Главная страница

ответы к экзамену. Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )


Скачать 0.57 Mb.
Название Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )
Анкор ответы к экзамену.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы к экзамену.doc
Тип Документы
#2464
страница 5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

До обращения – «О животных», «О демонах». Собирался написать «Против рассуждающих о Божественном». Климент Александрийский цитирует «О совершенстве согласно заповедям Спасителя», в котором он пытается обосновать свой энкратизм, опираясь на 1 Кор. 7:5. Евсевий Кесарийский ссылается на рассказ ученика Татиана – Родона, который говорит, что его учитель трудился над книгой под заглавием «Спорные вопросы», где обещал «объяснить темное и сокрытое в Священном Писании». Два последних произведения относятся к «еретическому периоду» его жизни.

Богословские взгляды Отрицание греч. культуры in toto – «бабьи сказки», «неестественное сознание эллинов», все в черном свете. Сочинения «недоказательны», эмоциональны. «Теория заимствования» – плагиаторы и перетолковыватели. «Провинциальный комплекс» варвара – неприязнь греческого. Просвещение – «пайдейя» – христианское (образование + спасение) на смену античному. Но в учении разрозненные части – платонизм, гностицизм, стоицизм, эллинская философия и неправославные взгляды. О Боге и творении Бог непостижим, но познается через деяния Свои. До творения Логос = сила, пребывающая в Боге, Который «был один». После Логос выступил и стал «первородным Делом». Единосущие, но эти два этапа (имманентность и обретение Лица) + «первородное Дело». «Христианство без Христа», но таков жанр апологетики. Творение – ничего – безвидная масса – разделение – украшение и благоустроение. Пневматология Нет четкого разделения м\у Духом и Сыном, природой и Лицом. Материальный и божественный Дух, но без пантеизма. Антропология трихотомист, душа смертна и отделилась от духа. Нарушено равновесие – сближение души и тела и пренебрежение ими. Дух, в котором образ и подобие покинул душу – вневременное и внеисторическое событие. Подозрение об исповедании единосущия нашего духа и Духа. Воскресение подобно рождению – растворенное в космосе тело вновь обретается, до этого же человек не знает себя. Ангелология и демонология. Сотворены до человека, свобода воли, но благи не по природе и могли быть добрыми и злыми. «Первородный Ангел» и увлекшиеся ангелы образовали «бесовскую рать». Изобретением бесов, в частности, является астрология, и сам языческий политеизм вообще Татиан рассматривает как поклонение бесам. Бесы умирают отнюдь не легко, ибо они лишены плоти (имеют некий «духовный состав», подобный огню или воздуху); но, поскольку их существование заключается в творении «дел смерти», то они умирают всякий раз, когда научают грехам последовавших за ними людей. Поэтому видимое «преимущество» демонов, т.е. отсутствие телесной смерти, становится причиной великих мук: они не могут быть причастниками вечной жизни и не получают взамен смерти бессмертие, подобно [праведным] людям. Они обретут в будущем вместо бессмертия и вечности своего рода «дурную бесконечность», от которой нет избавления. Ибо, по словам Татиана, бесы, из-за «беспредельности своего жития», грешат намного больше людей, а поэтому и спасение для них невозможно (Речь 14). Т.е. для них нет ни смерти, ни жизни, лишь дурная бесконечность. Нет предела жизни => и греху, значит спасения нет, невозможно и покаяние. Воздушный «духовный состав», доступный духовному зрению. Бесы – излучение материи, отрицательная бесплодная энергия, противоборствуют через материю – плоть и страсти. Человек между ними, но ближе к ангелам. Путь человека – смертью для мира через веру и отвержение лукавства победить смерть. Источник греха – свобода, но и она же и причина спасения.
10. Афиногор Афинянин. Его учение о воскресении.

II в. Практически неизвестен. Первое упоминание Мефодий Олимпийский (+ 311\312) – ссылка на «Прошение за христиан» Афинагора. Второе Vв. Филипп Сидет – диакон Златоуста – в обширном (утерянном) труде говорит об александрийском огласительном училище, где Афинагор был первым учителем, и он же подал «Прошение» импп. Марку Аврелию и Коммоду (177 г.). «Исповедовал христианство в плаще философа». Для противоборства христианам стал изучать Писание, но был поражен и обращен. Много путешествовал, сохранилось предание в Малой Азии. Скорее всего недолго оглашал в Александрии.

Труды: Уже упоминавшееся «Прошение за христиан» (37 глл.) Защита христианства здесь строится по трем основным пунктам: 1) опровержение обвинений христиан в безбожии, 2) опровержение обвинений их в людоедстве и 3) опровержение обвинений в кровосмесительстве. По логичной стройности, ясности и четкости языка сочинение Афинагора явно превосходит аналогичные труды предшествующих греческих апологетов.

«О воскресении мертвых» (80-е гг. II в.) – распадается на две части: в первой части («отрицательной») автор устраняет аргументы, направленные против учения о воскресении, а во второй («положительной») приводит доводы в пользу этого учения. Значение трактата состоит в том, что он является первым в христианской письменности сочинением, целиком посвященным теме воскресения из мертвых и представляющим этот аспект христианского вероучения в достаточно систематическом виде.

Язычники не принимали. Кельс, современник Афинагора, образованный языческий философ называет учение о воскресении «мерзостным и невозможным». Внутри Церкви также существовало определенное противление учению о воскресении мертвых, гностики, делая из цитат ап. Павла крайние выводы, гностики увлекали за собой и некоторых нетвердых в вере членов Тела Христова. Подобный церковно-исторический контекст и определил во многом написание трактата Афинагора «О воскресении».

Архонтики – воскресение души, валентиниане – воскр духовного тела.

Христианский платонизм II в. У философов – познание себя и Логоса через очищение. Профессиональный философ, ритор, цитирует поэтов.Эллинизм: Бог – безличная сила, статичность и неизменность. Пифагорейство: Бог – Единица, Единый, бесстрастный, непостижимый, незримый. Это наложилось на семитский тип мышления (Бог – личность). Взаимопроникновение понятий (перихоресис). Учение о Боге есть везде, но у нас самобытное учение о Сыне. Средний платонизм – Альбин, Нумений: Первый Ум, Второй Ум и т.д. Афинагор: Отец-Ум, Сын-Ум (не безликие умопостигаемые сущности). Сын – идея (потенция) и действие (реализация). «Бог Отец Бог Сын и Святой Дух... сила в единстве, различие по чину». Некоторое умаление Св. Духа (доникейская черта). София = Логос, Дух = Излияние. Христология отсутствует.

О воскресении Человек = бессмертная душа + смертное тело. Животные для человека и по использованию умирают и отличаются отсутствием способности мыслить (ум). Тление присуще нам изначально. Грехопадение совершилось и совершается и виноват сам человек и бесы. По воскресении мы будем не как плотские, хотя и будем иметь плоть. «О воскресении» – воскресение богоугодно, и всякое действие имеет цель, поэтому че-к должен воскреснуть с плотью, т.к. цель его – вечная жизнь. Душа и тело – гармоничное (платонизм) целое. Смерть как и сон естественны, тело меняется непрерывно от семени к нетленному телу. Должен быть суд. В этой жизни справедливости нет, после смерти суд не возможен, т.к. нет тела => только в воскресении.

[Асмус] Учение о воскресении. Человек состоит из души и тела; единство души и тела, нарушенное смертью, должно восстановиться при Воскресении. Воскресение есть также и моральная необходимость; все, что человек совершал во время своей земной жизни, он совершал с участием тела. Поэтому тело должно участвовать или в радости вечной жизни, или же в загробном воздаянии за грехи. Еще один аргумент в пользу Воскресения – это, то, что человек сотворен для блага, а поскольку человек не может достичь полноты блага в земной жизни, необходимо думать, что эта полнота блага наступает после смерти. Учение о Воскресении – это очень важная сторона христианского учения, причем, это именно то, что было преткновением для очень многих язычников и даже христиан, которые находились под влиянием язычества. Язычники очень охотно допускали бессмертие души, но специфически христианское учение о телесном Воскресении было для язычников совершенно непонятно также, как оно было непонятно и для христиан, скажем для того же Татиана Ассирийского.

Афинагор – это первый богослов христианской Церкви, который пытался научно, т.е. богословски и философски обосновать монотеизм. Он доказывал, что сама идея творения заставляет нас думать о Боге, как о едином Боге. Афинагор говорит о Святой Троице в более точных выражениях, чем то что мы находим у св. Иустина. Афинагор много говорит о боговдохновенности Священного Писания. Афинагор немало говорит на нравственные темы; так он развивает строгое христианское учение о браке. Брак не только не расторжим, но требование единобрачия Афинагор проводит настолько последовательно, что даже осуждает и весьма решительно второй брак вдовцов.
11. Свт. Феофил Антиохийский. Учение о Божестве и триодология.

О жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные сведения. У Евсевия (Церк. ист.) есть краткая заметка о нем: «В Антиохийской церкви шестым после Апостолов был Феофил». Аналогично и сообщение блаж. Иеронима; правда, в одном из своих посланий Иероним называет св. Феофила «седьмым антиохийским епископом», но здесь первым епископом данного града Иероним считает Апостола Петра. Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила.

Рожден в язычестве в Сирии, хорошее образование, но не проф. философ, знал еврейский «Я сам не верил воскресению». Но т.к. пророки предсказали уже совершившееся, то и воскресение будет. Евсевий: заступление за веру устно и письменно – против Маркиона и Гермогена, где цитирует Откровение, писал огласительные поучения, книга «Об исторических повествованиях» (утеряна). Управлял Церковью 13 лет, + 181 г.

Труды: Из творений святителя сохранилось лишь одно упоминавшееся уже сочинение «К Автолику», содержащее три книги (80-е года II века). Автолик – это язычник, друг Феофила, который оспаривает христианское учение; к нему обращает свое увещание Феофил.

1-я книга (14 глав) представляет собой запись беседы автора с его другом – язычником Автоликом и посвящена преимущественно изобличению нелепостей языческих культов. Здесь слово «христиане» св. Феофил толкует как «помазанные елеем Божиим».

2-я книга (38 глав) первоначально продолжает тему критики язычества, но затем автор переходит уже к положительному раскрытию основ христианского вероучения, излагая учение о Боге, творении мира и человека, грехопадении и следствиях этого грехопадения. Изложение основ христианского уч (ВЗ, Моисей, Троица – впервые, че-к не смертен, ни бессмертен.

3-я книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Опровержение того, что христианство ново и что жизнь их плоха.

Каждая из книг св. Феофила является достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует.

Утерянные произведения: Сам он ссылается еще на одно свое произведение, носящее название «Об исторических повествованиях»; но о его содержании, к сожалению, ничего неизвестно. Евсевий Кесарийский (Церк. ист.) сообщает, кроме того, еще о трех сочинениях этого отца Церкви: «Против ереси Гермогена», в котором св. Феофил, по свидетельству первого церковного историка, использовал Откровение св. Иоанна Богослова; второе произведение Евсевий называет «Некими катехитическими книгами», а третье – «Превосходной книгой против Маркиона». Кроме того, блаж. Иероним упоминает «Комментарии» на Евангелие и Притчи Соломона св. Феофила, «которые по изяществу формы и языка, как мне кажется, не сходствуют с вышеупомянутыми книгами». Наконец, он говорит также и о своего рода «Гармонии» почившего епископа, замечая, что тот «свел в одно произведение изречения всех четырех Евангелистов». К сожалению, данные плоды богатой литературной деятельности св. Феофила утеряны и о богословских воззрениях его мы можем судить только по сочинению «К Автолику».

Учение о Божестве и триадология. Апофатический подход, неисчерпаемость Его свойств и неописуемость языком, путь отрицаний. Но Он питает, животворит, промышляет, управляет. Познание через удаление ржавчины с зеркала души, где можно увидеть отражение Бога. «Подобное познается подобным». Душа невидима и Бог познается через действия. Богословие-жизнь, отложение тления для зрения Бога в Царстве Небесном.Троица – первый употребил «Бог, Его Слово и Его Премудрость» Слово было в недрах, а потом родилось для творения, Дух изливается – личные свойства. Внутреннее Слово – домирное бытие, «произнесенное Слово» – по отношению к тварному миру. Слово приняло «вид» Отца и явило Его миру, «вид» – лицо, т.е. маска. Демиургийная и теофаническая роль Сына. Пневма «Бог через Слово и Премудрость», роль Духа – вдохновлять пророков, и только одни христиане научены Духом, христология и воплощение не разрабатывается. Антропология Мог жить, но мог и умереть, в творении участвовала вся Троица. Значимость ВЗ, единство с НЗ. Умаление знаний эллинов – провинциальный патриотический комплекс.

[2 вариант] Учение: О Логосе употребляет ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.

Феофил первый из богословов, который говорит о разнице между Логос «эндиатетос»? и Логос « профорикос», т.е. Словом, внутреннеприсущим, и Словом произнесенным. По существу, правда, не пользуясь этими специфическими терминами, об этом говорил св. Юстин. Слово, внутренне присущее – это Слово, которое было вначале у Бога; Слово произнесенное – это Слово, которое как бы отделилось от произнесшего Его Отца для того, чтобы действовать в мире. Это действие в мире Слова Божия – оно всеобъемлюще, Оно начинается с самого сотворения мира. Нет ни одной вещи в мире, которая бы не была сотворена через это Слово; как мы исповедуем в Символе Веры – «...Им же вся быша». Эти слова следует понимать относящимися не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Именно это Слово беседовало с Адамом в Раю, т.е. Слово произнесенное – это проявление Бога в мире, проявление, которое совершается через вторую ипостась Святой Троицы.

Феофил – это первый богослов, употребивший слово «Троица». Видим интересное обсужд. о бессмертии души.

Триодология. По Феофилу первые три дня Творения – это образ Божественной Троицы: «Три дня [творения], были прежде [создания] светил, суть образы Троицы Бога, Его Слова и Его Премудрости».

Характерные черты его триадологии. Во-первых, как, Святой Дух отождествляется с Премудростью («Софией»); наблюдается нечеткость терминологии, присущая доникейским отцам и учителям Церкви: Слово (Логос) называется не только «Премудростью», но и «Духом Божиим».

Во-вторых, апологет ясно учит о рождении второго Лица Троицы, Феоф. пытается наметить различие Лиц Троицы или определ. особенности Их, «которые издревле называются в Ц. личными свойствами Божиими».

Бог и Отец всяческих есть невместимый Он не обретается нигде, ибо нет такого места для Его упокоения.

Логос, как «внутреннее Слово», обозначает вторую Ипостась, причем эту Ипостась в Ее «внутритроичной жизни», Логос есть та же самая Ипостась, только в Ее отношении к тварному миру.

Третья Ипостась, находится еще в очень зачаточном состоянии и имеет достаточно размытые грани. Для него само собой разумеется, что Святой Дух, как и Слово Божие (Логос), существует от вечности и вместе с Логосом Дух принимает участие в творении мира.

Феофил также, как и другие современные ему авторы – св. Иустин, св. Ириней Лионский, – считает, что бессмертие души не есть естественное ее свойство, это награда, которую получает душа. Сама по себе душа не есть ни смертная, ни бессмертная; она имеет в себе возможность того или другого, она становится или смертной или бессмертной. И сама по себе смерть не есть естественное свойство.
12. Свт. Мелитон Сардийский и учение о Христе – новой Пасхе.

Источники: Евсевий сохранил послание Поликрата Ефесского к папе Виктору (189-198), где среди прочих «великих светил» упоминает имя Мелитона. Причина посл. – праздн. Пасхи 14 нисана (как и эти светила). Положительные отзывы от Ипполита Римского, блж.Иеронима, Анастасия Синаита.

Жизнь: был еп. Сардии в Лидии, при имп. Антоние Пие (138-161) обрел известность, при имп. Марке Аврелии (161-180) достиг расцвета.

Труды: Известно 20 трудов. От всех сочинений св. Мелитона (за исключением произведения «О Пасхе», о котором речь будет ниже) сохранилось 16 фрагментов. «О Пасхе», «Апология» – Марку Аврелию, постановка проблемы Церк. и гос-во; «Эклоги» – Выдержки из ВЗ о Спасителе, «О крещении» – океан баптистерий солнца и баня луны, Христос – Солнце востока; «О Боге воплотившемся» – Христос Бог и Человек;«О душе и теле», «О вере», «О Церкви», «О творении» и др.

«О Пасхе». Хороший пример христианской экзегезы. Пасха – день смерти Спасителя, 14 нисана, любой день недели. Пост в ночь с 14 на 15, затем чтение Исхода, крещение оглаш., «агапа» и Евхаристия.

В службе «Страстей Господних» идеи взяты у Мелитона.

Соотношение Заветов: ветхое и новое, временное и вечное. Прообразовательное толкование.

Домостроительство: тесная связь христологии с сотериологией. Христос призывает все народы «Я – ваше отпущение, Я – Пасха…».

1. Антиномии таинства спасения – соотнош. ВЗ и НЗ, объединение во Христе

2. Толк. иуд. Пасхи

3. Таинство НЗ части – Христос

4. «Памятка спасения»

[2 вариант] Мелитон Сардийский. Учение о Христе – новой Пасхе.

+ 190 г. У Евсевия послание Поликарпа Ефесского папе Виктору (189-199) в защиту Пасхи 14 нисана аргумент: Мелитон-евнух следовал этому обычаю. Епископ Сард в Лидии при имп. Антонине Пие (138-161). Путешествие в Палестину к св. местам. Перечисляет 17 трудов (всего 20). Ипполит Римский в соч «Малый лабиринт» – Мелитон почитал Христа как Бога и Человека. Иероним: «наш пророк», Тертуллиан высмеивал его «элегантный и риторический талант». 7 в. Анастасий Синаит: «божественнейший и мудрейший учитель».

Осталось 16 фрагментов. Апология имп. Марку Аврелию «Книжечка к Антонину» «Апология» 170 г – ответ на гонения. Христианство распространилось в царствование Августа и после этого все спокойно и славно. Симбиоз Церкви и государства. Рим приготовил к распространению Благовестия, а христ-во обеспечило благоденствие. «Эклоги» «Выдержки» ВЗ о Спасителе, список ВЗ книг (жанр «Свидетельств» – пророчества о Господе). «О крещении» баптистерий солнца – океан, вся земля принимает крещение и Христос в Иордане – полемика с гностиками, отвергающими крещение. «О воплощении» о реальности чел природы Христа. Чудеса являют Божество, а человечество через несовершенство плоти – шаг вперед – две сущности, совершенный Человек. «О дьяволе и Откровении» Ориген – Авессалом (2Цар. 15-17) есть «образ дьявола». От остальных остались лишь названия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14