Туристические ресурсы
Туристические ресурсы – это природно-климатические, социо-культурные, культовые и иные виды ресурсов территории, способные удовлетворить туристический интерес, создать туристическое впечатление и являющиеся фактором микросреды туризма.
В законе РБ «О туризме» определено, что туристические ресурсы – это природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные, историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и(или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья.
Общие свойства туристических ресурсов:
– они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста туристических потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристическими ресурсами (объектами туристического показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др.
– они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.
– они играют организующую роль, способствуя формированию особых туристических пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристических предприятий и систему туристических маршрутов.
Специфические свойства туристических ресурсов: целостность, динамичность, ёмкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.
Классификации туристических ресурсов
В первую очередь они делятся на две большие группы: непосредственные и косвенные.
К непосредственным относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания).
Косвенные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристических ресурсов. Их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
По функциональному признаку туристические ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).
Выделяют туристические ресурсы:
1) рекреационные:
– горноклиматические (горы, пещеры, водопады горных рек, места для альпинизма и т.п.);
– климатические (морские, речные, озёрные курорты и т.п.);
– бальнеологические (лечение минеральными водами, солями, грязями и т.п.);
– комплексные (несколько видов ресурсов: Анапа=море+грязи, Сочи, Кисловодск=минводы+горы);
– единичные природные объекты (отдельные объекты дикой природы, которые привлекают своей необычностью и уникальностью: скала Ред Рок в Австралии – самый большой камень в мире);
– антропогенно-рекреационные (сформированы на базе природных ресурсов с помощью человеческой деятельности (нац. парки, изображения президентов США, вырубленные в скале и т.д.).
2) социо-культурные:
– исторические, археологические объекты (пирамида, развалины, раскопки);
– архитектурные объекты (памятники архитектуры и шедевры зодчества);
– научные, промышленные объекты (посещение известных лабораторий, заводов, фабрик и т.п.);
– объекты зрелищ и развлечений (концерты, чемпионаты, карнавалы, фестивали, казино и т.п.).
3) культовые: объекты, связанные с религией (святые места и т.п.).
объекты туристического интереса
Составной частью туристических ресурсов являются объекты туристического интереса.
Объекты туристического интереса – природные объекты, природно-климатические зоны, достопримечательности и иные объекты, способные привлекать туристов.
Объекты туристического интереса – достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристической поездки или путешествия, и потребления туруслуг, и(или) тура, в соответствии с прямыми или сопутствующими целями тура.
Но, чтобы эти объекты реально использовать в целях туризма, необходимы надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста необходимой информации о данном туристическом объекте, достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения; рекреацию.
Характерные черты объектов туристического интереса:
– способность объектов привлекать к себе внимание людей, вызывать у них желание (посмотреть, потрогать, ощутить) и чувства (восторг, восхищение, удовольствие);
– объекты могут быть природные и созданные руками человека (антропогенные);
– объект обычно известен так, чтобы потенциальный турист имел представление о месте его расположения и его особенностях;
– объект туристического интереса должен быть расположен так, чтобы турист мог безопасно и с максимальным комфортом добраться до него, поесть, развлечься вблизи него (т.е. туристический объект должен быть оснащен развитой инфраструктурой туризма).
Основой использования туристических ресурсов и туристических объектов служат туристический интерес и туристическое впечатление.
Туристический интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туруслуге, товаре и турпродукте, основанных на определенном комплексе туристических ресурсов.
Под туристическим впечатлением следует понимать комплекс эмоций, обычно положительных, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристических услуг (работ), приобретения туристических товаров.
Там, где нет каких-либо туристических ресурсов, туризма не может быть в принципе
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристических ресурсов, суть которых – объекты туристического интереса, потенциально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма.
Туристические ресурсы создают возможность расширения производства туристического продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристического предприятия, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов.
Туристические ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.
Туристические ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это – факторы производства туристического продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.
Туристические ресурсы – национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
|