Навигация по странице:
|
Введение 1 Роль мех и авт в пром и гражд стрве
5. Основы тяговых расчетов; При тяговом расчете необход-о выяснить сопротив-е передвиж-ю машины и тяговые возмож-ти ее механизма по двигателю привода и по сцеплению движителей с грунтом. Сопротив-я передвиж-ю, кот-е должны быть преодолены мех-м приводом и колесным или гусенич-м движителем, W=Wр+Wпер+Wпов±Wу+Wи+Wв, где Wр-сопротив-е от рабочего органа машин, Wпер-сопротив-е пеедвиж-ю(перекатыв-ю) движителей, Wпов-сопротив-е повороту машины, Wу,Wи, Wв- сопротив-я уклона местности, инерции и ветра.
Сопротив-е от раб-го органа зависит от назнач-я и типа машины, хар-ра выполняемых работ, конструкции раб-го органа и др. факторов. Сопротив-я перемещ-ю движителей вследствие большого кол-ва факторов, влияющих на его знач-е: Wпер=fGм, где f- коэфф-т сопротив-я передвиж-ю движителей, Gм- сила тяжести машины. Сопротив-я повороту для гусенич-х машин опред-ся затратами эн-и на срезание и смятие грунта гусеницами и трением заторможенной гусеницы. При перемещ-и по рыхлому вязкому грунту можно принять Wпов =(0,4…0,7)Wпер.
Сопротив-е повороту колесных машин, передвигающихся по тв-м основаниям, обычно не учитыв-ся из-за малых знач-й. При езде по рыхлому грунту можно принять Wпов =(0,25…0,5)Wпер. Сопротив-е движ-ю машины от уклона мест-ти Wу =±Gsinα, где α-угол подъема машины. Сопротив-е от инерции при разгоне Wи=(m+l/r2)a, где m-масса машины, l-момент инерции приводимых в движ-е вращающихся масс механизма привода движителей, r-радиус приводного колеса, а-ускорение разгона машины. Сопротив-е от давл-я ветра Wв= Sqв, где S-суммарная подветренная площадь машины, qв-давление ветра.
6. Буксование; Буксование (также пробуксовка, от нем. Buchse — букса) — проскальзывание ведущих колёс (или гусениц) транспортных средств при попытке разгона (поступательное перемещение машины меньше, чем было бы при отсутствии проскальзывания).
Буксование оказывает значительное влияние на тяговую характеристику и тем самым на энергетический баланс, энергетический потенциал производительности и непосредственно на производительность агрегата.
7. Системы управления строительных машин (непосредственного действия и с усилителями); Сис-мы управл-я включ-т в себя пульт управл-я, сис-му передач, рычагов, тяг, золотников и дополнит-х устройств, контролир-х работу.
Системы управления строительных машин по конструктивным признакам разделяют на механические, гидравлические, пневматические, электрические и смешанные (комбинированные). По назнач-ю – на сис-мы управл-я тормозами, муфтами, двигателями, полож-м раб-го органа. По степени автоматиз-и: неавтоматизир-е, автоматич-е. Неавтоматизи-е сис-мы могут быть непосред-го действия или с усилителями(с сервоприводом).
В 1-ом случае оператор управл-т только за счет своей мускульной эн-и, прикладываемой к рычагам и педалям, во 2-ом- для воздействия на объект управл-я использ-т дополнит-е источники эн-и. Системы управления непосредственного действия с рычажно-механическим и гидравлическим управлением тормозом.
8. Автоматизация управления строительными машинами; Автоматизация строительных машин – это применение технических средств и систем управления, освобождающих человека-оператора от участия в процессах управления работой машины.
Управление любым техническим объектом (машиной, ее частью, комплектом машин, технологическим процессом) состоит из контроля ее фактического состояния и регулирования. В системе автоматического управления (САУ) все процессы выполняются без участия человека по специальным программам.
Автоматический контроль – автоматическое получение информации о состоянии объекта, характере протекания процессов, о наступлении предельных значений их.
Автоматическое регулирование - поддержание постоянства или изменение по требованию некоторой физической величины, характеризующей управляемый процесс (САР).
1.По характеру алгоритма управления (набору правил, по которым изменяется управляющее воздействие) различают системы управления:
1– по разомкнутому циклу (без обратной связи);
2– по замкнутому циклу (с обратной связью);
3 – комбинированные.
2.По назначению различают системы:1 – автоматической стабилизации;2 – программного управления;
3 – следящие;4 – самонастраивающиеся.
9. Микропроцессоры и их роль в автоматизации управления машинами. Микропроцессоры – одно из наиболее перспективных направлений совершенствования управления работой строймашин на ближайшее будущее. Микропроцессорная система моделирует реальный процесс функционирования машины и на основе прогноза ее состояния формирует набор машинных команд.
МП состоит из набора регистров памяти различного назначения, которые определенным образом связаны между собой и обрабатываются в соответствии с некоторой системой правил. Регистр – это устройство, предназначенное для хранения и обработки двоичного кода. К внутренним регистрам процессора относят: счетчик адреса команд, указатель стека, регистр состояний, регистры общего назначения.
10. ТРАНСПОРТНЫЕ, ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ
1.Автомобили Автомобили классиф-т по типу двигателя, проходимости, грузоподъемности.
(прим-ся ДВС, карбюраторные и дизельные), (для тягачей мощностью 500 кВт и больше, карбюр. И дизельные – 60-220 кВт).
Основной параметр автомобиля, определяющий его конструкцию – это нагрузка на одиночную ось.
Предельная нагрузка для усовершенствованных дорог – 100 кН, для дорог общей сети – 60 кН.
Автомобиль или седельный тягач в сцепе с прицепом наз-т автопоездом. Специализированными тр-ми средствами явл-ся грузовые автомоб-ли, прицепы и полуприцепы, предназнач-е для перевозки опред-го вида груза(труб, ферм, панелей, массовых штучных грузов в контейнерах и т.д.). Использ-е специализ-х тр-х средств обеспеч-т высокую эффектив-ть перевозок, сохран-е кач-ва перевозимых грузов, внедрение передовых методов организ-и и управл-я тр-м процессом.
Шасси включ-т несущую раму, на кот-й стоит двиг-ль, кабина, передача, мосты и пневмоколесы. По конструкции кузова различ-т автомоб-ли общего назнач-я и специализ-е.
2. Спецавтотранспорт; Спецавтотр-т включ-т автомоб-ли, прицепы и полуприцепы и др. трансп-е средства для перевозки опред-го вида грузов(цем-та, ферм, труб и т.д.). Ж/д тр-т осущ-т массовые перевозки на расстояние > 100 км. Имеет вагоны общего назнач-я и специализ-е. Общего назнач-я – вагоны, платформы, цистерны, крытые вагоны. Специализ-е - хоппердозаторы, думпкары. Водный тр-т – речной, баржи для перевозки сух-х строит-х грузов.
3. Тракторы; Тракторы применяют для транспортирования на прицепах строительных грузов и оборудования по грунтовым и временным дорогам, вне дорог, в стесненных условиях, а также передвижения и работы навесных и прицепных строительных машин. Они делятся на сельскохозяйственные, промышленные и специальные (для горных, подводных, подземных и других специальных работ). По конструкции ходового оборудования различают гусеничные и колесные тракторы. Главным параметром тракторов является максимальное тяговое усилие на крюке, по величине которого (в тс) их относят к различным классам тяги.
1-двиг-ль, 2-сцепление, 3-коробка передач, 4-гусеничная рама, 5-карданный вал, 6- гл-я передача, 7-бортовые фрикционы, 8-ленточ-е тормоза, 9-бортовые редукторы, 10-ведущие звездочки гусениц, 11-ведомые звездочки.
4) Тягачи;
Пневмоколесные тягачи предназначены для работы с различными видами сменного навесного и прицепного строительного оборудования. По сравнению с гусеничными тракторами они более просты по конструкции, имеют меньшую массу, большую долговечность, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Большие скорости тягачей (до 50 км/ч) и хорошая маневренность в значительной мере способствуют повышению производительности агрегатированных с ними строительных машин. Различают одно- и двухосные тягачи, на которых применяют дизели, и два вида трансмиссий — механическую и гидромеханическую. Наиболее распространены тягачи с гидромеханической трансмиссией.Одноосный пневмоколесный тягач состоит из двигателя, трансмиссии и двух ведущих управляемых колес. Самостоятельно передвигаться или стоять на двух колесах без полуприцепного рабочего оборудования одноосный тягач не может. Управление сцепом тягач-полуприцеп осуществляется путем поворота на 90° вправо-влево относительно полуприцепа с помощью гидроцилиндров двустороннего действия. Двухосный тягач в отличие от одноосного имеет возможность самостоятельно перемещаться без прицепа, работать в агрегате с двухосными прицепами при незначительных затратах времени на их смену. Двухосные четырехколесные тягачи имеют один или два ведущих моста и шарнирно сочлененную раму. Схема поворота полурам такая же, как и у пневмоколесного трактора (см. рис. 2.5, в). В конструкциях двухосных тягачей применяют гидро- и электромеханические трансмиссии с мотор-колесами
.
Рис. 2.6. Различные виды сменного оборудования одноосных и двухосных тягачей:
1 — скрепер; 2 — землевозная тележка; 3 — кран; 4 — цистерна для цемента
или жидкостей; 5 — трайлер; 6 — кран-трубоукладчнк; 7 — траншеекопатель;
8 — корчеватель; 9 — бульдозер; 10 — рыхлитель; 11 — погрузчик
5. Прицепы и полуприцепы; Специализ-е тр-е средства представл-т собой прицепы и полуприцепы к базовым автоб-м и седельным тягачам средней и большой грузоподъем-ти. Полуприцепы-керамзитовозы к седельным тягачам прим-т для перевозки пористых заполн-й бетона плот-ю 0,48…0,65т/м3. Особенностью явл-ся значит-й объем кузова и наличие устр-ва для задней и боковой разгрузки. Грузоподъем-ть до 18т. Полуприцепы-автобитумовозы прим-т для транспортир-я битумных мат-в.
Полуприцепы-панелевозы к сед-м тягачам прим-ся для перевозки панелей, плит перекр-й. передняя часть панелевоза опир-ся на сед-е сцепное устр-во тягача, а задняя – на одно- или двухосную тележку. По констукции несущего каркаса полуприцепа их раздел-т на хребтовые и рамные кассетного типа. Хребтовые панелевозы имеют каркас в виде фермы трапециевидного сеч-я, а панели устанавл-ся в наклонном полож-и по обеим сторонам каркаса под углом 8…10° к вертикали. Преимущ-но – малая погрузоч-я высота, удобство провед-я погрузочно-разгрузоч-х работ.
Рамные панелевозы предст-т собой кассету, образ-ю двумя продольными вертик-ми пл-ми фермами и попереч-ми связями, или несущую раму с кассетой, в кот-й размещ-ся перевозимые изделия.
Полуприцепы-фермовозы с автомоб-ми тягачами седельного типа прим-т для перевозки ферм длиной 12, 18, 24м на объекты. Фермы устанавл-т на опоры полуприцепа в раб-м полож-и с опир-м по концам аналогично их опир-ю в сооруж-и. они удержив-ся в таком полож-и винтовыми зажимами, располож-ми в передней и задней частях рамы полуприцепа.
Тяжеловозы делят по назнач-ю на универс-е –для перевозки строит-х машин и неделимого технологич-го оборуд-я, специализ-е – для перевозки спец-го технолог-го оборуд-я и большегруз-х контейнеров. Конструктивно тяжеловозы предст-т собой прицеп-е и полуприцеп-е , реже самоход-е машины с низко располож-й платформой.
6. Конвейеры, классификация конвейеров, их устройства; (рис в лб №6) Конвейерами перемещ-т сыпучие кусковые мат-лы, штучные грузы, пластичные смеси бетонов и растворов. По конструкции коннвейеры делят на ленточ-е, ковшовые, винтовые и вибрац-е. Ленточные конвейеры применяются для перемещения в горизонтальном и пологонаклонном направлениях разнообразных насыпных и штучных грузов, а также для межоперационного транспортирования изделий при поточном производстве. Ленточные конвейеры служат составными частями роторных экскаваторов, погрузочно-разгрузочных машин и т.д. По расположение на местности ленточные конвейеры разделяются на стационарные и подвижные, передвижные и переносные, переставные.
По конструкции и назначению различают конвейеры общего назначения и специальные. Ковшовые конвейеры применяются для транспортирования сухих, хорошо сыпучих пылевидных, зернистых и кусковых насыпных грузов. Преимуществом ковшовых конвейеров является отсутствие истирания и крошения грузов при транспортировании; возможность перемещения раздельных грузов Винтовые конвейеры применяют для транспортирования пылевидных, порошкообразных грузов на небольшое расстояние (до 40 м по горизонтали и до 30 м по вертикали). К преимуществам винтовых конвейеров относятся простота устройств и несложность технического обслуживания, небольшие габаритные размеры. Недостатками винтовых конвейеров являются высокий удельный расход энергии, истирание и измельчение груза, износ винта и желоба. Вибрационные конвейеры можно классифицировать по разным признакам.По направлению перемещения груза делятся на горизонтальные, пологонаклонные и вертикальные.По числу одновременно колеблющихся масс на одномассовые, двухмассовые, многомассовые.По характеру динамической уравновешенности на уравновешенные и неуравновешенные.По производственному назначению делятся на вибрационные конвейеры, питатели и дозаторы, грохоты.По характеристике различают виброконвейеры с резонансной, дорезонансной и зарезонансной настройкой упругой системы.
7,8) Пневматические транспортные установки; Пневмотр-ми установками перемещ-т сыпучие мат-лы по трубам с помощью сжатого или разреженного воздуха. Прим-е пневмотр-х установок для погрузки, разгрузки и перемещ-я таких строит-х мат-в как цем-т, песок, известь, опилки и др. Позволяет знач-то повысить производ-ть труда, ликвидировать пыление и загрязн-е мат-в в пути, полностью механиз-ть процесс разг-ки и выгрузки, создать условия для автоматиз-и тр-х процессов. Недостатки: большой уд-й расход воздуха, выс-я энергоемк-ть процесса, повыш-й износ элем-в оборуд-я при транспортир-и абразив-х мат-в. По принципу работы пневмотр-е установки делятся на установки всасывающего и нагнет-го действия.
Уст-ки нагнетательного действия. Недостоток – быстрый износ винта и корпуса насоса .
9. Бункеры, затворы, питатели; Бункеры- емк-ти для кратковрем-го хран-я мат-в. Бывают пирамидальные, цилиндрич-е, призмопирамидальные.
Затворы- уст-ва, кот-е предназначены для перекрыв-я выпускных отверстий клапанов. Затворы: шиберный откидной, секторный. В строит-ве затворы имеют приводы с исполнит-ми механизмами. Питатели- уст-ва, кот-е прим-т для равномер-й подачи мат-ла из бункеров в дозаторы, транспортир-е машины, в раб-е зоны технологич-го оборуд-я. Питатели классиф-ся по хар-ру движ-я раб-х органов: 1) непрерыв-го движ-я; 2) с колебательным движ-м ) вращ-го движ-я
10) Погрузчики и их классификация; Погрузчики прим-т для погрузки штуч-х и сып-х грузов, разгрузки из тр-х средств, а также для перемещ-я и складир-я в пределах стройпл-ки. Они предст-т собой самоход-е, колесные или гусенич-е машины.
Погрузчики бывают По рабочему процессу: 1 – машины цикличного (одноковшовые и вилочные погрузчики (автопогрузчики)); 2 – непрерывного действия (многоковшовые и скребковые).
По виду ходового оборудования: 1 – рельсоколесные; 2 – пневмоколесные; 3 – гусеничные.
По назначению: 1 – автопогрузчики (вилочные); 2 – одно- и многоковшовые погрузчики; 3 – краны-манипуляторы.
По способу разгрузки: 1 – фронтальные; 2 –полуповоротные; 3- перекидной тип погрузчика.
В зависимости от назначения погруз. и разгр.:погрузчики для штучных грузов (автопогрузчики) и для сыпучих грузов (одно- и многоковшовые погрузчики)
11) Погрузчики непрерывного действия; Многоковшовые и скребковые погрузчики относятся к погрузчикам непрерывного действия и применяются для погрузки однородных мелкокусковых и сыпучих материалов в транспортные средства. Многоковш-е погр-ки монтируют на самоход-м гусенич-м или пневмоколес-м шасси. По конструкции раб-го органа различ-т погр-ки шнекоковш-е, роторные, дисковые и с подгребающими лапами. Гл-й параметр многоковш-х погрузчиков явл-ся производ-ть 40, 80, 160, 250 м3/ч с высотой погрузки 2,4…4,2м.
Скребковые погрузчики со скребковым наклонным транспортером и питающим устройством в виде загребающих лап применяются для погрузки мелкокусковых неабразивных материалов (угля).
Производительность погрузчиков непрерывного действия зависит от мощности двигателя, габаритов рабочих органов, скорости движения транспортирующего органа, а также от рода перерабатываемого материала (песок, щебень), влияющего на заполнение ковшей. Производ-ть для сып-х мат-в Пт=3600q*kн*kт /tц* kр, где q-вместим-ть, kн –коэфф-т наполн-я, kт –коэфф-т, учитыв-й условия работы, tц- время цикла, kр-коэфф-т разрых-я.
Рис. 134. Многоковшовый погрузчик
12) Погрузчики циклического действия; Автопогр-ки- основ-й вид раб-го оборуд-я – вилочный захват, кот-й подводят под груз или штабель.
Основным видом рабочего оборудования вилочных погрузчиков является вилочный подхват для штучных грузов. Кроме этого вида сменного оборудования в погрузчиках могут быть применены и безблочная стрела с крюком, штырь для коротких труб, захват для бревен и других длинномерных материалов, рычажная стрела, ковш для работы с сыпучими и тестообразными материалами.
Вилоч-е автопогр-ки изгот-т на базе автомоб-х узлов с ДВС или электродвиг-ми. Вилоч-е погрки выпускают грузоподъем-ю 3…5т с высотой подъема до 6м и скоростью перемещ-я с грузом до 20км/ч
В строит-м произ-ве наибольшее распростр-е получили одноковш-е автопогр-ки, кот-е делятся на 3 основ-х класса: фронтальные, полуповорот-е, полуперекидные.
С целью расшир-я обл. прим-я погрузчиков их оснащают большим набором сменного оборуд-я: ковшами(норм-го, увелич-го и уменьш-го объема), двухчелюстной ковш, бур, грузоподъем-е оборуд-е, кирковщик
Автопогрузчик Одноковшовый погрузчик
|
|
|