Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Философия 2. Философия



Скачать 4.25 Mb.
Название Философия
Анкор Философия 2.doc
Дата 04.05.2017
Размер 4.25 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Философия 2.doc
Тип Документы
#7509
страница 1 из 86
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86



А. Г. Спиркин


ФИЛОСОФИЯ


Издание второе

Рекомендовано Министерствам

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений


Москва

ГАРДАРИКИ

2004


УДК 1(075.8)

ББК87

С 72

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П. В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л. Е. Серебряков

Спиркин А.Г.

С72 Философия: Учебник.—2-е изд. - М.: Гардарики, 2004.— 736с.
ISВN 5-8297-0098-7 (в пер.)

Автор учебника А.Г. Спиркин — член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60—80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

УДК 1(075.8)

ББК87

В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали “Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера” (1940)


ISBN 5-8297-0098-7

© “Гардарики”, 1999

© Спиркин А.Г., 1999

СОДЕРЖАНИЕ:


Вводное слово 8

§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания 8

§ 2. Философия и мировоззрение 10

Раздел Первый 15

История философии 15

Глава 1 15

Античная философия 15

§ 1. От мифа к Логосу 15

§ 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 17

§ 3. О семи мудрецах 18

§ 4. Пифагор и его школа 20

§ 5. Гераклит Эфесский 20

§ 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, 22

Зенон 22

§ 7. Эмпедокл 25

§ 8. Анаксагор 27

§ 9. Атомизм Левкиппа — Демокрита 28

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, 31

Горгий и Продик 31

§ 11. Сократ 33

§ 12. Платон 35

§ 13. Аристотель 38

Философия раннего эллинизма 42

§ 14. Киники и скептики 43

§ 15. Эпикур и эпикурейцы 45

§ 16. Стоицизм 47

§ 17. Неоплатонизм: Плотин и другие 49

неоплатоники 49

Глава 2 51

Философия средневековья 51

§ 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская 56

философия 56

§ 3. П. Абеляр 57

§ 4. Фома Аквинский 59

§ 5. Р. Бэкон 61

§ 6. Д. Скот 62

§ 7. У. Оккам 62

§ 8. Об универсалиях 63

Глава 3 64

Философия эпохи Возрождения 64

§ 1. М. Монтень 65

§ 2. Пико делла Мирандола 65

§ 3. Николай Кузанский 66

§ 4. Я. Бёме 66

§ 5. Дж. Бруно 67

Глава 4 68

Западноевропейская философия 68

ХVП-ХVШ столетий 68

§ 1. Ф. Бэкон 68

§ 2. Т. Гоббс 70

§ 3. Р. Декарт 71

§ 4. Б. Паскаль 73

§ 5. Б. Спиноза 73

§ 6. Дж. Локк 75

§ 7. Г. Лейбниц 76

§ 8. Дж.. Беркли 76

§ 9. Д. Юм 77

Глава 5 78

Философия французского 78

Просвещения 78

§ 1. Вольтер 78

§ 2. Ж.Ж. Руссо 80

§ 3. Д. Дидро 81

§ 4. П. Гольбах 82

Глава 6 84

Немецкая Классическая философия 84

§ 1. И. Кант 84

§ 2. И.Г. Фихте 90

§ 3. Ф. Шеллинг 92

§ 4. Г. Гегель 93

§ 5. Л. Фейербах 96

Глава 7 98

Западная философия конца 98

ХIХ-ХХ веков 98

§ 1. А. Шопенгауэр 98

§ 2. С. Кьеркегор 100

§ 4. А. Бергсон 104

§ 5. Ч. Пирс 105

§ 7. Дж. Дьюи 107

§9. Представители герменевтики 109

§ 10. М. Шелер 110

§ 11. П. Тейяр де Шарден 112

§ 12. М. Хайдеггер 112

§ 13. К. Ясперс 114

§ 14. Ж.П. Сартр 117

§ 15. Позитивизм О. Конта 120

§ 16. Неопозтивисты 121

§ 17. Б. Рассел 122

§ 18. Л. Витгенштейн 122

§ 19. К. Леви-Строс 123

§ 20. К. Поппер 124

Глава 8 125

Русская философия 125

§ 1. М.В. Ломоносов 126

§ 2. А.Н. Радищев 127

§ 3. П.Я. Чаадаев 128

§ 4. Славянофилы 129

§ 5. Западники 129

§ 6. Л.Н. Толстой 132

§ 7. Ф.М. Достоевский 132

§ 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов 134

§ 9. В.С. Соловьев 134

§ 10. О философии XX века 136

Раздел второй 139

Основы общей философии 139

Глава 9 139

Учение о бытии 139

§ 1.Бытие как всеохватывающая 140

реальность 140

§ 2. Историческое осознание 141

категории бытия 141

§ 3. Объективное бытие и Я-бытие 143

§ 4. О метафизике 145

§ 5. Иерархия типов реальности 146

§ 6. Бытие как проблема 148

§ 7. Материя 150

§ 8. Движение 156

§ 9. Пространство и время 158

§ 10. Основные категории философии 164

Глава 10 192

Человек и его бытие 192

§ 1. Общее понятие о человеке 192

§ 2. О многомерности человека 195

§ 3. Человек и человечество 202

§ 4. Личность и Я 204

§ 5. Идея личностной уникальности 208

Глава 11 210

Душа, сознание и разум 210

§ 1. Общее представление о душе 211

§ 2. Душа и тело 213

§ 3. Душа и проблема единства 215

духовно-идеального и материального 215

§ 4. Что такое сознание 219

§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия 221

§ 6. Сознание и сфера бессознательного 222

§ 7. О психике животных 225

§ 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости 229

§ 9. Сознание, язык, общение 231

Глава 12 236

Теория познания 236

§ 1. Сущность и смысл познания 236

§ 2. Проблема познаваемости мира 240

и философский скептицизм 240

§ 3. Виды познания 247

§ 4. Соотношение знания и веры 255

§ 5. Субъект и объект познания 256

§ 6. Познание, практика, опыт 258

§ 7. Идеальные побудительные 259

силы познания 259

§ 8. Что есть истина 261

§ 9. Чувственное, эмпирическое и 269

теоретическое познание 269

§ 10. Мышление: его сущность и 274

основные формы 274

§ 11. Методы и приемы исследования 282

§ 12. Об открытии и изобретении 288

§ 13. Остроумие и интуиция как способы 292

и формы познания и творчества 292

§ 14. Доказательство и опровержение 294

Раздел третий 296

Основы социальной философии 296

и философии истории 296

Глава 13 296

История социальной философии 296

и историософии 296

§ 1. Зарождение социально-исторического 297

сознания 297

§ 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и 298

мыслителей эпохи Возрождения 298

§ 3. Социальная и историософская мысль 299

Нового и Новейшего времени 299

Глава 14 313

Закономерное, случайное и 313

стихийное в истории 313

§ 1. Идея общественно-исторической закономерности 313

§ 2. Объекти6нов и субъективное 316

в социально-историческом процессе 316

§ 3. Стихийное и сознательное 6 истории 317

Глава 15 319

Общество и человечество, 319

нация и семья 319

§ 1. Общество как едино-цельная система 319

определенного множества народа 319

§ 2. Человечество как едино-цельная 323

социально-планетарная система 323

§ 3. Сущность нации 326

§ 4. Любовь, брак, семья 330

§ 5. Вопросы демографии 333

Глава 16 335

Экономическая философия 335

§ 1. Философско-экономический 335

образ мышления 335

§ 2. Философия и психология труда 339

§ 3. Философия техники 343

§ 4. Человек, общество и природа: проблемы 347

экологии 347

§ 5. Собственность и 350

самоутверждение личности 350

§ 6. Сущность и составляющие 359

социально-экономического управления 359

§ 7. “Невидимая рука и зоркий глаз” государства 363

§ 8. Нравственно-психологические 369

устои экономики 369

Глава 17 372

Политическая философия 372

§ 1. Идея права: право власти и власть права 372

§ 2. Социальная справедливость как 376

правовая ценность 376

§ 3. Сущность государства 377

§ 4. Политическая власть 380

§ 5. Политика и нравственность 382

§ 6. Идея разделения властей 383

и институты власти 383

§ 7. Политический строй 384

либерально-демократического общества 384

§ 8. Либеральная демократия, права 388

человека и достоинство личности 388

§ 9. Недемократические политические режимы 389

§ 10. Тоталитарное разложение души 393

Глава 18 396

Духовная жизнь общества 396

§ 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества 396

§ 2. Политическое сознание 406

§ 3. Правосознание и его культура, правовое 408

послушание 408

§ 4. Нравственное сознание 410

§ 5. Философия религии 414

§ 6. Эстетическое сознание и философия 420

искусства 420

§ 7. Научное сознание и мир науки 427

§ 8. Философия Культуры 430

Глава 19 434

О роли народных масс и личности 434

в истории 434

§ 1. Народ как основная практически 435

созидающая сила истории 435

§ 2. Толпа и ее психология 437

§ 3. О роли личности в истории: 439

стратегический ум, характер и воля вождя 439

Глава 20 445

Смысл истории и идея 445

исторического прогресса 445

§ 1. О смысле истории 445

§ 2. Об историческом прогрессе 446

Вводное слово




§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания



Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью1. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм2 и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство3, особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков4. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
“Ее задача — не одна какая-нибудь стброна существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство”5.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (Или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет, много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

§ 2. Философия и мировоззрение



Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных. философских, социально-политических, правовые, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: “философское мировоззрение”, “политическое мировоззрение” или “художественное мировоззрение”, или даже в еще более узком понимании — “врачебное мировоззрение”, “физическое мировоззрение” и т.п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

О ценностных ориентациях. Под ценностными ориентация-ми имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентации в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.

Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентации. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

Отметив, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

О вере. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной “теплым дыханием чувств”, — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт верыэто сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее “ясновидение”, в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без не,е, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто “несовместное”. Старинная мудрость гласит: “Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека”. Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть “движущаяся материя, данная нам в ощущениях”. Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в “гениального вождя и учителя всех народов”. Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.

В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, она имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

Говоря о религии как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать, что способствует возвышению чувства истинного достоинства каждого народа и каждого индивидуума.

Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое “идеал”? И.С. Тургенев полагал: “Жалок тот, кто живет без идеала!” Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

Идеалы, это мечта и, о самом совершенном устройстве общества, где все “по справедливости”, и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами Поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:

“Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число”6.

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность .позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости “оплачены” кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницательнейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем, если бы не поделился & людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел в кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — он втоптал в грязь всё, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекте мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. А для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы прежде всего должны познакомиться с историей философии.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86
написать администратору сайта