часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению.
Правило поведения, содержащееся в норме права, предусматривает модель поведения в определенной ситуации. Поэтому прежде всего необходимо определить, указать эту самую си-
§ 3. Нормы права 61
туацию или условия, при которых данная норма права начинает действовать. Например, нормы об уголовной ответственности действуют лишь в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности. Или норма о праве вступления в брак действует, если жених и невеста достигли 18 лет, согласны стать супругами, не являются близкими родственниками, не состоят в другом браке. В Семейном кодексе указаны и условия, делающие заключение брака невозможным: наличие уже зарегистрированного брака, психической болезни и, наконец, наличие близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак. Все эти условия в совокупности составляют гипотезу правовой нормы. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным жизненным случаем, с определенным человеком, временем и местом.
Диспозиция — это часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является сердцевиной, стержнем, основной частью нормы права.
Так, диспозиция нормы может предоставлять какое-нибудь право (в нашем примере — право на вступление в брак), а может устанавливать обязанность (например, Гражданский кодекс РФ устанавливает обязанность продавца сообщить покупателю о скрытых недостатках вещи).
Санкция — часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией.
Санкция — это завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права. Так, родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их, содержать и т. д. В том случае, если они не будут этого делать, они могут быть лишены родительских прав.
Структура нормы может быть представлена в виде следующей формулы:
Если - То - Иначе
62 Глава 2. Теория права
Элемент «если» соответствует гипотезе, элемент «то» — ее диспозиции, а элемент «иначе» или «а в противном случае» — санкции.
Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регулировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией. Одним словом, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юридической нормой не является.
Способы изложения норм права. Сразу следует заметить, что норма права и статья закона — это не одно и то же. Как правило, они не совпадают. И это не случайно. Часто из соображений экономичности законодатель объединяет общие положения норм (например, гипотезы) и помещает их в одних статьях, а другие части нормы излагаются в других статьях закона.
Первый способ: норма права излагается в нескольких статьях закона. Иногда диспозиция и санкция содержатся в одной статье, а гипотезу следует искать в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в Общую часть. В Гражданском кодексе иначе: санкциям посвящена особая глава в части I, предусматривающая меры защиты, конкретные же виды договоров (диспозиции) содержатся в части П.
Второй способ: в одной статье нормативного акта содержится одновременно несколько норм. Это отличительная особенность статей Семейного кодекса РФ. Так, ст. 125 СК РФ содержит сразу четыре нормы, касающиеся порядка усыновления: 1) усыновление осуществляется судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка; 2) права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка; 3) суд обязан в течение трех дней направить выписку из этого решения в орган загса по месту вынесения решения; 4) усыновление ребенка подлежит государственной регистрации органом загса.
§ 4. Структура права 63
Третий способ: норма права «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в таких случаях часто дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы, употребляя, к примеру, слова «ответственность наступает по статье...» (далее следует название нормативного акта). Но бывает и так, что отсылку к конкретной статье законодатель не дает, называя лишь нормативный акт. Так, ст. 264 УК РФ гласит: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее... наказывается...» Более того, встречаются и случаи, когда отсутствует и название нормативного акта, где может содержаться недостающая часть нормы. В данном случае обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству». Это самый неудобный случай изложения правовых норм, и было бы лучше, если бы он использовался как можно реже.
§ 4. Структура права
Структура права — это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.
Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.
Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).
1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения
64 Глава 2. Теория права
Рис. 2.3. Структура права
с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, • из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.
Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в медународ-но-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.
2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.
§ 4. Структура права 65
Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.
Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.
3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулиру
ют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жиз
ни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена
непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без
искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во
всех государствах этот слой права по своему объему незначите
лен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Ре-
ферендумные нормы имеют более высокую юридическую силу
по сравнению с законодательными актами и зачастую являются
основой для разработки и принятия последних.
«Референдумное право» — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.
4. Нормы, изданные государством, или законодательные. Эти
нормы разрабатываются и принимаются различными федераль
ными государственными органами (Госдумой, Президентом,
Правительством, министерствами и ведомствами); Норматив
ные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие
наименования (законы, указы, постановления, инструкции).
Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, кото
рые вместе с общефедеральными образуют единую иерархиче
скую систему. Программа, содержание всех этих юридических
норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на ос
нове принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоя
щим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и по
этому имеющим высшую юридическую силу.
66 Глава 2. Теория права
В нашем государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.
5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабаты
ваемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными,
внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их на
именование, как нормы локальные (местные), хотя этот тер
мин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их
с нормами, принимаемыми органами местного самоуправле
ния.
Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на сле
дующую закономерность: чем выше уровень экономики той
или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (инди
видуальных или коллективных), проживающих или находящих
ся на ее территории, и, следовательно, тем большее распро
странение получают нормы корпоративные, позволяющие ор
ганизациям самостоятельно определять параметры своего
поведения. В промышленно развитых странах доля корпоратив
ных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и
по своему объему они существенно опережают нормы законо
дательные. '
6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Дого
вор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что
договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе
их заключения также вырабатываются и правила поведения.
Нормативность регулирования в данном случае носит усечен
ный характер: договорные нормы не применяются в отноше
нии всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нор
мативность правил поведения, установленных в договоре, осо
бенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.
Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рас-
§ 4. Структура права 67
сматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.
Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.
В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.
Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев», права могут быть в свою очередь сгруппированы.
Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.
Нормы, принятые на референдуме, и нормы законодательные, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования
68 Глава 2. Теория права
и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).
Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.
§ 5. Система права
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права (рис. 2.4) отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специализацию).
Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.
А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:
]) отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отноше-
§ 5. Система права
69
Система права
Материальное право
Процессуальное право
• 1} конституционное
2) гуманитарное
3) избирательное
4) парламентское
5) административное
6) финансовое 7}налоговое 8) бюджетное 9} банковское
■ 10) предпринимательское
■11) гражданское
12) торговое (коммерческое)
■ 13) жилищное
14)авторское
15) патентное
16)наследственное
семейное
природоресурсное
аграрное
экологическое 21)трудовое
22) право социального обеспечения 23)уголовное
-» 1} конституционный процесс
избирательный процесс
администратмвно-процессуальное право
бюджетный процесс
налогово-процессуальное право
дисциплинарный процесс
гражданский процесс
арбитражный процесс
уголовный процесс
10) гражданеко-исполнмтельное
право
11)уголовно-исполнительное право
Рис. 2.4. Система права
ния землепользования — земельное право, имущественные отношения — гражданское право, управленческие отношения — административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, — уголовное право и т. п.);
2) подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
70 Глава 2. Теория права
Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли
«старые», где накоплен значительный массив правовых норм.
Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское
право. Военно-уголовное право — это подотрасль уголовного
права; ^
-
институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
субинститут права — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);
норма права — обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права — правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их клас-
§ 5. Система права 71
сификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.
Материальное право — это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право — закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;
административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты — Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;
предпринимательское право — это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты — Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.;
гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) — основной нормативный акт. Граж-
72 Глава 2. Теория права
данское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;
жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт —- Жилищный кодекс РСФСР;
семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ;
природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);
экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды — основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);
трудовое право регулирует общественные отношения, свяг занные с применением наемного труда. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ (ТК).
Право социального обеспечения — подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;
уголовное право — система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ (УК).
Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых — установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);
§ 5. Система права 73
гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);
арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).
В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.
Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрис-дикционных органов:
уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);
гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Особое положение занимает международное право — система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права — обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств (рис. 2.5).
С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
74
Глава 2. Теория права
тбсв нВ от
-* 1) права человека
-* 2) право высших сношений
(дипломатическое и консульское право)
-* 3) право международных организаций -* 4) право международных договоров -* 5) финансовое право -* 6) инвестиционное право -•• 7) торговое право 8) морское право — 9) воздушное право
космическое право
экологическое право 12)информационное право
уголовное право
гуманитарное право
процессуальное право
(право мирного разрешения споров)
права человека
право высших сношений (дипломатическое и консульское право)
право международных организаций
право международных договоров
финансовое право
инвестиционное право
торговое право
морское право
воздушное право
космическое право
экологическое право
информационное право
уголовное право
гуманитарное право
процессуальное право
г
оьср писевр. на тбрепдавФвн аж ерно.вхт нао е мие оДвынрлевд ил
;
§ 6. Формы (источники) права 75
жит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.
Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.
Источники п р а в а — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» —- это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе рефе-рендумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права — это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.
Выделяют три основные формы права.
I. Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.
Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
76 Глава 2. Теория права
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;
устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
неопределенность, что является результатом незафиксированное™ в письменном виде;
небольшая сфера распространения, местный характер.
П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.
Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
§ 6. Формы (источники) права 77
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:
прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;
прецедент допускает возможность произвола;
объем действия прецедента не определен.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
III. Нормативный акт. Как источник права — это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах — религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций — прецедент).
78 Глава 2. Теория права
И не случайно. Нормативный акт — очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:
нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;
нормативные акты как бы исходят из единого центра, поскольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;
нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;
если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.
|