Навигация по странице:
|
Бордовская, Педагогика. Учебник для вузов спб Издательство " Питер",2000. 304 с. Серия Учебник нового века
— Учитель тогда учитель, когда он блестяще знает свой предмет, ибо с этого, с его научного багажа, и начинается признание учеников, а потом и родителей.
— Поскольку душа ребенка раскрывается полнее не на уроке, а в каких-то внеурочных делах и в процессе общения, то только тот учитель — мастер, кто свободно владеет приемами общения, умеет сделать жизнь школьника интересной.
— Надо научить ребенка учиться всю жизнь и постоянно работать над собой, обогащая себя и духовно, — это главное для учителя.
Культура, кругозор и интеллигентность — вот важные показатели качества человека как учителя.
Вдруг Наталья Михайловна сняла очки и тоном, свидетельствующим, что высказывания учителей чем-то задели ее самолюбие, громко сказала:
— А я считала и считаю, что главное в учителе — это добросовестность. — И после маленькой паузы продолжала. — Я вот уже двадцать пять лет первая прихожу в школу и последняя ухожу. Я всю себя отдаю детям. Нужно всего себя отдавать детям — вот что делает учителя Учителем!
— Но ведь еще нужно, чтобы было, что отдавать детям, — добавил кто-то из педагогов.
— Вот я — конечно, вместе с коллегами — выпустила в жизнь несколько сотен мальчишек и девчонок. Из них выросли двое академиков, трое докторов и пять кандидатов наук, а уж инженеров, врачей, учителей и не счесть, — вмешалась в разговор Галина Аркадьевна.
— Галина Аркадьевна, а скольких вы не спасли? — задал ей вопрос молодой биолог.
— Что значит — не спасла, от чего или от кого не спасла? — не сразу поняла вопрос коллега.
— Ну, сколько среди этих тысяч выпускников тех, кто спился, или оказался на скамье подсудимых, или хотя преступления и не совершил, но стал плохим человеком? — не унимался биолог.
— Да, вы правы, Толя. Я никогда не считала тех, кому не могла помочь. Мне, как и другим, всегда приятно было работать с сильными, способными, яркими ребятами, которые сами хотели учиться.
Кто же прав?
Ситуации предъявления требований
С и т у а ц и я 1 (из протокола урока).
— Арифметику не знаешь. Сократи, — говорит учитель ученику, решающему пример у доски.
— Вы же сказали, можно не сокращать! — реплика из класса.
— Пиши.
Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.
— Пиши, — еще раз требует учитель.
— Чего пиши? — огрызается озлобленно. В классе — смех.
— Кто пойдет напишет? — обращается учитель к классу — Шувалов к доске. Разговоры!
С и т у а ц и я 2. Предъявление требования в форме просьбы.
В школе авария — трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам:
— Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?
С и т у а ц и я 3. Предъявление требования в косвенной форме (подавая пример) .
Миша К. и Витя 3. роют траншею и натыкаются на большой камень.
— Вот это орешек, — говорит Витя, — тут бы хорошо динамитом, как в горах, когда туннели прокладывают. Раз-раз, и готово!
— Ну, а так как динамита у нас нет, — вставляет Миша, — то придется ручками.
Он поплевывает на ладони, берется за кувалду.
— Сами не справимся, — уныло говорит Витя — Пойдем за взрослыми.
— Ты что, маленький? — возмутился Миша. — Взрослых еще звать...
— Трудно, — оправдывается Витя.
— Ну и что же. Где легко, там сами, а где трудно — так дядю позвать на помощь? Да?
— И вообще куда спешить, — бурчит Витя, — пойдем перекусим, а то сил не хватит.
— Обедать пойдем в 14.00, как обычно, — говорит Миша, берясь за кувалду. — А сейчас будем работать. Кто хочет, конечно.
Витя нехотя спрыгивает в траншею и берется за лопату.
С и т у а ц и я 4. Предъявление требования в ущерб делу и другим людям.
Урок шел, как обычно. Виктория Кирилловна проверила выполнение домашнего задания и приступила к объяснению. И вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила — скрипел Андреев, и не задумываясь, строго сказала:
— Андреев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока! Она и не подозревала, что провал ее тщательно подготовленного урока начался, потому что она поддалась на провокацию.
Что Андреев-то, что Андреев-то?! — громко зашумел подросток. — Вы сначала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: «Андреев, Андреев!»
Учительница продолжала объяснение, и скрип тут же возобновился.
— Андреев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока!
Андреев не прекратил скрип, и Виктория Кирилловна громко произнесла:
— Немедленно выйди из класса!
Андреев не вышел и пустился в длинные пререкания:
— А почему это я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: «Уходи!»
Пока ты, Андреев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!
При этих словах учительница захлопнула журнал и села за стол. Но это не возымело никакого действия ни на Андреева, ни на класс.
Время шло. Андреев не выходил из класса. Класс тем временем как бы разделился на три группы: первая — это те, кому совершенно было безразлично происходящее; вторая — те, кто ехидно наблюдал, чем же кончится конфликт, выйдет Андреев или нет; третья — это преимущественно активные девочки, которые шипели на виновника срыва урока:
Витька, выйди же, тебе говорят. Ты урок срываешь!
Прозвенел звонок. Учитель написала на доске домашнее задание и быстро вышла из класса.
С и т у а ц и я 5. Предъявление требования с опорой на авторитет родителей, или Ситуация в театре.
В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без указания мест.
Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда. В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка поглядела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала.
— Послушай, — наконец сказала красивая девочка спокойно. — Это мое место. Пожалуйста, пересядь.
— Почему твое? — спросила та. — Билеты сегодня ненумерованные.
— Мы всегда здесь сидим, — сказала красивая девочка. — Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла. Пересядь, пожалуйста.
— Почему я должна пересаживаться? — обиделась сидящая девочка. — Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше... А сейчас мы уже здесь сидим. — И она отвернулась к соседке.
Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и подошла к билетерше.
— Будьте так добры... — сказала вежливо красивая девочка. — Попросите освободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли.
Билетерша удивленно подняла на нее глаза.
— Видите ли... — сказала красивая девочка, — я думала, вы знаете, что мы всегда сидим на этих местах. Я дочь Орлова.
— Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.
Ситуации предъявления требования-унижения
С и т у а ц и я 1.
— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девятикласснику. — Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?
— Мне так нравится, — отвечает сын.
— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.
— Ну и что?
— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.
— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын в свою очередь.
— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеждать отец.
Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.
— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.
— Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится — особенно девчонкам.
— Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубедить сына.
— Ну, тогда и не смотри, — уходя, небрежно бросает в ответ сын.
С и т у а ц и я 2.
Мать (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака;
Ребенок (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром.
М.: Я — это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?
Р.: Я не шалопай.
М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.
Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?
М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми?
2. Каковы могут быть последствия такого воспитания?
3. От чего зависит успех семейного воспитания?
Ситуация приведения примера
Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии.
Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.
После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.
На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.
В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:
— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.
В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании своей педагогической миссии?
2. Каковы секреты воспитания?
3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?
Ситуации обвинения - ощущения несчастья
С и т у а ц и я 1.
В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее — почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?
Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.
— Что?!! — пронзительно крикнула Марина из-за двери.
— Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, — сказал отец.
— Я не иду! — закричала Марина.
— Почему? В чем дело? — спокойно спросил отец.
— Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!
Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека?
2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.
3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия родителей в такой ситуации?
С и т у а ц и я 2.
Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места.
Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой.
— Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! — в сердцах выговаривала мать.
— Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, — пыталась защититься девушка.
— С каким еще Сережей? С этим? — она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. — Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! — закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея.
— Как ты смела! — закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте диалог матери и дочери.
2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери.
3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье?
4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства?
Ситуации доверия-лжи
С и т уа ц и я 1.
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.
Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?
2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
3 Как бы вы распорядились такой информацией?
С и т у а ц и я 2.
Вообще Колька Вирусов человек неплохой и не трус совсем, но он страшно боится контрольных по математике. За последнее время по контрольным, он стал получать двойки. А показывать маме двойки — не очень приятное дело.
В этот день после уроков Тамара Степановна сказала:
— Всем приготовиться. Завтра контрольная. ...На следующее утро Колька прибегнул к обычной своей уловке. Он смял рубашку и повесил ее на место. И... захныкал:
— Мама, у меня рубашка мятая!
— Ну и что?
— Как что, погладь!
Мама взяла утюг и поставила греть.
Но Колька снова захныкал:
— Голова болит!
Мать взяла термометр и поставила Кольке, а сама вышла на кухню. Колька подождал, пока стихнут ее шаги в коридоре. Воровато оглянувшись, он взял со стола полотенце и, завернув в него термометр, приложил к утюгу. Подержав так некоторое время, вынул термометр и сунул себе под мышку. Вернувшись, мама только руками всплеснула от удивления.
— Повышенная! Да где же ты такую простуду поймал? В школу не пойдешь. Быстро ложись. Сейчас вызову врача.
Колька, сдерживая улыбку, полез в постель. Врач выслушал Кольку, осмотрел, смерив ему температуру, и сказал:
— Мальчик совершенно здоров. Температура нормальная. Мама удивилась:
— Полчаса назад была такая высокая температура, а сейчас нет! Пусть уж сегодня он полежит, а завтра пойдет в школу.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие особенности мальчика проявляются в этой ситуации?
2. Так ли уж это плохо, если мальчик проявляет изобретательность?
3. Какую информацию о школе и родителях дает эта ситуация?
4. Как бы вы вели себя на месте матери?
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины
Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.
Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?
2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.
Ситуации подчинения и влияния среды
С и т у а ц и я 1
Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, так это побыстрее уйти. Таня очень хотела попасть на эту вечеринку, все ребята говорили об этом. Она надеялась, что удастся весело провести время в компании, но теперь ей было невыносимо скучно. Комнату заполнил дым, обволакивая лица смеявшихся и шутивших, хотя речь многих казалась невнятной и искаженной. Некоторые из ребят время от времени выходили в дальнюю комнату, иногда с ними уходили девушки. Таня не знала, чем они там занимаются, только все это казалось странным. Другие пили вино и пиво.
— Эй, Таня, — позвала ее однокурсница. — Выпей, расслабься, встряхнись. Таня неохотно взяла из рук Ани банку пива и сделала большой глоток. Пиво защекотало ей горло.
Рядом проходил симпатичный молодой человек. Он уже давно привлекал ее
внимание. Он взял ее руку.
— Вы Таня? — спросил он тихо.
— Да! — ответила она, довольная, что ее узнали.
После этой встречи вечеринка стала казаться ей все же неплохой. Вначале они болтали о разных пустяках, а потом Александр пригласил ее в другую комнату.
Польщенная, Таня последовала за Александром. Она чувствовала, что пиво ударило ей в голову, у нее немножко кружилась голова, но ей хотелось быть с Александром.
В комнате витал какой-то странный, незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось, не замечали девушку, но ее тронула забота парня. Затем ему передали какую-то странного вида сигарету. Она была вдвое меньше обычной. Александр удовлетворенно вздохнул и поблагодарил своего приятеля. Он глубоко затянулся.
— Отлично, — сказал он и протянул Тане сигарету.
— Что это? — спросила она. В комнате раздался смех...
— Ты уверен, что ей здесь место? — спросил один иэ парней.
— С ней все в порядке, — уверенно ответил Александр. — Ну, попробуй. Это марихуана, не бойся, ты почувствуешь себя отлично.
Таня очень испугалась. Как она могла пойти на это? Она знала, что ей не следует этого делать... но Александр ей очень нравился. Он никогда даже не посмотрит на нее снова, если она не попробует.
— В чем дело? — спросил Александр. — Попробуй хотя бы, все ее курят, не может она быть такой вредной.
— Просто поднеси ее к губам и вдохни, затянись,— посоветовала одна из девушек.
— Давай, попробуй... тебе понравится, — уговаривали ее все в один голос. Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем сила влияния среды на человека?
2. На какого человека среда оказывает сильное воздействие?
3. Дайте оценку поведения Тани.
4. В чем педагогический смысл этой истории?
С и т у а ц и я 2.
Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел — до первого сентября оставалось еще две недели.
Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.
— Ничего, начнется учеба — у него времени не будет свободного с ними гулять. Да и товарищи появятся, — успокаивал отец встревоженную мать.
Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал:
— Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте поведение родителей Димы.
2. Что бы вы предприняли на месте его родителей?
3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации?
Ситуация проявления ответственности
Вы собираетесь идти в кино с приятелями. Ваша мама знает, что сегодня идут два фильма, один из которых — эротический, другой — об инопланетянах. Перед самым выходом из дома мама просит пообещать ей не смотреть пока еще эротический фильм. Вы без колебания соглашаетесь, так как все собирались смотреть приключения. Но, едва вы встречаетесь со своей компанией, как подруга неожиданно говорит вам, что она хочет смотреть эротический фильм, что все одноклассники его посмотрели, и будет глупо, если мы откажемся от удовольствия из-за какого-то обещания. Вы злитесь и обижаетесь на подругу — она ведь зачинщица проступка, — но все же отказываетесь идти, потому что пообещали матери.
Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки
— Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
— Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?
2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?
3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?
Ситуации убеждения
С и т у а ц и я 1.
Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.
— Надень пальто, — говорит мать, — Этот жакет слишком легкий для такой погоды.
— Не хочу!— отвечает дочь.
–– Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? — говорит мать.
— Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать с таким ребенком?
— Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
— Прекрасно, — соглашается мать.
С и т у а ц и я 2.
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
— Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
— Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?
— Не хочу.
Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
— Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
Ситуации риска
С и т у а ц и я 1. Фрагмент из романа И. Штемлера «Универмаг».
Фиртич обернулся к двери, но не успел поздороваться — его отвлек частый телефонный звонок междугородной связи. Он поднял трубку и заговорил, вольно присев на подлокотник дивана.
Лисовский опустился в кресло напротив коммерческого директора.
— Прибыла партия фотоаппаратов, а сопроводительного счета нет, — пояснил Индурский, кивая в сторону директора. — И артикул незнакомый, привязаться не к чему. А новый счет неделю будет ползти, не меньше.
Лисовский насупленно молчал. Индурский заерзал, он недолюбливал главбуха, который нередко остужал энергию коммерческого директора, удерживая от авантюр.
— Значит, так, — Фиртич положил трубку. — Цена аппарата четыреста семьдесят рублей. Счет они дошлют.
Он придвинул бумаги и наложил резолюцию, разрешающую продавать аппараты. Тем самым Фиртич брал на себя всю ответственность. Случись сейчас ревизия, ему несдобровать: товар, принятый без счета, продавать нельзя... А главный бухгалтер, тот же ревизор, сидит, точно ничего не слышит...
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Обоснован ли риск, по вашему мнению?
2. Оправданный риск в жизни и деятельности человека — что это такое?
3. В чем педагогический смысл риска?
С и т у а ц и я 2.
Юрий Сергеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с первого же урока решил, по словам школьников, «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:
— Ку-ку.
Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:
— Ку-ку.
Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.
В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:
— Ку-ку, ку-ку!
И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок продолжался спокойно.
С и т у а ц и я 3.
Мороз сковал реки, озера и побережья северных морей. Трое товарищей шли по тонкому льду Финского залива, оживленно переговариваясь между собой.
Юре попал снег в ботинок. Он поотстал от товарищей, нагнулся, расшнуровывая обувь. И вдруг он неожиданно выпрямился, побледнев.
— Спасите! — отчаянный крик резанул ему уши. Юра оглянулся. Там, впереди, стоял Виктор, а Димка барахтался недалеко в ледяной воде.
— Руку! Протяни руку... Помоги! — кричал он ему, захлебываясь. Но Виктор в страхе отступил от проруби..
Словно толкнуло что-то в спину Юрия. Быстро натягивая ботинок, он бросился к товарищам.
— Ложись на лед, держи меня за ноги, я поползу к проруби. Живо! — скомандовал Юра, на бегу обращаясь к стоявшему в оцепенении Виктору. Но Виктор застыл на месте.
— Ну, живо! Держи меня! — еще раз крикнул Юра, лежа на льду. Виктор неуверенно сделал шаг вперед и вдруг отвернулся.
— Трус! — Юра пополз к проруби. Все ближе и ближе... Только бы успеть. Набухшая от воды тяжелая зимняя одежда тянет Диму вниз, сковывает его движения.
Юра ползет. Вот уже кромка льда. Он протягивает руку Диме.
— Держись... Так, — напрягая мускулы, Юра тянет товарища на лед. — Еще немного...
Но лед не выдерживает. Юра с ужасом слышит, как лед трещит под ним, как под пиджаком побежали ручейки холодной воды... Только бы успеть. Еще одно усилие...
Лед трещит, и под воду скрываются оба мальчика.
Но вот их головы вновь появляются на поверхности. Захлебываясь, изнемогая от усталости и холодной воды, Юра удерживает одной рукой товарища, другой ощупывает кромку льда. Но он непрочен — крошится под пальцами. «Неужели смерть?» — промелькнуло в голове. «Нет, не может быть. Нужно только освободить правую руку». Он оглядывается в надежде увидеть Виктора, надеясь, что он все же поможет им. Но тот уже исчез. И Юра вновь ощупывает кромку льда в поисках опоры.
...Нет, не утонули друзья. Несмотря на трудности, Юра вытащил-таки Диму из воды, и они еле живые добрались домой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Что выявила данная ситуация?
2. К чему должен готовиться молодой человек при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь?
3. Можно ли судить по данной ситуации, что жизнь — большая ценность для человека? На какие еще ценности были сориентированы юноши в данной ситуации?
С и т у а ц и я 4.
Группа студентов возвращалась вечером домой. Они шли вдоль канала, о чем-то говорили и весело, заливисто смеялись, не обращая внимания на прохожих.
Вдруг со стороны канала послышался детский плач и крик:
— Мамочка, помоги!..
Юноши и девушки начали оглядываться по сторонам и заметили у берега погружающегося в воду мальчишку.
Валерий швырнул в сторону портфель и стремительно бросился к берегу. За ним побежал Николай, на ходу бросив предупреждение:
Не лезь в воду, ведь ты только что болел воспалением легких! Постой, я сам его вытащу.
Но Валерий, махнув ему рукой в знак возражения, бросился в воду и еле успел схватить за шарфик тонущего малыша.
Николай и все остальные помогли Валерию выбраться с малышом на берег и
вызвать скорую помощь. Жизнь мальчика была спасена.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем свидетельствует данная ситуация?
2. Что вас интересует в человеке в первую очередь?
3. Какие качества проявили молодые люди в данной ситуации?
Ситуации оказания помощи
С и т у а ц и я 1
Я встретила в лесу мальчика, который помог мне найти дорогу в поселок. Войдя в поселок, я увидела, как мальчик подошел к одному из домов и заглянул в окно.
Лизавета! — крикнул он. — Ты что — спишь? А ну, открой окно...
Неправдоподобно тонкая, похожая на светлый стебель рука медленно протянулась и с трудом толкнула створки. Окно распахнулось, и рука спряталась.
— Здорово! — сказал Тимофей (так звали моего попутчика) и откашлялся.
— Здорово... — ответил тихий голосок внутри.
— Прочла?
— Прочла... — откликнулся тот же голосок.
— Смотри мне! — сказал Тимофей строго. — Вот пообедаю и приду. Марья Петровна знаешь, сколько по русскому задала? Закачаешься!
— А тетя Паня тебя уже искала...— сказал голосок.
Что я, кошелек с деньгами, чтоб меня искали? — проговорил Тимофей начальственно. — Меня искать нечего. Сказал «приду» — значит, приду.
Он перегнулся через подоконник.
— Давай тетради... — сказал он.
Я тоже заглянула в комнату. На кровати лежала девочка, бледная до восковой белизны. Теперь я близко видела ее лицо — нежное, с мягким овалом, с прозрачной, лишенной румянца кожей. Огромные темные глаза смотрели прямо на нас. Девочка медленно, осторожно улыбнулась, словно и улыбка, как движение, могли причинить ей боль.
— Давай тетрадку, слышь! — приказал Тимофей.
— Ой, испугалась... — сказала девочка, неслышно засмеявшись. — До чего ты, Тимофей, строгий, прямо страх...
— Покедова... — басом сказал он. — Покушаю и приду. Окошко закрывать, что ль?
— Покедова... — тоненько и тихо, как эхо, откликнулась девочка. — Не закрывай, не надо...
Тимофей отвалился грудью от подоконника, и мы пошли дальше.
— Что с этой девочкой? — спросила я после молчания. — Давно заболела?
— Пять лет лежит, — грустно сказал мальчик. — Болезнь у нее такая... Полиартрит — так учительница называет.
— Вот оно что! — сказала я медленно.
— Только я думаю, что у нее теперь уже не полиартрит, а целый артрит, — вздохнул Тимофей. — Раньше она хоть подниматься могла, а теперь не может. И ноги у нее уже не разгибаются — видели, как их свело? Ни сесть, ни встать. Мы с ней сидели за одной партой. Ну вот, я что ни день прихожу к ней, уроки учим. Она ничего, старается. Вот только по немецкому тройку схлопотала. У нас немка вредная.
Мы дошли до низкого заборчика и остановились.
— Мы тут живем... — сказал он застенчиво, и уши его снова порозовели.
Ну, до свиданья, Тимофей, — сказала я и протянула ему руку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте характер отношений между подростками.
2. Что можно сказать о человеческих качествах Тимофея и Лизы?
С и т у а ц и я 2.
Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказом. Но ближе к дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — говорила она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно... спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100м. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу — страшно или нет. Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть первые 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Каковы истинные мотивы обучения плаванию у Полины?
2. Что помогло Полине преодолеть страх?
3. Как вы понимаете дружеские и приятельские отношения между людьми?
С и т у а ц и я 3.
Федя с отцом возвращались пешком домой из дальнего похода. За плечами у них были рюкзаки. Оба устали, но скоро их ждала спортивная база и желанный отдых. Но что это? Отец вдруг свернул с прямой дороги и пошел к одиноко растущей молоденькой березке. Пошел вслед за отцом и Федя.
— Смотри, ветер ли или нахулиганил кто, — отец осторожно выпрямил полусломанный нежный ствол деревца со слегка увядшими листьями.
— Колышек надо, — сказал Федя и побежал вдоль дороги. Скоро деревце выпрямилось, туго перевязанное надежным бинтом, так кстати оказавшимся в рюкзаке Феди.
— Ну вот, теперь заживет, — сказал отец. И они пошли дальше. Несколько раз Федя оглядывался на березку. Ему казалось, что она благодарно машет им вершинкой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какое воспитательное воздействие оказал отец на сына в данной ситуации?
2. Какие воспитательные приемы он использовал?
3. Как вы думаете, отец решил оказать помощь деревцу по велению сердца или чтобы показать пример сыну с целью воспитания у него бережного отношения к природе?
4. Какой смысл вы вкладываете в экологическое воспитание?
Ситуация взаимопомощи
Оля и Митя ровесники, они выросли в одном доме и вот уже седьмой год вместе ходят в школу. Как-то раз в самое обыкновенное утро они, как обычно, шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряк дальнего плавания. Он сразу понравился и Оле и Мите. Видимо, моряк заметил внимание ребят, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся и наконец сказал:
— Извините меня, миледи! Прошу прощения, сэр! Мне кажется, у дамы устали руки. Если позволите, я донесу портфель. — И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Олиных рук портфель и зашагал рядом.
Всю оставшуюся часть пути до школы моряк весело и непринужденно разговаривал и шутил с ребятами. А перед самой дверью он вручил Олин портфель Мите, козырнул им и исчез. У самой школьной двери ребята столкнулись с Витькой Ко-совым и Андреем Карповым.
— Ха, — закричал Витька, — вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Или она больная? Или ты нанялся?
— Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал Андрей. — Витька, ты только погляди, какой он красный!
Митя ужасно смутился и на самом деле отчаянно покраснел. Но тут на выручку мальчишке пришла Оля. Как ни в чем не бывало, она сказала:
— Прошу, сэр, не обращайте внимание. Мы опаздываем.
И Митька вспомнил вдруг того веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал бы в такой момент портфель Оле. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Олю и назло Витьке, Андрею и всему белому свету помог девочке снять пальто.
Благодарю, сэр, — подыграла ему Оля и умчалась в класс.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте ситуацию с позиции Оли, с позиции Мити, с позиции их одноклассников, с позиции учителя.
2. Что такое гордость у человека? В чем она проявляется?
3. Какие воспитательные приемы продемонстрированы в данной ситуации?
Ситуация критики
Гмырю и Грекова вызвал арбитр, моложавая женщина с загорелым лицом.
— Нужно пояснить, почему не работают отправленные в Баку четыре прибора. По чьей вине? — спросил арбитр и выжидательно посмотрела на Грекова. Тот принялся объяснять.
— Меня интересует такой факт. Первые два прибора были получены бакинцами, испытаны и забракованы. Спустя неделю они получили еще два прибора и тоже забраковали, — произнесла арбитр. — Неужели печальный опыт с первыми двумя приборами сразу же не насторожил бакинцев? Маловероятно. Значит, будучи уверенными в правильности своих действий, они надеялись, что хотя бы последующие приборы будут хороши. Что вы думаете по этому поводу?
— Надо было сразу же его уволить, — сказал Гмыря.
— Кого? — не поняла арбитр.
— Хлопца, что первые два прибора испытывал. Все было бы в порядке! — Гмыря перешел в наступление.
В его голосе слышалось и уважение к арбитру, и обида за подозрение в недобросовестности. Он извлекал из папки множество справок, доказывая, что в других городах и регионах приборы работают «как часы».
— Обидно! Завод на трех международных выставках получал медаль, в несколько стран экспортируем свои приборы...
— Погодите, Василий Сергеевич, — прерывает арбитр. — Вы не то говорите. Кстати, вы у нас частый гость. И обычно в роли ответчика. Слишком часто стали вспоминать вашу продукцию. И отнюдь не добрыми словами.
Гмыря хлопнул себя по коленям и в изумлении откинулся на спинку кресла.
— Теперь я вам скажу. В Херсоне у моих соседей сына посадили в тюрьму за растрату. Кроме этого сына у них был второй сын — профессор математики, светлейшая голова, и третий сын — народный артист. И тем не менее все говорили о них. Это те, Браиловские, у которых сын растратчик! Никто не вспоминал второго и третьего ребенка. Это факт из жизни. Таковы люди, товарищ арбитр, — Гмыря скорбно умолк, поджав свои губы.
Греков рассмеялся. Женщина строго свела свои брови, но не выдержала и тоже улыбнулась.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О каких человеческих качествах говорит Гмыря?
2. Что можно сказать о Гмыре исходя из анализа ситуации?
3. Какие возможны варианты последствий данной ситуации?
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)
Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденышке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам, баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.
Командование на себя взял Игорь.
— Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревянную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.
Ситуация самовыражения
Настя была девочкой спокойной, скромной и тихой. О таких говорят — мухи не обидит. Максим и Олег — ее однокурсники — были весельчаками, балагурами, острословами, ребятами неспокойными, шумными и задиристыми. Как-то в перерыве в буфете парни стали шутить, подтрунивать над Настей. Сначала шутки были безобидные, но со временем становились все ехиднее, грубее, циничнее. От такого «внимания» Настя смутилась — по лицу было видно, как она переживает. От этого парни становились еще наглее, азартнее.
И тут вдруг вмешалась одна из девушек, из Настиной группы, знавшая и искренне уважавшая девушку:
— Вы чего это набросились на девушку?! Если она молчит, так вы себе можете позволять бестактность? Где ваша интеллигентность, будущие инженеры?
— А мы так самовыражаемся, — заявил Олег.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем говорит вам данная ситуация?
2. Как соотносятся в человеке образованность и воспитанность?
3. Как вы понимаете интеллигентность человека? Зависит ли она от уровня образования?
Ситуации выражения своего отношения к человеку
С и т у а ц и я 1.
Мама Ирины, молодой ученый, недавно защитившая докторскую диссертацию, преуспевала в науке и на службе. Постоянные поездки на конференции, симпозиумы, конгрессы привели к тому, что дочь не только перестала видеть мать, но и почти потеряла возможность с ней общаться (отца в семье давно не было, они с матерью развелись). Мать увлекалась своей научной и общественной деятельностью, а дочь глубоко страдала оттого, что ее совершенно забыл и забросил самый близкий ей человек. Сначала Ира глубоко переживала, плакала, часто и подолгу оставаясь одна в квартире. Потом в душе ее родилась обида.
Однажды у Иры в доме были гости. Мама Ирины, как бы играя с дочерью, привлекла ее рукой к себе и спросила у кого-то из гостей:
— Правда, Иришка на меня похожа?
Девочка напряглась, как струна, стремясь высвободиться из объятий матери.
— Ты что это, доченька? — спросила мать.
— Я не хочу быть на тебя похожей, ты противна мне, как противны твои гости, твои ученые речи, твои симпозиумы! И ты, и все вы бездушные люди... — Девочка ощутила в себе какую-то огромную силу и правоту и, отодвинув оцепеневшие руки матери, с чувством достоинства, преисполненная гордости, медленно ушла в другую комнату.
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Можно ли на основании данной ситуации судить о характере взаимоотношений между матерью и дочерью?
2. В чем педагогические ошибки матери в воспитании дочери?
3. Всегда ли большая занятость родителей своим любимым делом вызывает отрицательное отношение детей?
С и т у а ц и я 2.
В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал, был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:
— Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.
— Какой ценой? — остолбенел юноша.
— Ценой вашего падения.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Что больше всего ценил учитель в своих учениках?
2. Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка в отношении юноши.
С и т у а ц и я 3.
Таня — примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще и ворчит:
— Заснули, что ли?
Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:
— Танечка, разве можно так стучать?
— А ты что, оглохла?
Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.
Опять платье не выстирала? Голос - доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.
Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.
— У тебя вечно так...
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем вы видите просчеты воспитания Тани?
2. Как вы думаете, кто в этом виноват?
3. Что значит «быть» или «казаться»? «жить» или «демонстрировать себя»?
4. Что бы вы посоветовали Тане и ее маме?
С и т у а ц и я 4.
Прошел первый урок, второй... Третьим был урок истории, по которой Боря ничего, кроме пятерок, не получал. Учительница, Вера Петровна, всегда его спрашивала, когда был трудный материал или вызванный ученик не мог успешно ответить. Вот и сегодня кто-то плохо отвечал, и вдруг мальчик услышал:
— Боря Волков поможет...
Он встал и не знал, о чем говорить. Вера Петровна недовольно посмотрела на юношу и спросила кого-то другого. Объясняя новый материал, учительница заметила отсутствующий взгляд Бори, спросила его еще раз. Но, к ее удивлению, юноша не слышал, о чем она рассказывала. Ребята выжидающе смотрели то на Бориса, то на Веру Петровну. Они знали, что тем, кто не слушает, учительница ставит двойки. Что же будет сейчас? Отступит Вера Петровна от своего правила или сделает для Бори исключение? Учительница почувствовала настороженность учеников, ожидающих ее решения. Она с минуту колебалась, а потом все-таки объявила о двойке, доказывая и себе, и старшеклассникам, что для нее все равны и получают те оценки, которые заслужили.
Лишь потом все узнали, что у Бориса в ночь умерла бабушка, и он очень сильно переживал эту утрату.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Как бы вы поступили на месте учителя?
2. Что значит индивидуальный подход к ученику? Как он проявился в данной ситуации?
3. В чем состоят психологические основы оценивания результатов развивающего обучения? Могут ли при оценивании все ученики быть «равными» и одинаковыми для учителя?
Ситуация расхолаживания и дезорганизации
С и т у а ц и я 1.
В классе шум, грязь, школьники к уроку не готовы.
Садитесь, садитесь. Сходите кто-нибудь в учительскую, возьмите там карты на шкафу, — обращается учитель к классу.
Бросаются к выходу несколько мальчишек.
— Куда, куда! Пойдет один кто-нибудь, да поскорей.
— Можно мы вдвоем? — выкрикивает ученик с места.
— Ну, хорошо, только быстрее.
— И я с ними? — еще один ученик с места.
— Нет! Я сказал: пойдут двое!
— Вы же сказали, пойдет один? — сказал обиженно мальчик, вставший третьим.
Что? Ах, да... Что у вас там? Прекратите шум.
Шум продолжаясь, нарастает.
— И почему у вас всегда учебники открыты? Что это за мода такая? Вопрос такой: когда и как образовалось Древнерусское государство и причины его возникновения. Борисов! Сейчас же оставь его! — ученику, затеявшему возню с соседом по парте.
— Это не я! — с места кричит Борисов,
— Сейчас посмотрим, кто у нас пойдет отвечать. — Долго ищет по журналу нужную фамилию, в классе все притихли в ожидании.
С и т у а ц и я 2. Фрагмент урока.
Только Юрий Иванович, полный вдохновения, приступил к объяснению, как в дверь постучали:
— Завуч собирает сводку об отсутствующих. Кого нет в классе?
Выяснили, кого нет в классе.
Учитель снова начал рассказывать, но его опять прервали стуком в дверь:
— Сколько у вас в классе сегодня обедают?
После очередного «начала» вновь последовал стук в дверь, который уже вызвал у ребят смех. На сей раз это оказалась медсестра с объявлением, когда ученикам можно завтра посетить зубного врача.
А за 15 минут до окончания урока вошла завуч зачитать изменения в расписании в связи с болезнью учителей...
Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера
Два мальчика ведут разговор о главном герое фильма, который только что посмотрела группа мальчишек. Под руководстьом педагога обсуждаются поступки этого персонажа.
Условия ведения диалога таковы: один обосновывает свою точку зрения по поводу того, согласен он или не согласен с действиями и поступками героя. Второй должен сначала повторить то, что сказал ему первый, а затем высказать свою точку зрения. Затем первый, в свою очередь, повторяет все, что сказал второй, и потом продолжает развивать свои доводы и суждения.
Диалог длится примерно 10 минут, записывается на магнитофон или видеокамеру. Эксперты оценивают в баллах полноту и точность пересказа и первого и второго.
|
|
|