Главная страница
Навигация по странице:

Понятие и функции методологии социологического исследования



Скачать 182.89 Kb.
Название Понятие и функции методологии социологического исследования
Анкор METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Дата 14.04.2017
Размер 182.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Тип Документы
#1119
страница 7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

48. Разработка опросника полуструктурированного и не структурированного интервью.

Неи единой схемы в составлении опросника.

Стандартные ходы:

-вступительная часть

-самый сложный момент – мотивировать информанта к исследованию

-можно начать с неожиданного вопроса, личностно значимого для респондента

-начинать с наиболее легких, нетравматичных вопросов, фактологического характера.

Настоящее -> прошлое -> будущее или Прошлое -> настоящее - > будущее

-блок демографических вопросов, как правило, в начале или в конце, хитрый вариант – и в начале, и в конце.

-вопросы об информированности (в контексте)

-вопросы о мнениях, чувствах, о некоторых фактах личной жизни, следует задавать, когда доверительный контакт с респондентом установлен.

Формулировка вопросов:

- должны носить открытый характер по своей лингвистической сути

- одноствольность вопросов, 1 вопрос должен содержать не больше одной идеи

-ясность формулировки вопросов для респондента

-понимание скрытого смысла вопросов и умение пользоваться скрытыми смыслами

- избегание частого употребления слова почему

Взаимоотношения интервьюера и респондента - должны строиться по форме доброжелательного нейтралитета , уважение, симпатия, искренний интерес. Все что говорил респондент, является важным и интересным, никаких оценок.

Нейтральность означает, что респондент может говорить интервьюеру все, что угодно, не опасаясь негативной оценки.

Конкретные приемы общения:

-иллюстративные, ролевые, имитационные вопросы.

-уточняющий вопрос или вопрос вдогонку

-важно обосновывать переходы к теме специальной фразой: а теперь перейдем к…

-суммирующие переходы (прежде, чем мы перейдем к следующему вопросу, позвольте убедиться, что я понял вас правильно)

-мобилизирующие вопросы ( следующий вопрос особенно важен…)

49. «Эффект интервьюера» в социологическом исследовании.
Роль и влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Эффект интервьюера — так обозначают все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даже не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. Короче говоря, в том психологическом и поведенческом контексте интервью, который называют невербальным общением.

Отрицательные проявления эффекта интервьюера:

  1. избирательное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регистрация ответов респондента (интервьюер истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ)

  2. «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает респондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.

Преодолеть эти отрицательные влияния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении собственных реакций на поведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелательно и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по поводу его мнений.

Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность влияния интервьюера. Качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера (собственным поведением, внешним видом и т.д.) Большое значение при этом имеют пол, возраст и, по-видимому, еще целый ряд факторов, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый.


50. Технология проведения глубинного интервью, приемы управления беседой.


Основная идея - заставить респондента разговориться на сложную или очень личную тему. В процессе беседы одна идея путем ассоциаций вызывает появление другой, поднимая из подсознания респондента глубинные ассоциации и влечения, которые обычно подавляются. Респондент может признать даже некоторые иррациональные элементы в своем подходе или отношении к покупкам, которые вряд ли можно было бы выявить формальными количественными методами. Например, он редко покупает вино, хотя оно ему очень нравится, поскольку толком не знает, какое вино и с чем пьют.
У глубинных интервью нет четкой структуры. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным.




Методы построения беседы:

- «многоступенчатый анализ»,когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента.

- метод «выявления скрытых проблем», когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента

- метод «символического анализа», в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположным им.        

 Техника постановки вопросов:

1. техника ступенек, с помощью которой респондентам последовательно помогают отыскать те качества, которые отличают один продукт от другого (например,- «Пепси-колу» от «Кока-колы»). Эти качества называют (или респондент говорит о них сам), затем оценивается их важность. В итоге выделяются «границы значений», которые ассоциируются именно с этим товаром или маркой.

 2. техника символических вопросов требует от респондента описать нечто противоположное продукту или явлению, которые изучаются, или их отдельным качествам. Например, сегмент рынка называется: «хорошее вино как противовес пиву».
Вино описывается как нечто изысканное, дорогое и праздничное, что потребляется с хорошей едой. Что же касается пива, то потребители определяют его как дешевый напиток для будней. Теперь представим, что вопрос был бы задан просто: «Нравится ли Вам пиво?». Понятно, что в этом случае ответы были бы иными, соответственно, иными были бы и результаты изучения данного сегмента рынка.

 Вариант глубинного - нарративное интервью представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика практически без вмешательства со стороны интервьюера. Последний допускает лишь отдельные междометия для стимулирования и поддержания нити разговора.


51. Способы обработки и анализа данных полученных в результате качественных интервью.

Запись интервью (диктофон, видеокамера) + что-то записывает интервьюер в блокноте.

С Вашего разрешения, я бы хотел воспользоваться диктофоном, чтобы не пропустить ничего, сказанного Вами. Я не хотел бы полагаться только на свои заметки, упустить что-либо или исказить Ваши слова. Если Вы в ходе беседы захотите, чтобы я выключил диктофон, только скажите.

  1. Составление транскриптов.

Полная запись всего сказанного с диктофона. Устроено по принципу протокола, но в отличие от протокола представляет собой полную беседу, замечания, эмоции информанта.
3. Сбор полной базы транскриптов (примерно 15 шт)

*Постараться закодировать данные (создать крупные подходы, коды)

(Например, 5. Социальные характеристики наркомана: 5.1.Молодежь, 5.2 Достаток..)

*Проверить систему кодирования

*Попробовать сделать количественный подсчеты, если количество или число интервью дает такую возможность.


52. Использование проективных методик в социологических исследованиях.


Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

Проективные методики основываются на том, что человек склонен проектировать свой жизненный опыт и представления на действия других людей для того, чтобы их объяснить. Отвечая на проективные вопросы, человек объясняет поведение, действия, мотивы других людей с учетом собственного опыта, виденья и позиций. Использование проективных методик полезно при проведении интервью за счет уменьшения социально желаемых ответов.
Примеры проективных вопросов приведены в таблице


Компетенция

Вопросы

Честность, лояльность

Когда можно сказать неправду?
Насколько работник должен быть лоялен к предприятию, на котором работает?

Мотивация

Чем люди руководствуются, выбирая место работы?
Во имя чего люди работают?
Почему люди стремятся сделать карьеру?
Почему одни люди получают удовлетворение от работы, а другие нет?
Что побуждает людей к высокопродуктивному труду?

Отношения «руководитель — подчиненный»

Каким должен быть хороший руководитель (подчиненный, работник)?
Какие отношения между руководителем и подчиненным являются оптимальными?

Взаимоотношения в трудовом коллективе

В каком коллективе комфортно работать?
Какой должна быть хорошая команда?

Отношения с клиентом

Какие черты характера способствуют налаживанию эффективных отношений с клиентами?
С каким клиентом труднее всего установить контакт?

Поведение в конфликтной ситуации

Какие типовые причины конфликта в коллективе? Кто и каким образом их должен разрешать?
По каким причинам чаще всего возникают конфликты с клиентами?



Проективные методики:

- вербальные (использование слов) завершение предложений (с чем ассоциируется, свободные и направленные ассоциации (с животными).
- невербальные (не требует слов) завершение рисунка, коллажа, манипуляции с предметами (тестирование упаковки), психологический рисунок.
- аналогия, персонификация. (Если бы Вы были президентом, что бы Вы делали..?)
-методы конструирования ситуации
-ролевая игра

Например: Тестирование ароматов:1. На ваш взгляд. Какой аромат идеально бы подошёл для будних дней?, 2отдадите ли вы какое-то предпочтение упаковке духов? 3.Чем вы думаете или что представляете, когда чувствуете аромат любимых духов?

53. Выборочный метод в социологии, этапы процесса формирования выборки.
Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части.

Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.

Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой.

Выборочная совокупность - это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной называется репрезентативностью.

Этапы процесса формирования выборки:

  1. Определение генеральной совокупности 
    Решение вопроса о том, кто (или какие объекты могут дать требуемую информацию)


  2. Описание генеральной совокупности в терминах: элемент выборки, 
    единица выборки , характеристика, время. 
    Например, генеральная совокупность для изучения привычек в еде: 
    все люди старше 18 лет (элемент), живущие самостоятельно (единица выборки ), 
    делающие покупки в супермаркетах Москвы (характеристика), в течение января 
    2000 года (время). 

  3. Задание поля выборки.
    Определение источников представления элементов генеральной совокупности, 
    телефонный справочник, список клиентов, база данных, список служащих и т.д. 

  4. Задание единицы выборки.
    Выбор единицы выборки - квартал города, компания, семья и т.д. 

  5. Задание метода формирования выборки.
    Решение о методе выбора единицы выборки : вероятностный, 
    не вероятностный, на основе квот и т.д. 

  6. Определение размеров выборки.
    Число элементов генеральной совокупности, входящих в 
    выборку может быть определено исходя из: желания, возможностей, 
    рекомендаций, расчета. 

  7. Задание плана формирования выборки. 
    Разработка метода для выбора и взаимодействия с элементами выборки 

  8. Формирование выборки.
    Выполнение действий, необходимых для формирования выборки 

54. Вероятностные виды выборки.

Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована). Такую выборку иногда называют еще случайной. С помощью случайной выборки строится подавляющее большинство телефонных опросов и опросов на основе избирательных списков. Для построения такой выборки необходимо иметь полный список всех элементов генеральной совокупности

Вероятностные методы включают:
♦ простой случайный отбор,
♦ систематический отбор,
♦ кластерный отбор,
♦ стратифицированный отбор.

Виды случайных выборок:

  1. Если генеральная совокупность велика, а такое в эмпирическом исследовании случается очень часто, то приходится разделять обследуемую совокупность на более или менее однородные части, а затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Такую раздробленную на части выборку правильнее всего было бы называть районированной.

  2. Механическая выборка- заключается в том, что из генеральной совокупности осуществляется отбор респондентов, через равные заданные интервалы.

  3.  Стратифицированная выборка — вероятностная выборка, обеспечивающая равномерное представительство в выборочной совокупности различных частей, типов, групп и слоев населения. Генеральную совокупность делят в соответствии с демографическими характеристиками, уровнем дохода, профессиональной принадлежностью.

  4. Гнездовая выборка — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездом называют единицу отбора высшей ступени, состоящую из более мелких единиц низшей ступени. В выборку могут быть включены как все единицы низшего уровня, так и их часть. Число единиц, образующих гнездо, называют его размером.

    55. Невероятностные виды выборки.
    Неслучайная ( невероятностная ) выборка - это способ отбора единиц , при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.
    Таким образом, можно заранее сказать, что по содержательным критериям невероятностная (она же целевая и целенаправленная) выборка не хуже вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недостатки: невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зрения затрат она обычно превосходит вероятностную на несколько порядков). Но есть и преимущества -- более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта