Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Возр. физиол. и психофиз. Уч. п. 2008. Возр. физиол. и психофиз. Уч. п. Человек, как целостная биологическая система



Скачать 1.24 Mb.
Название Человек, как целостная биологическая система
Анкор Возр. физиол. и психофиз. Уч. п. 2008.doc
Дата 30.04.2017
Размер 1.24 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Возр. физиол. и психофиз. Уч. п. 2008.doc
Тип Лекция
#5246
страница 1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15






СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….….

Лекция 1. Тема:«Человек, как целостная биологическая система» …..…

Лекция 2. Тема: «Основные закономерности роста и развития

организма человека. Онтогенез» ……………………………..…

Лекция 3. Тема: «Основные закономерности роста и развития

организма человека» …………………………….…..…………

Лекция 4. Тема: «Физиология нервной системы» ………………………....

Лекция 5. Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные

особенности» ……………………………………………………

Лекция 6. Тема: «Возрастная физиология анализаторов» ………………...

Лекция 7. Тема: «Возрастная эндокринология» ………………………...…

Лекция 8. Тема: «Психофизиология восприятия и внимания» ………...…

Лекция 9. Тема: «Психофизиология памяти» ……………………………...

Лекция 10. Тема: «Психофизиология мышления» …………………….…

Лекция 11. Тема: «Психофизиология речи» …………………………...…

Лекция 12. Тема: «Физическая и умственная работоспособность

в различные периоды развития организма» ………………….

Лекция 13. Тема: «Физиология адаптации и биоритмов» …………….…

Лекция 14. Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение

детей в школе» ………………………………………………...

Лекция 15. Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение

детей в школе (продолжение)» ………………………………

Список используемой литературы …………………………………………...


Лекция 1

Тема:«Человек, как целостная биологическая система»


  1. Предмет возрастной физиологии

  2. Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

  3. Организм как целостная система


Предмет возрастной физиологии

Возрастная физиология – раздел физиологической науки, изучает биологические закономерности и механизмы роста и развития организма.

Предметом исследования возрастной физиологии являются закономерности и особенности жизнедеятельности организма в онтогенезе (онтогенез – весь жизненный цикл организма от зачатия до смерти).

Главной теоретической задачей возрастной физиологии является выяснение основных закономерностей возрастного развития, по которым растет и развивается организм от зачатия до биологического созревания (биологическое созревание – достижение человеком такого уровня биологического, личностного, социального развития, когда он способен воспроизвести здоровое жизнеспособное потомство и обеспечить условия для его нормального развития).

Практические задачи:

  1. Оценка «возрастной нормы».

Специалист, работающий с детьми, должен знать, нормально ли развит ребенок. Любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к такому ребенку необходимо применять специальные, нестандартные приемы работы с ним.



Рис. 1 Задачи возрастной физиологии


  1. Определение временных границ возрастных периодов (возрастная периодизация онтогенеза).

Определение границ возрастных периодов необходимо для определения возраста, в котором человек способен воспринимать ту или иную информацию. Например, когда нужно начинать обучение в школе.

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

Развитие организма подчиняется природным законам, поэтому физиология развития является разделом более широкой области знания – биологии развития.

Физиология развития ребенка исследует те этапы, которые представляют наибольший интерес для специалиста - от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует эмбриология. Поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальнаяфизиология и геронтология.

Поскольку в динамике роста, развития и созревания человек имеет много специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapiens (человек разумный), физиология развития теснейшим образом переплетается с антропологией.

Человек живёт и развивается в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития важно знать, как действуют на человека среда, как влияют различные факторы риска, поэтому физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.



Рис. 2 Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
Физиология развития – это естественнонаучная основа педагогики, а также тесно связана с психологией развития, потому что для каждого человека его биологическое и личностное составляют единое целое.

Организм как целостная система

Организм –сложная система иерархически (соподчиненно) организованных подсистем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией.

Элементарной единицей организма является клетка.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функциям, образуют ткань.

Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции.

Информацию о состоянии окружающего мира и о внутренней среде организм получает с помощью датчиков-рецепторов, использующих разнообразные физические и химические конструктивные принципы. Например:

  • зрительная информация получается с помощью глаза – оптического прибора с физико-химическим преобразователем энергии фотонов в электрический импульс зрительных нервов;

  • акустическая информация – с помощью слухового механизма, превращающего механическую энергию колебания воздуха в электрические импульсы слухового нерва.

Вся информация о состоянии внешней среды и самого организма поступает в различные отделы центральной нервной системы (ЦНС). Эта информация может быть использована в ходе принятия решения, когда ситуация изменилась и требует соответствующих реакций на системном уровне. Следовательно, цель ЦНС – устранить рациональными действиями причину возмущения, или подстроиться к изменениям, то есть, центральный процессор, подчиняясь заложенной в него программе, учитывая все возможные обстоятельства, строит модель оптимального в данных условиях будущего и разрабатывает алгоритм достижения этого будущего.







Рис. 3. Связь организма с другими средами
Все движения расходуют энергию, поэтому система обеспечивает снабжение организма энергией: усиливается активность кровообращения, дыхания и некоторых других функций, а так же мобилизуются доступные запасы питательных веществ.

Организм обменивается с окружающей средой веществами. Вещество потребляется в виде кислорода, пищи и воды, а выделяется в виде углекислоты и выделений.

Человек не только потребляет, но и является источником зрительной (жесты, позы, движения), акустической (речь, шум от передвижения), тактильной (прикосновения) и химической (запахи) информации.
Основные структурно-функциональные блоки организма

Основные структурно-функциональные блоки, из которых состоит организм, следующие (каждый блок включает в себя несколько анатомических структур с множеством функций):

  • датчики-рецепторы, несущие информацию о состоянии внешней и внутренней среды;

  • центральный процессор и блок управления, включающий нервную и гуморальную регуляцию;

  • эффекторные органы (в первую очередь скелетно-мышечная система), обеспечивающие выполнение приказов «центра»;

  • энергетический блок, обеспечивающий структурные компоненты необходимой энергией;

  • гомеостатический блок, поддерживающий параметры внутренней среды на необходимом для жизнедеятельности уровне;

  • оболочка, выполняющая функции пограничной зоны, разведки, защиты и всех видов обмена с окружающей средой.

Все блоки находятся в определенных взаимоотношениях, между ними происходит постоянный обмен информацией. В итоге, вся система реагирует на любые изменения внутренней и внешней среды как единое целое, как один организм.
Контрольные вопросы

  1. Что является предметом возрастной физиологии?

а) закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза;

б) закономерности и особенности жизнедеятельности организма на поздних этапах онтогенеза;

в) закономерности и особенности жизнедеятельности человека.

  1. Какие существуют задачи возрастной физиологии?

а) выяснение основных закономерностей возрастного развития, оценка «возрастной нормы», возрастная периодизация онтогенеза;

б) вычисление закономерностей развития, оценка норме развития, периодизация развития;

в) выявления основных закономерностей роста, оценка нормы развития, периодизация органогенеза.

  1. Разделом какой науки является возрастная физиология?

а) биология развития;

б) нормальная физиология;

в) психология развития.

  1. Чем человек обменивается с окружающей средой?

а) веществами и информацией;

б) действиями и энергией;

в) воздухом и пищей.

  1. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи:

а) валеологии;

б) гигиены;

в) экологической физиологией.
Понятийный словарь

Антропология – (от греч. (ανθρωπος — человек, λόγος — слово, учение) - наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по территориям Земли.

Биология развития (онтогенетика) - раздел биологии, всесторонне изучающий процессы и движущие силы индивидуального, или онтогенетического развития организма.

Валеология – наука о жизни.

Возрастная норма – количественные среднестатистические параметры, характеризующие морфофизиологические особенности человека.

Возрастная физиология – наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития.

Гигиена – (от греч. hygieinós– здоровый) – наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественно-производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Гомеостаз – (от греч. hómoios – подобный, одинаковый и stásis – состояние, неподвижность) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных и растений.

Гомеостатический блок – блок, поддерживающий параметры внутренней среды на необходимом для жизнедеятельности уровне.

Гуморальная (лат. humor – жидкость) регуляция – один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемые через жидкие среды организма с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.

Онтогенез – (от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение) – весь жизненный цикл организма от зачатия до смерти.

Орган – (от греч. organon – орудие, инструмент) – часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая свойственные ему форму и конструкцию, выполняющая присущую этому органу функцию.

Организм – (от ср.-век. лат. organizo – устраиваю, сообщаю стройный вид) – живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции.

Эмбриология – (от греч. embryon – зародыш и logos – понятие, учение) – наука, исследующая развитие человека (и животных) во внутриутробном периоде жизни, образование, формирование отдельных органов и организма в целом.

Энергетический блок – блок, обеспечивающий структурные компоненты необходимой энергией.

Эффекторы – конечные звенья нейронов в рефлекторной дуге.

Лекция 2

Тема: «Основные закономерности роста и развития

организма человека. Онтогенез»


  1. Понятие роста и развития

  2. Закономерности онтогенеза

  3. Гетерохрония развития

  4. Периоды развития организма

  5. Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза


Понятие роста и развития

Рост – количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.

Развитие – качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Взаимосвязь роста и развития проявляется в том, что определенные стадии развития могут наступить только при достижении определенных размеров тела. Например, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса их тела достигнет 48 кг (для представителей европейской расы). Активные ростовые процессы не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.
Энергетические затраты в процессе роста и развития

В период самого интенсивного роста на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии. Таким образом, видимое глазу изменение размеров и пропорций тела представляет собой достаточно легко (с точки зрения энергетики организма) реализуемый процесс. Однако в периоды замедления роста организма активизируются дифференцировочные процессы, определяющие динамику качественного развития организма, и существенно повышается интенсивность основного обмена, т.е. тех энергозатрат, которые не связаны с реализацией каких-либо конкретных функций.
Понятие о «скачке роста»

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно начинаются ростовые процессы, наблюдаются феномены «скачков роста». Это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет удлинения туловища и конечностей.

В постнатальном периоде онтогенеза человека такие «скачки» наиболее ярко выражены в:

  • первый год жизни – 1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год – рост преимущественно за счет удлинения туловища;

  • в возрасте 5-6 лет – «полуростовый скачок» - ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого – рост преимущественно за счет увеличения конечностей;

  • в 13-15 лет – пубертатный скачок роста за счет увеличения и туловища, и конечностей.

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Количественные изменения, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, и которые должны «настроиться» на работу в новых условиях.

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не повторяющиеся в таком же сочетании на любом другом этапе. Следовательно, этапы онтогенеза – реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.
Закономерности онтогенеза

Онтогенез – весь жизненный цикл организма от зачатия до смерти.

Периоды онтогенеза:

  1. антенатальный (внутриутробный) – с момента зачатия до рождения ребенка;

  2. постнатальный – с момента рождения до смерти человека.

Индивидуальное развитие находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов:

  1. внутреннего – наследственная программа;

  2. внешнего – окружающая среда.

На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияний, и вклад каждого нелинейно изменяется в ходе индивидуального развития. В антенатальный период доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени.

Наследственная программа определяет органогенез и системогенез.

Органогенез – закладка и развитие основных органов в первый эмбриональный период (до 3-го месяца развития).

Системогенез – объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения во второй (плодный) эмбриональный период (с 3-го месяца развития).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта