Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Диплом Шарапова. Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья


Скачать 423.1 Kb.
Название Актуальность темы, проблемы в обществе. Семья
Анкор Диплом Шарапова.docx
Дата 24.04.2017
Размер 423.1 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Диплом Шарапова.docx
Тип Реферат
#2902
страница 4 из 7
1   2   3   4   5   6   7


Рисунок 1 – Распределение родителей по источнику педагогических знаний

2 – ой вопрос - Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 39% семей , не поддерживают другие члены семьи - 15%, испытывают недостаток педагогических знаний 11% семей, ребенок неусидчив, невнимателен - 30%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

3 – ий вопрос - Для воспитания ребенка 13 обследуемых используют метод поощрения, 21 семей - наказания, требования используют 10 человек, а запрещение - 33 семьи, и только 7 семей используют в воспитании детей метод приучения.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей. (Рис.2)



Рисунок 2 – Распределение родителей по предпочитаемому методу воспитания

Наиболее действенными видами наказания родители считают (рис.3): физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.



Рисунок 3 – Распределение родителей по предпочтительному методу наказания

4-ый вопрос - Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

Общий результат исследований представлен на рисунке 4.



Рисунок 4 – Распределение родителей по уровню педагогической культуры

На следующим этапе констатирующего эксперимента мы продиагностировали детей по методике «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека. Всего было опрошено 64 ребенка.

Данный диагностический метод предназначен для определения уровня психологической готовности к школьному обучению (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В результате выполнения детьми первого задания были получены следующие результаты:

- 8 человек (12,5%) нарисовали фигуру мужчины с головой, туловищем и конечностями. На голове есть волосы и уши, на лице - глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. Такой рисунок по инструкции к методике был оценен нами в 1 балл;

- рисункам 20 детей (31,25%) было присвоено 2 балла. Такие рисунки содержат в себе также голову, туловище и конечности, только нарисованы они не синтетическим способом. В изображении мужчины отсутствуют три детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица);

- 3 балла было присвоено 24 дошкольникам (37,5%). На их рисунке фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней;

- примитивный рисунок головы с туловищем представлен в работах 10 человек (15,5%). Такое изображение было оценено в 4 балла;

- рисунки с отсутствием чёткого изображения туловища или обеих пар конечностей были только у 2 человек (3,25%).

Второе задание методики «Ориентационный тест школьной зрелости» предполагает скопировать фразу: «He eats soup», написанную прописными буквами. Мы специально взяли фразу на английском языке, что бы уже читающие и пишущие дети не смогли ее написать печатными буквами.

По результатам второго этапа диагностики высокий уровень был выявлен у 5 детей (8%) - дети хорошо и полностью разборчиво скопировали написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. 2 балла, что соответствует уровню выше среднего, получили 33% старших дошкольников (21 человек) - образец скопирован разборчиво, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются. Средний уровень - 3 балла - характеризующийся явной разбивкой надписи минимум на несколько частей и разборчивым написанием более четырех букв, присвоен 25 детям (39%). Уровень ниже среднего выявлен у 14% опрошенных (9 человек). У этих детей с образцом совпадают только две буквы. Рисунок, в котором текс не просматривается, был у 4 детей (6%).

Задание три - срисовывание группы точек - не вызвало у детей особых затруднений. Однако у некоторых детей на третьем задании снизился уровень концентрации внимания, а также часть дошкольников искали подтверждения правильности своих действий. Почти совершенное копирование образца, с незначительными отклонениями было изображено на рисунках 18% детей (12 человек). У 48% опрошенных нами дошкольников число и расположение точек соответствовало образцу, но присутствовали отклонения между строкой и колонкой. В заданиях 14 человек (22%) рисунок в целом соответствуют образцу по ширине и высоте, однако число точек не верное. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек - такие результаты третьего задания представлены у 7 детей (11%). Не соответствует образцу рисунок только одного ребенка - это составляет 2% от общей выборки.

Уровень готовности детей к школе, определяется по сумме баллов за три задания.

