Главная страница
Навигация по странице:

курсач АП. Введение Глава Управление внутренними делами



Скачать 145 Kb.
Название Введение Глава Управление внутренними делами
Анкор курсач АП.doc
Дата 30.09.2017
Размер 145 Kb.
Формат файла doc
Имя файла курсач АП.doc
Тип Реферат
#10631



Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Управление внутренними делами

1.1Основы правового статуса Министерства внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………………………5

1.2 Органы внутренних дел в системе местных органов государственного управления и самоуправления……………………………………………...9

1.3 Полиция в системе органов внутренних дел…………………………..11

1.4 Государственная инспекция безопасности дорожного движения……17

1.5 Следственный департамент……………………………………………..20

1.6 Органы управления внутренними войсками………………………… 25
Заключение………………………………………………………………………28

Библиографический список…………………………………………………… 30

Введение
В моей работе будут раскрыты вопросы, касающиеся управления в сфере внутренних дел. Они посвящены МВД, его структуре, функциям и задачам, основным направлениям его деятельности и т.д. Далее подробно рассматривается система отрасли внутренних дел, которая состоит из полиции, внутренних войск, ГИБДД, следственного аппарата.

Актуальность данной темы обуславливается современными изменениями в политической и общественной жизни страны. Перестановки в правительстве, назначение других руководителей на высокие должности в МВД РФ, непосредственно влияют на структурно-кадровый состав министерства внутренних дел. Следовательно, структура МВД РФ является в данных условиях устаревшей и не совершенной, требующей доработки современными реформами. При продуктивной работе силовых ведомств, возрастает безопасность и доверие общества. Потому структура МВД РФ непосредственно влияет как на политическую, так и на экономическую стабильность страны.
Объект исследования в данной работе является МВД РФ, институт полиции, а так же другие структуры министерства. Предметом исследования является законодательство, в котором нашло отражение правовая природа всех структур МВД РФ, а так же причины реорганизации милиции в полицию и реформа МВД 2011 года.
Цель моей работы заключается в раскрытии, подробном описании каждой структуры МВД РФ в отдельности.
Методологическая основа исследования представлена диалектическим методом познания и рядом частно - научных методов познания, среди которых необходимо выделить логический, анализирующий, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.
В данной работе использовались следующие нормативные документы: Конституция РФ, ФЗ «О полиции», Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Приказы МВД России касающиеся деятельности полиции, внутренних войск, ГИБДД и других структур МВД России, а также учебная и иная литература по данной теме.

Глава 1. Управление внутренними делами
1.1 Основы правового статуса Министерства внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел является в большинстве государств одним из самых старых и устойчивых в плане реорганизации – министерств, входя при этом в небольшую группу министерств, составляющих ядро правительства. Без малого два века функционирует Министерство внутренних дел в России, в СССР оно именовалось НКВД, затем МВД.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Главная, основная особенность Министерства внутренних дел в том, что система возглавляемых им органов, составляющих отрасль, предназначена для правоохранительной деятельности. Эта особенность прямо и непосредственно сказывается на полномочиях Министерства внутренних дел, его системе, структуре аппарата, формах и методах деятельности и т.д., словом на всех элементах его правового статуса. Но правоохранительная деятельность в любом ее виде – это деятельность публичная, т.е. за пределами самих правоохранительных органов: на улицах, площадях, рынках и т.п. Применительно к Министерству внутренних дел это отвечает, что организации – органы управления, полиция, внутренние войска и другие, составляющих систему МВД, т.е. отрасль, имеют задачу не внутриотраслевого характера, а за ее пределами, отрасль создана не для самообеспечения порядка и безопасности внутри нее, а совсем для иной цели: обеспечить порядок и безопасность в отношении граждан, их прав, интересов, в отношении организаций – государственных и общественных и т.д. Конечно, и в системе самой отрасли МВД – большие и сложные задачи по ее организации и совершенствованию, оснащению, финансированию и т.д., от решения которых зависит ее деятельность за ее пределами, т.е. по охране и безопасности, но при всей важности и значимости внутриотраслевой организации это все же задачи подчиненные основной задаче отрасли – охране порядка и безопасности за пределами отрасли.

