Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Хомская Нейропсихология. Основные принципы строения мозга



Скачать 485.5 Kb.
Название Основные принципы строения мозга
Анкор Хомская Нейропсихология.doc
Дата 26.04.2017
Размер 485.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Хомская Нейропсихология.doc
Тип Глава
#3563
страница 4 из 5
1   2   3   4   5
ретроактивного и проактивного торможения следов.

Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде
воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания
предшествующих слов (например, при предъявлении серии слов:
«дом, лес, стол, кот» больной может повторить только одно последнее «кот»). Это — торможение, направленное в ряду слов (или других речевых элементов) «назад».

Феномен проактивного торможения заключается в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного-двух). (Так, при предъявлении той же серии слов больной повторяет только первое слово «дом».) Это — торможение, направленное в ряду речевых элементов (слов, слогов, букв) «вперед».

Для больных с акустико-мнестической афазией характерны
явления словесной реминисценции — лучшего воспроизведения
словесного материала через несколько часов после его предъявления.

Все эти феномены отражают нарушения работы слухоречевой
системы на мнестическом уровне. Физиологические механизмы этих нарушений пока изучены недостаточно. Предполагается, что одним из них является механизм «уравнивания интенсивности следов», в связи с чем и новые и прежние («побочные») следы воспроизводятся с равной вероятностью.

Нарушения нейродинамических процессов в слухоречевой системе четко проявляются во всех формах речевой деятельности — устной активной речи, повторении слов, письме под диктовку и др.

Следует отметить, что больные и с сенсорной и с акустико-
мнестической афазией активно используют в своей речи интонации, пытаясь с их помощью передать содержание сообщения.
Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая также
в определенной степени компенсирует речевой дефект.

Итак, нарушение слухового звена речевой системы приводит
к развитию сенсорной или акустико-мнестической афазии. Эти
две формы афазии отражают разную степень патологии данного
звена.

Второе афферентное звено речевой системы — зрительное. Поражение этого звена приводит к другим речевым расстройствам.

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей на конвекситальной поверхности полушария и задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных
представлений, зрительных образов слов. В классической неврологии эта форма афазии носит название номинативной амнестической афазии (или оптической амнезии). Это довольно хорошо описанная форма речевых расстройств, которая состоит в том, что больные не способны правильно называть предметы.

Заслугой А. Р. Лурия и его сотрудников (Е. П. Кок, Л. С. Цветковой и др.) явилось выявление того, что в этих случаях распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

В устной речи это проявляется в том, что больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («Ну,
это то, чем пишут», «Это такое, ну, чтобы запирать» и т. п.). В
описаниях нет четких зрительных образов, это обычно попытка
охарактеризовать функциональное назначение предмета.

У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то
ни было явных зрительных гностических расстройств: они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных
объектах. Однако у них нарушена способность изображать объекты. Специальное изучение их рисунков показало, что они не могут
изобразить даже элементарные объекты (типа стол, стул, дом
и т.д.), которые может изобразить любой здоровый человек,
не имеющий специальных художественных способностей и не обученный рисованию. Этот дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий.

Нарушения называния объектов у больных с оптико-мнестической афазией является центральным симптомом. Другие речевые функции страдают при этом вторично.

В целом в соответствии с классификацией А. Р. Лурия амнестическая афазия встречается в двух формах: акустико-мнестической и оптико-мнестической афазии.

Более каудально расположенные очаги поражения в пределах
левого полушария (у правшей) приводят к более грубому нарушению зрительного звена речевой системы. При поражении коры
затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого
полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде неузнавания целых слов (оптическая вербальная алексия) (рис. 32). В основе этого расстройства лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Таким образом, нарушение чтения в этом случае входит в синдром гностических расстройств. При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария нередко возникает односторонняя оптическая алексия, когда боль
ной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта
Реже встречается правосторонняя оптическая алексия.

Афферентно моторная афазия связана с выпадением (ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, премыкающего к 22-му и 42-му полям или задней оперкулярной области коры (рис. 31, в). В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т. е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот
момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играет очень
важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности (произношении слов). Существует четкая связь между артикуляцией и слуховым восприятием, что,
I! частности, было установлено при анализе письма детей под диктовку. Если у детей, которые только обучаются грамоте„ затруднить нормальную артикуляцию (например, попросить их открыть рот или зажать язык зубами), то оказывается, что у них резко возрастает количество ошибок, потому что
артикуляция необходима для анализа звукового состава слов.

Таким образом, на первых этапах формирования речи связь звукового и артикуляционного анализа слов прослеживается очень четко.

На важную роль кинестетической речевой афферентации
в нормальном функционировании всей речевой системы указывает
и патология. При выпадении артикуляционного звена речевой системы — кинестетической основы речи — нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими (по типу литеральных парафазии) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при
участии передней части языка: («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков — задне-язычная — осуществляется при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем. При снижении способности к дифференциации артикулем возникает феномен смешения этих звуков (внутри каждой группы). Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикуле и произносят, например, слово «халат», как «хадат», слово «слон», как «скол» или «слод» и т. п. Нарушение произношения слов является первичным симптомом, поэтому афазия, которая возникает
в этих случаях, называется моторной афазией. Афферентной же
она называется потому, что при этих поражениях, как уже говорилось выше, нарушается афферентное кинестетическое звено речевой моторики (рис. 33, А, Б).

Важно отметить, что данная категория больных не только
неправильно произносит близкие артикулемы, т. е. сходно артикулируемые слова, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. Поэтому нарушение в нижнетеменной коре ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Кинестетическая моторная афазия впервые описана А. Р. Лурия как особая форма моторной афазии. Раньше предполагалось,
Что существует лишь одна форма моторной афазии. Кстати,
Некоторые авторы и до сих пор придерживаются этой точки зрения.
Моторную афферентную афазию можно сопоставить с апраксическими мануальными расстройствами. Это своего рода апраксия, или апраксия речевого артикуляторного аппарата.

У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное
по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений. Например, больной не может надуть одну щеку
или обе щеки, высунуть язык, облизать губы и т. п. Эти оральные
движения не входят в состав речевого акта, они более просты
примитивны, тем не менее часто и эти движения распадаются
вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще. Однако нередко афферентная моторная апраксия
протекает на фоне полностью сохранного орального праксиса.
В этих случаях страдает управление лишь более сложными артикуляторными движениями.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией проявляются в различных заданиях,
например, при задании повторить определенные звуки речи
(несколько гласных звуков). Быстрое повторение гласных звуков
выявляет обычно артикуляционные дефекты у больных даже
с тонкими симптомами моторной афферентной афазии.

Еще большие трудности возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также
при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «пространство», «тротуар» и др.). Характерно, что такие больные обычно понимают,
что они произносят слова неверно, они «чувствуют» свою ошибку,
но их рот как бы не подчиняется их волевым усилиям.

При афферентной моторной афазии вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных
больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции
«открыть рот» или «зажать язык зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух хорошо упроченных (привычных) слов более сохранно, но сложные слова так же, как и в активной устной речи произносятся неверно, с литеральными заменами.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО
(темённо-париетально-окципитальной зоны коры) — области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева) (рис. 30, в]. Зона ТРО относится к третичным областям коры или к «заднему ассоциативному комплексу». Название «семантическая афазия» А. Р. Лурия считал неудачным, так как при этой афазии распадается не вся речевая семантика, а лишь строго определенные семантические категории, в связи с чем А. Р. Лурия нередко обозначал ее как «так называемая семантическая афазия».

Некоторые авторы выделяют как самостоятельную форму «проводниковую афазию». Однако А. Р. Лурия рассматривал ее как вариант афферентной моторной афазии.

Семантика в той или иной степени страдает при любой форме афазии обозначение ее как семантической неправильно и по существу тем не менее это название вошло в литературу. Долгое время нарушения, возникающие при этой афазии, описывали как интеллектуальный дефект. Так, К. Гольдштейн предполагал, что у данной категории больных имеется общее снижение интеллектуальных функций или общее снижение «абстрактной установки». Таким образом, предполагалось, что данное нарушение характеризует интеллектуальную сферу, а не речевую. Однако при специальном анализе этого дефекта А. Р. Лурия удалось выявить, что нарушения у этих больных отнюдь не распространяются на любые интеллектуальные функции, а касаются лишь понимания определенных грамматических конструкций.

Оказалось, что в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают
одновременный симультанный анализ и синтез явлений, т. е. когда
для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений.

Определяя основной дефект, характерный для больных с семантической афазией, А. Р. Лурия писал, что у них страдает симультанный анализ и синтез или возможность оценки пространственных и «квазипроотранственных» отношений. Данный фактор также можно отнести к афферентным, но он, безусловно, имеет более сложную природу, чем все предыдущие, и связан с целым комплексом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд
грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения. К ним относятся следующие.

а) Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.). Такие больные
не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под
крестом» или «крест под кругом». Иными словами, больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов.

б) Слова с суффиксами, например, такие, как «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, т. е. выражает пространственные отношения.

в) Сравнительные отношения. Больные не понимают предложений типа «Ручка длиннее карандаша», «Карандаш короче ручки» или «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них самый темный?» Понимание такого рода конструкций требует мысленного равнения двух или трех объектов, т. е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание.

г) Конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Для больных эти выражения непонятны. Им понятно, что такое мама и дочка
отдельно, но не «мамина дочка», выражающее отношение между ними.

д) Временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я прочитал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т. п.

е) Пространственные конструкции типа «Солнце освещается землей» или «Земля освещается солнцем» — Что верно?»

ж) Выражения, в которых имеются логические инверсии типа «Колю ударил Петя». Кто драчун?

з) Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, типа «В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конструкции со сложными определениями тоже непонятны больным.

и) Предложения с «переходящими» глаголами типа «Вера одолжила деньги Маше», «Сережа одолжил деньги у Коли», кто кому должен?

Понимание всех перечисленных выше речевых конструкций,
которые в большинстве случаев отражают «коммуникацию отношений», а не «коммуникацию событий», основано на сохранном симультанном пространственном анализе и синтезе, на способности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу.

Семантическая афазия обычно сочетается с нарушениями счетных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром вместе с семантической афазией входят и нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Изучение расстройств понимания различных грамматических
конструкций при так называемой семантической афазии представляет собой большой интерес для современной лингвистики, так как оно помогает понять сущность тех вербально-логических операций, которые их объединяют, и тем самым вскрыть закономерности построения языка.

Итак, все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторнои области (передней оперкулярной
зоны) — полей 44 и частично 45-го (см. рис. 31, д). Это «зона Брока», ученого, впервые описавшего в 1861 г. моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. В литературе эта форма афазии нередко называется афазией Брока - при полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип («эмбол»)
«застревает» и становится заменой всех других слов. Больные
произносят его с разной интонацией и таким образом пытаются
выразить свою мысль. При менее грубых поражениях этой зоны
моторная эфферентная афазия протекает иначе.

В этих случаях звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, отсутствует и четко выращенная оральная апраксия. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. Этот тип нарушения речи
1   2   3   4   5
написать администратору сайта