Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Понятие и функции методологии социологического исследования



Скачать 182.89 Kb.
Название Понятие и функции методологии социологического исследования
Анкор METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Дата 14.04.2017
Размер 182.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Тип Документы
#1119
страница 6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

42. Виды наблюдения и методические требования к ним.

В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом.

1. По форме организации выделяют:

♦ формализованное (структурированное, стандартизирован ное, контролируемое);

♦ неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное).

Первое обычно структурировано жесткой программой, где разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы), а второе — лишь общим принципиальным планом. Неформализованное наблюдение не дает информации о тенденциях и закономерностях протекания событий. Оно служит подготовительным этапом к проведению более тщательного, формализованного наблюдения или же предшествует эксперименту.

2. По степени включенности наблюдателя выделяют:

♦ невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вме-шиваясь в ход его протекания;

♦ включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог дей-ствует под вымышленным именем, скрывает истинную профес сию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.

3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми:

♦ скрытое наблюдение;

♦ открытое наблюдение.

Когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, говорят о скрытом наблюдении. Оно позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое наблюдение отличается от открытого, в котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Скрытое и открытое наблюдения нередко трактуются как две разновидности включенного наблюдения. Иногда они разводятся, и тогда специалисты говорят: надо различать прежде всего включенное и невключенное наблюдение, а характеристики «скрытое» и «открытое» выступают их побочным продуктом.

4. По месту проведения:

♦ полевые наблюдения;

♦ лабораторные наблюдения.

Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, а лабораторные — в искусственных, т.е. заранее созданных условиях. Лабораторные наблюдения распространены в психологии и социальной психологии, но их мало в социологии и антропологии. Трудно вообразить, каким образом племя аборигенов можно переместить в городскую лабораторию, не нарушив естественно сложившейся между людьми системы взаимоотношений.

5. По регулярности проведения наблюдения делятся на:

♦ систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени);

♦ несистематические (проводятся без всякого заранее составленного плана в течение неопределенного времени).

  1. По длительности проведения:

♦ кратковременные (проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами);

♦ долговременные, длящиеся многие месяцы и годы, призванные отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов.

43. Инструментарий социологического наблюдения.

наблюдения. Наиболее часто в ходе социологического наблюдения применяются следующие средства:

- дневники наблюдения;

- протоколы наблюдения;

- инструкция наблюдателю;

- карточки наблюдения.

1. Дневник наблюдения- необходим исследователю для описания наблюдаемых факторов на протяжении длительного времени, как в формализованном или стандартизированном) виде, так и в свободной форме, включая сведения не только об изучаемом явлении, но и данные о действиях социолога, оценки эффективности социологического инструментария и другие данные, которые можно использовать в дальнейшей работе.

2.Протоколы наблюдения - в отличие от дневников наблюдения, не являются систематическими и составляются по итогам каждого отдельного события. В них описывается событие, поведение в этот момент объекта исследования, его реакция на произошедшее. Далее дается краткий анализ информации, полученной в ходе наблюдения за событием и поведением наблюдаемого объекта в ней.

3. Инструкция наблюдателю - представляет собой подробное описание методов фиксации результатов наблюдения в карточках наблюдения, техники заполнения дневника наблюдения и техники составления протокола наблюдения. Помимо этого, в инструкции наблюдателю указывается где и когда он должен провести наблюдение, кто или что является объектом наблюдения. Далее указываются сроки сдачи документов по проведенному наблюдению и условия оплаты труда наблюдателя.

4. Карточки наблюдения предназначены для фиксирования результатов наблюдения в строго стандартизированном виде, чаще всего в закодированной форме. Как таковых строго определенных правил построения карточек наблюдения нет. Чаще всего они строятся с позиции удобства регистрации в них информации исследователем, и, естественно так, чтобы можно было зафиксировать всю информацию, необходимую для дальнейшего анализа.

Общим для всех карточек наблюдения является наличие в них следующих пунктов:

- дата наблюдения;

- время (начало, конец);

- место (где проводилось наблюдение);

- число участников, их состав;

- указание объекта наблюдения;

- ФИО наблюдателя (пишется в конце или начале карточки наблюдения).

44. Опросный метод сбора социологической информации: основные направления применения, преимущества и ограничения, основные формы опроса.


Основные направления применения:
1.Общественное мнение как предмет социологического опроса.
Стратегию такого исследования определяет необходимость выявления социальных позиций больших групп людей, относительно небольшого круга вопросов, имеющих общественную значимость
Ценность такого исследования – получение научно-обоснованной обратной связи между системой управления и управляемыми людьми.
Такие исследования «обслуживают» институциональный уровень социальных отношений

2.
Субъективный мир человека и его факторная обусловленность.
В качестве факторов может выступать любая независимая переменная или группа переменных
Стратегию такого исследования определяет стремление выявить воздействие какого-то определенного фактора на субъективное состояние человека, в форме его ценностных ориентаций, установок, мотивов.

Достоинства опросного метода:

1.позволяет быстро получить большой массив информации причем каждый индивидуальный ответ описывается посредством набора релевантных переменных признаков
2.стоимость выборочного метода оказывается сравнительно небольшой, особенно, если принять во внимание объем получаемой информации
3.использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей позволяет не только проверить гипотезы, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.
Недостатки:
1.возможность искажения информации в результате неточных ответов респондентов, вранья, социально обусловленных ответов
2.ситуативность полученной информации
3. «эффект интервьюера»
4.возможные организационные недостатки:
-вранье или приписки интервьюера
-нарушение шага выборки
-нарушение методики рекрутирования респондентов
5.сложность организации опросного исследовании:
-нежелание значительной части россиян участвовать в каких бы то ни было опросах
-низкая доступность респондентов при квартирных опросах
-заведомая недоступность для исследователя отд. Категорий населения.

Основные виды опроса:

1.
Интервью – проводимая по плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов производится либо самим интервьюером, либо с помощью технического устройства. Контакт носит устную форму.

-направленное (имеет четкий план)
-ненаправленное(свободное)
2.
Полуформализованное интервью.
Продумывается примерный перечень вопросов, общий ход беседы
3.
Глубинное интервью. Чаще всего неформализованное либо полуформализованное
4.
Анкетирование (почтовый опрос, интернет-голосование, смс-опросы,
аудиторное анкетирование). Не больше 20-25 вопросов, анонимность, нет интимных вопросов.
5.
Телефонный опрос. Предназначен для оперативных исследований общественного мнения, для выявления рейтинга отд. СМИ, отношений с политиками, электоральных ориентаций.

45. Анкетирование как разновидность опросного метода сбора социологической информации.


Анкетирование - это процедура проведения количественного опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами.

Обладает достоинствами:

  -  высокой оперативностью получения информации;

  -  возможностью организации массовых обследований;

  -  сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

  -  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

  -  невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Недостатки:

  -  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

  -  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Формы анкетирования:
1.почтовый опрос
2.интернет-голосование
3.смс опросы
4.производственное или аудиторное анкетирование – разновидность письменного анкетного опроса, отличающаяся единовременным, но индивидуальным заполнением опросных листов группой лиц, находящихся в определенном месте в определенное время.


46. Интервьюирование как разновидность опросного метода сбора социологической информации.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов производится либо самим интервьюером, либо при помощи технических средств.
Контакт носит устную форму.



Достоинства:
-возможность наблюдать психологическую реакцию на задаваемые вопросы и возможность корректировать ход беседы исходя из реакции респондента
-близость интервью к обыденному разговору, непринужденность обстановки, возможность добиться более искреннего ответа
-возможность устранить незапланированные восприятия вопросов, посредством их восприятия и уточнения
Недостатки:
-трудоемкость(для массовых опросов)
-эффект интервьюера

Качества интервьюера: (эмпатия, коммуникабельность, стрессоустойчивость)

1.знание темы интервью плюс ориентация в направлении темы исследования
2. Знание особенностей среды респондента
3.знание техники интервьюирования
-настрой респондента на участие в беседе
-приемы направленные на ослабление напряженности собеседника
-способы направления беседы в нужное русло
-побуждение респондента к откровению
-преодоление дистанции между респондентом и интервьюером
4.восстановление беседы в результате прерывания
5.проверка ответа

Формы интервью:

Неформальное, в виде беседы

полуформализованное,

формализованное.



47. Разработка анкеты и опросника для проведения количественного исследования.

Опросный лист или анкета условно делятся на три обязательных части: преамбула, суть опроса (основная часть) и паспортная часть.

  1. Преамбула – обращение к респонденту.

-название темы посередине

-приветствие респондента

-полное название организации, которая проводит опрос

- сообщение о цели исследования, с акцентом на его значимость и воздействия результатов исследования на положительные перемены жизни

-приглашение к обсуждению поставленной проблемы

-напоминание о значении честности и ответственности в ответах

- информация о способах ответа на вопросы (обведите кружком)

-гарантия анонимности

-благодарность за участие

-город, организации ведущей исследование

-контактный телефон организации

-год проведения опроса

Преамбула не должна быть слишком длинной, заполняется 9-м шрифтом

  1. Основная часть

В однородной по тематике анкете, основную часть можно разделить на два блока. Первый блок – для заинтересованности, чтобы не отпугнуть сложностью поставленных вопросов. Вопросы должны быть относительно простые, интересные, формирующие положительную мотивацию. Не следует прибегать к сложным шкалам, процедуре ранжирования, такие вопросы стоит расположить во втором блоке.

Во втором блоке – наиболее сложные вопросы, число сложных вопросов не должно превышать трети от общего числа вопросов.

В длинных анкетах, затрагивающих несколько тем, отдельные вопросы следует предварять кратким вступлением, настраивающим участника на проблематику, которой посвящен тот или иной вопрос.

Перед каждым блоком должна быть преамбула и название. Важное требование - распределение вопросов разного типа по всей анкете. Вопросы должны перемешиваться, так как сложная формулировка снижает интерес респондента, вызывает скуку и желание отказаться от заполнения анкеты.

  1. Паспортичка

Содержит половозрастные и иные характеристики респондента необходимые в соответствии с целями и задачами исследования. Характеристики респондента, содержащиеся в третьей части, являются теми независимыми переменными, на которые в последствии опирается анализ.

Блок обязательных сведений о респонденте: пол, возраст.

В социологии возраст означает – принадлежность к определенному поколению, обладающему историческим и социальным опытом и менталитетом. Возрастная характеристика сильно влияет на содержание современных исследований в России. Имеется в виду условное разделение на ‘советских людей’ и ‘россиян’.

Возрастная периодизация:

Подростки 11-14 лет

Молодежь 15-29 лет

Зрелый(активный) возраст 30-50 лет

Предпенсионный период 50-60 лет

Пожилой возраст 60+

Образование – влияет на общую систему ценностных ориентаций, образованных респондентов от необразованных отличает более четкая жизненная позиция. На уровне самоопределения: образованные склоняются к индивидуальной самоидентификации, необразованные к групповой. С уровнем образования растет степень толерантности.

Вопрос об уровне образования всегда задается в закрытой форме:

Начальное (ниже 7 классов)

Неполное среднее (9 классов)

Полное среднее (11 классов)

Начальное профессиональное ( ПТУ)

Среднее специальное (техникум или колледж)

Неоконченное высшее (3+ курса)

Высшее

Послевузовское образование (ученая степень. 2 и более высших образований)

Этнический статус – указывает на ту культуру, с которой себя идентифицирует респондент, обуславливает его установки, стереотипы и ожидания.

Вопрос об этнической принадлежности задается в открытой форме, целесообразно внести вопрос об этнической принадлежности родителей.

Контрольный вопрос об этнической принадлежности: ‘Ощущаете ли вы свою принадлежность к какой-либо национальности, со своим языком, традициями и т.д.?’ лучше включить в основную часть анкеты. Основной и контрольный вопросы должны быть отделены.

Социальное положение - фиксирует принадлежность респондента к определенной социальной группе. Речь идет о профессии человека.

В закрытой форме:

  1. учащиеся / студенты

  2. домохозяйки

  3. пенсионеры

  4. работающие: рабочие, люди, занятые физическим трудом, служащие, руководители, военные служащие (МВД, МЧС, ГНК, ФСБ), предприниматели.

Детальная типологизация требуется в случае использования выборки, репрезентатирующей все взрослое население.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта