Главная страница
Навигация по странице:

4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие



Скачать 1.99 Mb.
Название Практическая педагогика учебное пособие
Анкор 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.99 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Тип Учебное пособие
#412
страница 2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Глава 2
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие методологии педагогики

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о явлениях, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. В «Российской педагогической энциклопедии» нет определения слова «методология». В педагогике в силу её специфичности вплоть до недавнего времени о методологии говорили однозначно, подходили к рассмотрению педагогических явлений только с позиций марксистской философии.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Методология педагогики указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.
2.2. Методологические подходы к образовательному процессу

Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Методологические подходы (принципы) к образовательному процессу представлены на схеме 2.

Акмеологический подход – подход, ориентирующийся на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Акме (греч.) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо.

Валеологический подход –подход, ставящий во главу угла развитие здорового образа жизни ученика. Vale (лат.) – «будь здоров».

Гуманистический подход –подход, реализующий в процессе образования гуманистические идеи; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный подходы.

Детерминистский подход –подход, в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия.

Деятельностный подход абсолютизирует роль деятельности. Можно


Схема 2. Методологические подходы (принципы) к образовательному процессу
сформулировать этот подход так: личность человека формируется и проявляется только в деятельности. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движениях рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка.

Диагностический подход – подход, строящий технологии на основе процедур диагностики.

Интегральный подход –подход, осуществляющий направление деятельности, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы.

Информационный подход – это подход,заключающийся в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приёмник, канал информации, обратная связь и т.п.).

Коммуникативный подход – подход, состоящий в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозируемых конечных результатов.

Комплексный подход – предполагающий учёт и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса.

Культурологический подход – подход, предполагающий объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принцип; культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребёнка выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Личностно ориентированный подход – подход, означающий, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы – подходы, подразумевающие соответственно включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Практико-ориентированный подход – подход, ставящий одной из главных целей технологии практический результат.

Природосообразный подход – подход, следующий естественным, природным факторам развития ребёнка.

Проблемный подход – подход,основывающийся на постановке, выявлении и решении проблем.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открытых нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты.

Системный подход – подход, заключающийся в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении.

Ситуативный, тактический, стратегический подходы – подходы, предполагающиерасчёт деятельности на временной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зону ближайшего развития» и далёкого будущего.

Социокультурный (культурно-исторический) подход – подход,исходящий из того, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребёнком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности.

Средовой подход – подход, подразумевающий обязательный учёт и использование педагогического влияния окружающей среды.

Стохастический подход – подход,основывающийся на допущении неопределённости, неоднозначности результата.

Целостный подход – подход,рассматривающий педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными обобщёнными характеристиками. Аспектный подходпредполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон.

Ценностный подход – подход, ориентирующийся на определённый набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.

В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских технологий выделяют ещё следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный (В.В. Давыдов), мыследеятелъностный (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) и др.
2.3. Уровни методологии

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: первый уровень – философский, второй уровень – общенаучный, третий – конкретно-научный, четвертый уровень – технологический (схема 3).
2.4. Философские основания педагогики

Диалектический материализм – философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Это учение зародилось в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение диалектический материализм получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс. Они распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные положения диалектического материализма:

● учет основных категорий материалистической диалектики. Материя первична, а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма). Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало;

● явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма);


Схема 3. Уровни методологии практической педагогической деятельности

● все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики:

● закон перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

● закон единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

● закон отрицания отрицания, в соответствии с применением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека.

Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
Прагматизм (от греч. «прагма» дело, действие) – направление в философии (преимущественно американской), согласно которому объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; истинным считается не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Основатели прагматической философии – Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) и Уильям Джеймс (1842-1910). Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело». Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, по их мнению, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Зародившись на рубеже XIX – XX вв. как философия, стоящая вне идеализма и материализма, сегодня выступает за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.

Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952), считающийся основателем прагматической педагогики. Дж. Дьюи привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом. Основные положения этой системы следующие:

● школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания;

● главная цель воспитания – «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей, подготовка к жизни;

● суть воспитания – в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта;

● воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Воспитание, понимаемое как рост, не подчинено никакой внешней цели. Оно – сама цель;

● в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать;

● в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка; не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения и др.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная сущность неопрагматическойконцепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (Т. Браммельд, Э. Келли, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. С позиций индивидуального опыта они рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают – нравственно то, что помогает достижению личного успеха. И человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель.

Генеральную цель воспитания неопрагматическая педагогика видит в самоутверждении личности:

● «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, – вот наша главная задача (П. Херст).

● «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, то есть личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг).

● «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок).

● «Главная цель образования – готовить зрелую, целостную личность» (Р. Финли).
Экзистенциализм (от лат. existentia существование) – иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской), согласно которому предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается как высшая ценность мира, лишь как духовное начало. Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики: Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия).

Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Отрицая существование объективного знания и объективных истин, утверждают, что внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Основные положения экзистенциализма следующие:

● воспитание – это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать;

● цель воспитания – вооружить человека опытом существования, научить человека творить себя как личность;

● центром воспитательного воздействия является подсознание: настроения, чувства, импульсы; интуиция человека – это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение;

● существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее;

● каждая личность – неповторимая, уникальная, особая; каждый человек – носитель своей нравственности;

● самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я»;

● учитель обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности; педагог помогает ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя;

● приоритет в воспитании принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование – это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого» (К. Коулд).

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школе. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений, ценность знаний в зависимости от их важности для него.

В 50-60-х гг. XX в. европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания. По Больнову О.Ф., три фундаментальные добродетели – доверие, надежда, благодарность, – заложенные в природе человека, составляют ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, он относит чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.

Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм [нео…+ томизм] – официальная философия католической церкви, содержащая философское обоснование христианского вероучения, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Видные представители католической педагогики – У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Ж. Маритен, Е. Жильсон (Франция). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Основные положения неотомистов:

● мир есть воплощение «Божественного Разума», а теология высшая ступень познания;

● человек – единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек – материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой – органом «сверхсуществования», возвышается над всем земным и подчинен только Богу. Необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека – теле и душе, но главное – душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Необходимо убедить человека в том, что существуют ценности, превышающие материальное благополучие;

● наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни;

● сущность мира непостижима наукой, ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «Сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума;

● задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь – вечный, неизменный и наиболее устойчивый социальный институт;

● только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребенке истинные общечеловеческие добродетели, такие, как доброта, гуманизм, честность, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию и т. п.
Позитивизм (фр. positivism < лат. positivus положительный) – направление в философии, исходящее из того, что источником истинного знания являются специальные науки (в основном естественные), роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов.

Позитивизм отрицает ценность философского исследования, абсолютизируют естественные науки и методы, применяемые ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Наукой признают лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, стремящееся к переосмыслению и развитию традиционной философской проблематики на базе новейших достижений естествознания и математической логики. Зародившись в середине XX века в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе.

Современный педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употребляется термин «сциентизм» (от англ. sciencе – наука). Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца рассматриваются естественные науки, математика. Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма – П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие:

● воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии;

● полная гуманизация системы воспитания как главного средства утверждения справедливости во всех сферах жизни общества;

● рациональное мышление – главный критерий зрелости личности;

● человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт, поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Л. Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача – развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.
Бихевиоризм(от англ. вehaviour – поведение) – одно из направлений в психологии XX в. (главным образом американской), считающее предметом психологии не сознание, а поведение. Сегодня – это психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. При этом не признается наличие как внутренних источников личностного развития в самом индивидууме, так и каких-либо врожденных качеств, существенно влияющих на развитие.

