Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Лекции по юридической психология. Тема Психология допроса несовершеннолетних



Скачать 456.97 Kb.
Название Тема Психология допроса несовершеннолетних
Анкор Лекции по юридической психология.docx
Дата 22.04.2017
Размер 456.97 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Лекции по юридической психология.docx
Тип Документы
#1356
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Юридическая психология
Тема 1. Психология допроса несовершеннолетних.
Допрос является распространенным следственным действием, которому уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела1. Качество получаемой информации при этом зависит от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых большое значение имеет возраст допрашиваемого лица.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте от 14 до 17 лет обладает рядом особенностей, обусловленных нравственно-психологическими характеристиками указанной возрастной группы. Следует отметить:

  • меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта;

  • слабую сосредоточенность;

  • повышенную внушаемость;

  • меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

  • тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое;

  • эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом, не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное впечатление. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, последовательности действий и событий; быстрее забывают воспринятые события. Обладают повышенной эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций. При этом степень выраженности указанных особенностей носит индивидуальный характер и определяется условиями развития и воспитания подростка.

В процессе развития подростка в возрасте от 14 до 17 лет происходят серьезные физиологические изменения. Усиленное функционирование гормональной системы повышает нервную возбудимость подростка, делает его реактивным, экспрессивным. Особенно ярко проявляются такие свойства личности, как несдержанность, вспыльчивость, резкость. Особенности психики подростка проявляются на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний и представлений.

Изложенные особенности необходимо учитывать, определяя тактику допроса несовершеннолетнего.

Одной из психологических характеристик изучаемой возрастной группы, по мнению психологов, является повышенная потребность в самоутверждении, что, в свою очередь, проявляется в демонстративной независимости, браваде, повышенной подражательности2. Реализация этой потребности толкает многих подростков к совершению преступлений и определяет их поведение в ходе следственных действий.

Не случайно многие несовершеннолетние обвиняемые, поясняя мотивы своего преступного поведения, ссылаются на групповую солидарность и желание поддержать других членов группы как основной мотив собственного преступного поведения, отмечая, что, окажись они в той же ситуации в одиночку, совершить преступление не решились бы. Результаты проведенного нами изучения уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в группе, показали, что групповая солидарность как ведущий мотив в механизме совершения преступления характерна для 34% изученных ситуаций, еще 20% преступлений были совершены подростками на основе подражательной мотивации, мотив самоутверждения характерен для 12% изученных преступлений.

В процессе допроса стремление к самоутверждению проявляется в подверженности поведения особым подростковым стереотипам, что нередко осложняет установление с подростком психологического контакта и лежит в основе ложных показаний. Понимание такой мотивации, ее своевременная диагностика позволяют разоблачить ложные показания. В целях преодоления такого поведения допрос несовершеннолетнего целесообразно проводить в кабинете следователя, в официальной обстановке, подчеркивающей значимость процессуального действия. Вместе с тем следователь своими вопросами и поведением должен подчеркивать важность происходящего для судьбы подростка. Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной, однако грубое или иное недопустимое поведение допрашиваемого несовершеннолетнего должно немедленно пресекаться. В таких случаях эффективное воздействие на несовершеннолетнего допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя препятствует установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен, — разрушает его3.

Другая возрастная особенность несовершеннолетних допрашиваемых подозреваемых (обвиняемых) обусловлена отсутствием достаточного жизненного опыта и незавершенностью формирования интеллектуальной сферы личности. Подростки, например, не всегда в состоянии делать правильные выводы из известных им обстоятельств, не могут правильно определить главные и второстепенные моменты.

В плане расследования указанные обстоятельства должны учитываться в разных аспектах. С одной стороны, допрашиваемые, не достигшие 18-летнего возраста, нередко прибегают к даче заведомо ложных показаний. Однако в большинстве случаев такие показания бывают недостаточно продуманны, не обладают логической стройностью и как следствие — характеризуются множеством противоречий. По результатам наших исследований, 46% несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) прибегали к даче ложных показаний на предварительном следствии. При этом в подавляющем большинстве случаев они использовали ложь частичную, 68% таких показаний характеризовались пробелами, противоречиями и логическими несоответствиями. Следовательно, максимальная детализация полученных показаний в совокупности с использованием противоречий и предъявлением доказательств является лучшим способом разоблачения лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).

С другой стороны, указанное обстоятельство определяет полноту и качество получаемых показаний, поскольку допрашиваемые подростки на стадии свободного рассказа бывают не в состоянии самостоятельно изложить обстоятельства совершенного преступления и нуждаются в помощи следователя. В этой связи следователь должен задавать уточняющие, дополняющие и детализирующие вопросы, помогающие несовершеннолетнему подробно изложить известные ему по делу обстоятельства. Вопросы при этом должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были понятны и доступны допрашиваемому.

Одной из особенностей допрашиваемого, не достигшего 18-летнего возраста, может быть склонность к фантазированию, что проявляется в надуманных объяснениях произошедших событий, придумывании деталей и обстоятельств, не имевших места в действительности. При этом сам допрашиваемый, высказывая свою версию случившегося, начинает верить, что все происходило именно таким образом.

В процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует учитывать склонность подростков к групповому поведению. Молодым людям свойственно реализовывать свою социальную активность не в одиночку, а в группе, поскольку такая форма поведения позволяет чувствовать эмоциональную, моральную, а подчас и физическую поддержку себе подобных4. Для большинства подростков в период становления личности общение со сверстниками является наиболее ценным и оказывает значительное влияние на жизненную позицию. Именно по этой причине преступность несовершеннолетних преимущественно носит групповой характер. Указанная особенность оказывает влияние и на поведение несовершеннолетнего в процессе допроса. Результаты изучения уголовных дел свидетельствуют, что каждый десятый несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) дает ложные показания с целью выгородить соучастника или соучастников. В этой связи перед следователем встает задача правильного определения очередности допросов несовершеннолетних, совершивших преступление в группе.

Представляется, что решение этого вопроса должно основываться на прогнозировании поведения несовершеннолетних соучастников, и первым необходимо допрашивать того из них, кто вероятнее всего даст полные и правдивые показания. По нашему мнению, решая данный вопрос, следует учитывать роль несовершеннолетнего в процессе совершения преступления, его взаимоотношения с соучастниками, наличие судимости и опыта совершения преступлений и правонарушений, а также личностные особенности допрашиваемого и его нравственно-психологические характеристики. Имеет значение степень доказанности участия в совершении преступления того или иного несовершеннолетнего5.

Определенными особенностями обладает протоколирование показаний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиеся общепринятыми, но активно используемые в кругу несовершеннолетних. В такой ситуации рекомендуется в протоколе допроса разъяснять, что понимает подросток под тем или иным словом. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц6. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (медицинские, юридические и т.п.), которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания.

Допрашивая несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), следователь должен учитывать особенности их личности. Эффективно и качественно произвести допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно только на основе знаний общей и подростковой психологии, а также умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи

Сознание, поведение несовершеннолетнего, его отношение к происходящему, должны быть учтены в процедуре допроса, независимо от того, в какой бы процессуальной роли он не выступал.
1. Вызов на допрос свидетеля, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог, специалист в области возрастной психологии.В случае необходимости вызываются также законные прёдставители несовершеннолетнего или его близкие родственники. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, когда этого требуют интересы установления истины, может быть по определению (постановлению) суда проведен и в отсутствие подсудимого. Свидетель, не достигший 16 лет, должен быть удален из зала заседания по окончании допроса, кроме случаев, когда суд признает необходимым дальнейшее присутствие этого свидетеля. Аналогичный порядок, направлен на то, чтобы как можно меньше нанести вреда психике несовершеннолетнего.
2. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить сведения о его семье, учебе, поведении, психологическом развитии, состоянии, осведомленности в событиях, о которых предполагается его допрашивать и др. особенностях.
3. Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка излишнего психического напряжения и было привычным для него. Рразговор следует начинать в присутствии сопровождающего его лица, педагога, постепенно вовлекая в него и ребенка (М. М. Коченов, Н.Р. Осипова). Вести себя следует естественно, доброжелательно. Важно сформировать у допрашиваемого мотивацию дачи показаний, пояснить, что от него ждут помощи, вести себя ненавязчиво, не прибегая к наводящим вопросам. Следует обращать внимание не только на содержание рассказа ребенка, но и на его манеру говорить, интонации, тон речи, паузы между словами.
4. Содержание, форма, достоверность свидетельских показаний несовершеннолетних во многом зависят от уровня их психологического развития. Дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, различных объектов, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном опыте они начинают понимать, что, значит, толкнуть, ударить, драться. Поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии назвать наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В дошкольном возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле – опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети оть 3 до 7 лет плохо разбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом. Дети по сравнению со взрослыми более внушаемы, податливы постороннему воздействию, благодаря чему подросток рассказывает не то, что помнит, а то, что об этом говорят старшие. Чтобы убедится в том, что малолетний свидетель говорит по наущению кого-то, следует поинтересоваться: понятно ли ему самому то, о чем он говорит, не расспрашивали ли его об этом иные лица, не советовали ли они ему как надо отвечать на вопросы следователя (суда). К 10 годам у несовершеннолетнего появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя все еще подростки до 14 лет не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. И тем не менее в возрасте примерно 8-10 лет при разговоре с ними можно апеллировать к чувству долга, к тому, что человек должен быть честным, правдивым (М. М. Коченов, Н. П Осипова.). У детей подростковой группы нередко обостряется излишня самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др., что нельзя не учитывать во время их допроса.
При допросе малолетних свидетелей, особенно потерпевших, следует чередовать прямые вопросы с нейтральными, либо вызывающими положительные эмоции, проявлять особый такт и внимание. Об этом особенно следует помнить при допросе детей, подвергшихся сексуальным посягательствам, наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия старших.
Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних, потерпевших по мнению М. М. Коченова и Н. Р. Осиповой должна быть: для детей 3-5 лет около 15-20 минут, для детей 5-7 лет – в пределах 20-25 минут; для детей 7-10 – чуть больше. Если за это время не удалось выяснить нужное, следует сделать перерыв в допросе.
(В.В. Романов)







Тема 2. Психология допроса свидетелей

Психологические аспекты подготовки к допросу свидетелей и потерпевших складываются из следующих основных компонентов: 1) анализ материалов дела и круга вопросов, подлежащих выяснению; 2) изучение личности допрашиваемого; 3) обеспечение необходимых условий для успешного допроса; 4) поведение самого следователя.

Каким бы несложным ни казался на первый взгляд предстоящий допрос свидетеля или потерпевшего, он все равно требует серьезной подготовки. Основой допроса является план, в котором определяется круг вопросов, требующих выяснения, их содержание и последовательность. Перед допросом необходимо изучить материалы дела, проанализировать доказательства, связанные с кругом вопросов, подлежащих установлению при допросе свидетеля, потерпевшего. Если следователь плохо подготовился к допросу, то почти наверняка он проведет его неуверенно и нецелеустремленно. Неподготовленность следователя к допросу вряд ли останется не замеченной допрашиваемым, усилит его волнение, затруднит процесс припоминания необходимых данных, что отрицательно отразится на результатах допроса. А если это будет касаться свидетелей и потерпевших, дающих заведомо ложные показания, неподготовленность следователя лишь усилит их позиции.

Задолго до допроса необходимо начинать изучение личности свидетелей и потерпевших. Сюда относятся данные биографического характера, о профессии, образовании, условиях работы, образе жизни, уровне развития, интересах, наиболее значимых личностных психологических качествах, условиях восприятия события преступления, отношении к факту преступного деяния, к преступнику.

В непосредственном общении, предшествующем официальной части допроса, следователь путем наблюдения получает информацию о внешнем облике свидетеля, потерпевшего, уровне их культуры, особенностях речи, мимики, жестов, видимых психофизиологических реакциях и состояниях (растерянность, волнение, страх, спокойствие, безразличие, враждебность и т. д.), желании оказать помощь следствию или, напротив, стремлении ограничиться минимумом несущественных сведений. Данные о личности свидетеля, потерпевшего окажут следователю большую помощь при установлении психологического контакта, выборе наиболее рациональной тактики допроса.

Психологическое значение имеют время и способ вызова свидетелей и потерпевших, а также обстановка и место проведения следственного действия. По общему правилу, свидетели и потерпевшие должны быть допрошены как можно скорее. Однако и здесь есть исключения. Если потерпевший, а порой и свидетели в результате совершенного преступления находятся в состоянии душевного волнения, напряженности, растерянности, допрос следует отложить.

Расследуя дела о хулиганстве, разбойном нападении, изнасиловании, после получения при безотлагательном допросе необходимых для розыска и задержания преступника сведений целесообразно повторно подробно допросить потерпевших и свидетелей.

С психологической точки зрения, определяя время вызова свидетеля, потерпевшего, нужно стараться сочетать интересы дела с возможностями и интересами вызываемых. Вызов не должен причинять допрашиваемым излишних трудностей и неприятных переживаний, которые могут осложнить отношения со следователем. Не следует, например, вызывать так, чтобы вызываемый не в состоянии был спланировать свое время, не следует заставлять долго ждать в приемной, переносить допрос на другое время и т. д*. Свидетеля, потерпевшего лучше допросить в нерабочее время, а учащихся до или после

Если показания вызываемых лиц очень значимы для дела, то для вызова их лучше воспользоваться телефоном. Телефонный звонок будет способствовать установлению психологического контакта, позволит снять излишнее волнение, свойственное людям, вызываемым на допрос, и препятствующее припоминанию нужных фактов. К вызову по телефону следователь может прибегнуть и для сокрытия факта приглашения свидетеля или потерпевшего в милицию от родственников, соседей, посторонних лиц. Можно их на допрос вызвать и повестками, которые целесообразно направлять по домашнему адресу потерпевших, свидетелей, обязательно в запечатанном конверте, чтобы исключить ознакомление с ними посторонних лиц.

В психологическом плане важно решить вопрос и о месте допроса свидетеля, потерпевшего. И хотя этот вопрос решен законом, где говорится, что свидетель допрашивается в месте производства следствия, к нему следует подойти дифференцированно. Если, например, свидетели, потерпевшие забыли важные для дела обстоятельства события преступления, не могут вспомнить их механизм, последовательность, отдельные детали, есть основания допросить их на месте происшествия. Психологически оправдан также допрос в домоуправлении, в общественном пункте охраны порядка и т. п., когда по оперативно-тактическим соображениям нежелательна преждевременная огласка факта вызова потерпевшего, свидетеля.

Нельзя забывать и о нравственно-этических соображениях при выборе места допроса. Вызывать к следователю людей преклонного возраста или больных не рекомендуется. Он сам в этом случае должен выехать к месту нахождения этих лиц и допросить их. Если же сделать это невозможно, необходимо направить отдельное поручение соответствующему следователю или органу дознания о производстве допроса этого лица по месту жительства*. Больного потерпевшего, свидетеля можно допросить только с разрешения врача и в том месте, где больной находится (квартира или больница).

В значительной степени успешность допроса зависит и от обстановки его проведения. Психологические основы порядка допроса свидетелей заложены в норме закона, в частности, «свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей. При этом следователь принимает меры к тому, чтобы свидетели по одному и тому же делу не могли общаться между собой»*.

Важнейшим психологическим правилом является допрос «с глазу на глаз», без посторонних лиц. Как правило, допрос свидетелей, потерпевших проходит в служебном кабинете следователя. Обстановка кабинета здесь имеет значение: от простого, делового и строгого стиля в большинстве случаев зависит доверительный и серьезный разговор. Важно, чтобы на протяжении всего допроса ничто не отвлекало внимания следователя, потерпевшего, свидетеля, чтобы следователю не мешали телефонные звонки, беседы с заходящими в кабинет сотрудниками.

Допрос - это длительное, содержательное, непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Это диалог, в процессе которого происходят поиски и установление истины. На допросе сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, различные интересы. На допросе нередко решаются судьба допрашиваемого и судьбы многих людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса и мастерство, проявляющееся в профессиональных навыках ведения диалога. Поэтому результат допроса в значительной степени будет зависеть от личностных качеств его участников, а в решающей мере - от профессионально необходимых психологических качеств следователя. Принципиальный, справедливый, честный, доброжелательный следователь вызывает уважение у допрашиваемого, желание дать правдивые показания, помочь следствию.

Эффективность допроса обеспечивают и другие социально-психологические качества следователя, такие, как выдержка, самообладание, эмоциональная устойчивость, жизненный опыт, профессиональные знания, способность логически правильно вести допрос. Умение найти нужный индивидуально-психологический подход к допрашиваемому - одна из основных задач следователя. Этот подход предусматривает учет возраста, пола, образования, профессии, жизненного опыта допрашиваемого, уровня культуры, интересов, взглядов, испытываемых в момент допроса психических состояний.

К внешним коммуникативным качествам следователя относятся внешний вид, физические данные, манера поведения, стиль одежды и т. п. Подтянутость, аккуратность, простота, общительность следователя, скромный, деловой стиль одежды, внимательность, доброжелательность - все это способствует появлению доверия, готовности к общению со стороны допрашиваемых,

Необходимо учитывать и психологическое состояние свидетеля, пришедшего на допрос, так как для большинства людей вызов к следователю является необычным событием, вызывающим волнение и растерянность. Помехой на пути установления надлежащей психологической обстановки допроса становятся и отдельные психологические качества свидетеля, в частности недоверчивость, замкнутость, чрезмерная стеснительность, необщительность*.

Во всех случаях допросу должна предшествовать беседа следователя со свидетелем. Беседа с учетом его взглядов, интересов, настроения, психологических особенностей способствует снятию психического напряжения, устранению недоверия, появлению готовности дать правдивые показания.

Еще большей психологической подготовки требует допрос потерпевших, о чем изложено нами в главе 7 данной работы.

Опытный следователь на допросе, целенаправленно воздействуя на личность допрашиваемого в рамках закона, умеет выбрать тот единственный катализатор, который открывает интимный мир человека, его душу. Одной из ведущих характеристик этого процесса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, раскрытие психологических факторов, которые определяют особенности каждого из этапов.

Первая, внешняя сторона - это вводная часть допроса, в ходе которой следователь получает от допрашиваемого анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения семейное положение и т. д. Ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками пути своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

Вторая стадия допроса - стадия перехода к психологическому контакту, под которым понимается готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.

Способы установления психологического контакта весьма разнообразны и многочисленны. Их выбор зависит от сложившейся следственной ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого и самого следователя. Психологический контакт может быть установлен путем воздействия на социально-психологические качества потерпевших, свидетелей. Иногда следователь добивается психологического контакта, пробуждая доверие к себе, интерес у потерпевших, свидетелей к общению стремлением найти общие склонности, увлечения.

Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи с чем они вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, что дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства, а следователю - избежать постановки наводящих вопросов, внушающего воздействия. Уважительность и доверие к показаниям свидетелей и потерпевших должны быть обязательными для следователя. С его стороны недопустимы грубость, насмешки, подчеркнутая недоверчивость, невнимательность, торопливость и т. п*.

В ходе свободного рассказа или после его окончания, если следователь увидит, что допрашиваеммый значительно отклоняется от интересующих следствие обстоятельств, он может задавать дополняющие, уточняющие, контрольные вопросы. Следователь должен при этом внимательно следить за формой их постановки, за своей интонацией, контролировать свою мимику и жесты, так как и они могут оказывать внушающее воздействие. Установив мотивы дачи ложных показаний, следователь должен стараться убедить недобросовестного потерпевшего, свидетеля в необходимости изменить позицию.

При расследовании преступлений очень часто возникает необходимость, допрашивая свидетелей, потерпевших, установить точное время воспринимаемого ими события. В частности, это позволяет, определить момент совершения преступления, время нахождения подозреваемого в определенном месте, другие существенные для дела обстоятельства. При расследовании преступлений, для которых характерна быстротечность преступного события и кратковременность восприятия, нужно стремиться к установлению возможно большего числа свидетелей, потерпевших, тщательно сопоставлять их показания с другими собранными по делу доказательствами. Следователь может оказать помощь допрашиваемому в припоминании времени события. С этой целью возможно применение метода хронометража. В качестве точки отсчета избирается какое-либо памятное потерпевшему, свидетелю событие, время которого известно. Затем следователь предлагает допрашиваемому вспомнить, что он еще делал в этот день, последовательность его действий, их длительность и тем самым хронометрирует день до интересующего следствие момента.

В ходе заключительной части допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись) фиксирует полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает.

В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в которой выделяются два аспекта: это словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим и получение информации о состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, цвет кожных покровов и т. д.).

В ходе допроса всегда должно быть обеспечено тщательное наблюдение за допрашиваемым для установления его состояния, которое определяется по его внешнему виду, поведению, реакции на передаваемую ему информацию, на основании анализа его речи (темп, связность, повторения, отрывистость и т. д.). Так, например, неожиданные спазмы, изменения скорости и ритма звука или хохот, быстрое или поверхностное дыхание и постоянное прерывание других... рассматриваются как симптомы напряжения*.

Допрос потерпевших, свидетелей требует глубокого изучения их личности, ее психологического содержания, что позволит оказать воспитательное воздействие на потерпевших и свидетелей с антиобщественными взглядами, частнособственической психологией, ведущих паразитический образ жизни, алчных, жестоких, трусливых, грубо нарушающих нормы морали, тем более если эти социально-психологические отклонения вошли в число причин, условий, способствовавших совершению преступления.
Тема 3.
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта