Главная страница

Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное


Скачать 4.69 Mb.
Название Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное
Анкор Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Дата 30.04.2017
Размер 4.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Тип Учебник
#4888
страница 4 из 58
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
§ 7. Политический режим

Политический режим — это способ властвования, который ха­рактеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осущест­вления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической сво­боды в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования госу­дарства как социального явления находили применение семь видов политического режима (рис. 1.5).

1. Деспотический режим (от греч. despoteia— неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вы­нужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотиче­ском государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — ре­лигия, она является обязательной и для государя.

§ 7. Политический режим

25



Рис. 1.5. Виды политических режимов

Для деспотии характерно жестокое подавление любой само­стоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают сво­ей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют со­деянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия — это в основном уже историческое прошлое. Со­временный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. — мучитель) устанавливает­ся, как правило, на территории, подвергшейся военному завоева­нию. Он основан на единоличном правлении, однако характе­ризуется наличием института наместника, а не института до­веренного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

26 Глава 1. Теория государства

Овладение территорией и населением другой страны связа­но, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская им­перия). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представ­ляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим об­стоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужо­го народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей вла­стью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государствен­ная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социаль­ной жизни задается правящей элитой. Среди таких представле­ний выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: ны­нешнее поколение будет жить при коммунизме), экономиче­ская (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка За­пад), патриотическая или державная и др. Причем идея форму­лируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необра­зованные. Искренней поддержке власти населением способст­вует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ве­дущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые пра­вильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппара­тов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Цен­тром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непо­грешимым, справедливым, неустанно думающим о благе наро­да. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко пресле­дуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнитель-

§ 7. Политический режим 27

ных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокура­тура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, по­скольку именно им предстоит применять насилие, носящее ха­рактер террорафизического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государ­стве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ог­раничивается в правах и свободах, хотя формально они могут да­же провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма — милита­ризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного ла­геря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обога­титься, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеоло­гии, которая возводится в ранг государственной. Главная посыл­ка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в ми­ровом сообществе, а посему достойной лучших жизненных ус­ловий. Существование других наций допускается, но на под­собных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги снача­ла выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществле­нию своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыва­нию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри госу­дарства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

28 Глава ]. Теория государства

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В ос­тальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие счита­ют фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноци­де. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в от­ношении собственного народа, а в фашистском — в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

5. Авторитарный режим (от лат. — властный), хотя по сравне­нию с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не кон­тролируется народом. Несмотря на то что существуют предста­вительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти неко­ей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим прави­лам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централи­зовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не полу­чено разрешение из центра.

Решения центральной власти, не учитывающие экономиче­ские, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не доброволь­но, и поэтому приходится в немалой дозе применять принужде­ние. Вот почему авторитарное государство опирается на поли­цейский и военный аппарат (Испания периода правления Фран­ко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также вне­судебные методы расправы (психиатрические больницы, выдво­рение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В по­литической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правя­щей партией, в противном случае они будут разогнаны.

§ 7. Политический режим 29

Личность не пользуется конституционными правами и свобо­дами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитар­ное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государст­во демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (эко­номических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модерниза­ции.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Вьетнам). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыноч­ным отношениям.

6. Либеральный режим (от лат. — свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Ис­торически он возник как реакция на чрезмерную регламента­цию общественной жизни и опирается на либеральную идеоло­гию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граж­дан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржу­азного государства, могут существовать только между равны­ми и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства госу­дарства в социальную сферу пока нет и быть не может. Про­возглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит час­то как вольнодумство и даже как попустительство (отноше­ние к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная соб­ственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только

30 Глава 1. Теория государства

устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаро­производителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необ­ходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансо­вых возможностей тех или иных партий или отдельных канди­датов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государст­венные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осу­ществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Рос­сия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. — народовластие) — это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Шве­ция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществле­ния всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в госу­дарстве здесь также избираются, но критерием избрания явля­ются не политические, а их профессиональные качества. Широ­кое развитие ассоциативных связей на всех уровнях обществен­ной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народ­ные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные

§ 8. Государственный аппарат 31

комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и инте­ресы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно но­вый характер: наряду с правом как главным социальным регу­лятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличитель­ные признаки демократического государства.

Демократия — это явление высокоорганизованного граж­данского общества. Для ее установления необходимы соответ­ствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из кото­рых — собственники; высокий уровень развития представи­тельных учреждений и политического сознания людей, их зна­чительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сде­лать следующие выводы:

  1. политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднима­ется человечество;

  2. разные страны и народы переходят от одного вида поли­тического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические ус­ловия;

  3. смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) про­исходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт на­шей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

§ 8. Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм государства) — это ие­рархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, на­пример, от политических партий, хозяйственных организаций,

32 Глава 1. Теория государства

социально-культурных учреждений. Во-первых, государствен­ный орган призван выполнять управленческую деятельность, от­вечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вто­рых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право да­вать указания (конкретные, или индивидуальные, либо норма­тивные), имеющие обязательный характер. Например, предпи­сание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую сани­тарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а та­кие, как установление оплаты проезда в транспорте, налогов, обязанности регистрации вновь организуемой фирмы, — к чис­лу нормативных. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый го­сударственный орган имеет: а) государственное, казенное имуще­ство, которое находится в его оперативном управлении; б) фи­нансовые средства (свой счет в банке), основной источник ко­торых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служеб­ной подчиненности и служебную дисциплину.

Деятельность государственного аппарата протекает в основ­ном в правовых формах, к которым относятся:

правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, ко­гда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

правоисполнительная — деятельность по реализации юриди­ческих норм, в том числе по изданию индивидуально-конкрет­ных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении ор­деном;

правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юриди­ческой ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведе­нию в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получаю­щих заработную плату в государственном органе согласно зани-

§ 8. Государственный аппарат 33

маемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок ис­пользования ими властных полномочий — в должностной ин­струкции.

Классификация государственных органов. Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодательные (представительные); 2) исполнительные и 3) правоохранитель­ные органы. Президент является главой государства, координи­рует деятельность всех этих органов.

Законодательные органы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще предста­вительной. Именно на основе выборов граждане передают сво­им депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их мораль­ном приоритете и верховенстве. Считать же, что законодатель­ная власть — юридически высшая власть в государстве, — не­верно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Феде­рации и Государственной Думы. Имеются представительные ор­ганы и в субъектах Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: Дума, Законодательное собра­ние, Меджлис, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интересы народа органы местного само­управления, которые принимают некоторые нормативные по­ложения.

Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

  1. создавать законы;

  2. рассматривать вопросы государственных финансов (гос­бюджет);

  3. назначать высших должностных лиц (судей судов высших инстанций, главу Центрального банка, Генерального прокурора и др.);

  4. осуществлять контроль за деятельностью правительства.

Являясь одним из высших органов государственной вла­сти, парламент выполняет основную законотворческую рабо­ту. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. Во-пер­вых, законы должны отражать волю народа, во-вторых, они максимально должны соответствовать объективной реально-

34 Глава 1. Теория государства

сти, в-третьих, не идти вразрез с Конституцией РФ. Эти ог­раничения касаются и других законодательных органов.

Особенность законодательной власти в том, что законода­тельные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается толь­ко через законодательные акты, которые не должны противоре­чить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Исполнительные органы. Исполнительная власть составляет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и раз­ветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют го­сударственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. которая носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на за­коне, направлены на исполнение закона и не должны ему про­тиворечить. Отсюда их название — исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительство, которое непосредственно осуществ­ляет управление страной во главе с премьер-министром (предсе­дателем, главой правительства). Центральными исполнитель­ными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Испол­нительная власть среднего уровня осуществляется администра­циями (правительствами) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь.людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая подчиненность. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в от­ношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнительными органами власти в стране. Вообще же перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осущест­вление экономических, социальных функций государства, за­щита конституционного строя, правопорядка и др.

Исполнительные органы имеют право законодательной ини­циативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно широко. Около 80% рассматриваемых парламентом законопро­ектов предлагаются правительством. Кроме этого исполнитель-

§ 8. Государственный аппарат 35

ные органы наделены правом делегированного, т. е. переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

Правоохранительные органы. Названные органы также обра­зуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними.

Правоохранительная система — это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть), К ним относятся Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды вы­полняют правоохранительные функции только в той части, ко­гда они защищают права человека от противоправных посяга­тельств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рас­сматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Консти­туционный Суд — высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнитель­ные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т. е. за­нимается разрешением споров на основе действующего законо­дательства, рассматривает уголовные, административные, граж­данские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исходя из общего смысла и принципов за­конодательства, главным из которых является принцип спра­ведливости. Суд и справедливость — понятия неразделимые, потому что справедливость является главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Су­дебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судов нижестоящих.

3 6 Г л а в а 1 . Теория государства

Таким образом, судебная власть — это специфическая незави­симая власть.

Существует множество и других правоохранительных орга­нов.

Прокуратура — орган, который осуществляет надзор за со­блюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми го­сударственными органами, юридическими и должностными ли­цами, общественными объединениями. Не остаются без при­смотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществ­ляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий го­сударственные интересы в суде. Осуществляя уголовное пресле­дование в суде, прокурор выступает в качестве государственно­го обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция — это орган, который призван охранять закон­ность и правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений, не от­носящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, к категории тяжких.

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужден­ных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Феде­ральную службу безопасности, стоят на страже национальной безопасности страны. Они выявляют посягательства на консти­туционный строй, защищают экономическую безопасность России. Одной из сторон их деятельности является защита кон­ституционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном негласные методы работы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка — государственный орган, ставший само­стоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление ин­формации, показывающей действительную роль и значение стра-

§ 8. Государственный аппарат 37

ны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат — это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследствен­ных прав, засвидетельствование документов для придания им дос­товерности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Финансовая полиция осуществляет контроль за соблюдением финансового, в частности налогового, законодательства, а в слу­чае выявления серьезных его нарушений осуществляет рассле­дование и сбор необходимых доказательств для применения санкции.

Таможенные органы — это, с одной стороны, органы, кото­рые ответственны в определенной мере за экономическую без­опасность страны, а с другой — органы, способствующие попол­нению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

Адвокатура — это не государственная организация, а добро­вольное объединение лиц, профессионально занимающихся адво­катской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. За­дача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организа­ции вступают в какие-либо отношения с другими правоохрани­тельными органами, а также между собой.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопро­сам, устные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правово­го характера;

осуществляют представительство в суде и других государст­венных органах по гражданским делам и делам об администра­тивных правонарушениях;

участвуют в предварительном следствии и в суде по уголов­ным делам в качестве защитников, представителей потерпев­ших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают и иную юридическую помощь, причем законодательство предусматривает, что в определенных случаях такая помощь оказывается гражданам бесплатно. Структура го­сударственного аппарата приведена на рис. 1.6.

38

Глава 1. Теория государства



Рис. 1.6. Структура государственного аппарата

Должностные лица и работники государственного аппарата хотя непосредственно и не заняты в производстве материаль­ных благ, однако выполняют весьма важные социально полез­ные функции. Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управленческую деятельность, тре­буется немало финансовых средств. Неоправданное расшире­ние бюрократического слоя создает для общества опасность «самопоедания». Но есть и худшая опасность: бюрократия мо-

§ 9. Правовое и социальное государство 39

жет существенно ограничить участие масс в политической жиз­ни. Бюрократия справедливо рассматривается как «необходи­мое зло». Да, без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее со­действии народ отдаляется от принятия решений, которые су­щественно затрагивают его положение. Мера нужна во всем, и в деле определения объема государственного аппарата в том числе.

§ 9. Правовое и социальное государство

I. Правовое государство.

Правовое государство — это продукт нового времени, а точ­нее — XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как сред­ство управления. Правовое государство — это государство, при­обретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мери­лом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет рань­ше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632—1704), фран­цузского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689—1755), немецко­го философа И. Канта (1724—1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реа­лиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблю­дением определенной процедуры, что позволяет их оценить с раз-

40 Глава 1. Теория государства

ных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть — это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разде­лить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, ра­ка и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих за­конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодатель­ная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о рас­пределении функций в государственном управлении, о рассредото­чении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не под­чиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, преду­сматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определен­ных условиях может быть досрочно распущен королем или пре­зидентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава прави­тельства, министры во многих странах назначаются с согласия

§ 9. Правовое и социальное государство 41

парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импич­мента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты дру­гих ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1. предотвратить злоупотребление властью;

  2. повысить профессионализм в государственном управле­нии;

  3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;

  4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечест­ва в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на
жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жи­
лища, право на образование, социальное обеспечение, судеб­
ную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.
В правовом государстве существуют реальные экономические, по­
литические, духовные предпосылки для их реализации.


Конкретное право — это кусочек свободы. О том, что лич­ность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредель­ным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы челове­ка и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отноше­
ния между государством как носителем политической власти и
гражданином как участником ее формирования и осуществле­
ния должны строиться на началах равенства и справедливости.
Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих
же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и
действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать спра­
ведливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву, государственные органы не могут нарушать его предписа-

42 Глава 1. Теория государства

ния и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисцип­линарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражда­нам, причиненный незаконными действиями должностных лиц. На тех же правовых началах строится ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного при­нуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного пра­вонарушения.

П. Социальное государство.

Социальное государство — это более высокая ступень госу­дарственности. Если исходить из термина, то его можно опре­делить как государство, служащее интересам общества. Пожа­луй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных ка­тегорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная за­щита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходи­мый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства обще­ства, а именно трудоспособных.

1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граж­дан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщи­ками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь дос­таточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

2 Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребно­стей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя бы-

§ 9. Правовое и социальное государство 43

ло купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, дос­таточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немало­важно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политиче­ские потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможно­стей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и же­лания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреж­дений.

  1. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев насе­ления. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достой­ном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были актив­ными членами общества и сполна вложили свой труд в его про­цветание.

  2. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного су­ществования, удобство дорожного и транспортного обслужива­ния повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осу­ществляемый в интересах людей, — важная характеристика со­циального государства.

  3. Минимизация социальных различий. В обществе существу­ют различные страты, в пределах которых имеются также раз­личия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для обще­ства, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность рабо­ты, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства ра­ботников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается до­пустимым, если доход высшего и низшего слоев общества раз-

44 Глава 1 . Теория государства

личается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

  1. Реализация социальной справедливости. Социальную спра­ведливость в упрощенном варианте можно определить, как соот­ветствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот\;чет. Однако большин­ство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значитель­ные богатства, накопленные многолетним трудом всего россий­ского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

  2. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, же­лательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фер­меров США и Европы в течение многих лет выращивали про­дукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспор­та. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рас­сматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомо­бильных дорог возмущенными фермерами.

  3. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукосни­тельном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятель-ных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

§ 10. Государство и гражданское общество

О гражданском обществе, так же как о правовом государст­ве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право-

§ 1 0 . Государство и гражданское общество 45

вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это по­нятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономи­ческими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодейст­вующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, цело­стной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)-

Признаками (особенностями) гражданского общества явля­ются следующие:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владе­ния собственностью;

широкие связи между членами общества;

наличие подконтрольной государственной власти, преодо­левшей отчуждение от общества. Носители такой власти — все­го лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать пробле­мы общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

использование компромисса, согласования позиций в каче­стве основных способов решения конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспе­ченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентиро­ванный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру {рис. 1.7), состав­ляющие которой — в основном различные общественные образова­ния и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллек­тивов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

нации, национальные движения;

классы, коалиции классов;

общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);





46 . . Глава 1. Теория государства


Тоталитарное общество Гражданское общество

Рис. 1.7. Структура гражданского общества

политические партии;

политические движения;

массовые общественные движения (защитников окружаю­щей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.);

профсоюзы;

религиозные организации;

общественные организации (общество любителей пива, об­щество спасения на водах и т. п.);

союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, про­мышленников);

общества потребителей;

трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы;

семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом про­цессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать

§ 1. Социальные нормы и место права в их системе 47

воздействие прежде всего на правотворческую деятельность го­сударства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная дея­тельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо­мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей спо­собны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государ­ства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей глас­ности. И тем не менее судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматри­ваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58