Минимальное значение в их концепции имеют такие понятия, как внутренний мир, сознание, мышление и т.д. Поведение, считающееся в данном подходе главным предметом научного исследования, понимается как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Иерархия личностных подструктур в контексте бихевиористского подхода выглядит следующим образом:

- «ансамбль социальных свойств» – первая подструктура, формируемая внешним миром, и полностью обусловливает развитие человека и его сущность;

- сознание, воля, мышление и т.д. – вторая личностная подструктура. Ей отводится незначительное место. Так, под сознанием понимается способность индивидуума наблюдать и анализировать собственное поведение, а также понимать причины поведения других людей;

- генотипические, эмоционально-чувственные и бессознательные компоненты представляют третью личностную подструктуру, которой также почти нет места в бихевиористском понимании человека. Роль генетических факторов признается лишь представителями необихевиористской концепции.

Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Джон Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S → R (стимул → реакция).

Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, Кларк Халл (1884-1952), Эдвард Чейс Толмен (1886-1959), С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул → реакция →подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления.

В качестве главной цели воспитания выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Управляемый индивид – это хороший гражданин, процветающий и поддерживающий систему, принимающий права и обязанности демократического общества, патриот своей общины, штата, государства, мира. Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы.

2.5. Методы педагогических исследований

В самом общем значении метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод педагогических исследований – основной способ сбора, обработки и анализа добытых исследователем фактов и знаний о реальной педагогической действительности.

В свою очередь, методика педагогического исследования – это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать педагогическое явление.

Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Традиционно педагогические методы подразделяются на две группы. К первой группе относятся теоретические методы: теоретический анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, сравнение, мысленный эксперимент, моделирование и др.

Анализ (греч. разложение, расчленение) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез – (греч. соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Индукция (лат. выведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция(лат. выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим обобщим выводам.

Классификация (лат. разряд +делать) – система соподчиненных понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними.

Аналогия– (греч. сходство) – форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Сравнение – форма умозаключения, заключающаяся в уподоблении одного предмета другому.

Модель (лат. мера, образец) – схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.

Мысленный эксперимент– метод научного познания, заключающийся в мысленном представлении весь ход научного исследования.

Ко второй группе относятся эмпирические методы:

- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, и др.);

- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);

- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.
2.6. Логика педагогического исследования

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. Представим их в виде таблицы 3.
2.7. Методологическая культура педагога-практика

Методологическая проблематика, ставшая предметом обсуждения в последние 10 лет, касается как состояния самой педагогической науки, так и ее методологии.

Отправной точкой, естественно, должна быть практика. Ситуация в этой области, как и в социальной сфере в целом, сложна и неоднозначна. Невозможно игнорировать трудности затянувшегося переходного периода: финансовые,

Таблица 3

Логика педагогического исследования


Проблема

Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?





Тема

Как это назвать?


Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования. В ее формулировке непосредственно или потенциально должен содержаться вопрос, ответа на который еще нет в науке, и потому требуется проведение соответствующего научного исследования. По объему тема должна быть достаточно узкой.


Актуальность

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Актуальность темы должна быть обоснована с позиции того, насколько она отвечает социальным запросам, потребностям науки и интересам школьной практики.



Цель

Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Цель – это конечный результат, который исследователь предполагает получить в итоге проделанной работы:

- развитие качеств личности;

- описание и изучение какого-либо нового феномена;

- создание классификаций, типологии различных явлений;

- создание и апробация новых методик и т.д.

Цель исследования достигнута, если сформулирована, доказана и проверена на практике ведущая идея исследования.



Объект

исследования

Что рассматривается?


Объект исследования – это поле научных поисков. Основными объектами педагогической науки являются: человек (воспитатели, родители, ребенок данного возраста и пола), воспитывающие коллективы (класс, группа, семья, кружок и т.д.); педагогические отношения (взаимодействие между учителем и учениками, воспитанием и самовоспитанием).


Предмет

исследования

Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Предмет исследования (частное) – это то, что содержит в границах объекта, это – одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более глубокого познания.

Предмет исследования – это конкретная педагогическая проблема в самой теме.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта