Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Диплом Шарапова. Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья


Скачать 423.1 Kb.
Название Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья
Анкор Диплом Шарапова.docx
Дата 24.04.2017
Размер 423.1 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Диплом Шарапова.docx
Тип Реферат
#2902
страница 2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Различные виды семей и их характеристика – это тема, о которой пойдет речь далее. Какие еще существуют типы брачных отношений?

Патриархальная семья. Главная ее цель в данном ракурсе – ведение совместного хозяйства и достижение экономического благополучия.

Детоцентристкая семья. Тут главной задачей пары является воспитание детей, подготовка их к общественной жизни. Однако нередко такие семьи переходят недозволенную черту, когда подрастающее поколение оказывается несамостоятельным и разбалованным.

Супружеская семья. Социологи говорят, что это отношения будущего. Главная ее цель – эмоциональное удовлетворение супругов. Чаще всего такие семьи не обзаводятся детьми и всю жизнь живут ради удовлетворения своих нужд и желаний.

Рассматриваем далее различные виды семьи. В зависимости от состава, они бывают:

Нуклеарными. Когда на одной территории проживают дети и родители.

Расширенными. На одной территории в таком случае, помимо молодой семьи, проживают и иные родственники.

Неполные. Распространенный вид семьи в современном обществе. В таком случае ребенок проживает на одной территории с одним из родителей.

Различают также семьи в зависимости от жизненного цикла:

- Молодая семья (после свадьбы прошло не более года).

- Семья с первенцем.

- Семья, в которой есть подросток.

- «Покинутое гнездо». Это семья, в которой дети выросли и оставили отчий дом с целью создания своих семей.

По форме брака различают:

Моногамную семью. В таком случае говорится о паре мужчина-женщина.

Полигамную семью. В таком случае один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (мужчина может иметь несколько жен) и полиандрию (женщина может иметь несколько мужей). Стоит сказать о том, что в нашей стране такие браки не разрешены.

Различают также семьи в зависимости от пола партнеров:

Разнополая семья (мужчина-женщина).

Однополая семья (когда семью создают представители одного пола – двое мужчин или женщин). В нашей стране такие браки запрещены.

Существуют также различные виды семьи в зависимости от того места, где проживают ее члены:

Патрилокальная. В таком случае семья проживает на территории мужчины с его родителями.

Матрилокальная. В таком случае супруги проживают на территории жены с ее родителями.

Неолокальная. Молодая семья живет отдельно от родителей. Стоит сказать о том, что это также один из видов современных брачных отношений.

Различаются также разные виды семьи в зависимости от количества детей.

Инфертильная семья (в которой нет детей).

Однодетная семья.

Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).

Среднедетная семья (3-4 ребенка).

Многодетная семья (пять и более малышей).

Также различаются несколько типов браков в зависимости от отношений, которые складываются между супругами.

Диктаторские семьи. Все важные решения принимает один член пары, иной же может отвечать только за решение второстепенных вопросов.

Демократические семьи. Наиболее неустойчивые. Такой тип отношений чаще всего присущ молодоженам. Все вопросы пара пытается решать сообща, идти на уступки друг другу. Однако чаще всего один партнер думает, что отдает больше, а получает меньше.

Автономные семьи. В таком случае сферы влияния пара строго разграничивает. Мужчина отвечает за одно, женщина – за другое.

Можно выделить еще несколько различных типологий семей. Так, это могут быт приемные семьи. В таком случае говорится об усыновлении, опеке, патронате. Отдельно социологи выделяют многодетные семьи. В таком случае различают1:

- Сознательно многодетные семьи.

- Многодетные семьи, которые возникают вследствие повторных браков.

- Неблагополучные многодетные семьи.

Основные отличия традиционной и современной семьи:

- Желание и стремление жить отдельно. Молодожены желают вести отдельно от родителей хозяйство и проживать на своей территории.

- Экономическая независимость. Современная семья обеспечивает сама себя. Пара полностью независима от родителей.

- Участие в общественной жизни. Оба члена современной семьи трудятся на равных, обучаются, развиваются.

- Распределение обязанностей. В современной семье мужчина и женщина в равной степени выполняют домашние дела.

- Возраст. Сейчас молодые люди не стремятся рано вступать в семейные отношения. Поэтому возраст членов современной семьи несколько выше относительно таких же показателей в традиционной семье.

- Дети. Члены современных семей не стремятся сразу же заводить детей. Малыши рождаются после того, как молодая семья «становится на ноги» и имеет достаточно средств для обеспечения потомства.

- Малодетность. Современные семьи не характеризуются многодетностью. У пар чаще всего не более двух деток.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью1.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахама Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную-биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина – женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин – суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности1.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5.  Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
1.2 Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи1.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу1.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка1.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

- Родители регулярно указывают детям, что им делать;

- Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

- Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

- Решение часто принимает сам ребенок;

- Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками1.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
1.3 Молодая семья как объект социально-педагогического сопровождения
Актуальность вопроса организации психолого-педагогического сопровождения семей и подготовки специалистов, работающих с молодежью, транслирует пересмотр отношения общества и государства к молодежи и молодой семье.

Множество тенденций, отмеченных социальными педагогами и психологами в области организации процесса помощи в межличностном взаимодействии, множество теоретических предположений, широкий спектр концептуальных моделей организации работы с молодежью и молодой семьей – все это свидетельствует о необходимости осмысления значимого вопроса для организации деятельности специалистов, работающих в этой сфере.

Говоря об особенностях организации процесса психолого-педагогической помощи, важно обратить внимание на тех специалистов, которые осуществляют этот процесс. Каковы же компетенции работника, призванного оказывать реальную помощь молодежи, молодой семье и членам молодой семьи в России? Необходимо остановиться на психолого-педагогических компетенциях специалиста, работающего с молодой семьей. Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного несовершеннолетнего ребенка.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интенсивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи – это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-педагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

Ретроспективный анализ нашей многолетней практической работы, опыт организации психолого-педагогической поддержки молодых семей показывает, что для каждой молодой семьи характерны особые структура отношений, уклад и образ жизни. Молодая семья развивается, на каждом из этапов развития стоят свои задачи, с которыми члены семьи должны справиться. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда молодые супруги в силу различных причин не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Для того чтобы определить компетенции специалистов, призванных оказать социально-педагогическую или психологическую помощь молодой семье, необходимо сформулировать проблемы молодой семьи, которые можно решить психолого-педагогическими средствами.

Подавляющее большинство молодых семей в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить следующие задачи1:

– преодоление стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

– овладением основными навыками семейного воспитания;

– приобретение информированности по различным аспектам функционирования семьи;

– достижение экономического благосостояния стабильности и, наконец,

– формирования активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и с обществом в целом.

Хочу обратить ваше внимание еще на одну проблему, которая стоит перед многими, а может быть перед всеми семьями и включает в себя накопленные не решенные задачи и застаревшие проблемы. Это проблема девальвации семейных отношений. Как помочь решить эти проблемы?

Для преодоления девальвации семейных отношений, безусловно, каждой семье необходимо формировать жизненную концепцию и уметь корректировать ее в зависимость от изменения внутренней и внешней ситуации. В процессе девальвации происходит разрушение ценностей человека. Поэтому задача специалиста помочь заново сформировать, восстановить ценность человека.

Соответственно должны быть выстроены направления и содержание социально-педагогической и психологической поддержки молодой семьи.

Для оказания реальной, эффективной помощи молодой семье психолого-педагогическими средствами проанализируем профессиональные компетенции, необходимые специалистам.

В системе высшего профессионального образования выделяют три линии реализации компетентностного подхода, которые направлены наформирование:

– ключевых компетентностей;

– обобщенных профессиональных компетентностей;

– специальных профессиональных компетентностей.

Обобщая представления о компетентности и компетенции как научных категориях полагаем, что это взаимодополняемые понятия.

Мы рассматриваем компетентность как совокупность знаний, навыков, умений и способов, позволяющих выполнять или реализовать конкретный вид деятельности. Многие авторы по-разному рассматривают термин «компетенции», например компетенции по Е.В. Марковой: коммуникационная; мыслительная; рефлексия (способность осознать свои мысли). По-нашему мнению в это понятие кроме знаний, умений, навыков и способов входят и способности, и возможности специалиста.

Нам понятен подход «Знаю как, могу, хочу».

Безусловно, это распространяется на специалиста-практика. На того работника, который, обладая знаниями, уже эффективно работает с молодой семьей или членами семьи.

На первом этапе организации работы с молодой семьей особое значение приобретают коммуникативные качества и способности специалиста.

Мы не будем останавливаться на очень важном блоке – как привлечь молодую семью, как пригласить ее участвовать в программах. Мы прекрасно понимаем, что если сделать очень мощную рекламу, затратить массу средств – результат будет незначительным. В нашем случае необходим другой подход. Предположим, молодая семья обратилась за помощью, какие компетентности важны для специалиста. В первую очередь умение войти в контакт с клиентом, сформировать доверие, создать пространство с использованием целой группы умений, способствующее достижению высоких уровней общения.

К этим уровням коммуникации относятся:

– умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности;

– умение интерпретировать и «читать» внутреннее состояние по каким-то проявлениям поведения;

– владение средствами невербального общения;

– умение создать обстановку доверительности;

– толерантность;

– владение средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики);

– умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении, умение не бояться обратной связи.

Перечисленные умения, с одной стороны, характеризуют отношение специалиста к клиенту, с другой стороны, многие из перечисленных умений необходимо сформировать у клиента, либо скорректировать их.

Важное значение для специалиста, работающего с семьей, приобретает умение формировать у клиента способность к разрешению конфликтных ситуаций, гибкости в решении семейных проблем, рефлексию (способность осознавать свои мысли)1.

В настоящее время возникла ощутимая необходимость более тесного взаимодействия науки и практики для оказания действенной и результативной помощи молодым семьям. Используя различные формы работы, безусловно, преимущественно востребованы активные формы – тренинги, деловые игры социальные педагоги и психологи получают результат. Программа подготовки специалиста по работе с молодежью предполагает комплексный подход, где наряду с усвоениями необходимых знаний, идет выработка навыков через организацию интерактивного обучения. Программа будет более эффективной, если у будущих специалистов будет возможность участвовать в различных развивающих занятиях и тренингах с привлечением специалистов на территории социальных учреждений, работающих с молодыми людьми.

Вывод по 1 главе
Семья  -  это  основанная  на  браке  или  кровном  родстве  малая  группа,  члены  которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и  взаимопомощью1.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане1. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; сфера первичного социального контроля; духовного общения; социально-статусная; досуговая; эмоциональная.

В зависимости от форм брака: моногамная или полигамная семья.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интенсивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи – это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-педагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

Важное значение для специалиста, работающего с семьей, приобретает умение формировать у клиента способность к разрешению конфликтных ситуаций, гибкости в решении семейных проблем, рефлексию (способность осознавать свои мысли)2.
Глава 2. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения семей
2.1 Сущность и виды социально-педагогического сопровождения
Термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение.

В словаре В.Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь».

Анализ современной научной литературы свидетельствует, что под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается любая развивающаяся социальная система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Анализ изученной литературы показывает, что под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает на учение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом1.

Идея социально-педагогического сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Не будучи названными с помощью данного термина, идеи сопровождения представлены в работах многих известных педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.И. Сухомлинский и т.д. Сейчас мысль о необходимости «сопровождения» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». «Под сопровождением пишут авторы, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора»1.

В современной педагогической практике парадигме сопровождения является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами. Ее суть заключается в том, что специалист сопровождения вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий. Понятие сопровождения очень часто используется в социально – педагогической литературе, но его четкое определение до сих пор не сформулировано.

Так, например, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына считают, что сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В работах Г. Бардиер, И Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, Н.Л., Коноваловой, Ю.В. Слюсарева сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности специалиста сопровождения (социального педагога), направленная на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизни.

И.А. Липский, анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которой является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «финансовое сопровождение», «Социально – педагогическое сопровождение» и др.»1

Многомерный характер социально-педагогической ситуации делает необходимым организацию социально - педагогического сопровождения человека как особой социальной технологии, обладающей социально – педагогическим содержанием и характером.

В концепции педагогической поддержки О.С. Газмана педагогическая поддержка является функцией социально – педагогического сопровождения. Ее предметом выступает процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

С точки зрения экзистенциальной педагогики, представителем которой является М.И. Рожков, социально-педагогическое сопровождение – это метод, направленный на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации2.

Е.О. Бабич отмечает, что общая целевая направленность социально – педагогического сопровождения, осуществляемая в совместной деятельности педагога и учащегося, разрешается через создание воспитательной ситуации, смысловые и когнитивные связи, и это свидетельствует о многообразных вариативных проявлениях содействия в целостном учебно-воспитательном процессе1.

С.А. Расчетина рассматривает процесс социально – педагогической поддержки как триединство поддержки, посредничества и сопровождения.

Во-первых, автор выделяет в широко понимаемой социально-педагогической поддержке ее особую «часть», более узко понимаемую – процесс, осуществляемый взрослым и нацеленный на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, самоуважении, любви. Это поддержка потребности ребенка в поддержании таких условий, которые позволяют ему без страха исследовать мир и искать свое место в отношениях с людьми, то есть самоактуализироваться, проявлять «самость».

