведения внеклассных мероприятий, турниров и т.д. Также можно рекомендовать эти программы для подготовки учащихся к олимпиадам.



  1. Особенности использования электронных учебников и электронных приложений к учебнику.

Электронные учебники совмещают в себе свойства различных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917». Сегодня практически все учебники снабжены электронной версией или приложением к учебнику. Главное отличие приложения к учебнику состоит в том, что оно позволяет работать с заданиями параграфа, дополнительными схемами и таблицами, что значительно расширяет возможности преподования.



  1. Методические возможности программы «Виртуальная школа» Кирилла и Мефодия.


Эти учебные мультимедиа-пособия для средней школы, разработанные в полном соответствии с государственным стандартом образования РФ. Удобная навигация, интерактивные тренажеры и доступность изложения даже самых сложных тем делают «Уроки всемирной истории», «Уроки Отечественной истории» Кирилла и Мефодия незаменимым помощником в обучении. Предназначены как для самостоятельного изучения дома, так и в школе под руководством учителя. В создании и разработке учебного мультимедиа-пособия приняли участие высокопрофессиональные специалисты: ученые-педагоги, учителя, программисты, дизайнеры, сценаристы и психологи. 

На диске представлен материал в виде презентаций по всем темам курса. Содержится много иллюстраций, интерактивных лекций, видеофрагментов, которые делают изучение темы более насыщенным и эмоциональным. Также можно найти ссылки на словарь исторических терминов, персоналии, документы. «Уроки всемирной истории», «Уроки Отечественной истории» Кирилла и Мефодия» станут незаменимым помощником при подготовке к урокам. Их цель – помочь школьникам освоить курс истории на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Также этой фирмой выпущены диски по обществознанию для 10-11 классов, которые ссотвествуют программе и могут в значительной степени помочь усвоению знаний.


  1. Образовательные программы «1 С: Школа».


Фирма «1 С» предлагает целую серию дисков по истории и обществознанию. С их помощью ученик сможет подготовиться к контрольным работам и самостоятельно изучить пропущенный материал. Учитель же сможет полностью обеспечить учебный процесс необходимыми материалами. Диски оснащены интерактивными уроками, которые позволяют формировать навыки самостоятельной постановки и решения учебных задач, выработки и аргументации соей позиции. Так же на дисках есть анимированные презентации на основе карт, схем, иллюстраций. При подготовке также помогут преподавателю текстовые материалы, тренажеры, понятия и т.д. Диски «1 С» выпущены по истории, обществознании и экономике.


  1. Использование энциклопедий по различным направлениям.

ППС этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага», CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр». И наконец, энциклопедические словари, и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». Все эти материалы можно использовать при подготовке к урокам, олимпиадам, для углубленного изучения истории.


  1. Дополнительные материалы к урокам.

К данному виду можно отнести ППС различного вида. Например, электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского, а также различные сборники исторических документов. Также это электронные анимированные карты, которые представляют собой интерактивное наглядное пособие, которое можно использовать для интерактивной доски. Они заменяют карты и атласы, имеют ряд преимуществ: возможность приближения отдельных участков карты, возможность рисовать на карте, создавать свои пометки, наносить надписи.


  1. Особенности интерактивных дидактических материалов (издательство «Планета»).


ППС данного вида являются приложениями к интерактивным дидактическим материалам по истории. Все они выпущены под грифом ФГОС и могу использоваться для подготовки к урокам обобщающего повторения, контроля знаний, а также для воспитательных мероприятий. Каждый диск представляет собой задачник, который не требует установки и может быть использован в любой момент. Так как диск продается с печатным изданием, то можно осуществлять проверку заданий, так как ко всем заданиям есть ответы. Также издательство планета отдельно разработало диски с готовыми презентациями, которые также можно использовать на уроках.


  1. Репетиторы ЕГЭ и их использование в преподавании.

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории, обществознанию». Такие программы можно использовать для подготовки к ЕГЭ, промежуточного тестирования, а также итогового теста в режиме ЕГЭ.



  1. Программы для использования методической работе учителя.


Издательство «Учитель» предлагает разнообразные диски, которые помогут учителю в разработке программ, тематических планирований, тестов. Все электронные пособия содержат систематизированный материал, конкретизирующий информационно-методическую основу по реализации федеральных компонентов государственного стандарта базового и профильного уровня. Есть программы и планирования практически ко всем методическим комплексам, а также дополнительные материалы к урокам и презентации.


  1. Сайты, которые предлагают учебные и методические программы.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/) и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. (http://his.1september.ru/index.php), и сайт «Я иду на урок истории» (http://his.1september.ru/urok/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Также можно рекомендовать сайт, через которые можно приобрести необходимые интерактивные пособия для работы.
Практикум «Использование ИКТ
в обучении истории, обществознания и права»

Задание 1.

Дайте определение понятий темы:
Программно-педагогические средства - ___________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Электронный учебник - _________________________________________

______________________________________________________________

Интерактивный задачник - ______________________________________

______________________________________________________________

Интерактивная карта - __________________________________________

______________________________________________________________

Интерактивный дидактический материал - _________________________

______________________________________________________________

Задание 2.
Назовите особенности программно-педагогических средств, которые можно использовать в преподавании истории, обществознания и права:


Программно-педагогические средства

Особенности использования

Возможные темы уроков, где данные средства могут быть использованы



































































































































































Задание 3.

Формированию каких универсальных учебных действий обучающихся, на ваш взгляд, может способствовать применение в деятельности учителя ИКТ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Задание 4.

Какие программно-педагогические средства вы уже применяете в своей педагогической деятельности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Антонова, Т.С. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век» Т.С. Антонова, Т.В. Батаева // Преподавание истории в школе. - 1998. - № 4. - С.57-60.

  2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания.

– М., 2001.

  1. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2001. - № 4. – С. 22- 27.

  2. Вихрев В.В. Компакт-диск по истории древнего мира // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. - № 6. – С. 43-45.

  3. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как ком- понент информационной картины мира и глобального информационно- образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

  4. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - С. 169.

  5. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

  6. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.

  7. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989.




  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  2. Материалы VIII-IX Международных Конференций «Применение новых технологий в образовании». Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – М., 1997.

  3. Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». – М.: МИФИ 1998.

  4. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С. 14.

  5. Приложение к газете «Первое сентября» «Информатика». – М., 1999.

  6. Румянце, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8. - С.75.

  7. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории // Преподавание истории и обществоведения в школе.

– 2000. - № 3. – С. 52.

  1. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.- С. 40-46.
написать администратору сайта