Главная страница

ответы к экзамену. Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )


Скачать 0.57 Mb.
Название Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )
Анкор ответы к экзамену.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы к экзамену.doc
Тип Документы
#2464
страница 4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

«Апология» Аристида имплицитно содержит в себе крещальный символ веры, отдельные элементы которого рассеяны по ее тексту.

Критика язычества:

1. Почитание твари вместо Творца

2. Греки стали обожествлять чел-кие страсти и пороки.

3. Против Бога как безличн. Силы – Бог как Личность

4. Бог един по природе и не враждует с Собой

Критика иудейства:

1. Не удержались на высоте Богопознания

2. Чтят Бога, но не чтят Сына Божия.

Неподлинные произв-ния: 1) Гомилия о диалоге Христа и разбойника на Кресте – против ереси «псилантропизма» (противоположной докетизму); 2) «Посл. Аристида всем философам».

«Посл. к Диогнету»

Написано: между 120 и 210 гг., место: Египет

Адресовано язычнику Диогнету.

1. Полемика с языч. и иуд.

2. Роль христиан в мире

3. «Кратк. катехизис»

4. Увещев. к языч.

У языч. – критика идолослуж. у иуд. – критика обрядов, схожих с языч. и похвалений обрезания как признака недалекого ума.

Домостроительство сосредот. в Церкви. Душа в теле, христиане в мире: рассредоточены, душа не принадлежит телу, христиане не принадлежат миру.

Спасение как Богооткровение. Понимание Рая и деревьев Жизни в нем – это святые.

Грехопадение – как «нечистое пользование знанием», «райское ведение» – цель чел-ка.

[2 вариант] Аристид. «Апология». Судьба «Апологии». О роли христиан и их месте в империи.

Афинский философ. Так же обратился к имп. Адриану в 123-129 гг. с Апологией, кот смягчил гонения (Евсевий). Иероним: «красноречивый философ», «великий ум». Западные мартирологи: «муж, прославившийся верой и мужеством», наз Христа истинным Богом. Хронология жизни неизвестна.

Открытие Апологии – 1878 г. первые 2 главы армянский перевод (5 в.). Англ. уч. Харрис – 1889 г. в мон Елены на Синае полный перевод на сирийский. Его друг Робинсон в «Повести об индийских святых...» нашел переработанную версию + еще два греч фрагмента. Существует синтетический взаимодоп перевод. Два неподлинных творения: против псилантропизма (антидокетизм) и несторианства.

Критика языческого политеизма и иудейской религии в «Апологии» Аристида.

Всего 17 глав, 12 – критические (1 – на иудеев, 11 – на язычников). Три типа людей: язычники (халдеи, египтяне, эллины); иудеи и христиане – греч. текст. Или варвары, греки, иудеи, христиане – сирийский и армянский тексты. Богословие истории – историческая синергия – новый народ, почитающий Бога на «третий лад». Опровержение язычества вкл основные пункты: 1) (Рим. 1: 25) Они заменили истину Божью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца. Тварь – стихии, антропологическая идея «микрокосма» – онтологическое различие с Творцом. Греки обожествляли и страсти с пороками. Ложное представление о Боге ведет к нравственному искажению. Языческие боги подают соответств. пример. Согласно рассуждениям стоиков под богами почитается один безличный бог-сила. Почему тогда он нуждается в приношениях и воюет с собой? Личное Божество – единая творческая абс сила. Молчаливое одобрение Платона. Иудеи (14 гл) по сирийской версии почитают Бога и поэтому делают достойные дела, но обрядовость и поклонение Ангелам. По греч версии коварство иудеев в неприятии благой воли Бога и отпадении от Него.

Учение о Боге. Совершенство мира – доказательство Его бытия. «Двигатель мира». Апофатизм. Бесстрастность. Ненужность телесных жертв и возлияний. Пример «христианизации эллинизма».

Нравственная часть. Истина только у христиан, т.к. только они «искали и домогались истины». Своими поступками они свидетельствуют об этом. «Именно ради них продолжает сущ красота в мире» и по их молитвам он пребывает.

Достоинства: стиль, композиция, мысль. Диалог.
8. Св. Иустин Философ. Христианская философия. Богословские особенности сочинений Иустина.

Источники: Ц.И. Евс. Кес. и протокол его мученичества.

Жизнь: Родился ок. 100 г. в г. Сихеме, в семье провинциальной аристократии. Поиск истины (в «Разговоре с Трифоном иудеем»): учитель-стоик, перипатетик (потребовал деньги вперед), пифагореец (потребовал знания музыки, астрономии, геометрии и пр.), платоник (долгое время «умозрение нетелесного», «созерцание идей», преуспел и уже надеялся «узреть Бога»). Встреча со старцем, который называет пророков любомудров. Эллины уповало на разум, рассуждение, доказательство, умозрение; христианство – на откровение, на харизматическое богообщение. Вопрос о душе: бессмертна по природе или по благодати через добродетель, аскезу. Философия приводит ко Христу, она божественного происхождения, позднеантичная философия становится и искусством жизни, поэтому легок переход в хр-во. Также был впечатлен мучч. Крещение 132-137 гг. Миссионерские путешествия, при имп. Пие (138-161 гг.) прибыл в Рим, где и жил. Открытие частной философской школы. Противник – фил. кинической школы Кресцент. Обезглавлен с 6 учениками в 163-167 гг.

«Теория заимствования» – семена Истины из Писания попали на греч землю и дали скудные, но плоды

«Мученические акты» Симеона Метафраста, где описывается его смерть. Евсевий: «И. Оставил много полезных произведений...». Утеряно «Против ересей», «Против Маркиона» (упоминает Ириней), «К эллинам» (Евсевий) и др.

Но сохранились три произведения: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном Иудеем».

«Первая Апология», 150 г., 68 глав. Обращается к правителям: основные положения – 1) преследование за имя неразумно и несправедливо; 2) обвинение в преступлениях ложны; 3) образ жизни непорочен и свят.

Он говорит, что слово «христианин» так же, как слово «философ» означает приверженца учения и вовсе не может быть основанием для обвинения; наказывать можно только за преступление в то время, как те преступления, в которых обвиняют христиан – это клевета.

Во второй половине первой «Апологии» св. Юстин излагает христианское учение. Он детально говорит о вероучении, о богослужении, исторически обосновывает христианство и показывает почему столь большое число людей принимает веру. Христианину особенно интересно то, что св. Юстин говорит о христианском богослужении. Божественная Литургия входила в состав так называемого «Тайного учения». Сами христиане узнавали о смысле Божественной Литургии уже после Крещения. Язычники тем более ничего не знали о Литургии и Евхаристии, и по своему незнанию они изобретали самые чудовищные клеветы относительно главного христианского богослужения. И вот, очевидным образом, св. Юстин приоткрывает завесу перед своими языческими читателями, именно для того, чтобы опровергнуть эти клеветнические слухи, которые были распространены и в простом народе, и среди образованных противников христианства.

«Вторая Апология», 15 глав, 161 г., повод – обезглавливание 3-ех христиан. Причина этого бесовские козни, которых ожидает наказание.

«Разговор с Трифоном иудеем», 142 гл.. Трифон бежал от восстания фанатика Бар Кохбы, «эллинизированный иудаизм» – нац. исключительность, отрицание Боговоплощения, Нового Израиля, богосыновства. Взаимополезный диалог, антагония наметилась только с раввинистическим иудаизмом, которые активно боролись с христианством.

Как сообщает Евсевий Кесарийский, диалог между св. Юстином и Трифоном состоялся в Ефесе. В том виде, в каком «Диалог» записан св. Юстином, он представляет собой протокольную запись собеседования.

В диалоге св. Юстин много говорит о самом себе, о том, как он пришел к христианской вере. Затем он излагает свои воззрения на «Ветхий Завет». Моисеев Закон, как он говорит, имел только временное значение, христианство – это новый и вечный Закон и не для одного народа, а для всего человечества. Очень важная часть «Диалога» посвящена обоснованию того, что Христу нужно поклоняться, как Богу (главы 48 – 108). Затем св. Юстин доказывает, что верующие во Христа – это Новый Израиль, Новый Избранный Народ Божий и, в конечном счете, именно к ним относятся те Обетования, которые в «Ветхом Завете» прообразовательно отнесены к ветхозаветному народу Божию.

Сомнительные творения: много из-за авторитета. «Увещание к эллинам» (38 глав), III в. Моисей раньше философов, свет Истины попал и на греч. почву.

«Речь к эллинам» (III в.) – обличение греческой мифологии, автор был обращенным из язычников и пересказывает причины обращения.

«О монархии», или «О единовластительстве», 6 глав защита монотеизма, опора на языческую мифологию.

Неподлинные творения: 4 приписываются одному автору: «Вопросы и ответы к православным» (161 вопрос), «Вопросы христиан к язычникам» (5 шт), «Вопросы язычников к христианам» (15 шт), «Опровержение некоторых аристотелевских мнений» (65 пп. к перипатетикам) – IV-V вв. Диадор Тарсский или блаж. Феодорит Кирский. «Изложение правого исповедания» – блаж. Феодорит Кирский – догматические триадологические и христологические проблемы. «Послание к Зене и Серену» – вопросы христианской этики конец IV в. В «Параллельных местах» Дамаскина есть 10 глав «О воскресении» – полемика с гностиками II-III вв.

УЧЕНИЕ О БОГЕ. [Асмус] В том определении Бога, которое дает св. Юстин, чувствуется влияние платонизма. Св. Юстин настаивает на том, что Бог неизреченен. Творец Вселенной не имеет имени, потому что Он не рожден. Он мог бы иметь имя, только в том случае, если бы над Ним был Кто-то старший. Поскольку Он – Начало всего, Он безымянен, и все Его имена такие, как Отец, Бог, Творец, Господь, Владыка, имеют только условное значение. Лучшее имя – есть имя «Отец», поскольку Бог – есть Творец всего. Св. Юстин отрицает вездеприсутствие Божие, он говорит, что Бог обитает превыше небес и, таким образом, между Богом и сотворенным им миром существует целая бездна. Но есть мост, переброшенный через эту бездну – это Логос, Слово Божие. Логс – это посредник между Богом Отцом и миром. Бог общается с миром только посредством Логоса. Логос всегда пребывает в Боге, как внутренняя присущая Сила. Но перед сотворением мира Логос отделился от Бога, и Он непосредственно и сотворил мир. Это отделение Логоса от Бога Юстин поясняет образом двух огней; один огонь загорается от другого, причем первый огонь нисколько не умаляется в своей яркости от того, что от него отделяется другое пламя.

Пытаясь осмыслить догмат о Пресвятой Троице, древние богословы впадали или в умаление значения Второй и Третьей Ипостаси, тем более, что это те Ипостаси, которые действуют в мире и которые поэтому как бы сливаются с сотворенным миром. Или же противоположная тенденция – напротив, в богословии происходило слияние Трех Ипостасей. Можно думать, что обе эти тенденции присутствуют у св. мученика Юстина. Он говорит о неразличимом единстве Ипостасей до сотворения мира, затем Слово Божие, чтобы действовать в мире отделяется от Бога Отца и управляет этим миром.

[Сидоров] Триадология. Зрение Бога – следствие харизмы, «украшения Св. Духа». Подражание Ему в нравственных совершенствах и пр. удостаиваются нетления и общения. Одним из любимых выражений, прилагаемых св. Иустином к Богу, является выражение «Отец всего»,созвучное традиции платонизма и учению Филона Александрийского. Однако, исходя из данного выражения, не обязательно предполагать прямое влияние платонизма на св. Иустина, поскольку это влияние могло быть и опосредованным предшествующим христианским влиянием. Контекст употребления данного выражения у св. Иустина в корне отличается от контекста платонизма. Для него Бог творит мир прежде всего для и ради человека, а поэтому Он есть Отец вселенной, созданной ради Его «образа и подобия». Так перспектива «Человеколюбия Божиего» была глубоко чужда и перспективе платонизма, и перспективе вообще античного миросозерцания.

Т.е. «Отец всего» – Бог творит мир для человека, «чадо Божие» есть че-к, а не космос. Усыновление через Христа. Трансцендентность, неназываемость, безымянность Бога. Он не вместим миром, но и вездесущ. Пневматология Четкое различие Лиц. «Пророческий Дух». Его сила частично обитала в пророках, но они сконцентрировались во Христе и через Него изливаются всей Церкви. Триадология Корни в Предании и таинствах. Евхаристия: «Через имя Сына и Св. Духа хвалу и славу Отцу всего», «восхваляем Создателя всего через Сына... и через Духа».Христология Божество Его. Единосущие. Не сила, а Личность, предшествующая тварному миру. Словом создан мир. Жившие по Логосу были «христианами до Христа», и были гонимыми бесами.

Учение о Логосе, следы влияния стоической философии: Стоический «семенной Логос» – безликий мировой Закон-Разум. У Иустина – семена результат Богооткровения, логоносец Христос. Теофания. Богочеловек с самого зачатия обладал всей силой Божества.

По словам св. Иустина, Отец и Создатель всего не мог оставить Своего «превышенебесного» и явиться «в малой частице земли» (Разг. 60, 2). Поэтому Логосу было поручено «возвещать волю Бога-Творца всем тем, кому угодно было Ему открыть ее»; поэтому Логос и называется «Ангелом», но «Ангелом» в не собственном смысле слова (т.е. в смысле тварной сущности), поскольку Он есть Бог, а лишь в смысле «функциональном», как «Возвещатель воли Отца» (Разг. 56). Отсюда ясно, что если и можно говорить о так называемом «субординационизме» у св. Иустина, то в очень узком и чрезвычайно ограниченном аспекте, т.е. в аспекте подчинения Логоса-Сына воле Отца, но не в смысле подчинения и умаления сущности второго Лица Святой Троицы по сравнению с сущностью первого Лица. «Теофаническая» роль Сына тесно увязывается св. Иустином и с учением о «семенном Логосе», поскольку «семена» этого Логоса суть результаты Богооткровения.

Парусия Уже близко, но ещё не наступает, близок в перспективе. Хилиазм для него не догма, но предание. Эсхатологическое преображение мира. Различение тварной вечности (эонической) и божественной.

[Асмус] Что касается эсхатологического учения св. Юстина, он принадлежал к хилиастам, хотя он сам отмечал, что далеко не все члены Церкви разделяют хилиастическое учение, учение о тысячелетнем Царствии Христианском, предшествующем исполнению времен. Св. Юстин учит, что души всех людей после смерти идут в преисподнею, хотя там есть различия между праведниками, ожидающими Воскресения и грешниками, ожидающими вечные страдания в наказание за грехи. Только мученики идут сразу после смерти на небо.

[2 вариант] В 1-й апологии также опис. богослуж. (Евхаристии), крещение (отсутств. вины за первородн. грех в отлич. от Запада, соверш. на Пасху), догматики, содерж. уч. о воскресном дне, упоминание об иерархии (дьяк., предстоятель), содерж. учение о конце мира. (произ. в воскр.).

«Разговор с Трифоном Иудеем» – учение против иудаизма, христ. понимание В.З. Также – учение о Боге. Бог – превыше всего. Наз. его – Отцом, чем представл. типичное доникейское богословие. Выражал участие в творении мира 2-го лица Троицы – Логоса, (Он посредник между Богом и миром).

Содерж. учение о Троице (Слово произнесенное, Слово семенное и Слово воплощенное).

Почитал Деву Марию – Новая Дева.
9. Особенности апологетики Татиана. Энкратизм Татиана.

Древнехристианские писатели – Климент Александрийский, св. Епифаний Кипрский и блаж. Феодорит Кирский – называют Татиана «сирийцем».

Татиан получил вполне приличное для того времени «эллинское» образование и для совершенствования в нем много путешествовал. Он сам рассказывает, что до того, как уверовал во Христа, он долго искал, изучая различные учения. Он интересовался не только чисто философскими учениями, но и религиозными учениями, языческими мистериями. По всей видимости, обращение Татиана произошло в Риме; в этом городе он посещал школу св. Иустина. Однако у него есть очень существенное отличие от своего учителя.

Для Татиана характерно радикальное даже экстремистское отрицание всего эллинского. Здесь мы, конечно, имеем дело с вопросом принципиальной важности. Апологетами в целом сделан выбор, который оказался определяющим для всего последующего христианского богословия. Апологеты, отвергая языческую религию, показывая, что христиане преодолели ее, вовсе не отвергали языческую культуру и языческую философию. Мы можем смело сказать, что Церковь в целом последовала выбору апологетов и приняла то, что в наше время мы называем культурным наследием язычества. Такие личности, как Татиан, предлагали нечто совсем другое; они предлагали решительно и навсегда отвергнуть все языческое. Поэтому Татиана не могло удовлетворять христианство такое, каким он его видел – не достаточно радикально настроенным по отношению к языческому миру. Мы не удивляемся тому, что, когда Татиан вернулся на Восток, примерно в 172 году, он основал секту, называемую сектой «энкратитов» (воздержанников), которая порвала с Церковью. Сектанты отрицали брак, считая его блудом, не допускали всякого употребления мяса в пищу и доходили до того, что при совершении Евхаристии заменяли вино водой. Поэтому их называли также «аквариями» (водниками). О смерти Татиана нам совершенно ничего не известно. Умер ок. 185 г.

Учение: Относился к апологетам, отрицавшим все греч. и утвержд. несоотношение хр-ва и греч. философии.

Энкратизм: отвержение брака и употребления мяса и вина. Самые крайние энкрититы «акварии» соверш. евхар. на хлебе и воде. Отрицание: спасения Адама, брака, вкушения мясного, рождение эонов и пр. (Ириней).

Особенности апологетики, труды:

«Речь против эллинов» (42гл), ок. 161 г. – резкое горячее обличение. Евсевий: лучшее и полезное из всех произведений. Две части: 1) – обличительно-апологетическая, 2) о древности христианства. Все эллинское не только религия, но и философия, культура – это все обман, нелепость, безнравственность, все это не имеет никакой ценности. Если что-то и есть хорошего у эллинов, то это они, без сомнения, заимствовали у варваров. Во многих случаях обвинения Татиана представляются справедливыми. Платон почерпн. свою мудрость у Моисея.

«Диатессаран» – симфония (согласов.) четырёх евангелий + апокрифы, исключено повествование о рождении и родословие (172-185). Первый текст Евангелия на сирийском, армянском и грузинском языках. Широкое распространение. Только в V веке из сирийской церкви был изъят труд Татиана и заменен каноническим Четвероевангелием. Феодор Киррский.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14