Во-вторых, процесс посредничества. Ученый утверждает, что деятельность социального педагога, обращенная к решению социальных проблем ребенка, изначально посредническая. Она несет в себе тенденцию расширения контактов, вовлечения в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц. Социальный педагог выступает как посредник между человеком, обремененным проблемой, и различными жизненно важными структурами, обеспечивающими помощь. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: родители, учителя, сверстники, друзья из неформальных объединений и др., это специалисты различных служб, способные оказать конкретную помощь в восстановлении права на достойный образ жизни. Профессиональный уровень решения проблемы в равной мере зависит от качества непосредственных контактов социального педагога с ребенком и его социальным окружением. Таким образом, в понятие социально-педагогической поддержки изначально закладывается представление о посредническом ее характере.

В-третьих, это процесс сопровождения, «В социальной педагогике сопровождение можно рассматривать как усилие внимания к ребенку в тех «узлах пересечения его с другими», которые драматизируют ситуацию, это предупреждение конфликтов, снятие его остроты».1

Анализ литературы позволяет выделить основные принципы социально-педагогического сопровождения, которые трактуются следующим образом:

- ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами;

- активная позиция сопровождаемого: главным становится не решить проблемы за сопровождаемого, а научить его решать проблемы самостоятельно, создавать условия для становления способности к саморазвитию;

- автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовывать свою деятельность как особую практику со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;

- независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методологического (содержательного подчинения специалиста системы сопровождения;

- непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения на всем периоде обучения и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе дошкольного, общего и профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;

- комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- сопровождение системно по своей сути, то есть участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в непрерывном взаимодействии;

- превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций1.

Целью социально - педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Во-вторых, социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.

В-третьих, в позиции сопровождения социальный педагог не выступает «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети «группы риска», из неблагополучных семей).

3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.

4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.

5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в необходима модель организации социально-педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности.

Цель: помощь в процессе всестороннего развитие личности ребенка и его социализации

Условия социально-педагогического сопровождения

Готовность к адекватному восприятию существующих проблем в организации внеурочной деятельности детей и подростков

Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям

Реализация комплексной работы по нескольким направлениям: работа в детьми в образовательном учреждении, с семьями

Результат: формирование гармонично развитой личности и ее успешная социализация через внеурочную деятельность

Факторы, определяющие успешность модели

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков в образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями и семьями

Включение детей во внеурочную деятельность по разным направлениям

направленность на социальную адаптацию детей через их адаптацию детском коллективе

Выявление мотивов и потребностей детей и подростков в их внеурочнойдеятельности
Главной целью построения модели является помощь в процессе всестороннего развитие личности ребенка и его социализация.

Работа по данной модели проводится с семьями «группы риска», многие из которых, проживают в неблагополучных семьях.

Для реализации модели, прежде всего, нами была составлена программа социально – педагогического сопровождения, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации.

Условиями реализации данной модели являются следующие1:

  1. Готовность к адекватному восприятию существующих социальных и личностных проблем детей, обучающихся в школе.

Выявление данных проблем составляет начальный этап нашей работы по реализации модели социально-педагогического сопровождения.

Чтобы понять, с каким контингентом детей нам приходится работать, мы применяем метод наблюдения и метод изучения документации, в частности, изучаются личные дела учащихся. Кроме того, посещаем семьи, чтобы выяснить характер окружения и социально-бытовые условия, в которых проживают дети. После составления характеристик и наблюдения над личными особенностями детей можно сделать следующие выводы о том, по каким направлениям должна идти наша работа в рамках социально-педагогического сопровождения:

Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление являлось ведущим в нашей деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо, сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб.

Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка.

Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы прежде всего инициативы. Ведь нередко социальные педагоги тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения.

3) Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям. Это собственно разработка тех мероприятий, которые были направлены нами на устранение выявленных проблем, в частности, для регулирования неблагополучной обстановки в семье проводились беседы с родителями, совместные с детьми родительские собрания, на общешкольные мероприятия, организовывались совместные походы детей и родителей на природу, для повышения эмоциональной комфортности детей проводились различные игры, конкурсы, викторины и т.д.

  1. Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях необходимо зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений».

Проведенная работа показывает: управляемая взаимосвязь общеобразовательной школы и родителей, внеурочная деятельность детей влияет повышение их самооценки, на изменение их моральных ценностей, снижение уровня тревожности, успешную адаптацию в коллективе и их социализацию.

2.2 Технология социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста
Направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, накопления опыта родителями в целесообразном развитии и воспитании ребенка, его своеобразия, а также возникающих трудностей и проблем в различных жизненных ситуациях. После проведенного анализа практической деятельности центров, работающих с семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста, специалисты разработали технологию социально-педагогического сопровождения. Под технологией понимается целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды (Л.В. Мардахаев). Такой подход позволил разработать технологию и выделить в ней характерные этапы социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста1.

К таким этапам относятся: диагностический; оценки и прогнозирования; моделирования и проектирование способов преодоления родителями возникающих (возникших) проблем и трудностей; реализации целесообразной деятельности родителей в ситуации развития; мониторинга самопроявления родителями в ситуации развития; оценки результативности социально-педагогического сопровождения. На основе системного анализа разработана модель процесса социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях центров социально-педагогического сопровождения.

Данная технология направлена на изучение особенностей процесса воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в семье, которая осуществляется по двум направлениям: за детьми и родителями. На диагностико-проектировочном этапе изучается коммуникативно-поведенческая, эмоционально-волевая и личностная сферы ребенка. Анализ особенностей поведения и воспитательной деятельности родителей проводится на основе следующих показателей: адекватность контактов с ребенком, особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами, форма и характер досуга семьи. Психолого-педагогическая диагностика когнитивных процессов детей и социально-педагогическое сопровождение проводится с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей «Лонгитюд». Исследуются основные параметры развития детей, характерные для их возраста. Распределение семей по характеру проблем проводится по схеме Т.В. Волковой. Выделяются 3 типа семей: «Оптимальная» семья характеризуется наличием обоих родителей, высшего или среднего специального образования, высоким культурным уровнем, материальной обеспеченностью, нормальными жилищными условиями, здоровой обстановкой в семье. Данные семьи не испытывают трудности в воспитании и развитии ребенка. К «удовлетворительному» типу отнесены семьи, у которых один из следующих показателей может быть неудовлетворительным: наличие вредных привычек, жилищные условия, несоответствующие санитарным нормам, конфликтные взаимоотношения в семье, низкая самооценка членов семьи, отмечается пассивность в воспитании и развитии ребенка в семье. В «неудовлетворительной» семье отмечается наличие двух и более неудовлетворительных следующих показателей: низкий уровень культуры, системный конфликт в семье, алкоголизация членов семьи. Характерно искажение взаимоотношений с ребенком. Выявление поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков проводится с помощью теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина. Также данная технология рассматривает проявление родительской роли в семье по методике PARI E. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет).

Целью технологии социально-педагогического сопровождения является формирование социальной адаптированности семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста. Этапы и содержание технологии социально-педагогического сопровождения варьируются в зависимости от типа семьи. Пропедевтический этап включает следующие содержательные компоненты: консультирование по проблемам семейного воспитания, лекции, семинары, круглые столы, тренинги. Содержанием диагностико-проектировочного этапа является определение потребностей и оценка проблем семьи и ребенка, разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения. Результативно-рефлексивный этап состоит из оценки эффективности социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка, обеспечения помощи и поддержки семьи в осмыслении возникающих проблем и определении целесообразных путей их активного и самостоятельного решения1.

Социально-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста, обеспечивается за счет исследования эффективности общей и частных технологий и их интеграции. Основой для всех типов семей служит технология «Школа материнства», задачи: коррекция неконструктивных форм поведения матери; переориентировка матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком; коррекция внутреннего психологического состояния матери, осуществление ее личностного роста, повышение личностной самооценки в процессе взаимодействия с ребенком; согласование поведения родителей с коррекционно-воспитательными задачами в отношении их ребенка. Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-воспитательному процессу, формирование у нее мотивации к сотрудничеству. На втором этапе происходит формирование активной материнской позиции по отношению к ребенку. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к развитию ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

В технологии используются такие методы как консультации, ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, танцтерапия, тран-сактный анализ, которые предусматривают индивидуальные, групповые и под-групповые формы работы с родителями.

Следующий вид «Коррекционно-развивающая технология» используется в работе с семьями «удовлетворительного» и «неудовлетворительного» типа, а также с некоторыми семьями «оптимального» типа, которые имеют детей с негативными отклонениями за пределами возрастных норм. Задачи: социально-педагогическая диагностика состояния членов семьи; разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка; проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой для каждой семьи. Этапы: диагностико-проектировочный, конструктивно-формирующий, результативно-рефлексивный (условно итоговый). Формы и методы работы: совместное наблюдение за ребенком (специалист и родители), занятия-практикумы, организация групп взаимоподдержки, патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий, беседа, консультации узких специалистов.

«Интеграционно-коррекционная технология» направлена на разработку специальных программ работы с детьми и подбору индивидуальных форм и методов работы с родителями, которые были отнесены к «неудовлетворительному» типу семей. К семьям «оптимального» и «удовлетворительного» типа также может быть применена данная технология. Проблемы, которые разрешает данная технология, могут возникать и в этих семьях, ее задачи: развитие у ребенка и семьи способов социального взаимодействия; коррекция детско-родительских отношений и отношений со сверстниками; ориентация семьи к поступлению ребенка в образовательное учреждение (ДОУ или школу). Этапы: моделирующий, интеграционный, адаптационно-обучающий, контрольно-оценочный. Формы и методы работы: групповые коррекционно-развивающие занятия, интеграционные мероприятия, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, тематические и индивидуальные консультации, совместный досуг, анкетирование, анализ видео- и аудиоматериалов, итоговые собрания1.

Следующим этапом социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста является психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста и его семьи. Здесь оценивается сформированность ведущих линий и параметров развития у детей контрольной и экспериментальной групп после социально-педагогического сопровождения. На данном этапе рассматривается динамика развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группа). В данной динамике определяются параметры отклонений в развитии: социально-адаптивные функции; общая моторика; координация движений; зрительно-моторная координация; восприятие и познавательная активность; представления о форме предметов; понимание речи; активная речь; развитие деятельности; навыки обслуживания. Затем рассматривается экспериментальная и контрольные группы, в которых изучается динамика изменения типов семей: «педагогически эффективная»; «оптимальная»; «удовлетворительная»; «неудовлетворительная».

Технология социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста направлено на повышение статуса семьи, ее роли в стимулировании целесообразного развития и воспитании ребенка и обеспечивает осознанную активную социальную позицию родителей.

Направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании. Успешность социально-педагогического сопровождения возможна при условии своевременного включения семьи и согласованных действий всех субъектов. Технология социально-педагогического сопровождения строится поэтапно и обеспечивает всевозрастающую роль семьи в целенаправленном развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

Технология социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста
2.3 Модель социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста
В свете последних изменений в теории и практики дошкольного образования остаётся актуальной проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющееся одной из главных составляющих гармоничного развития ребёнка, способствующее его успешности в собственной деятельности и дальнейшему самоопределению в профессии. Педагогам необходимо сопровождать ребёнка на протяжении всего периода дошкольного детства, в связи с чем важно способствовать выработке у педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) конкретной системы деятельности по социально-личностному развитию детей в соответствии с современными требованиями и особенностями системы дошкольного образования.

Основываясь на понятие, представленное в учебном пособии под редакцией В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой, «педагогическое сопровождение» можно рассматривать как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребёнка дошкольного возраста в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

В анализе, проведённом Е.А. Соколовой, представлены понятия и мнения разных ученых. Основываясь на определение Ф.М. Фрумина, В.П. Слободчикова, сопровождение - это помощь ребёнку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание дошкольника, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение ребёнка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Сам же автор считает, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей. По словам Е.А. Соколовой, сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и его деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», тем самым ребёнок сам вправе выбирать средства для ознакомления с содержанием, что позволит обеспечить эмоциональную вовлеченность воспитанников в деятельность и их субъектность.

Таким образом, можем утверждать, что педагогическое сопровождение включает в себя умение педагога быть рядом, следовать за ребёнком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании, следовательно, и развитии. Данное понятие наиболее активно применяется в выборе разных видов детской деятельности (продуктивной, игровой, двигательной и др.), в связи с дальнейшим профессиональным самоопределением ребёнка в жизни, должно носить опережающий характер.

С целью получения аналога какого-либо изучаемого объекта в науке используется моделирование данного объекта, или процесса. В исследованиях Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова модель рассматривается как мысленно представленная или материально реализованная система символов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале1. Модель отражает не всех свойств реального объекта, а лишь существенные элементы для исследования поставленной задачи, является теоретической конструкцией, отражающая существенные особенности исследуемого объекта (процесса), с точки зрения понимания автором.

Как утверждает Н.О. Яковлева, моделирование используется для построения новой или развития уже существующей, но неполной теории, когда:
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта