Инструктор дородовой подготовки
Инструктор дородовой подготовки решает следующие задачи:
дородовая подготовка беременных и семейных пар, ожидающих ребенка, проведение с ними в этих целях групповых и индивидуальных занятий;
психологическая поддержка в родах.
Консультант по грудному вскармливанию
В задачи консультанта по грудному вскармливанию (молочного консультанта или консультанта по лактации) входит практическая помощь матерям в организации полноценного грудного вскармливания, решение проблем грудного вскармливания, формирование у беременных доминанты на грудное вскармливание, помощь матери в правильной организации введения прикормов. Таким образом, молочный консультант решает следующие задачи:
консультации по телефону молодых матерей и членов их семей по вопросам лактации (психологическая поддержка матери, консультации по вопросам организации грудного вскармливания, первая помощь при проблемах), а также по вопросам формирования пищевого поведения ребенка и др. вопросам;
консультации на дому в случае проблем с грудным вскармливанием (обучение правильному прикладыванию ребенка к груди, обучение сцеживанию, оказание помощи при недостатке молока, отказе от груди, лактосше, мастите, травмах соска, проведение релактации, организация введения прикормов и тд.);
проводит просветительские беседы и консультирование в родильных домах, женских консультациях, детских поликлиниках;
организует регулярные встречи беременных женщин и кормящих матерей в целях пропаганды грудного вскармливания;
ведет общественную деятельность, привлекает внимание прессы к данной проблеме.
Инструктор по обучению уходу за новорожденным и грудным ребенком
В задачи инструктора по обучению уходу за новорожденным и грудным ребенком входит:
обучение родителей уходу за новорожденным и грудным ребенком в соответствии с физиологически обоснованной методикой мягкой адаптации новорожденного к новым условиям существования;
-
обучение пестовальной гимнастике для ребенка первого года жизни;
консультации по изменениям в уходе за ребенком первого года жизни;
ведение дневника развития ребенка первого года жизни.
Повитуха и доула
В задачи повитухи входит помощь женщине во время физиологических родов, протекающих без осложнений. Повитуха знает ход естественных родов и может отличить патологическую ситуацию от нормальной, что позволяет своевременно обратиться за помощью в акушерский стационар. Ведение патологических родов в компетенцию повитухи не входит.
В задачи доулы входит оказание психологической помощи роженице в стационаре, проведение расслабляющего массажа. Кроме этого в медицинском учреждении она выполняет роль адвоката: осуществляет контроль над ситуацией, защищает права роженицы, оценивает обоснованность, своевременность и необходимость того или иного медицинского вмешательства в роды и дает советы роженице или семейной паре. Ее помощь полезна независимо от присутствия во время родов мужа или кого-либо из родственников роженицы. На практике профессии повитухи и доулы вполне совместимы.
Первоначальные требования для приобретения профессии в области перинатального воспитания
Далеко не всякий может приобрести вышеперечисленные общественные профессии. Для приобретения любой из них кандидат должен соответствовать обязательным требованиям:
Пол. Получить такую профессию может только женщина. Очень забавно смотрится мужчина, который объясняет беременной, что она чувствует, и как она будет тужиться во время родов, или пытается передать кормящей матери опыт кормления грудью. Положительный опыт материнства. Очень важно, чтобы у женщины, помогающей другим матерям, был собственный положительный опыт материнства. Чтобы такой опыт был полноценным, он должен быть частью жизни женщины. Лишь каждодневное грамотное и умелое общение с собственными детьми, постоянное решение собственных материнских проблем развивает в женщине способность вникать в проблемы неопытной матери и способность ей помогать. Материнская сноровка — качество, которое не дано женщине от природы. Оно приобретается в результате обучения и последующего накопления опыта в процессе постоянных тренировок. Поэтому имеет значение, сколько у женщины детей и есть ли опыт благополучных естественных родов. Для каждой профессии минимальные нормы несколько различаются:
консультант по лактации должен иметь опыт успешного кормления грудью одного ребенка не менее 1 года (минимальный материнский стаж 1 год);
инструктор по уходу за ребенком должен иметь опыт успешного грудного вскармливания и хорошего ухода не менее чем за 2 детьми (минимальный материнский стаж 3 года);
-
инструктор дородовой подготовки должен иметь опыт не менее чем двух нормальных родов через естественные родовые пути, а также опыт успешного грудного вскармливания и хорошего ухода не менее чем за 2 детьми (минимальный материнский стаж 3 года);
для психолога-перинатолога и повитухи желательно иметь не менее 3 успешных родов через естественные родовые пути, продолжительное грудное вскармливание и хороший уход за каждым ребенком (минимальный материнский стаж 5 лет).
Кто обучал женщину навыкам ухода за ребенком и грудному вскармливанию. Передавать полноценный материнский опыт может только та женщина, которую кто-то ввел в новую роль матери и обучил ее этому. Материнский опыт не может передавать медсестра из поликлиники или инструктор по плаванию и динамической гимнастике. Не может материнский опыт добываться женщиной самостоятельно в результате проб и ошибок или черпаться из книг и фильмов — такой опыт можно справедливо назвать необоснованным экспериментом над собственным ребенком. Обучить женщину навыкам, необходимым для успешного материнства, может только непосредственный носитель. В современной ситуации такими носителями являются: инструктор по обучению уходу за ребенком, консультант по лактации или психолог-перинатолог.
Образование. Первоначальное образование не имеет большого значения. Вполне естественно, что основы материнского опыта невозможно почерпнуть в стенах среднеспециального и даже высшего учебного заведения. Уровень подготовки такого специалиста определяет личный материнский стаж в сочетании с курсом специальной теоретической и практической подготовки. Для обучения профессиям в сфере перинатального воспитания существуют специальные не медицинские курсы. В разных странах эти курсы организованы по-разному. В настоящее время в России такие профессиональные курсы существуют лишь в Москве на базе Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана».
Работа в медучрежедении. Специалист в области перинатального воспитания не должен совмещать работу в центре или группе поддержки грудного вскармливания и работу в медицинском учреждении. Такое совмещение значительно влияет на качество работы и мешает достигать успеха, как в той, так и в другой области.
Организации сферы перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания
Центр перинатального воспитания
Центр перинатального воспитания — это форма работы, предназначенная для подготовки родителей к рождению и воспитанию ребенка в грудном, раннем и дошкольном возрасте. Центр ведет просветительскую, психологическую и педагогическую работу и не является медицинской организацией, но в своей работе широко сотрудничает с врачами и медучреждениями ЛПУ родовспоможения и детства. Целью работы такого центра является просвещение родителей для обеспечения оптимальных условий развития ребенка раннего возраста, распространение знаний о грудном вскармливании преимуществах естественных родов, психологии и закономерностях развития ребенка от рождения до 3 лет. На базе такого центра широко проводятся занятия по дородовой подготовке, психологическое тестирование и консультирование родителей, ожидающих ребенка, или семей с ребенком раннего возраста, занятия по семейной психологии и педагогике, психокоррекция, а также реализуются программы по домашним родам и родам без вмешательств, проведение родов с участием доулы, проводится консультирование по грудному вскармливанию, обучение уходу за новорожденным и пестовальной гимнастике, наблюдение за развитием ребенка от рождения до 3—8 лет жизни. В таком центре работают специалисты новых общественных профессий: психологи-перинатологи, консультанты по перинатальному воспитанию, инструкторы дородовой подготовки, инструкторы по обучению уходу за новорожденным и грудным ребенком, консультанты по грудному вскармливанию и специалисты востребованных смежных профессий, например, педагоги, психологи и др. специалисты. Главной задачей центра является передача материнского опыта и подготовка «профессиональной мамы», распространение гуманного отношения к матери и ребенку. Работа центра основывается на научных знаниях, рекомендациях ВОЗ/ЮНИСЕФ и Международной Молочной Лиги (LLLi), а также других организаций, поддерживающих грудное вскармливание и гуманное отношение к ребенку.
Материнский центр
Материнские центры — это центры, оказывающие женщинам и семейным парам немедицинскую помощь в рождении детей, уходе за ними и налаживании грудного вскармливания в первые дни после родов. Такой центр называется «материнским'), потому что в нем принципиально помощь молодым матерям оказывают более опытные матери, имеющие опыт неоднократных родов, успешного кормления грудью и специальную подготовку. Материнские центры отличаются от центров перинатального воспитания тем, что помимо занятий по дородовой подготовке на их базе проводятся немедицинские роды. При таком центре обычно есть гостиничный комплекс, где женщина может родить ребенка и оставаться там еще некоторое время, обучаясь уходу за новорожденным и налаживая грудное вскармливание. Материнский центр работает в сотрудничестве с акушерским стационаром, куда можно немедленно госпитализировать роженицу в случае, если в родах возникли осложнения. Эта форма работы сегодня завоевывает популярность в странах Европы и Америки, что связано с прекрасными показателями здоровья рожениц и новорожденных. В материнских центрах самый низкий процент кесаревых сечений. Всего 5% рожениц поступает из материнских центров в стационар для оперативного родоразрешения. И еще 3—5% рожениц поступает с другими неблагополучиями. Таким образом, в материнских центрах процент родов, требующих медицинских вмешательств составляет 8—10%, что является чрезвычайно низким показателем. Для сравнения следует сказать, что в обычном родильном доме делают 10—20% кесаревых сечений, т.е. в 2—4 раза больше.
В материнском центре работают инструкторы дородовой подготовки, повитухи/доулы, инструкторы по обучению уходу за новорожденным ребенком. Кроме того, материнские центры сотрудничают с группами поддержки грудного вскармливания и рекомендуют матерям по выходе из центра обращаться за поддержкой к консультантам по лактации.
Группа поддержки грудного вскармливнаия
Большое значение для увеличения распространенности и продолжительности грудного вскармливания, а также расширения образования молодых родителей и уменьшения числа ошибок в уходе за грудничком, имеет работа общественных групп материнской поддержки. Общественная группа поддержки грудного вскармливания — это форма помощи матерей матерям в налаживании грудного вскармливания и обучении уходу за новорожденным и грудным ребенком.
Членом такой группы может стать любая женщина, которая имеет положительный опыт грудного вскармливания не менее 1 года. Матери, вошедшие в такую группу, проходят специальный курс обучения и аттестацию на базе центра перинатального воспитания, чтобы получить необходимые знания по вопросам грудного вскармливания. В их задачи входит консультирование по телефону матерей, которые столкнулись с проблемами грудного вскармливания, и ищут помощи и поддержки, чтобы справиться с ними. Кроме того, лидеры группы поддержки проводят регулярные встречи с будущими и кормящими матерями, посвященные грудному вскармливанию. На этих встречах женщины могут получить ответы на все волнующие их вопросы.
Общественные группы поддержки работают не изолированно. Они тесно сотрудничают с центрами перинатального воспитания, родильными домами и детскими поликлиниками, откуда к ним направляют матерей. Общественные группы поддержки грудного вскармливания сотрудничают друг с другом и делятся опытом. Для этого они объединяются в Лигу или ассоциацию. Примерами такого объединения могут служить Международная Молочная Лига, имеющая свои представительства в 60 странах мира, и крупная австралийская организация «Ресурсы лактации».
Центр дородовой подготовки
Центр дородовой подготовки — это немедицинская организация, ограничивающая свою деятельность подготовкой беременных к родам и оказывающая в родах поддержку. В центре дородовой подготовки работают инструкторы дородовой подготовки и повитухи/доулы. Поскольку деятельность такого центра ограничивается беременностью и родами, такой центр активно сотрудничает с группами поддержки грудного вскармливания и центрами перинатального воспитания. Такое сотрудничество необходимо, чтобы не оставлять молодую мать наедине с проблемами ухода за малышом и налаживания грудного вскармливания. Сотрудники центра дородовой подготовки передают опеку над родильницей и новорожденным консультантам по лактации и инструкторам по уходу за ребенком на 2 сутки после родов, чтобы обеспечить дальнейшую возможность полноценного материнства.
Координация работы и аттестация сотрудников
Организации, ориентированные на перинатальное воспитание и поддержку грудного вскармливания, работают в тесной связи друг с другом. Поскольку все вышеназванные организации ведут активную общественную деятельность, направленную на просвещение родителей, они координируют свою работу и широко сотрудничают друг с другом. Кроме этого, важным принципом работы этих организаций является прозрачность и поддержание рейтинга своих специалистов. Это чрезвычайно важно в условиях сосуществования с медицинскими организациями. Опишем основные принципы работы сети общественных организаций в поддержку материнства.
Координация деятельности
Деятельность организаций, направленных на перинатальное воспитание и поддержку грудного вскармливания координирует Координационный центр или Штаб-квартира. В задачи такого Центра входит координация проведения различных общественных акций, исследовательских работ, разработка и распространение различных информационных материалов для родителей и работников организаций, объединенных вокруг него. Центр является издательской базой, где издаются не только информационные листки, плакаты и памятки. Он разрабатывает и издает различные методические пособия, брошюры, учебники и учебные пособия, справочники, информационные бюллетени и другую литературу, необходимую для внутреннего обеспечения деятельности и повышения уровня знаний своих сотрудников. На базе Координационного центра проводятся также мероприятия по обмену опытом и научной информацией, учебная деятельность, проведение аттестаций и переаттестаций.
Подготовка и аттестация специалистов
Координационный центр является также учебно-образовательной базой. Здесь проходят курсы подготовки специалистов по всем общественным профессиям: консультант по грудному вскармливанию, инструктор по обучению уходу, инструктор дородовой подготовки, повитуха и доула, психолог-перинатолог. Все специалисты, получившие образование, ежегодно подтверждают свою квалификацию. Для этого собирается аттестационная комиссия, которая рассматривает досье каждого кандидата, его отчет о проделанной практической и научной работе и подтверждает его квалификацию.
Прозрачность деятельности
Общественные организации в поддержку грудного вскармливания и перинатального воспитания стремятся сделать свою деятельность максимально прозрачной. Для этого отчеты об их деятельности регулярно передаются в Координационный центр и размещаются в информационном бюллетене. Здесь публикуются все удачи и неудачи в работе, статистические данные, годовые и ежеквартальные отчеты, результаты ежегодной аттестации специалистов. В таком информационном бюллетене можно найти информацию не только о результатах аттестации, но и о каждом специалисте, прошедшем ее. Другим источником информации о деятельности этих организаций является ежегодная отчетная научно-практическая конференция, которая организуется и проводится на базе Координационного центра. Посещение конференции доступно не только для представителей организаций, входящих в сеть перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания, но и для родителей, которые хотят получить полезную информацию.
Современное положение в России
Несмотря на то, что подобная общественная деятельность в России началась сравнительно недавно, она идет довольно успешно и отвечает практически всем международным требованиям. Эта деятельность представлена общественными группами поддержки грудного вскармливания и московским Центром перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», который выполняет роль Координационного центра.
Центр «Рожана»
Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» был создан в 1989 году. Его создатели — многодетные мамы. Он начал свою работу как Центр дородовой подготовки. В комплекс услуг Центра входили занятия по дородовой подготовке и психологическая поддержка подготовленных женщин во время родов, а также организация грудного вскармливания новорожденного ребенка. Проводя эту работу, сотрудники Центра постоянно наталкивались на проблемы, связанные с неумением матерей ухаживать за своими маленькими детьми. В результате в 1990 году была разработана первая методика обучения матерей уходу за новорожденным ребенком и технике грудного вскармливания. Применение этой методики не замедлило дать свои плоды. Все мамы, прошедшие обучение, оставались под наблюдением сотрудников Центра, и уже в 1991 году были подведены первые итоги. Все мамы сохранили грудное вскармливание до 1 года и за это время не испытывали никаких проблем с лактацией. По оценке педиатров дети были благополучны. В период с 1990 по 1994 год Центр активно сотрудничает с родильными домами, оказывая психологическую поддержку роженицам. Всего за это время сотрудники Центра оказали помощь примерно в 480 родах. Помимо этого идет создание информационной и методической базы, систематизация собранного материала. С 1994 года изменяется деятельность Центра. Теперь акцент переносится не на поддержку в родах, а на линию развития ребенка. В связи с этим за период с 1994 по 1997 год Центр оказал поддержку лишь в 80 родах, зато каждая мама прошла полную программу подготовки на всех этапах материнства:
дородовая подготовка;
психологическая поддержка в родах, помощь во время домашних родов;
организация ухода за новорожденным и родильницей;
организация грудного вскармливания, обучение технике кормления;
воспитание грудного ребенка, наблюдение за его развитием до 1 года;
воспитание ребенка от 1 года до 3 лет.
С 1996 по 1999 год Центр сотрудничает с московским родильным домом № 6 им. Абрикосовой. Это позволило сотрудникам роддома изменить подход к родовспоможению и грудному вскармливанию, сделав его более гуманным. В результате родильный дом завоевал звание ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку». В период с 1994 по 2000 год совершенствуются методики, накапливается статистика, начинает издаваться методическая и учебная литература, появляются публикации о работе Центра в российской прессе. Методики Центра основываются на новейших научных данных, а также собственных наблюдениях и исследованиях. Многие методики разрабатываются с использованием этнографического материала, некоторые из них уникальны. Благодаря строгому следованию биологическим законам, изучению и точному знанию поведения ребенка все методики Центра чрезвычайно эффективны. Достаточно сказать, что предлагаемая методика ведения родов значительно сокращает их болезненный период (максимум 2 часа — минимум 10 минут), а предлагаемая методика ухода за ребенком позволяет, например, полностью забыть о «коликах», лечении «врожденного вывиха бедра» и многих других проблемах.
В 1998 году Центром была накоплена достаточная информационно-методическая база и создан специальный курс обучения специалистов для работы в сфере перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания. В дальнейшем Центром были выпущены специалисты следующих специальностей: консультанты по грудному вскармливанию, инструкторы по обучению уходу за новорожденным, инструкторы дородовой подготовки. В 1998 году была проведена первая аттестация специалистов, выпущенных Центром. С этого времени Центр ежегодно проводит аттестацию специалистов всех общественных профессий, которые были описаны выше. Сегодня Центру принадлежит эксклюзивное право обучать и аттестовывать специалистов новых общественных профессий. За весь период проведения аттестации было аттестовано лишь 2 психолога-перинатолога, поскольку эта уникальная профессия требует, прежде всего, практического опыта. Оба специалиста работают в Центре.
В 2000 году Центр начал выпуск информационного бюллетеня «Перинатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания», где публикуются статьи, отчеты о деятельности Центра, результаты проведенных экзаменов и аттестаций.
Таким образом, к этому времени у московского Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» есть все признаки, которыми должен обладать Координационный центр, и пока в России он единственный.
|