Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Вопрос 16 ориентирование на местности. Вопрос 16. Ориентирование на местности. Азимут и компас



Название Вопрос 16. Ориентирование на местности. Азимут и компас
Анкор Вопрос 16 ориентирование на местности.doc
Дата 16.01.2018
Размер 59 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Вопрос 16 ориентирование на местности.doc
Тип Документы
#15266

Вопрос 16. Ориентирование на местности. Азимут и компас.

В учебниках по военной топографии целостное понятие ориентиро­вания на местности раскладывается на три отдельных умения:

  1. умение определить на карте точку своего местонахождения в ка­ждый момент движения;

  2. умение правильно спланировать путь дальнейшего движения к цели;

  3. умение выдержать намеченный путь.

По своей природе ориентирование - действие интеллектуальное, основанное на анализе объективной информации, которую турист должен уметь добывать, сортировать и оценивать. Оно требует ос­мысления человеком своих перемещений в пространстве. При этом очень важным элементом искусства ориентирования является уме­ние сомневаться, не доверять одному признаку-ориентиру, кото­рый, казалось бы, с полной очевидностью подтверждает, что вы пришли туда, куда намечали. Нельзя верить лишь одному подтверждению; надо перебрать в уме ошибки, которые вы могли допустить.

Информация для ориентирования складывается из трех элементов!; направлений, расстояний и ориентиров (примет), расположенных н местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы которые явно выделяются среди других местных предметов, хорош видны даже издалека и уж во всяком случае «бросаются в глаза» на близком расстоянии.

Азимут

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту о
всегда имеет пространство вокруг себя: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность, линию горизонта. Пространство всегда окружает нас, оно всегда с нами, при нас. Люди это поняли давно и заметили на этом круге, то есть на линии горизонта, несколько приметных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стой над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (то есть в состоянии свободы поведения) поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочно звезды. Постепенно на круге горизонта наметились четыре направления - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3). С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов (стрелки компаса) человек может независимо от других людей, находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты, определит сначала направление на север, а затем, встав к ней лицом, по сторонам своего тела найти справа восток, сзади юг, слева запад.

На линии горизонта мы отмечаем не только 4 основных точки и на, правления на них из центра - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3) но и промежуточные, то есть расположенные посередине между двумя соседними основными направлениями: северо-восток, юго-запад..

Круг горизонта условно разделен на равные 360 равных отрезков* Каждый отрезок, или градус, имеет свой порядковый номер от первого до трехсотшестидесятого. Счет градусов начинается с той точки круга горизонта, которая находится точно под Полярной звездой, : ведется от этой нулевой точки только вправо (по ходу часовой стрелки). Каждая четверть круга, ограниченная направлениями на основ ные стороны горизонта, вмещает в себя 90°. Если между направлени­ями на С и В провести под углом 45° промежуточное направление, то его название будет складываться из названий двух соседних направ­лений - северо-восток (СВ). На круге горизонта можно отметить и вспомогательные направления под углами в 22,5°. Их названия тоже будут складываться из названий соседних направлений: север-северо-восток, северо-восток-восток, юго-восток-восток и т.д.

Если из центра круга провести две прямых линии к концам граду­са, то получится угол - фигура, образованная двумя лучами, исходя­щими из одной точки. Каждый градус окружности (и даже доли его) - это и есть угол.

Однако угол в геометрии и угол на местности в плоскости горизон­та - не одно и то же. У простого геометрического угла оба луча произ­вольные, то есть они в пространстве могут иметь какое угодно напра­вление и при этом угол останется углом. А у угла, называемого ази­мутом, один луч особый - он в пространстве может занимать только одно единственное направление - на север. Если этому лучу придать какое-нибудь другое направление, азимут уже не будет азимутом, а станет просто углом.

Следовательно, азимут — это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир — цель (второй луч). Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля только по ходу часовой стрелки (рис. 82). Кроме того, в геометрии внутренние углы могут иметь величину до 180° (развернутый угол), а азимуты могут быть и больше - от нуля до 360°.

Опытный турист, хорошо знающий азимутальное кольцо, опреде­лив направление на север, быстро найдет любое другое направление




Рис. 82.




на стороны горизонта без компаса как днем, так и ночью, как в хоро­шую, так и в плохую погоду.

Азимут - это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только ка­рандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности. Для туристов это очень важно. -



На бумаге (на кар- ■
те) измерять и стро­
ить азимуты вполне
можно обычным уг­
ломерным инстру­
ментом - транспорт
тиром (рис. 83). На
карте имеется много;
вертикальных линий';

- западный и восточный края рамки, ли­нии сетки прямо-
Рис. 83. Измерение азимута транспортиромугольных координат,

которые имеют направление на север (направление север - юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем парал­лельны вертикальным рамкам карты - они образуют между собой не­который угол, но этот угол не очень велик и его можно опустить.

Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку Б, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим лини­ям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет. Но нуж­но помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в полкруга (180°), и поэтому не при всяком положении (повороте) -транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы - часто тре­буется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 84).



Рис. 84

Компас

Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге или карте, а в про­странстве). Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в XIX веке русским военным топографом капитаном Петром Адриа-новым. Этот компас так и называется - компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из метал­ла (из латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова (рис. 85) состоит из пяти частей:

  1. корпус компаса;

  2. визирное кольцо;

  3. магнитная стрелка;

  4. лимб (циферблат);

  5. зажим.

Рис. 85. Компас Адрианова

Круглый черный пла­стмассовый корпус (дно компаса) служит для то­го, чтобы соединять и за­креплять все остальные части. Снизу в самом центре корпуса в него вмонтирована короткая стальная игла, на кото­рую насаживается стрел­ка. По верхнему краю

идет паз с латунными пружинками, с помощью которых к корпусу крепится и на нем вращается визирное кольцо.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа - глазок и мушку, под которыми с внутренней сто­роны кольца под стеклом расположены два треугольных выступа,

покрытых светящимся в темноте составом, которые при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчет в градусах.

Самая главная часть компаса - магнитная стрелка. Северный ко­нец стрелки покрыт светящимся в темноте составом. Чтобы стрелка легко вращалась на игле, в центре ее имеется крошечный камень-хру­сталик для снижения тормозящего действия вращающихся деталей.

Четвертая часть, лимб компаса, представляет собой белое кольцо с делениями. Лимб напоминает азимутальное кольцо. На лимбе есть покрытый светящимся составом (светомассой) штрих - это нуль-штрих лимба, то есть начало отсчета делений на лимбе. Еще имеют­ся три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В - вос­ток, точка Ю - юг, точка 3 - запад.

Последняя, пятая часть компаса - зажим (арретир) представляет собой пружинистую металлическую пластинку. Когда мы выдвигаем его наружу - освобождается стрелка компаса.

Последние годы почти все туристы используют спортивный жидко­стной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд.
Компас требует бережного обра­щения, надо выполнять правила об­ращения с ним:

  1. Надо беречь компас от ударов, особенно жидкостной, корпус кото­рого имеет форму пластины и пото­му очень хрупок.

  2. Опасно для стрелки компасов соседство больших стальных и же­лезных предметов (топор, пила).

  3. Лучше носить компас на шнур­ке на шее и заправлять его в момен­ты, когда он не нужен, в карман штормовки или просто за пазуху.
написать администратору сайта