2.3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
(1870-1937)
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими
129
интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.
Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:
1) управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);
2) берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);
3) избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
4) социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом).
Цели работы с клиентом
1. Снижение чувства неполноценности.
2. Развитие социального интереса.
3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.
Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47]
I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание.
II. Анализ личностной динамики
1. Цели жизни:
В чем Вы видите свое предназначение?
Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?
2. Анализ семейного созвездия:
Как Ваш отец относился к детям?
Кто был любимым ребенком в семье?
В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
Каким ребенком Вы были?
3. Анализ ранних воспоминаний:
Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.
Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:
доминирующую тему;
повторяющуюся реакцию;
позицию (участник - наблюдатель);
одиночество или включенность в группу;
центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.
5. Приоритеты, приоритетные ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.
Клиента просят рассказать о своем обычном дне:
что он делает;
как он себя при этом чувствует;
131
что он думает;
чего избегает под любым предлогом;
какие чувства вызывает у других.
Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!
6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:
гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
неосуществимые цели- «Я хочу нравиться всем»;
ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
отрицание собственной основополагающей ценности — «Я конченый человек»;
мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».
III. Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.
IV. Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.
V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы:
1. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.
132
2. «Если бы ...» Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось.
3. Постановка целей и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении.
4. «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.
5. «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.
6. «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.
2.4. Гуманистически-ориентированное консультирование
Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям.
В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте.
133
В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных.
В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера.
Основные положения данного подхода
1. Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.
2. Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.
3. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.
4. Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.
5. Человек целостен по своей природе.
6. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Наиболее известными подходами в рамках данного направления являются:
1. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.
2. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.
3. Логотерапия Виктора Франкла.
Некоторые склонны причислять сюда и гештальт-терапию Фредерика Перлза, но этому отчасти препятствует ее телесная центрированность, детерминизм психических процессов функциями и потребностями тела.
134
2.4.1. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса
С точки зрения последователей этого подхода, все люди наделены врожденной тенденцией к актуализации себя, что проявляется в стремлениях:
к все большей адаптации в окружающей среде,
к развитию и усложнению своей внутренней организации.
Все люди также наделены врожденным и уникальным потенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя.
На определенном этапе своего развития все люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих для людей очень важны. На их основе формируется внутренний рабочий орган самоконтроля - самооценка.
Налицо вероятность внутренних конфликтов между тенденцией к актуализации себя и реальными или ожидаемыми оценками окружающих, ограничивающими поле возможного личностного роста. Зачастую мнения и оценки окружающих направляют человека в сторону от реализации своего врожденного и уникального потенциала, в сторону от актуализации себя.
Если человек чересчур ориентирован на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям, связанным с актуализацией себя, то его на этом пути может остановить невроз.
Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде.
К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели (триада Роджерса):
1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» происходит от латинского congruens (congruentis) - со-
135
размерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее. Обмен опытом, обсуждение опыта, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явления для гуманистической традиции. Консультант подает клиенту пример доверия самому себе, своей внутренней человеческой природе.
2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности: «Я бы тебя больше любил и уважал, если бы ты... ». Положительной же эта оценка является вследствие веры консультанта в положительный характер природы человека. Консультант верит, что если клиент совершил в этой жизни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна, т. е., по сути сделал это не он сам.
3. Консультант эмпатически воспринимает клиента. Под эмт
патией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. На низком уровне эмпатического общения консультант способен показать, что какая-то часть информации понятна ему. Высокий уровень эмпатического общения предполагает, что консультант не только способен понять в многочисленных нюансах внутренний мир другого человека, но и дополнить его (другого человека) личностный опыт - сообщить ему новую информацию, позволяющую взглянуть на проблему с новых позиций. Высокий уровень развития эмпатии предполагает, что внутренний опыт консультанта включает то, что на данный момент является внутренним опытом клиента, но внутренний опыт консультанта относительно обсуждаемой проблемы при этом шире.
Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрировэнного подхода:
1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того,
136
чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.
2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т.е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.
3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.
Для того, чтобы помочь людям научиться больше принимать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая процедура [Фейдимен, Фрейгер, 1995, с. 75-76]. Предлагается заполнить табл. 1 согласно инструкциям, которые содержатся в столбцах.
Таблица 1
Бланк методики исследования личностной конгруэнтности в клиеит-цевтрированном подходе
Личностные качества
Личные качества
|
Реальное Я
|
Социальное Я
|
Идеальное Я
|
Отметьте те характеристики, которые соответствуют Вашему представлению о себе, независимо от того, что думают о Вас другие
|
Отметьте те качества, которые, как Вам кажется, указали бы знающие Вас люди
|
Отметьте те качества, которые описывали бы Вас наилучшим образом, но при этом Вы бы не потеряли своей индивидуальности
|
Бодрый
|
|
|
|
Упорный
|
|
|
|
Шумный
|
|
|
|
Ответственный
|
|
|
|
Витающий в облаках
|
|
|
|
Беспокойный
|
|
|
|
Требовательный
|
|
|
|
Чванливый
|
|
|
|
Искренний
|
|
|
|
Честный
|
|
|
|
Возбудимый
|
|
|
|
Незрелый
|
|
|
|
Смелый
|
|
|
|
Честолюбивый
|
|
|
|
Жалеющий себя
|
|
|
|
Спокойный
|
|
|
|
Индивидуальстичный
|
|
|
|
Серьезный
|
|
|
|
Дружелюбивый
|
|
|
|
Зрелый
|
|
|
|
Артистичный
|
|
|
|
Умный
|
|
|
|
Забавный
|
|
|
|
Идеалистичный
|
|
|
|
Понимающий
|
|
|
|
Теплый
|
|
|
|
Расслабленный
|
|
|
|
Сексапильный
|
|
|
|
Активный
|
|
|
|
Милый
|
|
|
|
Эгоистичный
|
|
|
|
Проницательный
|
|
|
|
Нежный
|
|
|
|
Самоуверенный
|
|
|
|
138
После заполнения табл. 1 клиенту предлагается обвести кружочком те прилагательные, где возникают возможные расхождения между столбцами. Это возможные моменты неконгру-ентности в его жизни. С клиентом далее обсуждаются следующие вопросы:
Не кажется ли Вам, что некоторые из Ваших пожеланий нереалистичны?
Нет ли оснований полагать, что Вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предполагаются Вашим идеальным самоописанием?
Есть ли для этого причины?
Можно работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В группе можно разыгрывать в ролях личность, представленную в одной из колонок, чтобы помочь человеку посмотреть, как он будет чувствовать себя в одной из выявившихся структур своего представления о себе.
К. Роджерс со временем пришел к убеждению, что в современной ему европейской культуре наблюдается массовый запрос на клиент-центрированную заботу, клиент-цен-трированное общение. Практически любая группа, если она жестко не объединена какой-либо узко функциональной практической задачей, стремится стать группой, основной деятельностью которой будет клиент-центрированное общение. Отсюда родилась идея групп встреч, в которых клиенты сами оказывают психологическую помощь друг другу, проявляя поведение, свойственное клиент-центрированно-му общению. Клиенты обучаются навыкам подобного поведения, наблюдая за действиями двух фасилитаторов - своего рода ведущих группы встреч. Основной задачей фасилитаторов в группе является демонстрация клиент-центрирован-ного общения, побуждение других членов группы к клиент-центрированному общению, облегчение перехода группы к клиент-центрированному общению.
|