Главная страница
Навигация по странице:

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 1 из 31
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

А. Н. ЕЛИЗАРОВ
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебное пособие
Ось-89

УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511

Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологичес­ких наук, доцент Московского государственного откры­того педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Елизаров А. Н.

Е511 Основы индивидуального и семейного психологического кон­сультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

ISBN 5-86894-714-2

Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Кон­сультативная психология», «Введение в психологическое консульти­рование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психо­логия семьи и семейное консультирование» для студентов факульте­тов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятель­ной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультирова­нию, рекомендации относительно оформления отчета по консульта­тивной практике. Приведен примерный тематический план для напи­сания дипломной работы.

Подробно рассматриваются различные подходы к психологичес­кому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процес­са, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено под­робное описание и разбор случая из консультативной практики.

Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин пси­хологического цикла.

ББК 88.8я73

ISBN 5-86894-714-2

> Елизаров А.Н., 2003

> Ось-89, 2003

ВВЕДЕНИЕ
Целью данного учебного пособия является ознакомление чи­тателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубеж­ной психологии.

Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально прибли­женных к реальному процессу консультирования. Этой зада­че отвечает практикум по психологическому консультирова­нию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.

Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна не­которая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей за­дачей обеспечить эту базу.

От аналогичных пособий данное отличается более системати­зированным и полным характером, описанием различных под­ходов к психологическому консультированию, более насыщен­ным блоком, касающимся работы с семьей.

Выражаем благодарность всем преподавателям и студентам факультета психологии МГОПУ и ИССО, чье доброе внимание способствовало написанию данного пособия. Особую благодар­ность выражаем в этом плане Г.Е. Смирновой, Н.В. Антоновой, В.С Герасимовой, Е.В. Юдиной, К.В. Солоед, В.Н. Сачкову, Н.П. Локаловой, А.Ф. Ануфриеву, А.Ф. Михайловой.

Наш адрес по электронной почте:

[email protected]

Адрес нашей Web-странички в Интернете:

http://www.mtu-net.ru/elizarov

1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Сущность и специфика психологического консультирования ;
Слово «консультирование» происходит от лат. consultare-совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в рус­ском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углуб­ления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой сторо­ны, его можно рассматривать как указание на то, что консуль­тирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, по­ведение.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и приклад­ных программ оказания психологической помощи психиче­ски и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретиче­ские основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достиже­ний в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и про­грамм является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие

в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на ин­формационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психоло­гическое консультирование. Социально-психологический тре­нинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматиче­ски здоровым людям. Но в рамках социально-психологическо­го тренинга основным фактором воздействия становится не ин­формация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развер­нуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его про­блемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами - груп­повое психологическое консультирование, но специфика рабо­ты с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одно­временно оказывать помощь большому количеству людей, ис­пытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консуль­танта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как по­меха деятельности консультанта. Подробнее о специфических особенностях группового психологического консультирова­ния рекомендуем ознакомиться по пособию В.В. Шабалиной (1998). О специфических особенностях социально-психологи­ческого тренинга предлагаем ознакомиться по монографиям Л.А. Петровской (1982, 1989). Начальные представления о процессах групповой динамики можно получить по статье У. Бенниса и Г. Шепарда (1984).

То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических на-

правлений, развивавшихся на Западе. Ю.В. Меновщиков (1998, с. 4) склонен к тому, чтобы указать конкретную дату воз­никновения психологического консультирования - 1951 г., время, когда на одной из конференций в США был введен тер­мин «консультативная психология», чтобы отделить консуль­тирование от клинической психологии отрасли - психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это от­деление подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического кон­сультирования .

Именно с тяжелых расстройств, с последствий долговре­менных психологических травм началось в психологии ре­альное изучение параметров оптимального общения и рацио­нальной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здо­ровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилак­тика, работа с деструктивными формами общения, нерацио­нальными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.

Слово «психотерапия» происходит от греческих основ «пси-хо» - душа и «терапия» - забота, уход, лечение. Традиционно принято под психотерапией подразумевать форму лечения пси­хических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина (1994, с. 122-123), психотера­пия на Западе в своем спонтанном развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначаль­но в процессе лечения психических и психосоматических нару­шений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством дос­тижения поведенческих изменений. Ну а методом исследования внутрипсихической динамики и динамики межличностных от­ношений психотерапия на Западе была, по крайней мере, еще со времен 3. Фрейда. Поэтому материал, накопленный в рамках различных психотерапевтических направлений на Западе, после

конструктивного анализа и оценки может использоваться в прак­тике психологического консультирования, конечно, только не с лечебной целью. Заметим, однако, что необходимым условием использования в психологическом консультировании методов западной психотерапии является грамотное овладение ими.

Психотерапия - не единственный источник психологиче­ского консультирования. Другим таким источником является психологическое знание в строго научном смысле этого сло­ва - основанное на результатах эмпирических исследований, организованных по экспериментальному плану, значимость выявленных закономерностей в котором подтверждена мето­дами математической статистики. В свое время 3. Фрейд отка­зался от этого пути накопления знания, так как, по его мне­нию, если идти таким путем, то до помощи реальным людям пройдет, по крайней мере, лет триста. Это было оправдано сложностью той реальности, с которой работал 3. Фрейд. Как, например, эмпирически зафиксировать и измерить катего­рии бессознательного? Но психологическое консультирова­ние работает с внешними причинами внутренних рас­стройств - образцами общения, поведения. Они легче подда­ются объективации, фиксированию, измерению. Отсюда открываются широкие возможности, с одной стороны, эмпири­ческих исследований применительно к задачам и проблемам психологического консультирования; с другой стороны, ис­пользования уже имеющихся данных, накопленных в рамках научной психологии применительно к запросам, выдвигаемым клиентами при консультировании. Поэтому психологическое консультирование ориентировано более на использование в процессе работы с клиентом достижений современной науч­ной психологии, чем на психотерапию в западном смысле этого слова, которая продолжает оставаться более искусством, при­вязанным к рамкам той или иной, как правило, эмпирически почти не подтвержденной концепции. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование дости­жений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирова­ния. Так, например, Н.Н. Обозов (1993, с. 8-10) видит цель психолога-консультанта в прояснении клиенту причин и след­ствий жизненных ситуаций. Психологическое консультирова­ние здесь по сути выступает как доведение до клиента

имеющей отношение к его проблемам психологической ин­формации. Конечно, психолог на основе этой имеющейся у него информации может давать клиенту и рекомендации по возможной организации его жизни: стиля деятельности, ре­жима труда и отдыха, форм и способов общения в семье, на ра­боте, на транспорте, в магазине и т. д.

Следует отметить, что в зависимости от сферы своих науч­ных интересов разные отечественные психологи по-разному выбирают исходную точку отсчета в психологическом кон­сультировании. Так Ю.Е. Алешина (1994, 1993), социальный психолог, делает акцент на анализе и преобразовании меж­личностных отношений клиента, его установок на межлично­стные отношения. А Н.Н. Обозов (1993) за исходную точку ра­боты с клиентом берет личностное тестирование. Начинать работу с трудностями в общении у клиента ему легче с анализа особенностей его характера, темперамента. С нашей точки зрения, и тот, и другой путь оправдан и интересен. Психологи­ческое консультирование может быть сферой практического применения достижений как социальной, так и общей или, скажем, возрастной психологии.

До сих пор мы говорили о психотерапии в том смысле, как она понимается на Западе. Методологической основой работы с кли­ентом в рамках этой психотерапии являются различные направ­ления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские на­правления, различные течения в рамках гуманистического под­хода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В на­шей стране под психотерапией долгое время было принято по­нимать нечто иное - раздел медицины, методологической осно­вой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сечено­ва, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Напомним, что аутогенная трениров­ка подразумевает управление расслаблением собственных мышц, самовнушение и самовоспитание. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в нашу страну и использоваться практически­ми психологами, возникла задача отделить это новое направле­ние оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали ис-

8

пользовать термин «психокоррекция», подразумевая под ним приложения западной психотерапии. Однако термин «психо­коррекция» оказался для этого не очень удачным. Во-первых, он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойствен­но для некоторых известных направлений западной психоте­рапии. Во-вторых, этот термин может также использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время найдено компромиссное решение вопроса об определении поня­тия «психокоррекция» - это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения че­ловека с помощью специальных средств психологического воз­действия (Осипова, 2000, с. 7). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качест­вам или свойствам, которые способны меняться. Данное опре­деление подходит и для западных психотерапевтических на­правлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций. Как видим, развести два терми­на - «психокоррекция» и «психологическое консультирова­ние» - довольно трудно. Даже психологи-консультанты, кото­рые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, по­рой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина (1993, с. 31-35) в своем руководстве по психологическому кон­сультированию третий этап консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия». Мы полага­ем, что термин «психологическое консультирование» более при­меним к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъ­ект-субъектного общения. Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Полагаем так­же, что психологическое консультирование более может быть ориентировано на урегулирование отношений клиента с други­ми людьми, а психокоррекция - на решение внутренних про­блем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается пси­хокоррекция и начинается психологическое консультирование.

9

Поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воз­действия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы. Заметим, что слово «психокоррекция» чисто русское. В западной психологии этот термин не использу­ется. В отечественной литературе в последнее время появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немеди­цинская психотерапия».
Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность ука­занного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:
1. Более широкая сфера применения по сравнению с кли­нической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало ис­пользоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

3. Работа преимущественно с ситуационными проблема­ми, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психо­терапии.

4. Большая субъект-субъектность, диалогичность обще­ния психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать боль­ше ответственности за свою жизнь.

5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, призна­ние прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезнен­ных явлений.

6. Ориентация на большую активность и самостоятель­ность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутрен­них ресурсов человека.

10

7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных мо­делей деятельности психолога-консультанта, чем в психотера­пии.

Теперь вслед за Ю.Е. Алешиной (1994) рассмотрим конкрет­ные процедурные отличия психологического консультирова­ния от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психо­терапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В пси­хологическом консультировании диагностика преимуществен­но направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному пове­дению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимуществен­но направлена на события далекого детства и юности (вероят­ное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследу­ются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздей­ствия. Основой психологического консультирования являет­ся прежде всего, изменение установок клиента на других лю­дей и на различные формы взаимоотношений с ними. Сле­дующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических под­ходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношени­ям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, за­трудняющее работу. Под переносом здесь понимается склон­ность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним, и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
написать администратору сайта