Главная страница
Навигация по странице:

понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к го изучению. понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к г. Уровни организации и аспекты изучения человека как объекта научного познания



Скачать 146.5 Kb.
Название Уровни организации и аспекты изучения человека как объекта научного познания
Анкор понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к го изучению.doc
Дата 02.05.2017
Размер 146.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к г.doc
Тип Документы
#6067




Для человека, как демонстрирует история человечества, самый большой интерес представляет сам человек. Практически все науки нацелены либо на человека, либо на его «обслуживание». Так, значителен комплекс наук, нацеленных на познание биологической природы человека, например, антропология, анатомия, физиология, генетика и т.п. Еще больший блок составляют дисциплины, изучающие человека с социальной стороны его существования, например, социология, история, культурология, искусствоведение. В этот блок наук входит огромное множество так называемых «отраслевых» дисциплин, рассматривающих человека в процессе взаимодействия с себе подобными в различных сферах бытия. Таковы экономика, юриспруденция, военные науки и т.д. Ряд наук интересуется человеком как биосоциальным существом, т.е. учитывает и его природно-биологическую основу, и специфически человеческую социально-культурную среду, оказывающую формирующее воздействие на человека как на личность. Сюда относятся такие науки, как этнография, медицина, этология человека и, конечно, психология. К обслуживающим человека наукам в первую очередь надо отнести технические науки, цель которых заключается в создании устройств, способствующих повышению эффективности человеческой деятельности и комфортности его жизни. И даже науки, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к человеку, все равно работают на него, поставляя ему знания, необходимые для его благополучия. Например, физика, химия, география, астрономия и т.д.

Таким образом, необходимо признать, что весь комплекс выработанных наук имеет отношение к человеку.

Таблица

Уровни организации и аспекты изучения человека как объекта научного познания

Науки

Аспект изучения

Уровень организации

Уровень

Форма организации (ведущие изучаемые категории)

Биологические

Биологический (человек как живое существо)

Биохимический (молекулярно-генетический)

Живая клетка

Морфологический (анатомический)

Орган

Физиологический

Организм

Поведенческий

Индивид (особь)

Психологические

Биопсихологический (биологические основы психической деятельности)

Психофизиологический

Физиологические основы (механизмы) психики человека

Социобиологический

Биологические основы (механизмы) поведения человека

Психологический (человек как сознательная личность)

Субъективный

Психика и сознание

Личностный

Личность и индивидуальность

Социально-психологический (социальные основы психической деятельности)

Личностный

Личность

Внутригрупповой

Межличностное общение

Межгрупповой

Межгрупповое общение, массовидные психические процессы

Общественные

Социальный (человек как социокультурная единица, как член общества)

Личностно-социологический

Личность как элемент общества

Общественно-социологический

Общественно-исторические процессы и системы

Философские

Философский (человек как атрибут Мироздания)

Материальный (природно-физический)

Человек во Вселенной

Идеальный (духовно-универсальный)

Духовная сущность человека


Объектные и субъектные признаки человека и понятие о нем

Объектные признаки человека — признаки его телесной организации, обладающие ма­териальными свойствами природных объектов.

Субъектные признаки человека — признаки его психической организации, обладающие идеальными (нематериальными) свойствами живых объектов.

Таблица

Признаки человека

Объектные признаки

Определения человека

Субъектные признаки

Тело

Универсальная форма жизни

Душа

Конечность

Компонент природы

Бесконечность

Смертность

Микрокосм Мера всех вещей Причина всех следствий

Бессмертие

Определения человека-индивида

Дитя—взрослый

Млекопитающее (класс животных)

Психологическая проекция

Рука

Примат (отряд животных)

Осязание

Индивид—стадо

Антропоид (семейство животных)

Коммуникативный и эмотивный потенциал

Прямохождение (вер­тикальное положение тела)

Гоминид (род человекообразных)

Пространственно-ориенти­ровочный потенциал

Голосовой аппарат

Homo sapiens (вид человеческий)

Речь, учебный потенциал

Половые признаки

Мужчина—женщина

Психология пола

Возрастные признаки

Ребенок—взрослый (возраст)

Психология возраста

Этнические признаки

Этнофор

Психология этнофора

Определения человека-личности

Социально-групповые признаки внешности, знаки и номинации

Член общности людей

Групповая психология

Социальные роли

Член социальной организации

Статусная психология

Род занятий

Преобразователь жизни

Профессиональная психология

Социальное положение

Социально значимый человек

Психология авторитета




Определения человека-индивидуальности

Пропорции

Неповторимость

Стиль

Дерматоглифика

Единичность

Характер

Асимметрия

Уникальность

Гениальность

Экспрессия

Тождественность себе

Самосознание


Итак, человека можно рассматривать в рамках объектных и субъектных свойств, ко­торые между собой находятся в сложных взаимосвязях. Это предопределяет три аспекта видения проблемы человека и понятия о нем.

Первый аспект связан с материальными свойствами человека. Здесь человек рассма­тривается как сгусток энергии, как одна из форм существования материи, как физическое тело и биологическое существо. В рамках психологической науки речь здесь идет о кон­ституциональных особенностях человека, то есть об особенностях телесной организации человека, и о том, как биологические свойства различных систем организма обусловливают (детерминируют) психическую деятельность человека.

Второе направление связано с идеальными свойствами человека; в его рамках человек рассматривается как духовное существо с особой психической организацией, психологией и душой. Свойства этих явлений скрыты за материальной формой телесной организации человека и поэтому недоступны прямому познанию. Они предполагаются как содержание внутреннего мира человека и обнаруживают себя в различных формах внешне выраженной активности человека.

Особенность материальности состоит в том, что она ощутима и вещественна. Это то, что можно взять в руки, то, с чем можно соприкоснуться органами чувств. Идеальность на­ходится вне конкретно-чувственного контакта. Ее нельзя взять в руки и осязать как вещь.

Третий аспект проблемы, самый важный и самый сложный, предполагает вопрос о взаимосвязях материальных и идеальных свойств человека. Именно в их взаимосвязи бо­лее определенно открывается специфика тех и других. Более того, все идеальные свойства человека остаются непознаваемой тайной без материальных форм их выражения. Получа­ется парадокс: психика — это ничто без материальных форм жизни, но в то же время она нечто определенное для самого человека, как его душа.

СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Если говорить о классификации свойств человека вообще как интегрального объекта природы, то следует назвать шесть классов свойств, прирожденных ему и составляющих первородную основу множества других свойств человека, производных от этих шести. Речь идет о параметрических, физических, химических, биологических, социальных, психиче­ских свойствах человека как объекта природы.

Параметрические свойства характеризуют размеры человеческого тела и его частей, которые изучаются как анатомические свойства организма.

Физические свойства характеризуют механические возможности человеческого тела и изучаются биомеханикой, биофизикой, бионикой.

Химические свойства характеризуют состав веществ, заполняющих организм, его тка­ни, органы и системы. Все это изучает биохимия.

Биологические свойства характеризуют свойства жизни организмов, особенности роста и развития целостных живых существ. Они в большей мере раскрывают функциональные возможности организмов к воспроизводству собственной жизни. В них происходит инте­гральное проявление материальных свойств организма (физических, химических, параме­трических). Биологические свойства характеризуют телесную (соматическую) организацию человека и животных. Поэтому они объединены в предлагаемой классификации свойств человека понятием «соматические свойства».

Социальные свойства характеризуют положение человека в общественных связях и от­ношениях. Они указывают на место человека в иерархии социальных ролей и на принадлеж­ность человека к различным общностям людей и группам вхождения, на социальные функ­ции человека как субъекта совместной деятельности и общения. Содержание социальных связей синтезируется в отношениях человека с другими людьми. Свойства человеческих отношений составляют главный интерес для психологической науки. Эти свойства и со­циальные, и психологические одновременно. По объектным признакам они социальные, а по субъектным — психологические. Социальные свойства — это внешне обозначенные формы существования человеческих отношений как психологических феноменов.

Психические свойства относятся к характеристике нервно-психической деятельности как процесса отражения человеком внешних воздействий на его организм через органы чувств (сенсорную организацию). Они обнаруживают себя в реакциях организма на эти воздействия и в психических образах объектов взаимодействия.

Психологические свойства характеризуют телесно-психические возможности человека как субъекта рефлексивной, предметно практической и совместной деятельности людей. Они обнаруживают себя в суждениях, в продуктах деятельности, в поступках, в поведении, в знаково-символических формах информационной коммуникации и в человеческих от­ношениях. В них в превращенном виде представлены и социальные свойства личности.

СОМАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Соматические свойства человека изучаются анатомией, физиологией и биохимией. Анатомия изучает строение организма; биохимия — состав и обмен веществ в организме; физиология — функции организма и его отдельных органов. Соответственно и речь может идти об анатомических, биохимических и физиологических свойствах человека.

Анатомические свойства человека производны от роста и развития костных, мышечных и других тканей организма. Они определяют величину и пропорции частей тела, его массу, общее строение, абрис (контур), габитус (наружный вид), в целом телосложение и внешний облик. С ними в первую очередь связаны физические возможности человека. Но в то же время они обусловливают сенсомоторные возможности человека.

Биохимические свойства человека обусловлены жидкостным составом его организма, который представляет собой своеобразную химическую фабрику. Этот состав производен от деятельности желез внутренней секреции и питательной среды организма. В результате ассимиляции и диссимиляции веществ в организме возникает соответствующая питатель­ная среда для всех его тканей, в том числе и для нервных клеток. Через питательные функции биохимические свойства влияют на нервную и психическую деятельность чело­века, предопределяя динамику процессов в нервной ткани и биопсихическую выносливость нервной клетки, что сказывается, например, на утомляемости человека.

Физиологические свойства человека, производные от деятельности органов тела, вы­полняют многочисленные функции, связанные с жизнеобеспечением организма в целом. Физиология мозга и органов чувств самым непосредственным образом обеспечивает успешность всей психической деятельности человека, включая и его психическое здоровье. Физиологические свойства всех систем организма (нервной, эндокринной, кровеносной, скелетно-мышечной, пищеварительной) предопределяют функциональные возможности психической деятельности на уровне рефлексов и реакций человека в процессах его взаи­модействия с объектами внешнего мира.

Анатомические, биохимические и физиологические свойства предопределяют свойства нервной системы, в ряду которых в первую очередь отмечаются динамические свойства процессов возбуждения и торможения, интенсивность этих процессов, а также общая чув­ствительность сенсорной организации человека. Эти свойства интерпретируют как свойства нервно-психического процесса.

Все соматические свойства человека получили в психологии определение «конститу­циональных» свойств, которые рассматриваются в качестве биологических детерминант его психической деятельности. В результате в научной психологии появились так называемые «конституциональные теории личности», в рамках которых изучается причинно-следственная зависимость психологических особенностей человека от его телесной организации. Яркими историческими примерами «конституционального подхода» к психологии че­ловека являются: гуморальная теория темпераментов Гиппократа, физиологическая теория психической деятельности Павлова, конституциональная теория личности Кречмера.

В частности, Гиппократ различал четыре типа темпераментов в зависимости от преоб­ладания в организме хорошей крови, светлой или черной желчи, флегмы (слизи). Человек с преобладанием хорошей крови, по Гиппократу, является сангвиником, с преобладанием светлой желчи — холериком, с преобладанием черной желчи — меланхоликом, с преоб­ладанием слизи — флегматиком.

Наиболее ярким представителем конституционального подхода в психологии XX в. азался Э. Кречмер. Он пытался обосновать свои интуитивные прозрения о своеобразии ° хологии ПСИхически больныхлюдей строгими методами естественнонаучного познания. В книге «Строение тела и характер», опубликованной на русском языке в 1924 г., Кречмер подробно излагает результаты своих исследований зависимости психологии человека от строения его тела. В частности, им было изучено 260 больных, которых он, по данным антропологических измерений, разбил на семь групп, различаемых по особенностям ана­томического строения тела. Трем из них, наиболее многочисленным, он уделил особое внимание. Они были названы им «астеники», «атлетики», «пикники».

Астеник, по описанию Э. Кречмера, — худой, тонкий человек, кажущийся выше, чем он на самом деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами, у мужчин очень заметно отставание веса тела от длины его (50,5:186,4) и объема груди от объема бедер (84,1 :84,7).

Атлетик — человек среднего или высокого роста с особенно широкими плечами, стат­ной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, уменьшающейся книзу, так что таз и статные ноги кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на трапециевидной шее. Над линиями тела выдается брюшко мышц. Костный рельеф осо­бенно резко вырисовывается в чертах лица. Грубое строение костей можно видеть особенно на ключице и запястьях.

Пикник характеризуется сильным развитием внутренних полостей тела, особенно жи­вота. Склонность торса к ожирению. Это среднего роста плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной шее. Конечности мягкие и округлые, короткие и широкие. Плечи круглые, несколько приподняты и сдвинуты вперед. Голова опускается вперед между плечами, так что короткая, толстая шея почти исчезает. Туловище бочкообразное.

Среди больных астеников, так же как и среди больных атлетиков, чаще встречались шизофренические расстройства, а среди пикников чаще были отмечены циркулярные психозы. Таким образом, установленные статистические совпадения дали основание считать анатомические особенности телесной организации диагностическими признака­ми предрасположенности к психическим заболеваниям двух типов (шизоидного и цик­лоидного).

Однако 81 больной из 260 обследованных не укладывались в эти три классических типа анатомического строения тела. Тем не менее, Э. Кречмер, вдохновленный фактами совпадения конституциональных особенностей и психических расстройств, описывает своеобразие темперамента и характера шизоидов и циклоидов, распространяя свою кар­тину психологических типов больной личности на здоровых людей. В результате Кречмер подразделил всех людей на циклотимиков и шизотимиков, которые, по его мнению, в слу­чаях психических расстройств предрасположены к соответствующим видам заболеваний. В норме же циклотимики и циклоиды, шизотимики и шизоиды имеют попарно одинаковые темпераменты и характеры.

У циклотимиков, по Э. Кречмеру, могут проявляться три следующих сочетания характе­рологических качеств: 1) общительность, добросердечие, ласковость, душевность; 2) весе­лость, юмористичность, живость, горячность; 3) тихость, спокойствие, впечатлительность, мягкость.

Если они поэты, то они, как правило, реалисты и юмористы. Если они исследователи, то они — наглядно описывающие эмпирики. Если они вожди, то они — смелые борцы, ловкие организаторы, умные посредники. Тип строения тела у них ближе к пикническому. Настроение меняется от повышенной веселости до глубокой печали. Темперамент коле­блется между подвижным и флегматичным. Моторика закругленная, естественная, мягкая, адекватная раздражению.

Шизотимики могут иметь следующие характеры: 1) необщительный, тихий, сдержан­ный, серьезный (лишенный юмора), чудаковатый; 2) застенчивый, боязливый, тонко чув­ствующий, сентиментальный, нервный, возбужденный, друг книги и природы; 3) послуш­ный, добродушный, честный, равнодушный, тупой, глупый.

Если они поэты, то они — патетики, романтики, художники формы. Если они исследо­ватели, то они — люди тонкой логики, системы, метафизики. Если они вожди, то они — чистые идеалисты, деспоты, фанатики, люди холодного расчета.

Тип строения тела у них или астенический, или атлетический, или диспластический, включая их комбинации. Настроение меняется от раздражительного до холодного. Тем­перамент колеблется между порывистостью и тягучестью. Чувствам и мышлению свой­ственен максимализм. Моторике присущи задержанность, параличность, деревянность, неадекватность раздражению.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Непосредственно к психическим свойствам следует отнести психофизиологиче­ские и психофизические свойства, а также гностические и аффективные свойства психи­ческого образа.

Психофизиологические свойства человека производны от нервно-физиологической деятельности его мозга и организма в целом. Их изучает психофизиология, которая яв­ляется разделом психологической науки. Она зародилась в середине XIX в. стараниями физиологов, экспериментально изучавших рефлексы головного мозга.

Психофизиология человека обращается в первую очередь к свойствам его нервной деятельности. Далее на их основе она рассматривает такие сложные психические образо­вания человека, как темперамент, сенсомоторика, эмоции и потребности, на органическом уровне мотивации. Эти психические образования ближе других находятся к физиологи­ческим процессам организма. Поэтому возникает соблазн трактовать их генетическую за­висимость прямолинейно и неукоснительно, без должного внимания к саморегулирующей субъектной активности человека.

В ряду базисных психофизиологических свойств человека называют следующие: раздра­жимость, сенситивность, реактивность, возбудимость, инертность, заторможенность, ригид­ность, подвижность, пластичность и другие, относящиеся к динамическим свойствам психиче­ской деятельности. Они характеризуют нервно-психическую деятельность человека на уровне деятельности органов чувств и реакций нервной ткани. Это относится к первичному уровню отражения внешних и внутренних воздействий на организм человека. Все эти свойства рас­сматриваются в структуре рефлекса и реакцийпервичных форм психической деятельности. Однако психофизиологические свойства, включаясь в процессы отражения матери­альных свойств объектов взаимодействия, соединяются с психофизическими свойствами психической деятельности, продуктом которой в результате такого соединения являются психические образы. Поэтому к разряду психофизиологических свойств первого уровня до­бавляются аффективные свойства, представленные эмоциональным восприятием объектов взаимодействия. Эти свойства включаются в содержание психического образа как эсте­тические оценки воспринимаемого объекта. Такие оценки производны от субъективного отношения, которое вызывает конкретный объект взаимодействия. В свою очередь, это от­ношение может быть обусловлено (задано) актуальными и потенциальными потребностями человека в тех или иных объектах как предметах удовлетворения этих потребностей. Такого рода отношения начинают играть роль психических установок субъекта взаимодействия.

В процессах взаимодействия человека с внешним миром эти свойства могут трансфор­мироваться в качественно выраженные свойства его личности. Например, раздражимость нервной системы при соответствующей форме поведения может превратиться в возбу­димый вспыльчивый характер или в обидчивый плаксивый характер. Сенситивность как общая чувствительность нервной системы к физическим воздействиям объектов внешнего мира трансформируется в способность человека более тонко (дифференцированно) раз­личать свойства объектов психического отражения.

Источник психофизиологических свойств — внешние и внутренние воздействия на нервную систему организма человека. Проявляются же психофизиологические свойства в форме нервно-психических реакций человека на эти воздействия. Механизмом этих реак­ций выступает рефлекторная деятельность нервной системы.

В этих реакциях заключено ответное действие на опасность—безопасность объекта воз­действия или его полезность—бесполезность для актуальных состояний организма человека. В результате происходит внутренняя активация телесно-психического потенциала человека для удовлетворения нужд организма. Поэтому психофизиологические свойства характери­зуют в основном внутренние состояния организма и психики. Сначала они сигнализируют о том, что организм человека выведен из динамического равновесия со средой, далее — о мобилизации ресурсов и, наконец, об адекватности реакций потребностям организма.

Однако для того чтобы удовлетворить заявившую себя потребность организма, не­обходимо найти предмет ее удовлетворения. Этим поиском занимаются органы чувств, которые помогают человеку адекватно определить предмет собственных потребностей по его соответствию потребительским свойствам. Такое соответствие устанавливается посред­ством психофизического отражений, совершаемого органами чувств, деятельность кото­рых трансформируется в познавательный процесс.

Психофизические свойства человека производны от деятельности органов чувств, ко­торых, как гласит теория ощущений Б. Г. Ананьева, у человека одиннадцать. К их числу относятся: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), тем­пературные, болевые, мышечно-суставные (кинестетические), равновесия и ускорения (ста-тико-динамические), обонятельные, вкусовые, общеорганические (интероцептивные).

В результате взаимодействия органов чувств со свойствами физических объектов внешнего мира возникают психические образы этих объектов. Свойства психических об­разов и процессов, в результате которых они возникают, изучаются психофизикой — еще одним из разделов психологической науки, которая начала формироваться во второй по­ловине XIX в. на основе экспериментальных исследований ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения, масштабно развернутых в лаборатории В. Вундта. Психофизические свойства различают как сенсорные, перцептивные и апперцептивные. В целом их можно назвать гностическими (познавательными) свойствами.

К сенсорным свойствам относят свойства ощущений. К перцептивным — свойства вос­приятия, к апперцептивным — свойства высших психических процессов, основанных на мышлении и вторичном отражении явлений окружающего человека мира. Все эти свойства функционируют в сложных переплетениях друг с другом.

Психофизические свойства связаны с отражением внешних условий и воздействия на человека других объектов, в то время как психофизиологические свойства по большей части направлены на отражение внутренних состояний организма и интегрируются в феноменах самочувствия. Психофизические свойства проявляются в гностических (познавательных) процессах, а психофизиологические — в аффективных (эмоциональных) состояниях чело­века. Психофизические процессы связывают человека с внешним миром, а психофизиоло­гические — с его психическими состояниями. Психофизические процессы развиваются в направлении адекватного или неадекватного отражения предметного мира, а психофизиоло­гические состояния отражают биологический комфорт или дискомфорт организма.

Психофизические свойства обязаны своим происхождением биофизическому взаимодей­ствию человека с различными свойствами материи, а психофизиологические — биохимической ассимиляции и диссимиляции свойств питательной среды организма. Главный эффект психо­физического отражения — образ объекта, а главный эффект психофизиологического процесса психическое состояние, переживаемое как удовлетворенность—неудовлетворенность индивидуальным самочувствием в ситуациях взаимодействия с объектами внешнего мира.

Психофизиологические свойства трансформируются в психофизических процессах, при­давая этим процессам субъективную окраску, заключенную в эмоциональном реагировании на объект взаимодействия и в дальнейшем переживании субъективного отношения к этому объекту.

Эмоциональные реакции на предметный мир трансформируются в субъектную направ­ленность человека. Этой ступени трансформации психические свойства достигают под влия­нием целенаправленной, осознанной предметно-практической деятельности человека, то есть тогда, когда он отдает себе отчет в своих действиях, поступках, поведении и деятельности; тогда, когда он управляет собой и делает произвольный выбор между многими вариантами. При этом выбор может оказаться совсем не на пользу себе, а во имя высшего блага, а может быть, и всем во вред, в нем, собственно, и проявляется субъектная парадоксальность челове­ка. В результате обнаруживаются специфические психологические качества его как субъекта активного взаимодействия с внешним миром и отношения к себе и другим людям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Психологические свойства производны от рефлексивных возможностей психической деятельности человека, которые обнаруживают себя на новом качественном уровне в пред­метно-практическом взаимодействии человека с внешним миром. В этом процессе человек проявляет для себя и окружающих качества своих действий, качества своих поступков, качества своего поведения, качества своей деятельности. Через констатацию этих качеств человеку приписываются соответствующие психологические свойства как более или менее успешного субъекта взаимодействия с внешним миром. Это указывает на функциональное содержание психологических свойств человека как субъекта предметно-практической дея­тельности и социального взаимодействия с другими людьми.

Психологические свойства человека раскрывают в нем его субъектный потенциал, и поэтому они ближе других к актуальным способностям его психической организации, то есть к тем способностям, которые он уже реализовал в своем активном самовыражении.

Психологизм этих свойств человека проистекает из самоотражения, самопонимания, самоотношения, саморегуляции и самооценки качественной стороны результатов собствен­ной деятельности. Именно самость и самосознание являются внутренними источниками психологической деятельности и ее свойств. Человек в этих процессах исполняет роль «практического психолога» по отношению к самому себе, так как он по плодам труда своего определяет собственные способности, характер и другие качества своей личности. Он, как судья, выносит «приговор» личной значимости.

В процессах самоотражения человек может дать себе адекватную, завышенную или заниженную оценку. Но всегда он будет считать ее справедливой. В то же время каждый человек оценивается еще и другими людьми. Эта оценка считается в обще­ственном мнении более адекватной, а потому и более справедливой. Между самооценкой и групповой оценкой личности возможен «когнитивный диссонанс», который нередко явля­ется психологическим источником конфликтных взаимоотношений между людьми.

Индивидуальная воля как процесс произвольной регуляции захватывает «власть» над психическими процессами, состояниями и функциями человека, трансформируя их в иде­альные процессы психологической деятельности, что проявляется в саморегуляции чело­веком своего поведения, а также в управлении и координации совместной деятельностью в малых группах и больших общностях. Воля в контексте социального взаимодействия явля­ется не только внутренним регулятором субъектной активности личности, но и феноменом социально-психологических отношений между людьми по векторам «доминирование— подчинение», «свобода—необходимость», «зависимость—самостоятельность» и т. п. Воля превращает (трансформирует) психическую деятельность в психологическую деятельность человека как субъекта произвольного выбора в повседневных ситуациях совместной жиз­недеятельности людей. Благодаря воле рефлексивные процессы психической деятельности становятся источниками психологических свойств человека. В их ряду можно выделить несколько групп свойств: деятельностно-психологические, социально-психологические, рефлексивно-психологические и духовные.

Деятельностно-психологические свойства проистекают из предметно-практического взаи­модействия человека с реалиями внешнего мира. Суть этого взаимодействия состоит в пре­образовательной деятельности человека, которая направлена на превращение естественных объектов внешнего мира в предметы своих потребностей. Вместе с тем происходит преоб­разования и самого человека. Преобразовательная предметно-практическая деятельность яв­ляется инструментально-опосредствованным взаимодействием человека с внешним миром. В ней человек манипулирует с объектами взаимодействия с помощью рук и вспомогательных средств, которые являются орудиями труда, специально изобретенными человеком для усиле­ния своего потенциала воздействия на вещественную и общественную среду обитания. В этом процессе психофизиологические и психофизические свойства человека трансформируются в свойства его способностей, а также в свойства его опыта, знаний, умений, навыков, мастер­ства, таланта, гениальности, интересов и др. Все это относится к психологии человека и со­ответствующим психологическим качествам его личности как субъекта данной деятельности. Эта группа свойств обязана своим происхождением и развитием предметной актив­ности человека, в процессе которой он реализует свой телесно-психический потенциал. В этом процессе человек разворачивается к внешнему миру своим интеллектуальным и творческим потенциалом, который он обнаруживает для себя и других людей.

Однако жизнедеятельность связывает человека не только с неодушевленными объекта­ми внешнего мира. Она обязательно включает его в контекст общения с другими людьми. Взаимодействие человека с человеком выступает мощнейшим фактором преобразования психических свойств, трансформируя их в новые явления психологии людей: в групповые эффекты и социально-психологические свойства личности.

Социально-психологические свойства человека возникают в процессах общения людей по поводу их совместной жизнедеятельности. Эти свойства проявляются как отношения людей друг к другу. По сути, это качества человека как субъекта общения. В их числе — общительность—замкнутость, откровенность—скрытность, отзывчивость—равнодушие, альтруизм—эгоизм, доброжелательность—враждебность и многие другие. Этих качеств не может быть без партнера. Поэтому они носят характер взаимоотношений. Это означает, что каждое из них сотворено обеими сторонами взаимодействия. Общительность или замкну­тость человека — это не прямой результат индивидуальных свойств человека, а результат трансформации субъективных установок партнеров друг на друга и целевых задач взаимодей­ствия. В этом смысле взаимоотношения людей являются групповыми эффектами. Поэтому было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за развитие взаимоотноше­ний на противоположную сторону процесса взаимодействия и общения, в равной мере, как и принимать на себя всю тяжести вины за неблагополучие групповых эффектов. Правильнее стремиться к поиску компромисса и пониманию взаимозависимости на паритетных основах.

Социально-психологические свойства человека ближе других находятся к характеро­логическим особенностям личности, в которых трансформируются всевозможные векторы человеческих отношений, включая и самоотношение личности. Социально-психологические свойства возникают в результате трансформации субъективного психического отношения человека к человеку в психологически произвольное субъектное отношение к партнеру и через него в качества взаимоотношений. Эти качества осложнены включением в них со­циальных свойств человека.

Субъективное психическое отношение базируется на непроизвольной эмоциональной реакции на партнера и его внешний облик по шкале «нравится — не нравится». Это отноше­ние выполняет функцию психологической установки при оценке качеств личности партнера. Однако эта установка может попасть под контроль рефлексии. Когда это случается, проис­ходит трансформация субъективного психического отношения в психологическое субъектное отношение. Психологически произвольное субъектное отношение перенастраивает непроиз­вольные эмоциональные реакции в сторону одного из полюсов шкалы субъективного пси­хического отношения. Если партнер заинтересован в сотрудничестве, то коррекция этого от­ношения осуществляется в сторону положительного полюса шкалы взаимоотношений, если нет, то наблюдается смещение взаимоотношений к отрицательному полюсу. Таким образом, происходит психологическая перестройка субъективного отношения в качественно иное субъ­ектное отношение, которое подчинено практическим интересам социального взаимодействия.

Социально-психологическая трансформация личных отношений во взаимоотношения трансформируется по шкале «согласие—конфликт». Успех здесь возможен при взаимном стремлении партнеров к согласию. Если одна из сторон этого не хочет, то сотрудничество обречено на провал.

В совместной жизнедеятельности личные отношения неизбежно превращаются в меж­личностные, которые зависят не только от индивидуальных устремлений, но и от распре­деления ролей и функций между партнерами в общественной структуре и в социальных организациях, то есть от того места, которое занимает человек в обществе по стечению обстоятельств жизни в процессе социализации.

Социальный статус играемых ролей задает человеку норматив поведения при взаимо­действии с другими, и человек должен соблюдать этот норматив, чтобы соответствовать за­программированным межличностным отношениям, которые ограничивают произвольность личного отношения к партнерам. В силу этого обстоятельства индивидуальные свойства психической организации человека трансформируются в социально одобряемые качества личности. С этого момента начинается социальная идеализация образов общественно зна­чимого человека в соответствии с иерархией ролевых функций личности.

Процесс идеализации собственной личности и других людей выливается в формули­рование нравственных требований друг к другу. При этом, как показывают исследования, к другим мы склонны завышать эти требования, к себе же оказываемся более снисходи­тельными. Возникает своеобразное ощущение себя среди других людей, где нам кажется, что мы немного лучше других. Но так думают все, что и создает психологические проблемы в человеческих отношениях.

Это ощущение становится предметом самосознания и духовной работы человека над собой. В результате социально-психологические свойства человека начинают трансфор­мироваться в духовные качества личности, производные от психорефлексивной деятель­ности мозга как процесса отражения отражения. В результате возникает еще одна группа психологических свойств — психорефлексивные свойства, которые обязаны своим проис­хождением психологическому взаимодействию человека с самим собой как психологиче­ской реальностью. Эта реальность отражается человеком во внутреннем плане сознания, порождая нравственные переживания личности.

Психорефлексивные свойства человека трансформируются в сложнейшие явления человеческой психологии, к числу которых относятся душа и совесть, сознание и самосо­знание, вера, надежда, любовь, Я-концепция и мировоззрение, сила духа и Бог. Свойства этих явлений отражены в духовных и нравственных качествах человека.

Духовные свойства человека производны от идеальной деятельности сознания. В них находят отражение нравственные ожидания людей друг от друга. Для этих ожиданий харак­терны завышенные требования к реальному или потенциальному партнеру. Чем выше стоит человек на пирамиде социальной организации, тем строже требования к его нравственному идеалу. Ему приписывается абсолют общечеловеческих качеств, так как он призван олице­творять ум, честь и совесть своих сподвижников и современников.

Духовные качества человека определяются, как правило, в обобщенных понятиях о личности. Такие понятия метафоричны по форме. Они адресованы к душе и совести человека, к его нрав­ственным и волевым свойствам, а также к интеллектуальному потенциалу. Например, в исследо­вании образа российского политика в 1993 г. 434 респондента, представлявших все возрастные группы от 17 лет до 60 лет и старше, в открытых высказываниях называли духовные качества известных им политиков. В числе эти качеств были: «русский дух», «духовно сильный», «душев­ный», «добродушный», «прямодушный», «добросовестный», «самоотверженный», «уверенный в себе», «сильный характер», «самообладание», «самоконтроль», «самоотдача», «интеллигент­ность», «скромность», «человечность», «переживает за отечество», «внушает уверенность», «вызывает надежду», «пользуется доверием», «добрый», «ответственный», «справедливый», «честный», «порядочный», «смелый», «открытый», «романтик», «убежденность», «надежда Рос­сии», «символ нации». В этих понятиях отражены стержневые свойства человека, определяющие нравственный каркас личности. В них заключены главные ценности, ожидания и требования, предъявляемые политическому лидеру в идеализированном пространстве духовных отношений в обществе.

Все психологические свойства (рефлексивные, социально-психологические, деятельностно-психологические, духовные) представляют собой синтез психических и социальных свойств человека. Психологические свойства являются интегральными психическими об­разованиями. В них заключено содержание психического отражения и социального взаи­модействия в превращенном виде психологических качеств личности.

СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

В разряд социальных свойств человека могут быть включены коммуникативные, правовые, эгоцентристские и социоцентристские свойства субъекта общественного взаимодействия.

Социальные свойства человека в «чистом» виде касаются всех тех моментов социаль­ного взаимодействия, которые обеспечивают контактность людей в обществе (коммуника­тивные свойства) и их права на проявление социальной активности (правовые свойства). В то же время необходимо обозначить генерализованную установку личности как субъекта любого социального взаимодействия, Эта установка проявляется в эгоцентрической или социоцентрической направленности личности.

Коммуникативные свойства человека обеспечивают взаимосвязь людей в их совмест­ной жизнедеятельности. Они обеспечивают контактность человека в любом социальном взаимодействии с помощью коммуникативных средств, в числе которых существуют инди­видуальные и общественные средства связи, обеспечивающие как однонаправленную, так и обратную связь между людьми. Коммуникативные свойства личности в этом контексте социального взаимодействия следует рассматривать как способность использования этих средств в общении. Без коммуникации не возможна ни совместная деятельность, ни со­вместная жизнь человека в сообществах, ни социальное взаимодействие.

Правовые свойства субъекта социального взаимодействия предопределяются социаль­ным положением личности в организационной структуре общества. Люди не могут быть равны в этой структуре, поскольку наделены разными полномочиями в системе совмест­ной жизнедеятельности. Эти полномочия закреплены как функциональные обязанности субъектов социального взаимодействия, что находит отражение в правовых нормах обще­ства. Это не исключает расхождения между правами и функциями субъектов совместной жизнедеятельности. По «естественным законам жизни сообществ» за расширением прав личности должно следовать увеличение груза ответственности. Однако в плохо органи­зованных сообществах имеющие власть субъекты, не отказываясь от расширения своих полномочий, перекладывают груз ответственности за плохое исполнение своих функций на подчиненных им людей. Правовые отношения имеют место во всех сообществах без ис­ключения, и связаны они с законодательным закреплением функциональных обязанностей субъектов социального взаимодействия.

Артефакты в распределении прав и обязанностей (ответственности) в сообществах людей соотносятся с индивидуальной «генерализованной установкой» человека. В такой установке наблюдается преобладание (доминирование) либо общественных интересов, либо индивидуальных. Отсюда и речь может идти либо о «эгоцентрической» установке, либо о «социоцентрической». Эти установки выливаются в соответствующие отношения в процессах социального взаимодействия. Полюсные смещения этих установок приводят к социальным конфликтам». Оптимальное их сочетание (баланс) предполагает их уравновешенность в интересах той и другой сторон. Показателем уравновешенности этих установок является «общественное согласие».
написать администратору сайта