Из полученных данных мы видим , что у 17 детей (26,6%) уровень психологической готовности к школе выше среднего. Они отличаются развитой тонкой моторикой рук, высоким уровнем интеллектуального развития и умением подражать образцу. Средний уровень выявлен у 42 человек (65,6%), уровень ниже нормы определен у 5 дошкольников (7,8%).

Так как ориентационный тест школьной зрелости мы проводили в сентябре месяце, уровень психологической готовности у детей выявился преимущественно средний, а у 5 детей низкий. Такие данные позволили нам акцентировать внимание родителей на предшкольной подготовки, а также на повышении их педагогической культуры в данном вопросе.

По итогам диагностического этапа социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей можно констатировать, что 22% родителей (16 человек) обладают низким уровнем педагогической культуры, об этом свидетельствуют высокие показатели по шкалам отвержение, гиперсоциализация, инфантилизация, преобладание неэффективных методов воспитания основанных на жизненном опыте и СМИ, предпочтение физической форме наказания. Это подтверждается низким образовательным уровнем родителей, а также слабой психологической готовностью детей к школе.

Среди родителей преобладает средний уровень педагогической культуры - 48% (36 человек). В данной группе уровень образования родителей разный, однако, в семье изучают специализированную литературу по вопросам воспитания, частично ощущают необходимость квалифицированной помощи специалистов, в методах воспитания придерживаются требований, запрещений и частично приучения, ребенка предпочитают наказывать лишением развлечений. В такой семье преобладает симбиоз, а уровень психологической готовности ребенка к школе средний.

Высокий уровень педагогический культуры выявлен у 30% респондентов (23 человека). Результаты диагностики данной группы свидетельствуют о наличии высоких показателей по шкалам «кооперация» и «принятие», родители активно советуются со специалистами и занимаются самообразованием, также необходимо отметить преобладание высшего и средне педагогического образования среди респондентов. Высокие уровень педагогической культуры родителей подтверждают результаты детей: в основном это высокий и средний уровень готовности ребенка к школе.

Таки образом, подводя итоги диагностического этапа нашего эксперимента, отметим необходимость специально организованной социально-педагогической деятельности по повышению педагогической культуры родителей. Данная деятельность должна быть направлена на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период и способствовать активизации родителей в подготовке детей к школе, систематизации имеющихся у них знаний и вооружении практическими приемами работы с детьми.
3.2 Построение и реализация программы социально-педагогическоого сопровождения молодой семьи с детьми дошкольного возраста
Исходя из результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы, нами была разработана программа по повышению педагогической культуры молодых родителей, определены основные формы и методы совместной работы педагогов, родителей и детей.

Цель работы на данном этапе - разработать программу педагогических действий, включающую в себя формы и методы направленные на решение выявленных в ходе констатирующего эксперимента затруднений родителей и повышение их педагогической культуры.

Задачи для решения поставленной цели:

- повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- развитие у родителей и детей навыков рефлексии;

- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Методы работы:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами.

2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование регулярной почты.

4. Создание родительского комитета.

5. Проведение неформальных встреч родителей, детей и специалистов ДОУ (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).

6. Уважительное общение с родителями.

В программе задействованы следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель

Занятия проводятся в двух параллельных группах - с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической готовности. На занятиях с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.

Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Продолжительность занятий - 60-80 минут. Периодичность встреч - один раз в две недели.

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «приветствия» и «разминки» - сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Ожидаемые результаты:

1. Отработка новых способов и приемов поведения.

2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Таблица 1

Тематический план программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей



Название мероприятия

Цель

Форма

Кол-во часов

Блок 1. Работа с родителями




«Знакомство»

Знакомство участников с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей.

Родительское собрание с применением активных форм работы

2




«Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»

Повышение самосознания и ответственности родителей

Устный журнал







«Мотивационная готовность»

Формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка

Лекция и активные формы работы

2




"Язык принятия – язык непринятия"

Осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя

Лекция, диагностика

2




"Взаимодействие с детьми"

Обучение родителей эффективным способам общения.

тренинг

2




Мир детский – мир взрослый"

Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка и рефлексии

тренинг

2




"Психологическая готовность ребенка к школе"

Научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю. Способствовать сближению взрослых в игре.

Деловая игра

4




"До новых встреч"

Подведение итогов работы. Повторная диагностика.

Родительской собрание

2

Блок № 2 – работа с детьми

1

"Сегодня – дошкольник,

завтра – школьник"

знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности

Игра

2

"Кто я? Какой я?"

сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.

Тренинг

1

3

"Школьные правила"



развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Игра

4

"Я среди других"

развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Тренинг

1

5

"Сила человека –это сила его воли"

повышать уверенность в себе; прививать новые формы поведения

Тренинг

1

6

Заключительное занятие

Подведение итогов работы. Повторная диагностика.




1

Блок 3. Совместные занятия родителей и детей

1

Первый раз в первый класс

Взаимодействие родителей и детей в условиях обучения

Тренинг

2

2

Экскурсия в школу

Знакомство с школьным укладом, распорядком, требованиями

Экскурсия

2

3

"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Развитие экологической культуры через творчество

Совместной занятие

2

4

"День открытых дверей"; составление сказок и историй.

развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

Тренинг

2

5

"Краски родного края"

Знакомство с культурой и традициями Краснодарского края, организация совместной деятельности детей и родителей

Детско-родительский праздни

2

6

Спортивное развлечение: "Мама, папа, я – спортивная семья".

Повышение культуры здорового образа жизни, оптимизация детско-родительских отношений

Спортивный праздник

2

8

Заключительное занятие

Совместное с детьми родительское собрание

1




Для эффективной реализации программы мы провели информационный этап. Целью данной деятельности было информирование родителей о возможности участия в данной программе. Среди взрослых откликнулись 32 человека - это родители 29 детей старшей группы Детского сада №7. Для всех родителей было организованно родительской собрание, на котором распространялась информация о реализации программы, раздавались приглашения и разрабатывался план совместных встреч.

На основном этапе нашей работы реализовывалась программа педагогического сопровождения повышения педагогической культуры: проводились занятия, консультации. Занятия с родителями проводились с октября 2014г. по февраль 2015г., в это же время был реализован план работы с детьми. Совместные детско-родительские мероприятия проводились с января по апрель 2015г. в д/с №7.

На заключительном этапе нашей работы, была проведена повторная диагностика уровня педагогической культуры родителей, а также родители письменно ответили на вопросы касающиеся эффективности проведенной нами программы.

Подробнее остановимся на исследовании отношения родителей к нашим занятиям. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкеты «Как Вы относитесь к нашим занятиям?»(%)

Отношение к занятиям

Варианты ответов

Всегда

Иногда

никогда

А

На занятиях бывает интересно

44

53

9

Нравятся педагоги

41

56

3

Нравится, когда хвалят

46

44

0

Б

Приходиться заставлять заниматься

63

31

6

Занимаемся, так как это наш долг

13

56

10

Занятие полезно для жизни

66

31

3

В

Узнаём много нового

53

31

16

Занятия заставляют думать

63

31

6

Получаем удовольствие, работая на занятии

34

63

3

Г

На занятии нам всё легко дается

9

63

9

С нетерпением ждём занятия

53

31

16

Стремимся узнать больше, чем требуют на занятии

63

31

6

Из таблицы видно, что большинство родителей довольны организацией и содержанием проводимых занятий. После реализации программы 20 родителей стремятся получить знания из специализированной литературы, все родители отметили, что появилась потребность общения со специалистами, улучшились взаимодействия с ребенком.

Вторичные замеры уровня педагогической культуры проводились в апреле 2015 г. Методики использовались такие же что и на начальном этапе.

Результаты получились следующие:

- на 10% снизился уровень отвержения, повысился уровень принятия на 15%;

- заинтересованность родителей в делах ребенка повысилась на 15%;

- снизилась дистанция в общении с ребенком на 17%;

- авторитаризм у родителей в воспитании детей снизился на 10%;

- по шкале инфантилизация ребенка, родители показали на 15% более низкий результат.

Аналитический этап показал повышение уровня педагогической культуры родителей в среднем на 13%, при этом низкий уровень снизился с 22% до 16%. (Рис. 5%)

1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта