Навигация по странице:
|
Бордовская, Педагогика. Учебник для вузов спб Издательство " Питер",2000. 304 с. Серия Учебник нового века
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика направленности личности
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики исследователи получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить его основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека:
• личностной (на себя);
• деловой (на задачу);
• коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия (ВД) характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому правильнее будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты вы можете дать 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов (табл. 8) против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствую-
Таблица 8
Лист ответов (форма 1)
№ п/п
|
Больше всего
|
Меньше всего
|
№ п/п
|
Больше всего
|
Меньше всего
|
№ п/п
|
Больше всего
|
Меньше всего
|
№ п/п
|
Больше всего
|
Меньше всего
|
1
|
|
|
9
|
|
|
16
|
|
|
24
|
|
|
2
|
|
|
10
|
|
|
17
|
|
|
25
|
|
|
3
|
|
|
11
|
|
|
18
|
|
|
26
|
|
|
4
|
|
|
12
|
|
|
19
|
|
|
27
|
|
|
5
|
|
|
13
|
|
|
20
|
|
|
28
|
|
|
6
|
|
|
14
|
|
|
21
|
|
|
29
|
|
|
7
|
|
|
15
|
|
|
22
|
|
|
30
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
щую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Текст опросника
1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:
А. Оценка работы.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Известным игроком.
С. Капитаном команды, избранным остальными игроками.
3. Лучшие преподаватели — это те, кто:
А. Обладают индивидуальным подходом.
В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. В глазах учеников самые плохие преподаватели те, кто:
А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
А. Помогают другим, когда для этого представляется случай.
В. Всегда верны и надежны.
С. Интеллигентны, обладают широким кругом интересов.
6. Лучшими друзьями считаются те:
А. С кем складываются взаимные отношения.
В. Кто может больше, чем я.
С. На кого можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
А. Кто добился жизненного успеха.
В. Может сильно любить.
С. Отличается дружелюбием и приветливостью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А. Научным работником.
В. Начальником отдела.
С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А. Игры с друзьями.
В. Успехи в делах.
С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школы должна заключаться в:
А. Подготовке учеников к работе по специальности.
В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А. Система, далекая от демократической.
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
С. Невозможно проявить собственную инициативу.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.
С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми.
В. Работа меня удовлетворяет.
С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю:
А. Высокую оценку окружающих.
В. Чувство удовлетворения от выполненной работы.
С. Приятно проводить время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А. Отметили дело, которое я выполнил.
В. Похвалили меня за мою работу.
С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
А. Нашел ко мне индивидуальный подход.
В. Подтолкнул меня к более интересной работе.
С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства.
В. Неуспех при выполнении важной задачи.
С. Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
А. Личный успех.
В. Общую работу.
С. Практические результаты.
20. Очень мало людей:
А. Действительно радуются выполненной работе.
В. С удовольствием работают в коллективе.
С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
В. Отказ от всего нового.
С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
В. Помогать другим в общем деле.
С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
А. Требовательно.
В. Пользуется авторитетом.
С. Доступно.
24. На работе я хотел бы:
А. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблемы.
С. Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
Таблица 9
Ключ к опроснику Смекала—Кучера
Направленность
|
на себя (НС)
|
на взаимодействие (ВД)
|
на задачу (НЗ)
|
1.А
|
11.В
|
21.С
|
1.С
|
11.С
|
21.А
|
1.В
|
11.А
|
21.В
|
2. В
|
12. В
|
22. С
|
2. С
|
12. А
|
22. А
|
2. А
|
12. С
|
22. В
|
З.А
|
13. С
|
23. В
|
З.С
|
13. А
|
23. С
|
З.В
|
13. В
|
23. А
|
4. А
|
14. С
|
24. С
|
4. В
|
14. А
|
24. А
|
4. С
|
14. В
|
24. В
|
5. В
|
15. А
|
25. В
|
5. А
|
15. С
|
25. А
|
5. С
|
15. В
|
25. С
|
6. С
|
16. В
|
26. В
|
6. А
|
16. С
|
26. А
|
6. В
|
16. А
|
26. С
|
7. А
|
17. А
|
27. А
|
7. С
|
17. С
|
27. В
|
7. В
|
17. В
|
27. С
|
8. С
|
18. А
|
28. В
|
8. В
|
18. С
|
28. С
|
8. А
|
18. В
|
28. А
|
9. С
|
19. А
|
29. А
|
9. А
|
19. В
|
29. С
|
9. В
|
19. С
|
29. В
|
10. С
|
20. С
|
30. С
|
10. В
|
20. В
|
30. А
|
10. А
|
20. А
|
30. В
|
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
А. Дирижером.
В. Солистом.
С. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
А. Смотря детективные фильмы.
В. В общении с друзьями.
С. Занимаясь своим увлечением.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
А. Выдумал интересный конкурс.
В. Выиграл бы в конкурсе.
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
В. Как достичь цели.
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
А. Другие были довольны им.
В. Выполнить прежде всего свою задачу.
С. Не нужно было укорять его за работу.
Обработка результатов. Если указанная в ключе (табл. 9) буква занесена в рубрику “ Больше всего”, то испытуемому ставится знак “+” по данному виду направленности.
Таблица 10
Форма 2
|
НС
|
ВД
|
НЗ
|
Количество «+»
|
|
|
|
Количество «-»
|
|
|
|
Сумма
|
|
|
|
+30
|
|
|
|
Таблица 11
Итоговая таблица (пример)
|
НС
|
ВД
|
НЗ
|
Количество«+»
|
+8
|
+10
|
+12
|
Количество «–»
|
-11
|
-11
|
-8
|
Сумма
|
-3
|
1
|
+4
|
+30
|
+27
|
+29
|
+34
|
Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался (табл. 10). Также подсчитывается количество «-».
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу (табл. 11) в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90
|
|
|