Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 34 из 96
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   96

14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога


Нормативный статус психолога.

Личностный рост равен росту профессиональному (в психологии). Для анализа профессиональной деятельности выделяют 4 блока:

  1. развитие личности самого психолога;

  2. профессиональная деятельность;

  3. профессиональное общение;

  4. результаты работы, результаты труда.

Права психолога.

  1. Самостоятельная выработка собственной концепции, выполнение профессиональных обязанностей (свое видение);

  2. Психолог имеет право принимать участие во всех сторонах деятельности организации;

  3. Вырабатывать рекомендации психологического характера администрации и другим структурам, обратившимся за помощью;

  4. Поддерживать профессиональные связи с разными структурами, лицами, которые способствуют выполнению ваших профессиональных задач.

Обязанности психолога.

  1. Руководствоваться законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством РФ, нормативными документами Министерства образования РФ, Положением о психологической службе образования;

  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

  3. Знать новейшие достижения психологической науки;

  4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и др. видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

  5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

  6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации;

  7. Хранить профессиональную тайну, не распространить сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы;

  8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

Критерии деятельности психолога.

  1. Профессионализм: стаж практической работы, разряд, переподготовка, участие в семинарах, наличие статей и собственных разработок.

  2. Результативность: количество сделанного в соответствии с главной целью работы.

  3. Эффективность деятельности.

Документация психолога.

  1. План работы.

  2. Заключение по результатам диагностики.

  3. Журнал консультаций.

  4. Журнал учета групповых форм работы

  5. Индивидуальные карты. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.

  6. Программа работы педагога-психолога с группой. Результаты психологической работы.

  7. Коррекционная работа (обязательна для учреждений специального образования)

  8. Программа коррекционно-развивающих занятий (обязательна для учреждений специального образования).

  9. Наличие авторских программ, если по ним работать.

  10. Аналитический отчет за год о проделанной работе.

Этические нормы работы психолога.

  1. Не навреди.

  2. Полная добровольность участия человека в любых психологических мероприятиях.

  3. Защита результатов диагностики от посторонних лиц.

  4. Кодирование, дозировка и педагогическая интерпретация психологической информации.

  5. Делать только то, что умеете делать.

  6. В своих интерпретациях и рекомендациях воздерживаться от оценочных суждений.

  7. Использовать в работе валидные методики (только те, что проверены).

  8. Нельзя передавать методики учителям, руководителям или еще кому-то.

РАЗДЕЛ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.Предмет и задачи возрастной психологии


Возрастная психология – одна из наиболее качественно изученных отраслей науки.

Возрастная психология изучает особенности психического развития в онтогенезе.

Предметом исследования ВП является:

  1. Возрастная динамика,

  2. Закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на возрастных этапах жизни.

Возрастная психология связана с рядом отраслей психологии. Например, ее связь с общей психологий заключается в том, что в психологии личности, например, изучается мотивация, самосознание, ценностные ориентации и др.; а ВП отвечает на вопрос, - когда эти образования появляются у личности, каковы их особенности в каждом из возрастов человека.

Связь возрастной психологии с социальной психологией проявляется в том, что социальная психология дает возможность изучить становление ребенка в зависимости от групп, в какие он входит (детский сад, класс, семья, уличная компания и т.д.). Связь с педагогической психологией в том, что педагогическая психология изучает целенаправленное обучение и воспитание ребенка взрослыми.

Кроме возрастных закономерномернотей развития, у каждого есть индивидуальной особенности, их изучает дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем развития параметров психики.

Возрастная психология характеризует разные возрастные периоды, т.е. циклы развития, оперируя такими понятиями, как возраст, детство (психологический возраст может не совпадать с хронологическим). Каждый возраст как цикл развития специфичен и по структуре и по динамике. Возрастной период всегда имеет границы, причем, эти границы возраста могут сдвигаться (в зависимости от эпохи, конкретной ситуации и др. причин). Особенно «плавают» границы подросткового возраста.

Начальный период развития человека образует детство – историческое явление, содержание и продолжительность которого в филогенезе разная: в первобытном обществе детство – самое короткое, в средние века – больше, а у современного ребенка оно растянулось во времени и наполнилось сложным содержанием, разными видами деятельности. Специфика детства определяется социально-экономическим и культурным уровнем развития общества, в котором живет ребенок.

Традиционно детством считается период от рождения до 7 лет. Возрастные периоды отличают сравнительно медленные качественные и количественные изменения при переходе от возраста к возрасту. Эти изменения зависят от следующих факторов: биологического созревания и физиологического состояния организма, от места ребенка в системе отношений его с другими людьми, достигнутый к каждому из возрастов уровень интеллекта и личностного развития.

Р.С. Немов назвал изменения, связанные с этими факторами, эволюционными (сравнительно медленные в отличие от революционных, более глубоких и быстрых).

А изменения под влиянием ситуаций он назвал ситуационными (такие изменения могут происходить, например, в специально организованных условиях обучения).

Первые два вида устойчивы и меняют человека как личность, не требуя систематического подкрепления, а последние изменения обратимы и укрепляются в постоянных упражнениях.

В предмет возрастной психологии (психологии развития) входят движущие силы и законы психического развития - факторы, источники, причины психического развития.

Таким образом, в предмет возрастной психологии входят несколько составляющих:

  1. Изучение основных особенностей психологии развития ребенка и представление их в виде факторов и теорий;

  2. Сочетание психологии и поведения индивида в определенном психологическом возрасте;

  3. Движущие силы, условия и законы психического развития личности.

Из предмета возрастной психологии вытекают и ее задачи:

  • Проблема органической и средовой обусловленности психического развития личности. Известно, что генетические аномалии приводят к задержке психического развития, а среда может стать и фактором совершенствования личности, и фактором деградации.

  • Проблема влияния стихийного и организованного воспитания на развитие детей.

  • Как соотносятся задатки и способности в развитии ребенка и другие.

Отрасли, входящие в возрастную психологию как науку, таковы:

  1. Детская психология (психология дошкольника);

  2. Психология младшего школьника;

  3. Психология подростка;

  4. Психология юности;

  5. Психология взрослого человека;

  6. Геронтология – психология преклонного возраста.

К интересным выводам пришли, например, геронтологи: границы сохранения активной жизни дальше, чем предполагалось – они могут быть смещены за счет определенной организации жизни HS.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   96
написать администратору сайта