Главная страница
Навигация по странице:

Ответы (вариант 1). Вопросы на экзамен по теории соц работы Социологоориентированные модели социальной работы



Скачать 364 Kb.
Название Вопросы на экзамен по теории соц работы Социологоориентированные модели социальной работы
Анкор Ответы (вариант 1).doc
Дата 24.04.2017
Размер 364 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Ответы (вариант 1).doc
Тип Документы
#2708
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Вопросы на экзамен по теории соц работы

  1. Социолого-ориентированные модели социальной работы.

Социально-ориентированные модели – это совокупность теоретических концепций соц работы, в основе которой находятся познание, закономерности соц развития, структурирование общества, взаимодействие его соц институтов. К ней относ.:1) Радикальное направление в соц работе(соц-радикальная модель): в ее основе лежат модели: - защиты, - наделениями полномочиями, она развивается как часть движения за права человека. Внимание на экономических и политических факторах, как причинах дисфункции клиента. Они предпочитают политические и организационные методы. Они связаны с крупными общественными движениями, профсоюзами и партиями. 2) Марксистская модель: ориентирована на понимание деятельности соц работника, как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Соц работа в этой модели рассматривалась и развивалась на структурном уровне. 3) Виталистская модель – опирается на формирующуюся соц концепцию жизненных сил человека. При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и соц субъективности личности во всех сферах, как совокупность био-физиологических, психических и соц возможностей индивида. 4) Культурологическая модель – человек рассматривается как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обуславливает его развитие и характерные для него проблемы. Существенное значение здесь приобретает: - региональный, - поселенческий, - нац-культурный – контекст жизни человека.

  1. Предмет и объект исследования теории социальной работы.

Соц работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. Объект – люди, нуждающиеся в помощи и немогущие без нее обойтись. Это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.Классификация объектов соц.раб: 1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы). Предмет – трудные жизненные ситуации, в которых находиться человек. Соц работа имеет дело с конкретными соц ситуациями, а соц ситуации являются предметом соц работы.

  1. Теория социальной работы как наука, предмет и объект ее исследования.

Соц работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. Объект – люди, нуждающиеся в помощи и немогущие без нее обойтись. Это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.Классификация объектов соц.раб: 1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы). Предмет – трудные жизненные ситуации, в которых находиться человек. Соц работа имеет дело с конкретными соц ситуациями, а соц ситуации являются предметом соц работы. Теория социальной работы - наука о закономерностях и принципах функционирования, развития, регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите её прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую её соц среду.Предметом исследования теории социальной науки является многообразные, возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимодействия, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны социальных служб, организаторов и специалистов социальной работы.

Объектомявл соц сфера, соц отношения.

Соц раб как наука это вид чел-ой дея-ти, функция кот состоит в выработке и систематизации знаний о социальной сфере.Важнейшая задача СР как науки – анализ существующих форм и методов соц раб и разработка оптим методов и технологий, разрешение соц проблем разл объектов.

^Понятийный аппарат науки – это совокупность понятий категорий, терминов, кот позволяют в общественной форме отразить явления изучаемые данной наукой

Понятие категорий социальной науки делятся на 3 группы: 1)категории, не являющиеся специфическими для теории соц раб, тк обозначаемые ими явления или процессы изучаются также другими науками; 2)категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые другими отраслями знания; 3)категории, являющиеся категориями социальной работы.

Соц работа как наука включает: 1) объект, 2) предмет, 3) понятия, категории, 4) функции, 5) принципы, 6) методы, 7) закономерности.
Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты населения. 
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом. Принципы соц обслуживания:1) равных возможностей, 2) доступности, 3) добровольности, 4) гуманности, 5) содействия соц адаптации и реабилитации, 6) адрессности, 7) профилактической направленности, 8) законности и соответствии гос-ым стандартам, 9) конфеденциальности.


  1. Профессиональные особенности социальной работы.
Существует много описаний профессионально важных качеств для социального работника, выделим четыре группы наиболее важных:

1.Интеллектуально-профессиональные качества: высокий профессионализм, компетентность, культура, эрудиция, владение тех­нологией, знания психологии, педагогики, юриспруденции, другие необходимые знания.

2. Моральные качества: любовь к людям, гуманность, добро­желательность, отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, жела­ние помочь человеку, терпимость, ответственность. 3.Коммуникативные качества: общительность, тактичность, умение слушать, способность поддержать человека», способного кон­тактировать с людьми, «строить» диалог, умение стимулировать в человеке его внутренние резервы и другие.
4.Волевые качества: организаторские способности, настой­чивость, инициативность, выдержка, самообладание, организован­ность , ответственность, умение доводить начатое дело до конца и иные.

Исследователями также выделяются такие качества, как честность, справедливость, порядочность, работоспособность, готов­ность к психологическому дискомфорту, умение «строить» самоза­щиту.


Принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом: 1) умение точно сформулировать проблему клиента; 2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы; 3) оценка разрешимости проблемы; 4) разработка плана действий; 5) вовлечение клиента в разрешение проблемы; 6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

  1. Социальная работа как профессиональный вид деятельности. Соц.работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. 

    Соц.работа-это проф.дея-ть в соц.сфере, направленная на содействие людям, соц.группам в решении соц.проблем, прежде всего по преодолению личностных и соц.трудностей по средствам поддержки, защиты,обслуживания, коррекции и реабилитации. Как вид дея-ти соц.раб. имеет свою стр-ру.Основные компоненты деятельности: 1) Субъект(гос-во,министрества,комитет управления,соц.службы,обществ.орг-ции,церковь); 2) Управление (включ.анализ и оценку состояния объекта,планирования, выработкуи принятие решений, координацию и организацию матер.-технич обеспечение,подбор,подготовка и воспитьание кадров, учет и контроль); 3) Содержание – включает цель, задачи и функции (цель – содействие человеку); 4) Средства (это все предметы, орудия,приспособления,действия,финансовые ресурсы,законодат.база с помощью кот достигаются цели дея-ти – финансы, оборудование, здания); 5) Объект с.р-индивиды, семьи, группы, общности,находящиеся в трудной жизненной ситуации-(ситуация, котор.нарушает жизнедея-ть чел-ка(старость,инвалидность,сиротство)и кот.он самостоятельно не может преодолеть).

    Классификация объектов соц.раб.:1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы, правонарушения,суицид,проституция); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы).

    Осн.функции(Нравственно-гуманистическая;Информационно-коммуникативная – сбор информации, данных; Аналитико-прогнозная – оценка, анализ информации, разработка программ; Организационно-методическая – создание учреждения, центры, приюты; Рекламно-пропагандистская;Регуляционно-профилактическая – не допускать развитие негативных условий (беспризорности, инвалидности); аффектно-коммуникационная – регулирует уровни эмоциональной напряженности в обществе;Социо-защитная;Социо-реабилитационная – восстановление утраченных: статуса, здоровья; Социо-интегративная – объединение различных областей знаний на решение проблемм соц сферы.Соц работа как деятельность имеет 5 аспектов: 1) Географический – вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ, т е страна – регион – муниципальный уровень – учреждения; 2) Политический – каждая страна имеет свою политическую систему, которая определяет условия осуществления политической деятельности и соц политику; 3) Соц-экономический – включает: - условия жизни, - доступ к трудовой деятельности, здравоохранению, систему соц обеспечения и обслуживания; 4) Культурный: - традиции, - убеждения, - культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран; 5) Духовный – в любом обществе, где проводится соц работа существует своя система ценностей.

  2. Направления социальной политики Российского государства

Социальная политика современного государства -- это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др. Основные направления социальной политики -- защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.). Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др. Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

Стратегическими целями социальной политики РФ являются:
создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества; улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения; создание эффективного цивилизованного рынка труда; усиление адресности социальной поддержки населения; обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий; создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

Повышению социальной защищенности семей с детьми будет способствовать решение о выдаче гражданам в 2009 году единовременно на текущие нужды 12 тыс. рублей из средств материнского (семейного) капитала. При этом направления его использования остаются прежними: образование детей, пенсионное обеспечение матерей и приобретение жилья. Предстоит приступить к модернизации пенсионной системы с целью существенного повышения размеров пенсий и сбалансированности пенсионной системы. В 2009 году будет реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрастет на 35 процентов, в 2010 году - еще на 45 процентов. Пенсионеры, чья пенсия окажется ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, будут получать специальную социальную доплату. С 1 января 2010 года денежная оценка пенсионных прав, приобретенных 1 января 2002 года, будет увеличена на 10 процентов и на 1 процент за каждый год трудового стажа  до 1991 года. Получат развитие страховые принципы  пенсионной системы, включая введение страховых взносов вместо единого социального налога. Получит дальнейшее развитие приоритетный национальный проект «Здоровье». Будет продолжено развитие службы крови, совершенствование медицинской помощи матерям и детям, больным с сосудистыми заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Начнется осуществление нового комплекса мер по совершенствованию медицинской помощи лицам, страдающим онкологическими заболеваниями и туберкулезом. Правительство Российской Федерации ставит задачу сохранить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств. Будет усилено государственное регулирование ценообразования на лекарства, закупаемые за счет бюджетов. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице Особое внимание Правительством Российской Федерации будет уделено сохранению и созданию рабочих мест для инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест для инвалидов. Будут реализованы мероприятия по поддержке студентов. Предстоит организовать работу по реализации права студентов, успешно проходящих обучение на платной основе и испытывающих материальные затруднения, перейти на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В числе мер государственной поддержки - развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением пониженного процента по кредиту. Важной задачей является содействие обеспечению занятости выпускников образовательных учреждений. Будет проводиться мониторинг востребованности в специалистах и работа по профессиональной ориентации среди выпускников образовательных учреждений. Важной мерой будет принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия. Важнейшим направлением остается поддержка развития культуры. Будут сохранены льготы на посещение учреждений культуры, расширена категория лиц, имеющих право на приобретение билетов в учреждения культуры по льготным ценам. Сохранены объемы государственной поддержки деятельности творческих союзов, в том числе поддержки на оказание материальной помощи неработающим членам творческих союзов и на государственную поддержку деятелей культуры и искусства, имеющих почетные звания народный артист СССР и народный художник СССР. В сфере поддержки жилищного строительства предусматривается: выполнение обязательств государства по обеспечению жильем военнослужащих и уволенных в запас, оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; участие в программах развития муниципальной инфраструктуры; содействие в реструктуризации ипотечной задолженности; поддержка малоэтажного жилищного строительства. Важной мерой станет также обеспечение в 2009 году жильем всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского (семейного) капитала. Таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей. На эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из федерального бюджета. Важным фактором поддержки спроса на квартиры станет принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.


  1. Обусловленность социальной работы социальной политикой государства. Социальная политика – это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества.Базовыми целями социальной политики являются:- достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы.- социальная политика призвана решать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, социальных слоев и групп. Т.о. при разработке социальной политики встает вопрос о социальных приоритетах.Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику:1.Политика доходов населения, т.е. жизненный уровень, потребительская корзина и т.д.2.Политика в сфере труда и трудовых отношений,включ.в себя оплату труда, страхование..3.Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, вопросы социальных гарантий, социального обеспечения и др.4.Основные направления развития отраслей социальной сферы, вопросы охраны здоровья, образования, науки, культуры и т.д.5.Социоэкологическое направление.(взаимоотнош чел-ка и природы) 6.Политика в области современной инфраструктуры – жилье, транспорт, дороги, торгово-бытовое обслуживание.7.Миграционная политика(вынужденная миграция). 8.Политика в отношении отдельных категорий населения.Субъекты социальной политики:-Государство (социальное государство), -Органы местного самоуправления,-Внебюджетные фонды, -Общественные, религиозные, благотворительные организации (НКО – некоммерческие организации), -Коммерческие структуры, -Профессиональные работники, -Добровольцы, волонтеры,-граждане.

    Объектом социальной политики является практически все население страны с акцентом на социально незащищенные группы населения.

    Социальная безопасность>социальное государство > социальная политика >социальная работа 

    Т.е социальная политика – это стержень, ориентир социальной работы, а социальная работа – это способ реализации социальной политики.

    Социальная политика формируется и реализуется на различных уровнях: На политическом, На законодательном, На программно-целевом., На организационно-управленческом. Суть взаимодействия социальной политики и социальной работы в том, что социальная политика влияет на социальную работу, но и социальная работы влияет на социальную политику, они тесно взаимосвязаны между собой. Социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Посредством социальной работы изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет функцию локатора, который определяет на основе соц. индикаторов реальные последствия соц. политики, ее эффективности. Социальная работа направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности, на содействие самопомощи. Мин-вом труда и соц-го развития РФ в 1995г. утвержден типовой перечень категорий населения, нуждающихся в соц-ом обслуживании, кот. явл. осн. объектом как СоцПолитики, так и СоцРаботы: лица с ограниченными возможностями здоровья (инв-ды и дети-инвалиды);участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди; вдовы и матери военнослуж-х, погибших в ВОВ и в мирное время; бывшие несов-ие узники фашизма; зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерного испытания; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно- воспитательного учреждения; лица БОМЖ; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инв-ов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем дохода; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несов-х родителей; молодые, в т.ч. студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за реб-ом; беременные жен. и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники дет-х домов и школ-интернатов (до достижения мат-й независимости и соц-й зрелости) и т.д. Социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе. Только в этом она может иметь реальные результаты. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную ситуацию, динамичную деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

  2. Психолого-ориентированные модели социальной работы.

Психолого-ориентированные модели – это совокупность теоретических концепций соц работы, в основе которых находится познание, закономерности психологического статуса, развития чел-ка.

К ней относ.:1) Экзистенциальная модель – связана со смыслом жизни чел-ка, при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает, интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой соц статус. Соц.раб используя эту уделяют внимание рассмотрению специфики поведения, в первичных группах, непосредственном окружении клиента,особенно при девиантном поведении Важной является работа по переосмыслению смысла жизни. 2) Гуманистическая модель – на основе самопознания, понимания значимости своей личности, понять себя и характер влияния окружающего мира. В рамках этой модели соц работник старается убедить клиента в своей искренности, заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему. Используются методики: - активного слушания, - эмпатия (сочувствие), - партнерский стиль отношений. Существенная черта данной модели – недерективный подход к решению проблем клиента. Основатель – К. Роджерс: теория клиентоцентризма. Маслоу (самореализация). 3) Бихевеористский подход –основополагающим явл.постулат об ответной(стимул-реакция)обусовленности поведения индивид и соц.обучения как одного из способов формир.и реализации поведенческих реакции,а также поведение чел-ка определяется воздействиями окружающей среды, которое контролирует его путем различного рода стимуляций. Идеи бихевиоризма полезны для решения: - детских проблем, - отношений детей и родителей, - применение метода стимула реакции. 4) Психо-аналитическое направление- Фрейд, Юнг, Адлер (индивидуальная психология). 5) Транзактный анализ – Берн. 3 компонента: - родитель, - взрослый, - ребенок.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта