Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Лекции Корпор.фин.. Тема Основы организации и сущность корпоративных финансов
Дисциплина Корпоративные финансы.
Содержание
Тема 1. Основы организации и сущность корпоративных финансов
1.1.Экономическая сущность, содержание и функции корпоративных финансов
1.2. Принципы организации корпоративных финансов
1.3. Финансовый механизм организации (корпорации)
1.4. Финансовые ресурсы организации и источники их формирования.
1.5. Финансовый рынок. Формы доступа организаций к финансовым рынкам.
1.6. Цели и функции управления корпоративными финансами.
Тема 2. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
2.1. Теоретические концепции корпоративных финансов
2.2. Современные теории корпоративных финансов
2.3. Теория рынка капиталов и оценка стоимости активов
2.4. Теория портфеля
2.5. Основы управления рисками
Тема 3. Основы управления оборотными активами корпорации
3.1. Экономическое содержание и основы организации оборотных активов организации.
3.2. Операционный, производственный и финансовый циклы организации.
3.3. Методы управления оборотными активами организации (производственными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами)
3.4. Источники формирования и использования оборотных активов организации
3.5. Расчет и оценка показателей эффективности использования оборотных активов
Тема 4. Основы управления внеоборотными активами корпорации.
4.1. Внеоборотные активы: понятие, состав, структура, методы оценки.
4.2. Амортизация и ее роль в обновлении внеоборотных активов.
4.3. Показатели движения и использования внеоборотных активов.
Тема 5. Управление затратами и финансовыми результатами корпорации
5.1. Доходы корпорации, их состав, классификация, методы планирования.
5.2. Расходы корпорации: понятие, сущность, виды, методы планирования.
5.3. Управление формированием прибыли. Точка безубыточности.
5.4. Рентабельность как показатель доходности и эффективности хозяйственной деятельности.
Тема 6. Инвестиции и инвестиционная деятельность корпораций
6.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций.
6.2. Инвестиции как способ воспроизводства внеоборотных активов.
6.3. Источники финансирования воспроизводства внеоборотных активов
6.4. Этапы реализации инвестиционного проекта и инвестиционная стратегия предприятия.
Тема 7. Финансовое планирование и бюджетирование в организации.
7.1. Понятие и виды планов и бюджетов
7.2. Формирование сводного бюджета предприятия
7.3. Анализ и контроль исполнения бюджетов
Тема 1: Основы организации и сущность корпоративных финансов
1.1.Экономическая сущность, содержание и функции корпоративных финансов
1.2. Принципы организации корпоративных финансов
1.3. Финансовый механизм организации (корпорации)
1.4. Финансовые ресурсы организации и источники их формирования.
1.5. Финансовый рынок. Формы доступа организаций к финансовым рынкам.
1.6. Цели и функции управления корпоративными финансами.
1.1. Экономическая сущность, содержание и функции корпоративных финансов
Термин финансы возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин приобрел международное значение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал:
денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги, выступали материальной основой существования и функционирования финансов;
субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений (государство обладало особыми полномочиями);
в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.
Перечисленные особенности и являются признаками финансов. Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных для решения экономических, социальных и политических задач.
Как экономическая категория финансы выступают участником распределительных отношений в обществе и оказывают регулирующее воздействие на весь воспроизводственный процесс.
Необходимыми условиями возникновения и эффективного функционирования финансов являются:
многообразие форм собственности;
наличие рынков факторов производства;
самофинансирование предпринимательства, его свобода и самостоятельность в принятии решений;
рыночное ценообразование и конкуренция;
регламентация государственного вмешательства в деятельность организаций;
правовое обеспечение экономического поведения субъектов хозяйствования.
Под финансовой системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов (звеньев), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ей.
Российская финансовая система состоит из:
финансовых институтов (организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, - министерство финансов, Казначейство, Центральный банк, Министерство по налогам и сборам, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения и т.д.)
финансовых инструментов (финансовые активы и пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и посредством которых осуществляется распределение и перераспределение капитала).
В финансовой системе выделяют две подсистемы1 (рис. 1.):
централизованные финансы
децентрализованные финансы.
Государственные финансы
Банковская система
Финансовые рынки
Рис. 1. Структура финансовой системы РФ.
Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.
Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов и домохозяйств.
Следовательно, финансовая система РФ включает:
государственные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов;
финансы домашних хозяйств.
Финансовая система РФ образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся рядом частей, а также видов финансовых ресурсов и источников финансирования.
Верхний уровень занимают Государственные финансы, которые разделяются на:
Государственные финансы
Федеративные финансы субъектов Федерации
(республик, краев, областей)
Следующий уровень – местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов.
Главная цель централизованных финансов – формирование необходимого объема финансовых ресурсов и распределение их на финансирование различных общественных потребностей.
С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих объектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций), т.е. корпоративные финансы.
Важнейшим уровнем финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов разных форм собственности, главная цель которых – формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде.
Финансы организаций представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет собственных и приравненных к ним средств, средств, мобилизованных на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения.
Финансы корпораций – это относительно самостоятельная сфера финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выраженных в виде различных денежных потоков.
По мнению большинства западных авторов, главными отличительными чертами корпорации являются:
наличие общего капитала, который может быть разделен на части (доли), каждая из которых будет выступать финансовым инструментом – акцией;
разделение ответственности между владельцами и самой корпорацией, как юридическим лицом. Независимое существование корпорации и ее собственников обеспечивает ее важное преимущество – ограниченную ответственность сторон.
Ван Хорн определяет корпорацию следующим образом – «это обезличенное предприятие, созданное законом: оно может владеть имуществом и брать на себя обязательства».
Современный экономический словарь определяет корпорацию как «совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо».
В процессе производственно-хозяйственной деятельности при участии финансов корпораций формируются различные фонды денежных средств, которые предназначены для обеспечения процесса производства, технического и социального развития предприятий, оплаты и стимулирования труда работников, выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней. Формирование денежных фондов корпорации начинается с момента ее организации. Фонды денежных средств можно классифицировать по следующим признакам:
по уровню централизации:
а) централизованные фонды денежных средств (платежи в бюджет; отчисления в государственные внебюджетные фонды; целевые ассигнования из бюджета; отчисления в целевые фонды вышестоящих организаций; финансирование из целевых фондов вышестоящих организаций);
б) децентрализованные фонды денежных средств предназначены для удовлетворения потребностей самой корпорации.
по отношению к производственному процессу:
а) фонды производственного назначения (фонд амортизационных отчислений, ремонтный фонд, оборотные производственные фонды, фонды обращения, фонд накопления, нераспределенная прибыль);
б) фонды непроизводственного назначения (фонд оплаты труда, фонд социального страхования, фонд потребления, нераспределенная прибыль).
Приоритет финансов организаций в финансовой системе определяется наибольшим объемом генерируемых финансовых ресурсов за счет собственных источников, а также обеспечением преимущественной доли формирования доходной части бюджетов всех уровней и бюджетов домохозяйств.
Роль финансов организаций в обеспечении экономического и социального развития страны проявляется в следующем:
финансовые ресурсы, используемые государством для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов организаций;
с помощью финансов фирм реализуются социальные задачи развития общества;
с помощью финансов организаций осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
финансы организаций способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий;
финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домохозяйств (граждан) путем предоставления возможности инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными фирмами.
Финансы организаций можно классифицировать по следующим признакам:
-
по организационно-правовым формам (рис.2.):
финансы хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере);
финансы хозяйственных обществ (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных);
финансы производственных кооперативов.
Коммерческие организации
Хозяйственное товарищество
Хозяйственное общество
Производственный кооператив
Унитарное предприятие
полное
коммандитное
Общество с ограниченной ответственностью
государственное
муниципальное
Общество с дополнительной ответственностью
Акционерное общество
открытое
закрытое
Рис. 2. Организационно-правовые формы хозяйствования (в соответствии с ГК РФ).
В настоящее время дискуссионным является вопрос о необходимости создания такой формы некоммерческой организации, как госкорпорации, в которые государством вложено более 1 трлн. руб. в целях решения приоритетных экономических и социальных задач. Соответственно эти средства на контрактной и конкурсной основе должны направляться фирмам, участвующим в реализации различных федеральных программ и национальных проектов.
Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Учредителем корпорации является российская Федерация в лице Федерального собрания, принимающего Закон о создании государственной корпорации, в котором должны определяться: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления, порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. Таким образом, Закон о создании госкорпорации фактически выступает в роли учредительного документа. В настоящее время созданы следующие государственные корпорации:
Государственная корпорация по атомной энергии Росатом;
Государственная корпорация Ростехнологии;
Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
Государственная корпорация Олимпстрой;
Государственная корпорация Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов
Государственные корпорации наделяются специальными функциями и рядом преимуществ, не свойственных другим юридическим лицам: возможностью заниматься лицензируемой деятельностью без лицензии, неприменимостью процедуры банкротства, отсутствием устава. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусматривается иное.
Поскольку РФ является единственным учредителем госкорпорации, государство может в любой момент ликвидировать ее, вернув все имущество обратно.
Статус госкорпорации позволяет ей, с одной стороны, представлять интересы государства, а с другой – выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты. В настоящее время такая форма как государственная корпорация является неэффективной, и это подтверждается следующим:
имущество, переданное РФ госкорпорации, является ее собственностью и автоматически вычеркивается из реестра госсобственности (имущество переходит из разряда государственное в негосударственное);
-
на госкорпорации не распространяются положения Закона об НКО, регламентирующие порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций (расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям). Полностью отсутствует парламентский контроль;
на законодательном уровне четко не определен перечень видов деятельности госкорпорации, что приводит к тому, что имущество используется практически на любые цели. Довольно актуально высказывание А. Илларионова: «Такой формы собственности, как государственная корпорация не существует. Это не форма собственности, а форма присвоения национальных ресурсов».
-
По отраслевой принадлежности:
финансы промышленных предприятий;
финансы сельскохозяйственных предприятий;
финансы транспорта;
финансы торговли;
финансы строительных организаций и т.д.
по субъектам права собственности различают финансы коммерческих организаций, имущество которых находится в собственности граждан и юридических лиц РФ, Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан и в совместной собственности.
Подходы к правомерности выделения функций корпоративных финансов в экономической литературе носят дискуссионный характер.
В условиях рыночного хозяйства правомерно выделять у корпоративных финансов следующие функции:
по мнению Бочарова В.В. этими функциями являются: 1) формирование капитала, доходов и денежных фондов; 2) использование капитала, доходов и денежных фондов; 3) контрольная.
Первая функция служит необходимым условием обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и предполагает, что в процессе распределения доходов корпораций образуются специальные денежные фонды и осуществляются разнообразные хозяйственные операции:
образование уставного и резервного капиталов хозяйствующего субъекта;
привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития;
привлечение кредитов на рынке ссудных капиталов;
формирование нераспределенной прибыли;
привлечение специальных целевых средств.
Результатом действия этой функции является достижение сбалансированности между движением материальных и денежных ресурсов, а также формирование финансовых ресурсов, в объеме, необходимом для выполнения производственных, финансовых и иных задач.
В результате действия второй функции происходит максимизация стоимости капитала корпорации, чему способствуют:
оптимизация вложения капитала (как собственного, так и заемного) во внеоборотные и оборотные активы;
вложение денежных средств в наиболее ликвидные активы;
использование доходов на цели развития, создания резервов и потребление;
Третья функция проявляется в том, что финансовая служба организации выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж, корректирует несоответствие между доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и материальных ресурсов. Контрольная функция тесно связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Финансовый контроль с помощью финансовых показателей связан с наличием определенных индикаторов финансово-хозяйственной деятельности. К таким показателям могут относится:
имущественное состояние (структура активов, чистые активы, коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения и др.);
ликвидности и платежеспособности (коэффициенты ликвидности, обеспеченности собственными средствами, покрытия и др.);
структуры капитала (коэффициенты автономии, соотношения заемных и собственных средств, финансового рычага и др.);
состояния оборотных средств и типов финансовой устойчивости (чистый оборотный капитал, структура источников оборотных средств, излишек или недостаток оборотных средств и др.)
оборачиваемости средств (количество оборотов, длительность одного оборота, относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств);
нормирования оборотных средств (нормы в относительных величинах, нормативы в денежном выражении);
управленческого учета (переменные и постоянные затраты, маржинальный доход, операционный рычаг, точка безубыточности, зона безопасности и др.);
рентабельности (продукции, продаж, активов, собственных средств и др.);
денежных потоков (притоки и оттоки средств, приведенная стоимость, ставка и коэффициент дисконтирования и др.);
инвестиционной деятельности.
Контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
контроль за поступлением выручки от продажи продукции и услуг;
контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности;
контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Для реализации контрольной функции разрабатываются нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.
По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и оперативный.
Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов.
Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций и его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и контрагентами организации.
Последующий контроль организуется в форме проверок правильности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его основными задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Применительно к корпоративным финансам (М.В. Романовский) можно выделить следующие функции:
регулирование денежных потоков корпорации. Результатом действия этой функции является обеспечение сбалансированности денежных и материально-вещественных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для осуществления уставной деятельности, выполнения всех обязательств;
формирование капитала, доходов и денежных фондов. Результатом действия этой функции является обеспечение источниками развития организации, его финансовой устойчивости и интересов собственников;
использование капитала, доходов и денежных фондов. Результат действия данной функции – обеспечение эффективного развития организации, интересов работников и собственников
1.2. Принципы организации корпоративных финансов
Организация корпоративных финансов строится на принципах рыночной экономики, к которым относится:
экономическая и юридическая самостоятельность предприятий;
экономическая эффективность деятельности;
финансовый контроль;
финансовое стимулирование;
материальная ответственность.
На основе этих принципов каждая организация строит свой хозяйственный механизм:
экономическую и юридическую деятельность осуществляет самостоятельно (в рамках закона и ответственности). Предприятие самостоятельно формирует производственную программу, выбирает поставщиков, потребителей и посредников, устанавливает цены на продукцию и услуги, распоряжается своей продукцией, ресурсами и доходами;
расходы осуществляет за счет доходов и, как правило, обеспечивает не только окупаемость, но и прибыльность;
гарантирует материальную ответственность по обязательствам своим обособленным имуществом;
обеспечивает материальную заинтересованность работников в результатах труда.
Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности. Предполагает, что организация независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли. Государство определяет отдельные стороны деятельности предприятий (амортизационную политику, регламентирует взаимоотношения с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами и т.п.).
Принцип самофинансирования. Означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа обеспечивает конкурентоспособность предприятия (в развитых странах удельный вес собственных средств достигает 70% и более).
Принцип материальной заинтересованности. Означает заинтересованность в результатах деятельности, как отдельного лица, так и предприятия в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда и стимулирующих выплат, а также доходов по облигациям и акциям предприятия. Для предприятия данный принцип выражается в достижении главной цели предпринимательской деятельности – получении прибыли и может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой, бюджетной, антимонопольной, таможенной политики.
Принцип материальной ответственности. Означает наличие определенной системы ответственности за результаты хозяйственной деятельности и порядок ее ведения. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат кредита, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, штрафы, неустойки. В случае неэффективности деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для отдельных работников при недобросовестном исполнении обязанностей может применяться система штрафов, лишение премий, увольнение. Для руководителей предприятия реализация этого принципа может осуществляться через систему штрафов за нарушение предприятием налогового и трудового Кодексов.
-
Принцип обеспечения финансовых резервов. Связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения бесперебойной хозяйственной деятельности, поскольку она сопряжена с различными рисками вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм из прибыли. Целесообразно хранить эти средства в ликвидных формах, чтобы они приносили доход и при необходимости могли быть легко превращены в наличных капитал.
1.3. Финансовый механизм организации (корпорации).
Управление финансами организации осуществляется с помощью финансового механизма, который включает две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Субъектами управления являются финансовая служба предприятия и ее подразделения (департаменты и отделы). В качестве объекта управления выступают: денежный оборот, финансовые ресурсы и их источники, финансовые отношения. Финансовая деятельность предприятия - это деятельность, связанная с принятием и реализацией решений по управлению финансами. Организация управления финансами - это и есть управление финансовой деятельностью предприятия. Организация управления финансами предприятия представлена на рис. 32.
Управление обязательствами:
- долгосрочными
- краткосрочными
- кредиторской задолженностью
Управление источниками денежных средств - пассивами баланса
Управление капиталом и резервами:
- уставным и добавочным капиталом
- резервным фондом
-нераспределенной прибылью
- прочими фондами и резервами
Рис. 3. Организация управления финансами корпорации.
Функциями финансовой службы корпорации являются:
разработка предложений по формированию финансовой политики предприятия;
разработка финансового плана (для реализации финансовой политики);
контроль за исполнением финансового плана и движением денежных потоков;
составление отчетности о финансовых результатах.
Задачи финансовой службы:
разработка финансовой стратегии с целью определения путей наиболее полного и эффективного использования собственных и заемных финансовых ресурсов;
составление и реализация финансового, кредитного и кассового планов;
контроль за движением денежных потоков для обеспечения роста прибыли, повышения рентабельности и удовлетворения производственных и социальных потребностей;
контроль за эффективным использованием внеоборотных активов, за доведением размера оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;
организация расчетов за готовую продукцию, контроль за выполнением планов по продажам продукции и прибыли;
своевременное исполнение обязательств перед финансовыми, налоговыми органами, кредитными организациями, поставщиками, партнерами, вышестоящей организацией, по выплате заработной платы и других обязательств, вытекающих из финансового плана;
анализ финансового состояния предприятия и выработка предложений по изменению текущей финансовой деятельности;
составление отчетности о реализации, разработанной финансовой стратегии и соответствующих финансовых планов.
Финансовый механизм организации - это система управления финансовыми отношениями через финансовые инструменты с помощью финансовых методов.
Элементы финансового механизма представлены на рис. 4.
ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Рис. 4. Структура финансового механизма организации.
Финансовые отношения как объект финансового управления характеризуются следующими чертами:
они выражены в денежной форме;
представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств;
возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием.
Система финансовых отношений фирмы представлена на рис. 5.
ВНЕШНИЕ
|
ВНУТРЕННИЕ
|
- отношения с другими предприятиями и организациями
- отношения с финансово-кредитной системой
|
- отношения внутри предприятия
- отношения внутри объединений предприятий
|
Рис. 5. Финансовые отношения организации.
Отношения с другими предприятиями и организациями (поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками) связаны с продажей готовой продукции, приобретением товарно-материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, поскольку именно в сфере материального производства создается продукт, приносящий предприятию доход и прибыль.
Отношения с финансово-кредитной системой охватывают:
отношения с бюджетами разных уровней и социальными внебюджетными фондами (связаны с перечислением налогов и отчислений);
отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т. п.).
Финансовые отношения внутри предприятия.
Эти отношения охватывают отношения между различными структурными подразделениями предприятия: филиалами, цехами, отделами, бригадами, а также отношения с персоналом.
Финансовые отношения внутри объединений.
Включают финансовые отношения с вышестоящими организациями, отношения внутри ФПГ, внутри холдинга и т.п.
Финансовые методы можно определить как способы воздействия определенными финансовыми рычагами на финансовые отношения и процесс хозяйственной деятельности. К числу финансовых методов можно отнести: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, систему расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг и др. Составным элементом этих методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов и др.
Через систему финансовых рычагов (показателей) управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Финансовые показатели используются при анализе, планировании, управлении финансами и разделяются на:
показатели оценки имущественного состояния предприятия;
показатели ликвидности и платежеспособности;
показатели структуры капитала;
показатели состояния оборотных средств;
показатели рентабельности и др.
Для отдельных финансовых показателей устанавливаются нормы и нормативы, которые рассчитываются, исходя из определенных условий на основе макро- и микроэкономических интересов в сочетании и в отдельности. Основные нормы и нормативы утверждаются государством (нормы амортизационных отчислений, ставки уплаты налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды, учетная ставка и т.п.), некоторые разрабатываются предприятием самостоятельно (нормы и нормативы оборотных средств, размер дивидендов по различным видам акций, процентов по другим ценным бумагам и др.).
Финансовые инструменты - это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на:
первичные - к ним относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др.
вторичные (производные) - это производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.
Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность и разнообразие финансовой деятельности вызывает необходимость ее государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:
регулирование финансовых аспектов создания и функционирования предпринимательской деятельности;
налоговое регулирование;
регулирование порядка амортизации внеоборотных активов;
регулирование денежного обращения и форм расчетов между фирмами и организациями;
регулирование валютных операций, осуществляемых фирмами;
регулирование инвестиционной деятельности;
регулирование кредитных операций;
регулирование процедур банкротства организаций.
В основе государственного регулирования лежит система Законодательства РФ, которая включает: Законы, Указы Президента, Постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др.
Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс целенаправленного непрерывного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для принятия и исполнения эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности.
Показатели, включаемые в информационную базу финансового механизма, группируются по видам источников информации с учетом специфики деятельности предприятия и могут быть представлены следующими группами:
-
Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Они предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционировании предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы данных показателей основывается на данных государственной статистики. К этой группе относятся следующие показатели:
денежные доходы населения;
вклады населения в банках;
индекс инфляции;
учетная ставка ЦБ;
объем бюджетного дефицита (профицита);
объем денежной эмиссии в рассматриваемом периоде.
Показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия:
общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала предприятия;
общая сумма активов, в том числе оборотных;
объем произведенной (реализованной) продукции;
объем нераспределенной прибыли;
индекс цен на продукцию отрасли и др.
3. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Он служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К данной группе относятся следующие показатели:
объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов,
сводный индекс динамики цен на фондовых рынках;
кредитная ставка отдельных банков;
депозитная ставка отдельных банков;
официальные курсы отдельных валют;
курсы покупки-продажи отдельных валют установленные банками.
Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих источниках электронной информации.
4. Показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система этих показателей составляет основу информационного обеспечения финансовой деятельности предприятия и включает в себя:
показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в целом и по отдельным структурным подразделениям;
нормативно-плановые показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия.
Эти показатели необходимы для анализа, прогнозирования, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам предпринимательской деятельности предприятия.
1.4. Финансовые ресурсы организации и источники их формирования.
Финансовые ресурсы - это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении организации и предназначенных для выполнения его финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.
М.В. Романовский определяет финансовые ресурсы организации как «все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений».
Финансовые ресурсы предприятия по своему происхождению делятся на собственные (формируются за счет внутренних и внешних источников) и заемные (привлеченные). Основные источники формирования финансовых ресурсов предприятия представлены на рис. 4.
Финансовые ресурсы
собственные
заемные
внутренние
внешние
нераспределенная прибыль
амортизационные отчисления
дополнительные взносы в уставный капитал
дополнительная эмиссия и реализация акций
получение безвозмездной финансовой помощи
прочие внешние источники
кредиты банков
заемные средства других предприятий и организаций
средства от выпуска и продажи облигаций предприятия
средства внебюджетных фондов
бюджетные ассигнования на возвратной основе
Рис. 6. Структура и источники формирования финансовых ресурсов организации.
Финансовые ресурсы используются организацией в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.
|
|
|