Четвертый — седьмой день
В этот период у ребенка появляется сознательная улыбка во время бодрствования. Она может появиться как реакция на голос мамы или на какое-либо другое доброе проявление со стороны внешнего мира. Кроме этого, при пробуждении малыш начинает сладко покряхтывать и попискивать, чем вызывает у мамы умиление. Каждая мама должна успеть насладиться этими милыми звуками, поскольку к концу адаптационного периода они бесследно исчезают.
Девятый - десятый день
На девятый-десятый день малыш может проявить сознательную радость, адресованную, как правило, маме. Это может произойти как реакция на ее появление, на звук ее голоса.
Двенадцатый - четырнадцатый день
Малыш начинает осознанно проявлять эмоции, сопровождая их звуками: а-гых, а-кы, а-а-а. Активные эмоции, требующие непременного внимания со стороны окружающих, малыш проявляет частым сопением.
С четырнадцатого дня начинается осознанное .общение малыша с мамой, и она должна быть готова к этому важному моменту в жизни ребенка.
Начало общения и воспитательные задачи матери
С момента, когда малыш демонстрирует готовность к общению, мать должна посвящать ему достаточное количество времени и стремиться вызвать у ребенка как можно больше положительных эмоций. Такое общение может выражаться в поглаживаниях, ласках, приветливых речах и мимике матери, ее нежных поцелуях. Важно, чтобы ребенок воспринимал общение с матерью положительно. В этот период у малыша формируется отношение к внешнему миру, который представляет его мать, поэтому отношение к матери естественным образом распространяется на установку по отношению к окружающей реальности. Занятия с малышом этого возраста должны быть ориентированы в основном на его эмоциональное развитие.
Развитие ребенка к 42-му дню
Моторное развитие
В этом возрасте малыш хорошо держит голову, высоко поднимает ее из положения лежа на животе. Делает попытки передвигаться ползком, но пока безрезультатно. Переворачивается с живота на бок, для переворота на спину не хватает, как кажется, совсем немного. На ру-
ках сидит столбиком, но еще нуждается в поддержке грудного пояса, поскольку мышцы еще слабые и не способны самостоятельно держать спину.
К концу адаптационного периода дети начинают проявлять интерес к устройству своего тела и пытаются с ним освоиться, начать управлять им. Поэтому они начинают хорошо относиться к несложной гимнастике, когда каждое упражнение мать сопровождает словами. (Рекомендуется комплекс пестовальной гимнастики, основанный на традиционных упражнениях с ребенком и сопровождающийся такими фольклорными формами, как пестушки и потешки.)
Общение и речь
Малыш начинает отвечать на общение с 10—14-го дня. Но если этого не произошло в эти дни, то обязательно произойдет к исходу адаптационного периода. К месяцу практически все дети начинают гулить, говорить: а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы желая сказать: Очень хочется что-нибудь сказать тебе на вашем языке, но я не могу, поэтому хотя бы покашляю! «Разговорный» кашель отличается от болезненного. Поэтому, если в возрасте 25—40 дней младенец начал покашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он просто так «разговаривает» и маме не следует волноваться. С этого возраста ребенок способен продемонстрировать свое желание пообщаться. Мимикой и специфическими звуками он приглашает к общению. В это время учащенное дыхание и сопение малыша становятся довольно важным средством для выражения эмоций. Когда к младенцу обращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы говоря: Я тебя слышу! Когда взрослый попадает в поле зрения младенца и он хочет привлечь к себе внимание взрослого, то начинает часто сопеть, как бы сообщая: Я тебя вижу!
Малыш способен выражать просьбы, требования, звать маму к себе. Средствами общения ребенка, кроме перечисленных выше, являются плач, специфические звуковые сигналы и мимика.
Психоэмоциональное развитие
При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не поняла, то после 2—3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем. К этому времени вырабатывается условный сигнал, с помощью которого малыш просит маму, чтобы она его высадила.
Помимо этого, ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора, и изучает место, где он находится. Малыш внимательно рассматривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, следит глазами за движущимся предметом. О значительном скачке в психоэмоциональном развитии говорит тот факт, что к этому возрасту младенец уже различает чужих и своих. На появление «чужака» малыш может- отреагировать резким плачем. К концу адаптационного периода наблюдается необычайное богатство спектра переживаемых младенцем эмоций. Малыш не только переживает самые разные эмоции, но и может выражать их доступными средствами. В ответ на ласковое обращение малыш улыбается маме и другим родным, живущим в доме. От удовольствия и радости он уже может беззвучно смеяться. Перечислим эмоциональные проявления и коммуникационные возможности ребенка в возрасте от 10 дней до 2 месяцев.
Эмоциональные проявления ребенка
Положительные эмоции. Когда к ребенку подходит мама и наклоняется над ним, он начинает улыбаться, как бы говоря: Я так рад тебя видеть! Когда мама угадывает желания ребенка, его чувства, когда между ними царит покой и взаимопонимание, малыш улыбкой, глазами и звуками выражает следующие чувства: Я так рад! Мы так хорошо понимаем друг друга! Я та люблю тебя! При этом полунемом диалоге глаза малыша по-настоящему светятся, просто сияют. Иногда это проникновенное общение переходит в более активную фазу. Малыш начинает смеяться и всем своим видом говорит: Как хорошо, что мы друг друга понимаем! Как хорошо, как я рад!
Раздражение. Если мама не поняла нужд ребенка, неадекватно отреагировала на его «просьбы» или ее реакция была запоздалой, то он начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать.
Отчаяние и успокоение. Следующей реакцией на недогадливость мамы бывает отчаянный плач: Ничего не понимает! Ну совсем ничего не понимает! Мама называется! Если в этот момент мама наконец поняла, что нужно малышу, он, всхлипывая, успокаивается: Ну, наконец-то догадалась, слава Богу! Обида. Способен выражать обиду. Это особенно ярко выражается, когда мама подходит к малышу и вместо того, чтобы взять его на руки, куда-то уходит. Тогда малыш начинает плакать резко, вдруг, выражая всем своим видом горькую обиду. Я такой хороший, а ты меня не взяла! Подошла ко мне, а меня не взяла! Обидела меня, обманула маленького!
Это может быть и обида другого рода: Я так хочу быть с тобой, а ты меня положила!
Способы коммуникации
и проявления внутренней жизни младенца
Описывая проявления младенца этого возраста, следует сказать, что многие из них мы пытаемся охарактеризовать лишь условно. Например, ребенок этого возраста выражает невербально просьбы относительно своих психофизиологических потребностей. Но мы не можем назвать это проявление ребенка просьбой в полном смысле этого слова. Поэтому некоторые пункты являются лишь попыткой охарактеризовать проявление ребенка, а не окончательным заключением.
Зов. После пробуждения малыш издает специфичные звуки, похожие на тихий зов. Этот зов адресован маме, и его содержание можно передать так Я проснулся. Подойди ко мне!
Начиная с 10—14 дней малыш довольно выразительно зовет маму, причем этот зов может фигурировать в самых разных ситуациях. Особенно ясно он звучит, когда малыш некоторое время лежал сам и теперь ему необходимо общение. Зов малыша — это определенный специфический звуковой сигнал, довольно тихий. Понять специфику и смысл его звучания может только мама.
Просьбы. Ребенок выражает просьбы: Хочу пи-пи! Помоги мне! Просится спать, хнычет: Спать хочу! Его просьбы могут касаться пребывания на руках. Причем малыш может просить как о том, чтобы его взяли на руки, так и' о том, чтобы его положили. Это выражается в разных типах звуков-команд: Возьми меня на руки! Надоело лежать! Положи меня! Хочу полежать!
Если у малыша что-то болит, он может плакать, выражая просьбу и даже мольбу: Помоги мне! Мне больно!
Удивление. Малыш начинает с большим удивлением прислушиваться к тем процессам, которые происходят в его теле. При этом малыш тихо лежит, сосредоточенно и удивленно слушает себя. На его лице отражаются следующие эмоции: Что это? Ой, что это? Когда у малыша выходят газы, на его лице отражается безмерное удивление: Ой, где это? Это у меня или не у меня?
Жалоба. Часто просьбы-жалобы, граничащие с отчаянием, ребенок выражает по поводу болей или желания сделать «а-а»: А-а хочу !Помоги мне, пожалуйста! Жалобы выражаются также и относительно более общих понятий: Я лежу тут такой маленький, а меня никто не берет на ручки!
Требования. Способен выражать требование, при этом не плачет, а кричит командным голосом: Есть хочу! Скорее к груди прикладывай! Если мать взяла малыша на руки и не дала грудь, на которую он рассчитывал, начинает требовать: На руки взят — давай скорее грудь, а то сейчас заплачу!
Терпение. Малыш способен подождать маму, если он позвал ее, а она отозвалась, но не может подойти сразу. Ждет, терпит, при этом напряженно сопит. Если мать заставит долго ждать себя, то сопение смещается к грани плача.
Снисходительность. Если мама правильно поняла просьбу малыша и сделала так, как он хотел, у него появляется очень довольный и покровительственный вид: Какая умная мама! Очень хорошо, ты меня радуешь!
Поторапливание и назидательность. Если мама не угадывает, что нужно малышу, он начинает «ругаться», при этом не плачет, а раздраженно или серьезно и назидательно покряхтывает, как бы вынуждая мать поскорее искать верное решение. При этом малыш ждет, когда же мама наконец догадается, что ему нужно. Демонстрация уверенности в надежности матери. Если младенец убежден в надежности матери и полностью ей доверяет, он начинает «важничать». Это выражается в том, что в ответ на обращенные к нему знаки внимания со стороны мамы он отворачивается и делает вид, что не замечает ее и занят совершенно другими делами. Это очень важный момент самоосознання и самоутверждения ребенка, это признак начавшейся адаптации младенца к новым условиям жизни и его первые проявления как социального существа. В такие моменты матери необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность. Если мать в этот момент положит его или передаст на руки кому-нибудь другому, он обидится и будет долго и безутешно плакать.
Уход за ребенком
Грудное вскармливание. Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1 — 1,5 часа. Предается в прикладываниях и сосанию груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным досасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.
Высаживание. Хорошо проявляется мочеиспускательный рефлекс: ребенок спит сухим и при каждом мочеиспускании просит, чтобы его высадили. Мочеиспускание во время бодрствования может происходить каждые 10—15 минут, т.е. в сутки до 15—30 раз. Минимальное количество мочеиспусканий — 6 раз в сутки. При этом моча светлая, почти прозрачная. Опорожнение кишечника наступает практически в каждое кормление, до 12 раз в сутки. Стул кислый. Он может быть желтым, зеленым, пенистым и даже со слизью.
Развитие ребенка от 1 месяца до 1 года
2 месяца
Моторное развитие
Малыш уже уверенно держит голову и поворачивает ее, рассматривая окружающую обстановку. Он хорошо держит корпус, благодаря чему уже может сидеть на руках столбиком. Кроме этого, у малыша появляется стремление стоять, упираясь ножками, что он и начинает делать, находясь на руках у мамы, когда она поддерживает его под мышки.
Благодаря окрепшим мышцам корпуса ребенок совершает больше телодвижений в положении лежа на спине и на животе. Лежа на спине он делает попытки подтянуться, т.е. поднять корпус вверх, стремясь сесть, что очень похоже на упражнение для укрепления пресса. Если ребенку дать ухватиться за пальцы или любой другой упор, то он способен подтянуться и сесть, а кроме этого, он осваивает переворот на бочок. Лежа на животе, он высоко поднимается на руках, совершает попытки ползти, используя для этого руки (подтягивается), способен самостоятельно перевернуться с живота на спину. Координирует движения рук и головы. Если малышу не нравится, что взрослый, например, трогает его за нос, то он начинает отталкивать взрослого руками. Ребенок тянется к предметам и удерживает предмет, вложенный в руку. Он уже способен захватить заинтересовавший его предмет.
Психоэмоциональное развитие
Наблюдая за детьми этого возраста, при условии хорошего ухода и удовлетворительного психоэмоционального контакта с матерью отчетливо видна идентификация ребенка и матери. Малыш чувствует себя комфортно и ощущает безопасность только на руках у матери (или другой женщины, заменяющей мать), поэтому он стремится к постоянному контакту с ней и много находится на руках. Другими словами можно сказать, что ребенок этого возраста считает себя частью матери и не способен отделить свое «я» от «я» мамы. По этой причине он ведет себя спокойно и непритязательно, когда находится у кого-либо из взрослых на руках и вместе с ним участвует во всех делах. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, он спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз, наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности, он опять освободит внимание взрослого для других дел. Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Малыш требует, чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора. Малыш с интересом рассматривает предметы обстановки и изучает устройство помещений, где в данный момент он находится.
Знакомство со своим телом. Ребенок овладевает координацией глаз: фиксирует взгляд, следит за предметами, находит глазами и рассматривает предмет, поворачивает голову к источнику звука и находит его глазами. Может начать рассматривать свои руки, если рука попала в поле зрения. По-видимому, малыш начинает осознавать, что руки являются частью его тела. Координирует работу глаз и действия рук тянется к предмету и пытается его захватить. Сосет свои кулачки. Ощупывает живот. Это хорошо видно по тому, что малыш захватывает ручками свою рубашечку, запихивает ее в рот или тянет вверх.
Эмоциональное развитие. Ребенок проявляет широкий спектр эмоций: возмущение, радость, обиду и т.д. С этого возраста он делает акгивные попытки привлечь внимание взрослых. Эти попытки можно охарактеризовать как кокетство, т.е. малыш «строит глазки», заигрывает и демонстрирует, какой он хороший и симпатичный. Помимо кокетства у малыша появляется вполне обоснованная твердость и решительность — он пытается опротестовать действия взрослых, которые по отношению к нему неправомерны.
Начиная с этого возраста дети становятся очень веселыми и жизнерадостными. Они улыбаются, широко раскрывая рот и издавая при этом звуки (озвученная улыбка), или беззвучно смеются. Некоторые из них начинают смеяться в голос.
Общение и речь. У малыша появляется обратная связь: он реагирует на обращенную к нему речь. В ответ на мамины слова он гулит на своем языке. Прекрасно ориентируется в речевых интонациях. Расширяется спектр звуковых сочетаний, участвующих в гулении: а-гу, а-га, га, а-уу, а-а, гых, кых, п-фу, ку, гу-гу. Если хочет привлечь внимание или что-то высказать, начинает кашлять. Кряхтит и сопит, совершая какое-либо усилие, например, пытаясь подтянуться. Пытается что-то сообщить маме о своих переживаниях (разговаривает). «Ругается», когда что-то не нравится. При удачном стечении обстоятельств, например в многодетной семье, ребенок может начать подражать крикам старших детей и речи взрослых.
Уход
Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Частые прикладывания к материнской груди необходимы малышу для психоэмоционального комфорта и могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут — 2,5 часа. Из них 3—5 ночных кормлений и 8—20 дневных прикладываний, из которых примерно 10—12 являются полноценными корм-
лениями. Основное время ночных кормлений приходится на период между 3 и 8 часами. Малыши, как правило, нуждаются в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.
Пищеварительная и выделительная системы. У ребенка сохраняются срыгива-ния и частые мочеиспускания (через каждые 10—20 минут). Стул может быть как частым (5—8 раз), так и редким — 1—2 раза в день и даже через день).
К этому возрасту мочеиспускание становится контролируемым. Это выражается в том, что малыш спит сухим, а для мочеиспускания подает сигнал матери и просыпается, чтобы его высадили. Однако иногда бывают неудачи. С этого момента малыш полностью контролирует дефекацию, что выражается в успешном высаживании.
Особенности сна и биоритмы. Малыш начинает заметно меньше спать. В дневное время у него появляются 2 выраженных продолжительных периода сна по 1—3 часа и 4—5 коротких — по 10—30 минут. Всего может быть 5 периодов дневного сна, из которых 2 являются длинными. Появляется выраженный длинный ночной сон 10—12 часов, в котором малыш делает перерывы для кормлений и высаживаний (3—5 раз). Наиболее частые пробуждения приходятся на период между 3 и 8 часами утра. Уже с этого возраста дети проявляют себя как совы или жаворонки. Это хорошо заметно по времени укладывания на ночь: жаворонки засыпают в 19—21 час и поднимаются в 6—8 часов, а совы укладываются в 23—1 час ночи и просыпаются в 10—12 часов дня. Во время сна малыш все еще нуждается в ограничении пространства и поэтому лучше спит в «гнездышке», уткнувшись носом в подушку, или рядом с мамой. Ребенок на время сна еще может нуждаться в пеленании. Эта- необходимость сохраняется, если малыш продолжает совершать спонтанные двигательные акты руками и ногами (вскидываться) и просыпается с плачем.
Метеочувствительность. Появляется реакция на изменения погоды, фазу Луны (полнолуние и новолуние), геомагнитные и астрономические явления (магнитные' бури, затмения, приближение кометы, метеоритные дожди, парад планет и тд), которая выражается в беспокойном, вялом или чрезмерно активном поведении, продолжительном или беспокойном сне, частом и беспричинном плаче, затрудненном засыпании, капризном поведении.
|