Навигация по странице:
|
Закона РФ Об охране окружающей среды
44. Методические особенности страхования риска загрязнения окружающей среды в РФ
В современной России страхование риска загрязнения окружающей среды, или экологическое страхование, является развивающимся страховым продуктом. На законодательном уровне можно встретить лишь упоминания о некоторых видах страхования экологических рисков. К сожалению, отсутствует комплексный подход в решении задач подобного рода.
Пункт 2 статьи 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» гласит: «В Российской Федерации может (данная дефиниция не разъясняет, а скорее, порождает недопонимание, вопросы и разночтения в области правомерности применения обязательного экологического страхования) осуществляться обязательное государственное экологическое страхование». К сожалению, никаких уточняющих данных по данному вопросу в нормативно-правовых документах не приводится – неясно, как рассчитываются тарифные ставки, страховые суммы, взносы и т. д. В сложившихся условиях, когда на законодательном уровне четко полностью не прописан механизм экологического страхования, на устойчивую динамику развития данного сектора страхового рынка рассчитывать не приходится.
Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется только добровольное экологическое страхование в рамках разрозненных страховых продуктов, разработанных той или иной страховой компанией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.
Медленное развитие данного экономического инструмента связано не только с отсутствием правовой базы и закреплением за данным видом страхования обязательного характера, но и с недостаточным обоснованием условий договоров экологического страхования. Договор экологического страхования содержит, в том числе, финансовые (экономические) обязательства страховщика перед страхователем и третьими лицами и полностью строится на результатах расчетов основных страховых характеристик объекта страхования.
Расчетно-методическое обеспечение страхования риска загрязнения окружающей среды включает в себя:
1. Определение вероятности возникновения страховых аварийных ситуаций.
2. Расчет величины ущерба (причем как причиненного, так и возможного или потенциального) в результате аварийного загрязнения окружающей среды.
3. Расчет риска наступления страхового случая.
4. Определение степени экологической опасности объекта-страхователя.
5. Расчет тарифных ставок страховых взносов.
6. Расчет страховой суммы для объекта-страхователя.
В настоящее время существуют различные подходы к расчету вышеприведенных показателей, причем как прикладного, так и общего характера [1, 2, 3, 4, 5, 10]. Одни источники можно использовать для расчета отдельных характеристик, по другим можно определить несколько показателей. К сожалению, не во всех источниках расчеты научно обоснованы. Например, неясно, на каком основании в Законе № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» величина тарифной ставки определяется исходя из объемов выпускаемой продукции? Или, например, широко распространено заблуждение, что для определения тарифной ставки необходимо рассчитать ущерб. На самом деле достаточно рассчитать лишь вероятность страхового случая. Зная вероятность, можно определить тарифные ставки страховых взносов, используя, например, Методику расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования (утверждена Распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью № 02-03-36 от 8 июля 1993 г.).
Практический опыт актуарных расчетов по страхованию риска загрязнения окружающей среды (а такие расчеты были проведены специалистами Лаборатории рыночных инструментов природопользования Института проблем рынка Российской академии наук (Москва) для ряда предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области (1999 г.), Смоленской области (2000 г.), Уфы, Стерлитамака, Туймазы и Туймазинского района Республики Башкортостан (2001–2003 гг.), Московской области (2004–2005 гг.), позволил наиболее комплексно и, что главное, научно обоснованно подойти к разработке методического инструментария экологического страхования.
45. Методы оценки влияния состояния окружающей среды на величину физического ущерба здоровью населения
Население как объект риск - анализа. Критерии и принципы охраны здоровья населения. Население и показатели его здоровья как индикатор качества окружающей среды и как критерии тяжести природных и техногенных катастроф и аварий. Оценка ущербов, обусловленных заболеваемостью и смертностью населения из - за ухудшения качества окружающей среды.
Взимание платы за загрязнение, как отмечают Н. Н. Лукьянчиков и И. М. Потравный (2000), выполняет стимулирующую, аккумулирующую, распределительную и контрольную экономические
функции. Так, платежи за загрязнение побуждают предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивают механизм достижения проектных показателей и современного уровня технологий (работа по лучшей технологии) и т. д., что, в конечном счете направлено на структурную перестройку экономики. Предприятия-загрязнители, таким образом, оказываются перед выбором: продолжать загрязнять окружающую природную среду, что связано со значительными платежами, не лучшим образом влияющими на их хозяйственное положение, или же направлять средства на природосообразную организацию производства, ресурсосбережение, что способствует оздоровлению окружающей природной среды и снижению природоемкости национального продукта. Кроме того, платежи за природопользование позволяют формировать устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.
Внебюджетные экологические фонды единая система внебюджетных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные специализированные фонды для целевого сбора и расходования средств на решение природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и другие природоохранные задачи.
Законодательно был определен порядок распределения и направления платежей за загрязнение окружающей природной среды, согласно которому:
10 % собранной суммы поступают непосредственно в доход Федерального бюджета Российской Федерации для финансирования территориальных природоохранных органов;
90 % распределяются между внебюджетными экологическими фондами трех уровней.
В эти же фонды направлялось 100 % сумм, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафам за экологические правонарушения, а также другие поступления, предусмотренные законом.
В последующем вся сумма денежных поступлений распределялась между экологическими фондами следующим образом: 60 % - на природоохранные мероприятия местного (район, город) значения; 30 % - на природоохранные мероприятия областного (регионального) значения; 10 % - в Федеральный экологический фонд на финансирование природоохранных мероприятий федерального значения.
В качестве примера можно обратиться к опыту Московской области. Внебюджетные экологические фонды начали создаваться в районах и городах этого региона в 1991 г. решениями местных органов власти. За период 1991...1994 гг. количество природопользователей, вынужденных платить за загрязнение окружающей среды, увеличилось с 2400 до 4633, а практически осуществивших платежи - с 1427 до 3932. Из средств, собранных, например, в 1994 г., на местах израсходовано, на решение природоохранных вопросов 9,84 млрд. р. (в действовавших ценах). В том числе на строительство природоохранных объектов- 2990,0 млн. р. (30,0 %); научно-исследовательские работы 557,7 млн. р. (5,7 %); организацию мониторинга - 183,8 млн. р. (1,9 %); содержание сотрудников экофондов - 311,5 млн. р. (3,2 %); материальное поощрение 298,0 млн. р. (3,0 %); организацию экологического воспитания и образования, повышение квалификации - 199,9 млн. р. (1,1 %); другие виды природоохранной деятельности - 2023,1 млн. р. (20,5 %);перечисление в экологический фонд Московской области - 3362,2 млн. р. (34,1 %
46. Методика расчета эколого-экономического ущерба биоресурсам
Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений
Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (далее -Методика), содержат рекомендации по оценке вреда, рекомендации по порядку организации и проведения работ для определения и обоснования размеров убытков территориальными природоохранными органами, а также рекомендации по порядку предъявления исков по возмещению нанесенного вреда.
Оценку вреда, причиненного экологическими правонарушениями, производят территориальные природоохранные органы, при необходимости с привлечением научно-исследовательских и проектных институтов.
Методика не регулирует порядок возмещения ущерба, нанесенного здоровью людей в результате экологических правонарушений.
Методика содержит процедуру установления факта экологического правонарушения, включая выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении, формат и порядок оформления соответствующего Протокола и порядок рассмотрения дела специальной Комиссией по экологическим правонарушениям.
Методика содержит порядок и правила исчисления размеров убытков, причиненных экологическим правонарушением, включая формат и содержание Постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, и Акта о размерах причиненных убытков, рекомендации по исчислению убытков и размеров взыскания за вред, причиненный различным компонентам окружающей среды (атмосферный воздух, водные объекты, земли и почвы, биологические ресурсы и др.).
Основой установления размера взыскания за вред, причиненный юридическими и физическими лицами окружающей среде, являются показатели массы, объема, состава, класса опасности загрязняющих веществ, поступивших в окружающую среду, показатели снижения биопродуктивности и др.
Для расчета размера взыскания могут использоваться данные аналитических замеров или экспертных оценок.
Методика включает правила и порядок оформления органами Минприроды исков в суд или в арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, в случае неисполнения нарушителем природоохранного законодательства и требований Постановления о возмещении этого вреда.
Методика устанавливает также различные формы (стоимостные и натуральные) возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и содержит перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений.
Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба
Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба (далее - Методика) устанавливает порядок и способы оценки экологического ущерба, предотвращаемого в результате деятельности территориальных природоохранных органов.
Целью Методики является обеспечение полного отражения в отчетности и в прогнозах социально-экономического развития территориальных природоохранных органов обобщающего показателя природоохранной деятельности - объема предотвращаемого экологического ущерба.
Методика предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, осуществления государственной экологической экспертизы и других видов природоохранной деятельности.
Экологическая оценка предотвращенного ущерба, согласно данной Методике, осуществляется по видам природоохранных ресурсов, включая атмосферу, водные ресурсы, почвы и земельные ресурсы, биологические ресурсы. К основным факторам, определяющим величину предотвращенного экологического ущерба, относятся: снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ; снижение загрязненности почв химическими веществами; уменьшение площадей земель под несанкционированными свалками отходов; уменьшение площадей деградированных земель; сохранение (поддержание) или увеличение биоразнообразия и др.
Согласно данной методике, предотвращенный экологический ущерб определяется на территории каждого субъекта РФ исходя из объемов снижения негативного воздействия и величины усредненного показателя экологического ущерба, наносимого единицей загрязнения конкретным видам природных ресурсов и объектов окружающей природной среды.
Экологический ущерб означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности общества, стихийных экологических действий и катастроф.
Предотвращенный экологический ущерб представляет собой оценку в денежной форме результатов природоохранной деятельности, направленной на сохранение в пределах установленных норм или улучшение экологического качества окружающей природной среды в целом или её отдельных эколого-ресурсных компонентов (атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).
Общая величина предотвращенного экологического ущерба на территории конкретного субъекта РФ, согласно Методике, определяется как сумма величин, предотвращенных в результате деятельности природоохранных органов ущербов в денежной форме атмосферному воздуху, водным ресурсам, биоресурсам, почвам и земельным ресурсам за вычетом несостоявшихся экологических ущербов за счет спада объемов производства с учетом коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости каждого природного ресурса для территории этого конкретного субъекта РФ.
Методика содержит алгоритмы расчета величин предотвращенных ущербов от загрязнения водной среды, от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от ухудшения качества и разрушения почв и земель, а также алгоритмы для оценки величины предотвращенного ущерба биоресурсам.
Для исключения из расчетов предотвращенных экологических ущербов, произошедших по причинам, не зависящим от деятельности природоохранных органов (например, по причине спада объемов производства), в Методике приведены процедуры и формулы для оценки величин таких ущербов.
Методика позволяет определять предотвращенный экологический ущерб по таким основным видам природоохранной деятельности территориальных природоохранных органов, как государственный экологический контроль, экологическая экспертиза, разработка и реализация территориальных экологических программ, организация и функционирование заповедников и особо охраняемых территорий, сохранение и поддержание биоразнообразия, международное экологическое сотрудничество и др.
Методика содержит ряд приложений, позволяющих оценивать для субъектов РФ величины удельных экономических ущербов на единицу (условную тонну) приведенной массы различных загрязнений, и использовать для расчета ущерба от загрязнения почв и земель нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, определять для расчета предотвращенного ущерба биоресурсам таксы для исчисления размера взыскания за ущерб биоресурсам и др.
Приложения к Методике содержат также примеры расчетов предотвращенного экологического ущерба.
Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов
Методика предназначена для подсчета ущерба, причиненного рыбному хозяйству в результате нарушения правил охраны рыбных запасов, регламентированных рядом утвержденных в установленном порядке документов, перечисленных в данной Методике.
Согласно Методике, органы рыбоохраны имеют право предъявлять иски к российским и зарубежным физическим и юридическим лицам вне зависимости от их формы собственности о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, нанесенного рыбному хозяйству и ресурсам живых организмов «сидячих» видов в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов и законодательства о континентальном шельфе страны.
Ущерб рыбному хозяйству, согласно настоящей Методике, проявляется в гибели рыбы, морского зверя, беспозвоночных и водных растений, живых организмов «сидячих» видов, а также незаконном изъятии этих объектов из водоемов и в уменьшении запасов рыбы, морского зверя, беспозвоночных, водных растений и живых организмов «сидячих» видов при ухудшении условий их обитания и воспроизводства.
Алгоритм расчета ущерба в результате гибели и незаконного изъятия промысловых объектов, определение которого поддается количественному учету, включает:
расчет ущерба рыбному хозяйству, причиненного в результате гибели или незаконного изъятия рыбы, беспозвоночных, морского зверя, водных растений и живых организмов «сидячих» видов, который определяется по приведенным в методике формулам как величина непосредственных потерь в стоимостном выражении;
расчет ущерба от потери потомства для рыб, беспозвоночных и живых организмов «сидячих» видов и для морского зверя с учетом стоимости продукции, получаемой из одного килограмма сырья или одного экземпляра морского зверя средних размеров по розничным ценам.
Сумма величин непосредственных потерь и потерь потомства в относительном выражении принимается за общий ущерб рыбному хозяйству, причиненный в результате гибели или незаконного изъятия промысловых объектов.
Ущерб рыбному хозяйству, причиненный ухудшением условий воспроизводства, определяется согласно формулам, приведенным в настоящей Методике, для рыб, беспозвоночных, живых организмов «сидячих» видов и водных растений и отдельно для морского зверя.
Методика включает процедуру оформления расчетов по определению Ущерба, нанесенного рыбному хозяйству.
Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах
Настоящая Методика предназначена для:
оценки не предотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба, наносимого рыбным запасам (состав ихтиофауны, запасы рыб и другие объекты рыбного промысла) в результате намечаемого строительства или реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, а также проведения других видов работ на рыбохозяйственных водоемах;
определения необходимых для проектной разработки и дальнейшей реализации мероприятий, обеспечивающих сохранение рыбных запасов.
Методика может использоваться для оценки ущерба рыбным запасам рыбохозяйственными научно-исследовательскими и проектными институтами, институтами биологического профиля других ведомств при разработке: схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, связанных с использованием рыбохозяйственных водоемов; технико-экономических обоснований и проектов на строительство и реконструкцию различных объектов и др.
Согласно данной Методике, за базу при расчетах ущерба рыбным запасам принимается возможный в естественных условиях годовой улов на единицу площади водоема.
Величина базовой рыбопродуктивности определяется исходя из средней за последние 5-10 лет величины промыслового запаса в случае, когда расчет ущерба осуществляется на период текущей или последующей за ней пятилетки с учетом ожидаемого изменения состава рыбных запасов на этот период.
Расчет ущерба рыбным запасам, согласно приведенным в Методике алгоритмам, производится по трем возможным вариантам:
в случае полной потери рыбопродуктивности водоема или его части;
в случае снижения рыбопродуктивности водоема вследствие ухудшения условий размножения, нагула и зимовки рыб;
в случае непосредственной гибели кормовых организмов, рыб и других объектов водного промысла на разных стадиях развития.
Методика включает также алгоритм расчета капитальных вложений на осуществление мероприятий, предотвращающих ущерб рыбным запасам.
Согласно Методике, рыбоводно-мелиоративные мероприятия для компенсации ущерба, как правило, должны осуществляться в том же водоеме или бассейне, где ожидается этот ущерб, а при отсутствии такой возможности - в других водоемах или бассейнах данного региона.
В отдельных случаях после соответствующего заключения экологической экспертизы допускается компенсация ущерба путем строительства товарных рыбоводных хозяйств в данном районе.
|
|
|