Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Хомская Нейропсихология. Основные принципы строения мозга



Скачать 485.5 Kb.
Название Основные принципы строения мозга
Анкор Хомская Нейропсихология.doc
Дата 26.04.2017
Размер 485.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Хомская Нейропсихология.doc
Тип Глава
#3563
страница 5 из 5
1   2   3   4   5
А. Р. Лурия описывал как нарушение «кинетической мелодии» речевого акта. Данная форма афазии входит в синдром премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), при которых центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движений руки, которые возникают при поражении премоторнои области левого полушария мозга. В этих случаях нарушения
и речевой и мануальной моторики характеризуются наличием двигательных персевераций, инертно повторяющихся движений.

При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Это — генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии.

Характерно, что отдельные звуки больные артикулируют верно,
могут произнести и отдельные слоги, но их слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных
элементов речи. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов (типа скороговорок и т. п.).

Трудности в плавном протекании активной устной речи, в нарушении ее автоматизированности приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности — письма, чтения и даже
понимания речи (при определенных сенсибилизированных условиях). Как известно, зона Брока связана тесными двусторонними
связями с височными структурами мозга, и эти области работают
вместе как единая система. Поражение зоны Брока отражается на работе и височных структур левого полушария, что проявляется в некоторых трудностях восприятия устной речи.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другц0
формы афазии, представляет собой системное нарушение всех
видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения
одного (кинетического) аспекта речи.

Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной
области, непосредственно примыкающие к зоне Брока кпереди и сверху (см. рис. 31, е). Поражение этих средне - и заднелобных
(премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого
полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г. под названием «дефекта речевой инициативы».

Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти
не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно,
часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у этих больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также достаточно сохранно.

Сначала было принято считать, что этот дефект — проявление общей адинамии, характеризующей всю психическую деятельность таких больных, в том числе и речевую сферу, и что он не является специальной формой афазии. А. Р. Лурия впервые доказал, что «дефект речевой инициативы» представляет собой системное речевое расстройство и должен рассматриваться как особая форма афазии.

В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной
организации речевого высказывания,
У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Это не просто затруднения в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить даже элементарную фразу, не могут развернуто (в двух-трех фразах) ответить даже на простые вопросы (например, рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на
любые вопросы. И уже совсем недоступно для них написать сочинение на заданную тему (или рассказать его устно).

Один из методов, выявляющий этот дефект,— это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5—7)
однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, острых
и т. п.) или перечислить животных, обитающих на севере, и т. п.
В этих случаях больные могут назвать 1—2 предмета и замолкают.
Подбадривание, подсказка им не помогают. Нередко при выполнении заданий типа «назовите 7 красных предметов» больные называют только те, которые находятся непосредственно перед ними («красная книга», «красная кофточка». Еще? — «Красная кофточка». Еще? — «Красная кофточка» и т.д.). Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предлагается вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов (опыты Л. С. Цветковой), то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола (или 1—2). Эта диссоциация, характерная для больных с динамической афазией, противоположна той, которая наблюдается у больных с оптико-мнестической, «амнестической номинативной») афазией, когда труднее актуализировать существительные, а не глаголы.

Динамическая афазия, проявляющаяся в нарушениях высказывания, связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Для нормальной внутренней речи, как известно, характерна предикативность. Согласно Л. С. Выготскому (1934) внутренняя речь состоит из «психологических сказуемых» (не обязательно глаголов). У больных с динамической формой афазии предикативность внутренней речи распадается, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания. По данным
т. В. Ахутиной (1975) трудности речевого высказывания у таких больных связаны не только с нарушениями внутренней речи как внутренней программы высказывания, но и с нарушениями процесса реализации этой программы во внешней речи.

Как показали Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и Ж. М. Глозман
больным с динамической афазией в ряде случаев свойственны нарушения грамматической и синтаксической организации речи. Аграмматизм у них проявляется в виде пропуска глаголов, опущения предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, более частого употребления существительных в именительном
падеже и др.

Эти дефекты речевого высказывания, связанные с инактивностью и нарушением внутренней планирующей речи, с перешифровкой замысла в грамматические структуры языка, проявляются в различных формах экспрессивной речевой деятельности (устной и письменной), отражаясь также и на интеллектуальной сфере больных в виде обеднения и снижения уровня вербально-логических операций.

В целом, согласно классификации А. Р. Лурия, существуют пять афферентных и две эфферентных формы афазий.

Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, которая возникла в связи с тем, что за последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга. При этом было обнаружено, что многие из глубоких подкорковых структур имеют непосредственное отношение к речевым процессам. В частности, к числу этих структур относятся ряд ядер таламуса, при поражении которых (или при воздействии на них вблизи расположенного очага) возникает особая форма
речевых нарушений, не похожая ни на одну из форм афазии.
Как известно, вентролатеральные ядра таламуса являются
частой «мишенью» стереотаксических операций, которые производятся для лечения паркинсонизма.

При воздействии на эти ядра таламуса левого полушария мозга
одновременно с уменьшением моторных дефектов (гиперкинезов) возникают изменения и в речевой сфере. Сразу после операции у таких больных наблюдаются симптомы речевой адинамии в активной речи и в способности повторять слова, объем слухоречевой памяти, иногда возникают трудности в
мании речи, особенно при увеличении объема речевого материала. Эти симптомы неустойчивы, колеблются и подвергаются обратному развитию. Подобный набор симптомов не свойственен ни одной форме афазии, что и дало основание А. Р. Лурия отнести эти речевые нарушения к псевдоафазическим. Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах, располагающихся в глубине левого полушария (средних его отделов) и не затрагивающих кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной
дисфункции корковых структур мозга, входящих в «речевую зону»
Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто — в смешанной форме. Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия. Эти дефекты также не входят в группу афазий. Они проявляются лишь в особых условиях (при назывании объектов которые ощупываются левой рукой или воспринимаются правым полушарием) и не распространяются на все виды речевой деятельности, как в случае афазических расстройств.

Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте (особенно у детей до 5—7 лет)
также протекают по иным законам, чем афазия. Эти нарушения
более стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти,
а не других аспектов речи, что связано с иной мозговой организацией речевых процессов в детском возрасте.

Особое направление в современной афазиологии представляет нейролингвистический подход к изучению афазий.

А. Р. Лурия, анализируя проблему афазий с нейролингвистических позиций, выделил две основных группы афазических расстройств. К первой относятся афазии, связанные преимущественно с распадом парадигматических основ речи, т. е. с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных). Это афазии, возникающие при поражении коры средне-задних отделов левого полушария. Ко второй группе относятся афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, т. е. с трудностями построения фразы, высказывания. Эти «передние» афазии, которые появляются при поражении коры передних отделов левого полушария (рис. 34, А, Б). Нейролингвистическое направление в изучении афазий открывает новые возможности для анализа как структурных особенностей языка, так и особенностей нарушений речи при локальных поражениях мозга.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта