ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ У ЯКУТОВ
У народа севера существуют обычаи и традиции. И до поселения
русского народа в XVI веке существовала своя система воспитания детей. Эта
система складывалась в процессе исторического развития. Многовековой опыт
семейного воспитания в Якутии, накапливался
в жестокой борьбе за выживание. Из литературы известно, что у якутов ребенок играл только до 7 лет. С этого времени не только у якутов, но и у всех без исключения народов Севера, особое внимание уделялось физическому здоровью ребенка.
Приоритетным, если взять в крупном плане, были две задачи:
1. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной трудовой жизни.
2. Продолжение традиции своего народа.
Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь родителей, взрослых. Как известно наряду с научной классической педагогикой существует и народная педагогика. Она основывается на лучших традициях, обычаях, обрядах. Эта школа воспитания детей на традициях рода человеческого, эта педагогика матерей и отцов, бабушек и дедушек.
Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их методологических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи , рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность. Усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей; узнает всю народную мудрость ( религиозные учения, сказки, сказания, былины, притчи, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки), в прочем в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко- культурного формирования личности – так определил сущность этнопедагогики Г.Н.Волков. Г.Н.Волков разработал теорию основ народной педагогики, определил сущность явлений, особенностей и закономерностей народного воспитания, методологию исследования, источниковедения, соотношения народной и классической педагогики. Им разработаны методы, средства, приемы и формы народного воспитания. Г.Н.Волков выделял следующие проблемно - тематические разделы научной этнопедагогики:
1. Основные педагогические понятия.
2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш,
ровесники, друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.)
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных
черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви
прекрасному).
4. Факторы воспитания ( природа, труд, быт, обычай, искусство,
религия, родное слово).
5. Методы воспитания.
6. Средства воспитания ( потешки, считалки, загадки, пословицы,
поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д. ).
7. Идея совершенствования человеческой личности и её реализация в системе народного воспитания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность. Усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей; узнает всю народную мудрость ( религиозные учения, сказки, сказания, былины, притчи, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки), в прочем в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко- культурного формирования личности – так определил сущность этнопедагогики Г.Н.Волков. Г.Н.Волков разработал теорию основ народной педагогики, определил сущность явлений, особенностей и закономерностей народного воспитания, методологию исследования, источниковедения, соотношения народной и классической педагогики. Им разработаны методы, средства, приемы и формы народного воспитания. Г.Н.Волков выделял следующие проблемно - тематические разделы научной этнопедагогики:
1. Основные педагогические понятия.
2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш,
ровесники, друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.)
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных
черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви
прекрасному).
4. Факторы воспитания ( природа, труд, быт, обычай, искусство,
религия, родное слово).
5. Методы воспитания.
6. Средства воспитания ( потешки, считалки, загадки, пословицы,
поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д. ).
7. Идея совершенствования человеческой личности и её реализация в
системе народного воспитания.
8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм
жизнедеятельности ( трудовые объединения детей и молодежи,
молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).
9. Народные воспитатели ( родители, старшие дети, уличные и
общинные педагоги, их педагогические мысли и принципы).
Народная педагогика повышает ответственность роли матери и отца в воспитании детей . Это цель народной педагогики. Результатом воспитания матерей и отцов является взаимное доверительное отношение, и, наконец, сами дети должны заботиться о родителях. Благородное отношение к матери и отцу должно стать достоянием семьи . Дети являются опорой семьи и народа, постоянно подчеркивается преемственность поколений. Сын и дочь верны заветам отца и матери, они продолжают дело отцов и матерей, дедушек и бабушек. Язык является основным фактором в развитии и воспитании ребенка , что в свою очередь, определяется социально-экономическими факторами. А.П. Оконешникова исследовала этнопсихологические особенности народа в области воспитания детей. Автор считает, что основным принципом семейного воспитания является воспитание на родном языке, поскольку, ребенок, воспитанный и обучаемый на родном языке, лучше и легче усваивает знания. У таких детей богаче воображение, крепче логическое мышление, он и душевнее, и тоньше, ему легче других развивать творческие возможности, таланты, так как родной язык помогает постоянно находиться в родной сфере, не порвать связи с ней. Значит, в этнопедагогическом осмыслении самореализации личности в процессе современного воспитания мы исходим из народной педагогики и национальной школы профессора Д.А. Данилова. Он разработал научные основы основных положений народно-педагогических идей в учебно-воспитательном процессе. Как утверждает Д.А. Данилов, путь к новому лежит через стабилизацию, защиту системы образования, сохраняя всё лучшее, что создано народом за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и воспитания детей в семье . Народная педагогика,- пишет К.С.
В домашнем воспитании детей принимали самое живое участие все члены семьи . Воспитание детей в процессе труда - одна из самых лучших традиций якутов. В прошлом весь уклад жизни готовил мальчиков и девочек к труду взрослых. Трудовое воспитание осуществлялось двумя путями: через участие детей в практике жизни, в овладении различными видами трудовой деятельности, ориентированной на воспитании у них чувства ответственности. Это достигалось тем, что детям: поручались те дела, которые не только важны для удовлетворения их личных желаний и потребностей, но и имеют значение близких им людей, связывая личную потребность ребенка с потребностью сделать добро другому человеку; культивировалось положительное отношение к труду, желание и психологическая готовность трудиться; предоставлялось самостоятельность в выполнении порученного дела; прививался культ предков, родителей, любовь к родным местам . С природой, животным миром, растительностью якуты связывали свою судьбу. Близкие, добрые отношения человека и природы породили много ценных личностных качеств у человека. Одно из них - народные знания и представления об окружающем мире, способствующие развитию у ребенка наблюдательности, способности ориентироваться в любую погоду в бескрайних просторах Севера. Повадки и поведение животных, движение небесных тел, изменения в растительном мире служили для народа источниками знаний в области биологии, метеорологии и других наук. А еще связывали времена года с возрастом человека. Так они весну связывали с творчестве - фольклоре, олонхо, сказках, рассказах, пословицах и поговорках. Как другие народы, якуты рассматривали своих детей как счастье и надежду, будущее благополучие человека. Якутская пословица гласит: Дети - это богатство, только воспитать их трудно.
Студент I курса ИЯКН СВРФ
Ощепков Владислав.
|