Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога
Нормативный статус психолога.
Личностный рост равен росту профессиональному (в психологии). Для анализа профессиональной деятельности выделяют 4 блока:
развитие личности самого психолога;
профессиональная деятельность;
профессиональное общение;
результаты работы, результаты труда.
Права психолога.
Самостоятельная выработка собственной концепции, выполнение профессиональных обязанностей (свое видение);
Психолог имеет право принимать участие во всех сторонах деятельности организации;
Вырабатывать рекомендации психологического характера администрации и другим структурам, обратившимся за помощью;
Поддерживать профессиональные связи с разными структурами, лицами, которые способствуют выполнению ваших профессиональных задач.
Обязанности психолога.
Руководствоваться законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством РФ, нормативными документами Министерства образования РФ, Положением о психологической службе образования;
-
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
Знать новейшие достижения психологической науки;
Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и др. видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации;
-
Хранить профессиональную тайну, не распространить сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы;
Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
Критерии деятельности психолога.
Профессионализм: стаж практической работы, разряд, переподготовка, участие в семинарах, наличие статей и собственных разработок.
Результативность: количество сделанного в соответствии с главной целью работы.
Эффективность деятельности.
Документация психолога.
План работы.
Заключение по результатам диагностики.
Журнал консультаций.
Журнал учета групповых форм работы
Индивидуальные карты. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
Программа работы педагога-психолога с группой. Результаты психологической работы.
Коррекционная работа (обязательна для учреждений специального образования)
Программа коррекционно-развивающих занятий (обязательна для учреждений специального образования).
Наличие авторских программ, если по ним работать.
Аналитический отчет за год о проделанной работе.
Этические нормы работы психолога.
Не навреди.
Полная добровольность участия человека в любых психологических мероприятиях.
Защита результатов диагностики от посторонних лиц.
Кодирование, дозировка и педагогическая интерпретация психологической информации.
Делать только то, что умеете делать.
В своих интерпретациях и рекомендациях воздерживаться от оценочных суждений.
Использовать в работе валидные методики (только те, что проверены).
Нельзя передавать методики учителям, руководителям или еще кому-то.
РАЗДЕЛ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – одна из наиболее качественно изученных отраслей науки.
Возрастная психология изучает особенности психического развития в онтогенезе.
Предметом исследования ВП является:
Возрастная динамика,
Закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на возрастных этапах жизни.
Возрастная психология связана с рядом отраслей психологии. Например, ее связь с общей психологий заключается в том, что в психологии личности, например, изучается мотивация, самосознание, ценностные ориентации и др.; а ВП отвечает на вопрос, - когда эти образования появляются у личности, каковы их особенности в каждом из возрастов человека.
Связь возрастной психологии с социальной психологией проявляется в том, что социальная психология дает возможность изучить становление ребенка в зависимости от групп, в какие он входит (детский сад, класс, семья, уличная компания и т.д.). Связь с педагогической психологией в том, что педагогическая психология изучает целенаправленное обучение и воспитание ребенка взрослыми.
Кроме возрастных закономерномернотей развития, у каждого есть индивидуальной особенности, их изучает дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем развития параметров психики.
Возрастная психология характеризует разные возрастные периоды, т.е. циклы развития, оперируя такими понятиями, как возраст, детство (психологический возраст может не совпадать с хронологическим). Каждый возраст как цикл развития специфичен и по структуре и по динамике. Возрастной период всегда имеет границы, причем, эти границы возраста могут сдвигаться (в зависимости от эпохи, конкретной ситуации и др. причин). Особенно «плавают» границы подросткового возраста.
Начальный период развития человека образует детство – историческое явление, содержание и продолжительность которого в филогенезе разная: в первобытном обществе детство – самое короткое, в средние века – больше, а у современного ребенка оно растянулось во времени и наполнилось сложным содержанием, разными видами деятельности. Специфика детства определяется социально-экономическим и культурным уровнем развития общества, в котором живет ребенок.
Традиционно детством считается период от рождения до 7 лет. Возрастные периоды отличают сравнительно медленные качественные и количественные изменения при переходе от возраста к возрасту. Эти изменения зависят от следующих факторов: биологического созревания и физиологического состояния организма, от места ребенка в системе отношений его с другими людьми, достигнутый к каждому из возрастов уровень интеллекта и личностного развития.
Р.С. Немов назвал изменения, связанные с этими факторами, эволюционными (сравнительно медленные в отличие от революционных, более глубоких и быстрых).
А изменения под влиянием ситуаций он назвал ситуационными (такие изменения могут происходить, например, в специально организованных условиях обучения).
Первые два вида устойчивы и меняют человека как личность, не требуя систематического подкрепления, а последние изменения обратимы и укрепляются в постоянных упражнениях.
В предмет возрастной психологии (психологии развития) входят движущие силы и законы психического развития - факторы, источники, причины психического развития.
Таким образом, в предмет возрастной психологии входят несколько составляющих:
Изучение основных особенностей психологии развития ребенка и представление их в виде факторов и теорий;
Сочетание психологии и поведения индивида в определенном психологическом возрасте;
Движущие силы, условия и законы психического развития личности.
Из предмета возрастной психологии вытекают и ее задачи:
-
Проблема органической и средовой обусловленности психического развития личности. Известно, что генетические аномалии приводят к задержке психического развития, а среда может стать и фактором совершенствования личности, и фактором деградации.
Проблема влияния стихийного и организованного воспитания на развитие детей.
Как соотносятся задатки и способности в развитии ребенка и другие.
Отрасли, входящие в возрастную психологию как науку, таковы:
Детская психология (психология дошкольника);
Психология младшего школьника;
Психология подростка;
Психология юности;
Психология взрослого человека;
Геронтология – психология преклонного возраста.
К интересным выводам пришли, например, геронтологи: границы сохранения активной жизни дальше, чем предполагалось – они могут быть смещены за счет определенной организации жизни HS.
|
|
|