Система органов внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел, составляя отрасль государственного управления, в то же время имеет полномочия в масштабе всего общества и государства, на всей территории государства в рамках отведенной им части правоохранительной деятельности.

Такое предназначение всей системы Министерства внутренних дел определяют все основные стороны его организационно-правового статуса, компетенцию, формы и методы ее реализации.

Министерство внутренних дел РФ состоит в центральном аппарате государственного управления Российской Федерации в числе министерств и ведомств и относится к числу органов исполнительной государственной власти. Свое место занимает Министерство внутренних дел и в системе правоохранительных органов, в которой каждому звену отведена своя роль. Выявление, предупреждение и пересечение правонарушений – преступлений и административных проступков – центральная задача системы органов внутренних дел.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляет Президент РФ, которому оно непосредственно подчинено. Это обусловлено тем, что Президент РФ, по Конституции (ст. 80) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также тем, что он возглавляет Совет безопасности, на которого возложена задача разработки основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и подготовка решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. В то же время министр внутренних дел является членом Правительства Российской Федерации и правительственные акты – нормативные и иные – для системы внутренних дел обязательны.

Нормативно-правовую основу организации и деятельности системы Министерства внутренних дел составляют: Конституция РФ, законы в области правоохранительной деятельности, законы об отдельных звеньях системы Министерства внутренних дел, например, Законы о полиции, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, например, о пожарной безопасности и другие. Названные нормативные акты определяют отраслевую и внутриотраслевую структуру Министерства внутренних дел, его компетенцию, формы и методы деятельности и составляют постоянно действующие, устойчивые нормативные основы.

Перейдем к характеристике задач и полномочий Министерства внутренних дел в их общей форме, т.е. как они закреплены в нормативных актах, определяющих его правовой статус.

Основные задачи Министерства внутренних дел, следующие:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Нормами административного права реализуются из указанных направлений полномочий органов внутренних дел два – административная деятельность и оперативно-розыскная деятельность.

Административная деятельность органов внутренних дел – самая обширная сфера их деятельности, в которой занята основная часть личного состава, она объединяет многочисленные конкретные виды деятельности органов внутренних дел и их сотрудников – административный надзор, контроль общественного порядка и т.д.

Применительно к задачам и всей в целом компетенции органов внутренних дел строится система отрасли. В настоящее время систему отрасли внутренних дел составляют главные управления и подразделения:

а) центральный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации;

б) полиция;

в) Главное командование внутренних войск;

г) Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

д) Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;

е) Следственный департамент.

ж) Главный аппарат вневедомственной охраны

з) Главное управление по противодействию экстремизму

и) Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции

к) Главное управление собственной безопасности

Из перечня структур, составляющих систему Министерства внутренних дел РФ, следует, что одни из этих структур носят статус органа государственного управления, например управления (отделы) внутренних дел, другие структуры закреплены в статусе так называемых «структурных самостоятельных подразделений», т.е. с полномочиями за пределами собственно системы органов внутренних дел, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Органы внутренних дел и самостоятельные структурные подразделения реализуют порученные им полномочия с помощью своего рабочего аппарата, имеющего определенную структуру.

Центральный аппарат Министерства внутренних дел РФ включает Главные Управления, Управления и отделы, образованные по принципу специализации выполнения определенных задач в рамках основных направлений деятельности органов внутренних дел.
1.2 Органы внутренних дел и органы местного

государственного управления и самоуправления

их взаимодействие между собой
Правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ. Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В систему местных органов внутренних дел входят областные (краевые) управления внутренних дел, районные органы внутренних дел, городские отделы (Управления в крупных городах) внутренних дел.

Общими моментами в организационно-правовом положении являются:

1) Двойное подчинение, как принято говорить по вертикали и горизонтали, проведено в порядке разделения
функций между МВД и местной администрацией. Руководство со стороны последней сосредоточено в основном на создании организационных и материально-финансовых условий для успешного выполнения возложенных на органы внутренних дел задач, также дача указаний и различных временных обстоятельств (митинги, демонстрации, ярмарки и т.п.). За вышестоящими органами внутренних дел остаются вопросы нормативного регулирования, совершенствования форм и методов деятельности органов и должностных лиц, обобщение опыта работ и т.п.;

2) Местные органы внутренних дел заняты преимущественно работой по практическому предупреждению, пресечению правонарушений и обеспечением привлечения нарушителей к ответственности. В их ведении и распоряжении основные силы полиции.

Отметим, далее, особенности каждого из местных органов внутренних дел.

Управления внутренних дел в областях (краях) осуществляют руководство нижестоящими органами внутренних дел (в районах, городах), а также непосредственно выполняет отдельные правоохранительные полномочия своими силами и средствами – обеспечение порядка при проведении мероприятий областного (краевого) масштаба, руководство милицейскими формированиями областного (краевого) подчинения, ряд вопросов разрешительной системы и т.д.

Районные и городские отделы (управления) внутренних дел являются в системе МВД низовым звеном, т.е. такими органами, которые практически выполняют основную долю по обеспечению и охране порядка и безопасности. В их распоряжении квалифицированные и специализированные силы полиции и других структур системы МВД. В их полномочия входят практическое разрешение вопросов паспортного режима, разрешительной системы, безопасности работы всех видов транспорта, повседневной охраны порядка и безопасности на улицах, площадях и других местах скопления людей. Эти органы и их должностные лица много времени отводят приему граждан и рассмотрению их заявлений и жалоб, объединенной силы общественности по борьбе с правонарушениями, руководят работой участковых инспекторов.

В системе МВД две основные силы, посредством которых оно выполняет возложенные на него задачи и полномочия: полиция и внутренние войска. В арсенале их методов и средств обеспечения и охраны порядка и безопасности главным образом средства административно-правовые, а сами эти структуры отнесены к числу правоохранительных органов1.
1.3 Полиция в системе органов внутренних дел
Одной из важнейших составных частей в системе органов внутренних дел является полиция. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, Федеральный Закон «О полиции» от 7 февраля 2012 г. и другие нормативные правовые акты.

Первооснову статуса полиции составляет :

• Конституция РФ;

• общепризнанные принципы и нормы международного права (это нововведение);

• международные договоры РФ;

• Федеральные конституционные законы;

• ФЗ «О полиции»;

• другие федеральные законы;

• нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ;

• нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

• законы субъектов РФ.

Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года.

Общественный порядок в нашей стране до недавнего времени поддерживала, как всем известно, милиция, а в зарубежных странах — в основном полицейские. В связи со вступлением в силу нового закона возник вопрос, в чём принципиальная разница между полицией и милицией? Полиция - это система органов государственной безопасности, обеспечивающих защиту общественного и государственного строя и охрану общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями. Это слово происходит от латинского politia - «гражданская администрация», от греческого polis — «город». Отчего же в России точно такая же административная система называлась не полицией, как практически во всём мире, а милицией?

Дело в обстоятельствах, обусловивших её появление: революции 1917 года. В феврале после свержения самодержавия царская полиция была распущена и вместо неё охранять правопорядок стали параллельно создаваемые Временным правительством и Советами отряды народной милиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia — «ополчение, войско», от miles — «солдат». До революции созываемые милицейские отряды, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции и полного захвата власти Советами было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются не иначе, как милицией.
В настоящее время впервые о реформе заговорили осенью 2002 года. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его еще более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления, но ничто из этого выполнено не было.

Однако, 21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Нургалиева Сергей Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».

На этот раз стало ясно, что власти намерены довести реформу до конца, а также они приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете. Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию: «Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция».

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только 315 депутатов «Единой России», 130 высказались против, воздержавшихся не было. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Что касается противоречий среди общества можно отметить следующее: законом остались разочарованы и правозащитники, и милиционеры. Первые говорят о том, что авторы документа не защитили граждан от произвола сотрудников правоохранительных органов, а, напротив, расширили полномочия полиции. Вторые критикуют проект за отсутствие социальных гарантий для полицейских.

Принципы деятельности полиции (Глава 2).

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Права и обязанности полиции.

В новом законе в перечень обязанностей полиции входит 38 пунктов, а в список прав - 37. И они достаточно хорошо сочетаются друг с другом. Прав и обязанностей у полиции достаточно, чтобы охранять порядок и бороться с преступностью.

Обязанностей у полиции прибавилось — с 35 пунктов, указанных в законе «О милиции», до 38. При этом обязанности ориентированы на максимальную помощь гражданам и взаимодействию с ними. Так в полиции не просто должны принимать и регистрировать все заявления граждан, но и передавать заявление в нужный орган, если решение по заявлению не входит в компетенцию полиции. Обо всех действиях по заявлению полиция должна информировать лицо, подавшее заявление.

Кроме того добавился пункт об обязанности полиции предотвращать преступления и правонарушения путем изучения причин и условий совершения преступлений, выявления лиц, намеревающихся совершить преступление. К этому же пункту относится и профилактика безнадзорности несовершеннолетних и совершения ими преступлений. Так же для обеспечения общественной безопасности полиция обязана выявлять и пресекать действия экстремистских организаций, противодействовать терроризму, обеспечивать безопасность мест массового пребывания граждан и потенциальных объектов для террористических актов, проводить экспертную оценку защищенности этих объектов. Полиция будет обязана сотрудничать с пограничными органами и обеспечивать охрану Государственной границы. На полицию могут быть возложены и иные обязательства, но только путем внесения изменений в ФЗ «О полиции» (п.2 ст. 12 ФЗ «О полиции»).

Новый закон требует от полиции сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан. А для этого необходимо было решить такую задачу как, избавить ведомство от несвойственных ему функций. До окончания, так называемого, переходного периода, другим органам и организациям должны быть переданы полномочия полиции, которые закон счел избыточными: выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; организация работы медвытрезвителей; техосмотр автотранспорта; конвоирование задержанных и лиц, заключенных под стражу; розыск должника и его имущества; доставка повесток призывникам (п. 1 ст. 54 ФЗ «О полиции»).

Большинство обязанностей, уже указанных в законе «О милиции», были уточнены и расширены, чтобы соответствовать реальному положению вещей и более полно соответствовать указанным выше принципам.

Права полиции в сравнении с милицией так же несколько видоизменились и теперь больше направлены на предупреждение преступлений, правонарушений и чрезвычайных ситуаций, защиту общественной безопасности, граждан и их имущества (ст.13 ФЗ «О полиции»). Некоторые права расширены и уточнены.

Отдельными статьями выделены меры принуждения, которые наиболее затрагивают интересы граждан:

• Задержание. Установлен срок и порядок задержания, а так же действия, которые должны быть совершены во время задержания.

• Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, земельные участки и территории, принадлежащие гражданам. Установлено, в каких случаях возможно проникновение, и какие действия должны быть осуществлены.

• Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Т.е. любые действия, направленные на ограничение свободы передвижения граждан. При этом полиция обязана обеспечить и разъяснить гражданам наиболее удобные маршруты передвижения на оцепленных участках.

Основные права, обязанности и ограничения сотрудника полиции были расширены и уточнены, по сравнению с правами, обязанностями и ограничениями сотрудника милиции, установленными в законе «О милиции». Более полно и четко прописаны основные положения о службе в полиции, гарантии социальной защиты сотрудников полиции, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции.
1.4 Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Государственный надзор за безопасностью движения возложен на специальный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Основным правовым актом, регламентирующим ее деятельность, является Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 (C изменениями и дополнениями от: 19 марта 2004 г., 19 февраля 2007 г.)

"Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору"

В систему органов ГИБДД, возглавляемую Главным управлением ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГИБДД республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГИБДД являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.

Главной задачей ГИБДД, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На ГИБДД как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением, надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; регистрация автомототранспортных средств; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения автомототранспортными средствами.

Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГИБДД, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.

В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.

Важное значение имеет профилактическая работа ГИБДД, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами мероприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; и выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

Для выполнения своих задач и функций ГИБДД наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГИБДД вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения обязательства для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Должностные лица ГИБДД могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог и улицах при проведении массовых мероприятий, а также в тех случаях, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.

В целях профилактики и пресечения правонарушений в области дорожного движения сотрудники ГИБДД вправе останавливать транспортные средства и проверять соответствующие документы. При этом в случаях, определенных законом, они могут осуществлять досмотр транспорта, груза, багажа, личный досмотр граждан; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право управления или пользования ими.

Сотрудникам ГИБДД предоставлено право подвергать административному задержанию лиц, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, составлять об этом соответствующие протоколы и налагать на них административные взыскания. Свою деятельность ГИБДД осуществляет в тесном взаимодействии с другими подразделениями Министерства2.

1.5 Следственный департамент
Одной из существенных особенностей природы и характера органов внутренних дел является то, что в системе этих органов имеются звенья и подразделения, выполняющие функции предварительного следствия, т.е. задачи и действия процессуального характера, что также подчеркивает правоохранительный характер органов внутренних дел3.

Охарактеризуем основные положения о статусе, задачах, функциях и полномочиях этих органов, совокупность органов предварительного следствия, действующих в системе МВД России. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность органов предварительного следствия осуществляете в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власть субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно территориальных образованиях, на особо важных и режимных объекта следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации имеющих специальные звания, государственных служащих.

Основные задачи Следственного департамента:

- выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

- расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента;

- осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного департамента:

- организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

- разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

- участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

- осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

- изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;

- организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

- представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

- координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

- организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно- разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими органами государственной власти;

- организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

- обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

- организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

- участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Возглавляет органы предварительного следствия Следственный комитет РФ, который был выведен из центрального аппарата МВД РФ, и стал федеральным государственным органом обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. В соответствии с ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» 28.12.2010 г., определяются основные задачи Следственного комитета РФ.

Следственный комитет анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, разрабатывает меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности.

Постоянно совершенствуется общее планирование работы следственного управления. Составлению планов работы предшествует анализ оперативной обстановки в целом по области и непосредственно в районе, динамики преступности, результатов следственной работы4.

1.6 Органы управления внутренними войсками
В систему Министерства внутренних дел Российской Федерации входят внутренние войска. Их задачи, права, обязанности, порядок прохождения в них службы закреплены в Законе Российской Федерации от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Основное назначение внутренних войск как воинского формирования состоит в защите интересов личности, общества, государства, конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Перед ними Законом закреплен целый комплекс задач, основными из которых являются: содействие в случае необходимости органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; осуществление охраны важных государственных объектов и специальных грузов, исправительных учреждений, а также конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу. При определенных ситуациях, закрепленных в законодательстве, на них возлагается задача совместно с войсками Министерства обороны Российской Федерации и пограничными войсками участвовать в обороне территории Российской Федерации.

Внутренние войска имеют свою структуру, в которую входят такие подразделения, как: соединения и воинские части оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, исправительных учреждений, специальные моторизованные части, авиационные и морские воинские части. В состав внутренних войск входят также органы управления, учреждения и воинские части обеспечения деятельности самих внутренних войск и военно-учебные заведения.

Руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное оперативное управление осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, который назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Для четкой организации в управлении внутренними войсками существует Главное командование внутренних войск, его военный совет, а также военные советы округов.

Соединения и воинские части объединяются в округа, которые являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.

Основной состав внутренних войск состоит из военнослужащих, которые либо призываются на военную службу во внутренние войска в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», либо граждане поступают на службу в добровольном порядке, заключая соответствующий контракт.

Все военнослужащие принимают Военную присягу Российской Федерации и на них распространяется действие названного выше Закона, Устава внутренних войск, других правовых актов, а также нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, касающихся вопросов прохождения военной службы в войсках.

На внутренние войска возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении различных массовых мероприятий; охрана исправительных учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; охрана складов и военных баз Министерства внутренних дел Российской Федерации, важных государственных объектов; участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и др.

При исполнении своих обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и при наличии достаточных на то оснований проверять у них документы, удостоверяющие личность; пресекать правонарушения и осуществлять административное задержание, доставляя лиц, совершивших правонарушение, в органы милиции; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресечения правонарушений и т.п.

Внутренние войска, как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие. Кроме того, они могут применять боевую технику, состоящую на вооружении во внутренних войсках.

За всей деятельностью внутренних войск осуществляется ведомственный контроль со стороны министра внутренних дел Российской Федерации. Надзор за надлежащим исполнением и соблюдением законодательства во внутренних войсках осуществляется органами Прокуратуры Российской Федерации.5


Заключение
Подводя итог данной курсовой работы, делаем вывод о том, что управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются полицией, внутренними войсками и другими подразделениями и службами органов внутренних дел. Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на органы внутренних дел. Возглавляя систему органов внутренних дел МВД России осуществляет задачи по разработке и принятию мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собственности, организации и проведению мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений и др. В деятельности органов внутренних дел выделяют совокупность нескольких организационно-правовых форм, а именно административную, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную.

Мы описали введение вновь в нашей стране такого института правоохранительных органов, как полиция. Отметили наиболее серьезные изменения в главном законодательном акте, регулирующем деятельность полиции в Российской Федерации. Главными из них является введение права задержанного на телефонный звонок, детализация процедур задержания и применения спецсредств, описание полномочий полицейских при проникновении в жилище. Также, несомненно, серьезным изменением можно признать более подробное описание принципов деятельности полиции, что в с вою очередь должно непосредственно повлиять на качество ее деятельности.

В законах о конкретных ведомствах определены задачи и полномочия соответствующих органов, особенности прохождения службы, особенности правовых и социальных гарантий сотрудников.

В работе была раскрыта вся структура МВД и подведены итоги. Были проработаны новые законы и нормативно-правовые акты.

В заключении следует отметить, что деятельность МВД строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, взаимодействия и сотрудничества, гласности.

Библиографический список
Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

  2. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках министерства внутренних дел РФ» № 27-ФЗ;от 6.02.1997 г. ( с изм. 04.05.2011 г.)

  3. Федеральный закон РФ «О следственном комитете РФ» № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. (с изм. от 03.12.2012 г.)

  4. Указ Президента РФ «О государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15.06.1998 г. №.711 (с изм. 27.10.2011 г.)

  5. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011.

  6. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1.03.2011 №248 (ред. 12.07.2012 г.)

Учебная литература, книги и монографии

  1. Административное право России: Учебник. Часть вторая / Под ред. докт. юрид. наук проф. А.П. Коренева. – М.: МА МВД России Издательство «Щит-М», 2010. – 342 с.

  2. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2011. – 472 с.

  3. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2011. – 320 с.

  4. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2011. – 640 с.

  5. Габричидзе Б.Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 480 с.

  6. Конин Н.М., Петров М.П. Административное право: Краткий учебник. – М.: Норма, 2005. – 368 с. – (Повторительный курс).

  7. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. М.: Спарк., 2000. – 234 с.

  8. И. Перевезенцева. Все о полиции. Изд-во: Мартин, 2011 г. 128 с.

Периодические издания

  1. Кваша Л.Ф. Возможности модернизации базового закона, регламентирующего статус и содержание милиции // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2006. – №1. – 149–151 с.

  2. Кокорев И.Г., Степаненко Ю.В. Система транспортной безопасности – составная часть транспортной стратегии России // Транспортное право. – 2004. – №4. – 43–47 с.

  3. Гайнанова Э.А. Паспорт как вид документа, его появление и развитие // Секретарское дело – 2004. – №8/9 – 23–19 с.

  4. Кикоть В.Я. Место и роль органов МВД в политике российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка // Государство и право – 2004. – №1. – 59–61 с.

  5. Чайка Ю. Основные направления развития системы министерства юстиции РФ. // Хозяйство и право. – 2000 – №3 – 11 с.

  6. П. Чиков «10 отличий российского полицейского от милиционера» http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/62781-10-glavnyh-novostei-o-politsii

1 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. М., 2011. С. 356-364.

2Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2011. С. 634-636.

3 Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. М.: Спарк.,2000. С. 56.

4 Габричидзе Б. Н., Черняевский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. М., 2004. С. 378-380.

5 Алехин А.П.., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации М., 2011. С. 641-643.

написать администратору сайта