Дата
|
№уР
п
/п
|
№урп/т
|
Тема урока
|
Тематическое планирование урока
|
Вид деятель
ности
|
Формирование УУД
|
Д/
Задание
|
Ф сотрудни
чества
|
Тип урока
|
Наглядность, ТСО.
|
|
|
|
Истоки родного искусства. (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
|
|
|
|
|
1.
|
1.
|
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
|
Пейзаж родной земли . 2 часа.
Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
|
Рисование по памяти и представле
нию
|
Освоение способов решения проблем творческого и по-искового характера
|
Подгото
вить стихи о временах года
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции Левитана, Пластова, Шишкина, фотографии среднерусской природы.
|
|
2.
|
2.
|
Пейзаж родной земли. Березовая роща.
|
Художественные работы в технике бум. Пластики
|
Формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
|
Прочитать русские народные сказки с описанием быта
|
Парная
|
Урок изучения нового
|
Методические таблицы, репродукции .
|
|
3.
|
3.
|
Гармония жилья с природой
|
Деревня — деревянный мир. 2часа.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы,
|
Конструирование
|
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
|
Подгото
вить стих. И пословицы о жизни русской деревни.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии деревянной архитектуры, Кижи.
|
|
4.
|
4.
|
Деревня - деревянный мир
|
Коллектив
ная работа
|
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
|
Подобрать репродук
ции картин с изображе
нием образа русской женщины
|
Групповая
|
Урок изучения нового
|
Фотографии ансамблей этнографических музеев, фотографии наличников и образцов домовой резьбы
|
|
5.
|
5.
|
Образ русского человека (женский образ)
|
Красота человека. 2 часа.
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
Задание 1-2. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.
Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.
Задание 3. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.
|
Тематичес
кое рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Подобрать репродук
ции картин отображающие мужскую красоту
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля.
|
|
6.
|
6.
|
Образ русского человека (мужской образ)
|
Тематическое рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и по-искового характера
|
Репродук
ции о труде крестьян.
Послови
цы о труде.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции Васнецова, Корина, Врубеля.
|
|
7.
|
7.
|
Воспевание труда в искусстве
|
Тематическое рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Подобрать литературу о народных праздни
ках.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции
А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, и презентация.
|
|
8.
|
8.
|
Народные праздники.
Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
|
Народные праздники. 2 часа.
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).
Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)
|
Коллективная работа
Декоративно-творческое конструирование
|
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Подобрать иллюстра
ции с изображением древнерусского города-крепости.
|
Групповая
|
Урок обобще
ния и системати
зации знаний
|
Методические таблицы, репродукции
|
|
|
Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
|
|
|
|
|
|
Репродукции Кустодиева, Юона
|
|
9.
|
1.
|
Древнерус
ский город - крепость
|
Древнерусский город – крепость. 1 час.
Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен).
Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
|
конструирование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать иллюстра
ции с изображением древних соборов.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Методические таблицы, репродукции
|
|
10.
|
2
|
Древние соборы
|
Древние соборы. 1 час.
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города).
Вариант задания: изображение храма.
Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.
|
Тематическое рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Познако
миться с историей образова
ния Москвы.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии древних соборов. Презентация.
|
|
11.
|
3
|
Древний город и его жители
|
Древний город и его жители. 1 час. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.
Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа).
Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.
|
Коллективная работа конструирование
|
готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Подобрать иллюстра
ции с изображе
нием княжеской дружины
|
Групповая
|
Урок формирования умений и навыков
|
Репродукции картин Билибина, Васнецова и др.
|
|
12.
|
4
|
Древнерус
ские воины- защитники
|
Древнерусские воины- защитники. 1 час.
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать фотографии о храмах – памятни
ках древнерус
ских городов.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции картин . Презентация.
|
|
13.
|
5
|
Города Русской земли. Золотое кольцо России.
|
Города Русской земли. 1 час.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города.
Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой).
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
|
Рисование по памяти.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать иллюстра
ции о древних палатах Московского Кремля.
|
Индиви
дуальная
|
Урок формирования умений и навыков
|
План - схемы древних городов. Презентация.
Фотографии городов Золотого кольца.
|
|
14.
|
6
|
Узорочье теремов. Изразцы.
|
Узорочье теремов. 1 час.
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Задание: изображение изразцов из интерьера теремных палат.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.
|
Декоративное рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать иллюстра
ции о древних палатах.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии изразцов.
|
|
15.
|
7
|
Празднич
ный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».
|
Праздничный пир в теремных палатах. 1 час.
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).
Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
|
Коллективная работа по представле
нию
|
готовность слушать собеседника и вести диалог.
|
Познакомиться с японскими сказками.
|
Групповая
|
Урок обобще
ния и сис
тема
тизации зна
ний
|
Репродукции Васнецова и др., фотографии старинного оружия .
|
|
|
Каждый народ — художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
|
|
|
|
|
|
Фотографии палат Московского Кремля, Васнецов, Билибин
|
|
16.
|
|
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек
|
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии . 3 часа.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
Рисование по представле
нию
|
готовность слушать собеседника и вести диалог.
|
Подобрать репродукции японской живописи.
|
Групповая
|
Урок изучения нового
|
|
|
17.
|
|
Отношение к красоте природы в японской культуре
|
Тематическое рисование
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Познакомиться с японской одеждой
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции картин.
|
|
18.
|
|
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
|
Рисование по памяти и представле
Нию.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Прочитать сказки народов гор и степей.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии и изображения японок в кимоно
|
|
19.
|
|
Искусство народов гор и степей.
|
Искусство народов гор и степей. 1 час. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Памятники Средней Азии.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции Кузнецова, Сарьяна, фотографии горных селений.
|
|
20.
|
|
Образ художественной культуры Средней Азии.
|
Образ художественной культуры Средней Азии. 1 час.
Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
|
Обрывная аппликация из цветной бумаги
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Прочитать мифы Древней Греции.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии пустыни, архитектурных построек азиатского города.
|
|
21.
|
|
Образ красоты древнегреческого человека
|
Древняя Эллада. 3 часа.
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.
|
Рисование по памяти и представле
нию.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Подобрать иллюстра
ции древнегре
ческой культуры.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии скульптур, античные вазы.
|
|
22.
|
|
Древнегреческая культура
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать иллюстра
ции древнегре
ческой культуры, Фотографии скульптур, античные вазы
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии памятников греческой архитектуры. Фотографии скульптур, античные вазы.
|
|
23.
|
|
Древнегреческий праздник. Олимпийс
кие игры в Древней Греции.
|
Коллективная работа.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Фотогра
фии памятни
ков готических городов средневеко
вой Европы.
|
Групповая
|
Урок изучения нового
|
Фотографии памятников греческой архитектуры.
|
|
24.
|
|
Образ готических городов средневеко
вой Европы. Средневековая архитектура
|
Европейские города Средневековья.2 часа.
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.
|
Конструирование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Фотогра
фии и иллюстра
ции готических костюмов, ремеслен
ных цехов.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Презентация.
|
|
25.
|
|
Средневековые готические костюмы. Ремеслен
ные цеха
|
Коллективная работа.
|
готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Повторить материал по теме «Каждый народ-художник».
|
Г
рупповая
|
Урок изучения нового
|
Альбомы, книги, слайды.
|
|
26.
|
|
Многообра
зие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник»
|
Многообразие художественных культур в мире. 1 час.
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
|
Беседа, игровые формы.
|
готовность слушать собеседника и вести диалог.
|
Послови
цы о материнстве.
|
Групповая
|
Урок обобще
ния и сис
тема
тизации зна
ний
|
Фотографии с изображением средневековой архитектуры
|
|
|
Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
|
|
|
|
|
|
Детские рисунки
|
|
27.
|
1.
|
Портрет мамы.
|
Все народы воспевают материнство.
2 часа.
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Задание1: изображение (по представлению) матери.
Задание2: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.
|
Рисование по представле
Нию.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Стихи о маме.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Икона «Владимирская Богоматерь», репродукции Рафаэля, Рубенса.
|
|
28.
|
2
|
Я и моя мама.
|
Рисование по представле
Нию.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Иллюстрации с изображе
нием мудрости старости.
|
Индиви
дуальная
|
Урок обобще
ния и сис
тематизации зна
ний
|
Презентация.
|
|
29.
|
3
|
Все народы воспевают мудрость старости.
|
Все народы воспевают мудрость старости.
1час.
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Прочитать произведения «Плач детей»Н.Некрасова, «Лебедушка»С.Есенина.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Репродукции Рембрандта, Рубенса, Дюрера
|
|
30.
|
4
|
Сопереживание – великая тема искусства
|
Сопереживание – великая тема искусства 1 час.
Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Изображе
ние памятни
ков героям разных народов.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Пикассо, Рембрандт, Перов
|
|
31.
|
5
|
Герои, борцы и защитники
|
Герои, борцы и защитники 2 часа.
Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Задание: лепка эскиза памятника герою.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
.
|
Эскиз памятника герою.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Прочитать стих. о Родине
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового
|
Фотографии памятников - ансамблей
|
|
32.
|
6
|
Герои, борцы и защитники
|
Лепка памятника герою.
|
готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Стихи о детях, их играх.
|
парная
|
Урок форми
рования уме
ний и навыков.
|
Фотографии Мамаева Кургана
|
|
33.
|
7
|
Юность и надежды
|
Юность и надежды 1 час.
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.
|
Тематическое рисование.
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Подобрать иллюстра
ции по теме четверти.
|
Индиви
дуальная
|
Урок изучения нового.
|
Репродукции Серого, Тропинина, Рубенса идр.
|
|
34.
|
8
|
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»
|
Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» 1 час.
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.
|
Игровые формы.
|
готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Оформить альбом рисунков
« Лето»
|
Групповая
|
Урок обобще
ния и сис
тематизации зна
ний.
|
Детские работы
|