Главная страница
Навигация по странице:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ. Высшего профессионального образования читинская государственная медицинская академия организация медицинского обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций



Скачать 0.81 Mb.
Название Высшего профессионального образования читинская государственная медицинская академия организация медицинского обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Анкор ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.doc
Дата 05.05.2017
Размер 0.81 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ.doc
Тип Учебное пособие
#7646
страница 1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Чита – 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалистов по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология»
Чита – 2015

УДК 610-8.

ББК – 51.1(2)2
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Степанов А.В., Любин А.В., Малежик М.А., Перепелицин Н.И. – Чита: ИИЦ ЧГУ, 2015. – 169 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с ФГОС-3 по медицине катастроф. В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, организация и функционирование различных подразделений медицины катастроф, дается подробная характеристика природных и техногенных поражающих факторов, предлагаются основные принципы неотложной медицинской помощи.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям высшего образования «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология».
Рецензенты:

Кудрявский Сергей Иванович - Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки и медицины катастроф, доктор медицинских наук, профессор, ГБОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России

Белогоров Сергей Борисович - Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, кандидат медицинских наук, доцент, ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России
Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________

Сокращения:

АХОВ – аварийно-химически опасные вещества

БСМП – бригада специализированной медицинской помощи

ВСМК – Всероссийская служба медицины катастроф

ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ЛЭМ – лечебно-эвакуационные мероприятия

ЛЭО – лечебно-эвакуационное обеспечение

МГОЧС – Министерство гражданской обороны чрезвычайных ситуаций

МОСН – медицинский отряд специального назначения

МП – медицинская помощь

МСГО – медицинская служба гражданской обороны

ОВ – отравляющие вещества

ОЛБ – острая лучевая болезнь

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПМГ – полевой многопрофильной госпиталь

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

РВ – радиационные вещества

РСЧС – Единая государственная служба чрезвычайных ситуаций

РЦМК – Российский центр медицины катастроф

СМК – служба медицины катастроф

ТЦМК – Территориальный центр медицины катастроф

ХОО – химически опасные объекты

ЦГСЭН - Центр Государственного сан-эпиднадзора

ЧС – чрезвычайная ситуация

ЭМП – экстренная медицинская помощь

ЭМЭ – этап медицинской эвакуации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 12

1.1. Основные поражающие факторы в ЧС 12

1.2. Виды чрезвычайных ситуаций 14

1.3. Основные задачи Единой Государственной системы ЧС 18

1.4. Состав сил и средств РСЧС 20

1.5. Задачи всероссийской службы медицины катастроф 24

1.6. Органы управления Всероссийской службой медицины

катастроф 31

1.7. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины

катастроф 33

1.8. Контрольные вопросы 37

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 40

2.1. Общие принципы лечебно эвакуационного обеспечения населения при ЧС 40

2.2. Виды медицинской помощи 47

2.3. Медицинская эвакуация в условиях ЧС 64

2.4. Медицинская сортировка 70

2.5. Контрольные вопросы 73

3. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 75

3.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений 76

3.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий

других природных катастроф 86

3.3. Контрольные вопросы 102

4. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО (АНТРОПОГЕННОГО) ХАРАКТЕРА 103

4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий 103

4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 111

4.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и

пожарах 119

4.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах и локальных вооруженных конфликтах 126

4.5. Контрольные вопросы 130

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРИТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 133

5.1. Особенности образования эпидемических очагов при ЧС и общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы 133

5.2. Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных144

5.3. Особенности медицинской сортировки инфекционных больных147

5.4. Режим работы инфекционных больниц в зоне ЧС 152

5.5. Контрольные вопросы 158

Тестовые задания 160

Ответы на тестовые задания 168

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 169
ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является в настоящее время одной из острейших мировых проблем. За последние два десятилетия результатом катастроф на планете стала гибель более 3 млн. человек, общее число пострадавших составило около 800 млн. человек. Всё большее значение эти проблемы приобретают и в нашей стране.

Ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более 100 крупных катастроф, связанных с гибелью людей. Взрывы в Арзамасе и Уфе, пожар в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГРЭС, наводнение на Дальнем востоке привели к массовым поражениям и гибели людей, резкому ухудшению санитарно-эпидемической обстановки, возникновению сложных медико-биологических и социальных проблем.

Все это делает весьма актуальным задачу подготовки к возможным чрезвычайным ситуациям мирного времени, учёта их последствий и разработки эффективного комплекса мероприятий по снижению отрицательного воздействия этих последствий на хозяйственную деятельность человека и его жизнеобеспечение.

Для улучшения работы по ликвидации ЧС в свое время была реорганизована Гражданская оборона. Опираясь на Конституцию РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера», «О гражданской обороне», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» в 1990 г. был создан корпус спасателей под руководством Сергея Кужгетовича Шойгу в дальнейшем преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям. В его составе: главнее управление Гражданской обороны и штаб войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны были выведены из состава Вооруженных Сил. В ноябре 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в стране была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях. Сформировано 9 региональных центров по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-западный РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Ростов на Дону (Северо-Кавказкий РЦ), Хабаровск (Дальневосточный РЦ) и др.

В последние годы в РФ принято достаточно много законодательных актов регулирующих деятельность медицины катастроф.

НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» от 12 сентября 2011 г. №660

  • Федеральный закон №323 от 21.11.2011 «Об охране здоровья граждан Российской Федерации»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 г. Москва «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 «Об утверждении положения о Всероссийской службе медицины катастроф»

Проблемы катастроф широко обсуждаются в Комитетах Всемирной Организации Здравоохранения, на международных конгрессах, а также на ассамблеях, научных конференциях и т.д. В результате глубокого изучения данной проблемы формируются научные взгляды на теорию и практику катастроф, уточняются определенные понятия «катастрофа» и «чрезвычайная ситуация», а также их классификация. Общим критерием для определения понятия катастрофы в большинстве стран принято считать явление природы или акцию человека, представляющие реальные угрозы жизни людей.

Чаще всего под катастрофой понимают опасное природное явление или действие человека, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности вследствие чего может возникнуть чрезвычайная ситуация.

В здравоохранении под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности местного здравоохранения, и требуется привлечение дополнительных сил и средств извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала. Учитывая выше изложенное, весьма актуальным остается преподавание организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в медицинских Вузах.

Учебная цель пособия.

Студент должен освоить основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (компетенции по ФГОС-3: ОК-1, ПК-1, ПК-14, ПК-31, ПК-32).

Знать:

- основные нормативно-правовые документы;

- основные принципы управления и организации медицинской помощи населению;

- факторы, формирующие здоровье человека (экологические, природно-климатические, социальные, психо-эмоциональные);

- заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

- методы защиты населения в очагах особо опасных инфекций, стихийных бедствиях;

- основы организации медицинской помощи различным группам населения;

- методы проведения неотложных мероприятий;

- особенности оказания 1 помощи проведения реанимационных мероприятий пострадавшим при автомобильных авариях, утоплениях;

- особенности организации оказания мед. помощи в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах мирного и военного времени;

- характеристику районов чрезвычайных ситуаций мирного времени и военного времени (стихийных бедствиях, радиационных поражениях);

- патологию, клинику, лечение при действии поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- основы оценки химической и радиационной обстановки;

- принципы организации радиационного и химического контроля;

- основы оказания медицинской помощи поражённому населению;

- организацию и способы защиты населения от поражающих факторов в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;

- организацию и порядок проведения эвакуации населения и лечебных учреждений;

- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) и медицинской службы гражданской обороны (МСГО);

- основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- способы и средства защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений и формирований в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- патологию, клинику и лечение поражения отравляющими (ОВ) и аварийно-опасными химическими веществами (АХОВ);

- основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;

- медицинские средства профилактики, оказания медицинской помощи и лечения пораженных ионизирующими излучениями, ОВ, БС и АХОВ;

- организацию и порядок проведения эвакуации населения и лечебных учреждений;

Уметь:

- планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды;

- оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента;

- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;

- сформулировать клинический диагноз;

- оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь поражённому населению в военное время и чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- оценивать радиационную и химическую обстановку;

- проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения;

- оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь пораженному населению в военное время и чрезвычайных ситуациях мирного времени у детей, с использованием научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования в научно-исследовательской деятельности будущим врачом при оказании медицинской помощи пораженному населению в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- практически осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала и имущества от поражающих факторов различных видов оружия и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

- оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь пораженному населению в военное время и чрезвычайных ситуациях мирного времени у детей, с использованием этических и деонотологических аспектов при работе с пострадавшим населением;

- выполнять свои функциональные обязанности при работе в составе формирований и учреждений медицинской службы гражданской обороны и службы медицины катастроф;

- квалифицированно использовать медицинские средства защиты.


1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1.1. Основные поражающие факторы в ЧС
Основными поражающими факторами в ЧС являются:

- психо-эмоциональный;

- динамические (механические) воздействия на организм взрывной волны, обвалов, придавливание разрушенными зданиями и др.;

- термические воздействия (высокой или низкой температуры, лучистой энергии);

- радиационные излучения;

- химические вредные вещества (отравляющие вещества, высокотоксичные вещества, фитотоксиканты и др.);

- биологические средства боевого применения (возбудители инфекций, относимые к опасным или способные стать таковыми, токсины).

По ряду параметров эти факторы аналогичны или почти идентичны воздействию на человека оружия массового поражения. Они нередко могут воздействовать одновременно или последовательно, вызывая разнообразные множественные, комбинированные (многофакторные) поражения разной степени тяжести, называемых санитарными потерямиприменительно к нуждающимся в помощи и лечении, и безвозвратными – к погибшим.

При катастрофах потери обычно возникают внезапно и их количество как, правило, превышает возможности местного, объектового, а нередко и территориального здравоохранения, что приводит к затруднению в оказании им медицинской помощи в оптимальные сроки.

Основными видами поражения людей в ЧС являются: травмы, термические ожоги, радиационные поражения, острые химические отравления, психоэмоциональные расстройства, массовые инфекционные заболевания, переохлаждения, перегревания, комбинированные поражения (механическо-термические, радиационно-термические, радиационно-механические) и др.

Все названные виды поражений могут быть условно разделены на два профиля: хирургический и терапевтический.

К наиболее распространённым поражениям хирургического профиля относятся механические травмы, синдром длительного сдавления, черепно-мозговая травма, переломы костей, наружные кровотечения, ожоги. Так, при землетрясении в Армении (1988г.) травмы черепа и позвоночника составили 27,1%, травмы груди, живота, таза – 19%, переломы костей конечностей – 40,5%, повреждения мягких тканей – 12,8%, синдром длительного сдавления – 23,8%. Состояние шока отмечалось почти у 90% пострадавших.

К наиболее часто встречающимся поражениям терапевтического профиля следует отнести радиационные поражения, острые отравления АХОВ при авариях на химических предприятиях, психоэмоциональные расстройства, массовые инфекционные заболевания, а также осложнения хронических заболеваний, преждевременные роды у беременных женщин и т.п.

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительное число пострадавших составляет дети. Так, при химической аварии в городе Арзамас (1988г.) и железнодорожной катастрофе в Башкирии (1989г.) они составили 13,7% и 24,3% соответственно.

Значительная часть пострадавших погибает от несвоевременности оказания медицинской помощи, хотя и травмы порой бывают не смертельными.

Из мировой практики ликвидации последствий ЧС известно, что не получив необходимой помощи, через 1 час после аварии или катастрофы умирают до 40% тяжело пораженных, через 3 часа – до 60%, а через 6 часов – до 95%.

Чрезвычайные ситуации имеют различные количественные характеристики. Для адекватного реагирования государства на ситуации, во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (собрание законодательства Российской Федерации, 1994г., № 35, ст. 3648) Правительство Российской Федерации 13 сентября 1996г. постановлением № 1094 постановило утвердить Положение «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайная ситуация (ЧС) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации различаются по количественным характеристикам, и соответственно, классифицируются по масштабу в зависимости от следующих критериев:

  • количество людей, пострадавших в этих ситуациях;

  • количество людей, у которых оказались нарушены условия жизни и деятельности;

  • размер материального ущерба;

  • границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта