Главная страница
Навигация по странице:

4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие



Скачать 1.99 Mb.
Название Практическая педагогика учебное пособие
Анкор 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.99 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Тип Учебное пособие
#412
страница 9 из 19
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

8.2. Виды коллективов

Коллективы бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов.
8.3. Этапы развития коллектива

Этапы развития коллектива четко обозначены в теории коллектива А.С. Макаренко. Он дал следующее определение коллектива: коллектив – организация равноправных людей, объединенных общественно значимой целью и общественно значимой деятельностью. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор – постоянную бодрость, готовность воспи



Схема 15. Ученический коллектив
танников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах. А.С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива (движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти); определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); выделил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Стадии коллектива

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, в которой отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Структура коллектива в это время стабилизируется, он выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив уже способен требовать от каждого ученика определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив как субъект воспитания достигает такого уровня развития, когда становится возможным использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, чье развитие опережает требования коллектива или, наоборот, отстает от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья стадия характеризует расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать, что требования, предъявляемые членами коллектива к себе, более высокие, чем предъявляемые ими к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о высоком уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив достигает этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива – это не плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ, поскольку возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря хорошо усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают и крепнут разнообразные традиции. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддер-живать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, способствуют возникновению новых традиций.

Перспектива

Особенно важным считал А. С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Перспектива должна быть значимой и посильной. Она должна совпадать с внутренними потребностями членов коллектива и опираться на их инициативу, самостоятельность и творчество. Постепенный переход от поверхностных бытовых перспектив к глубоким общественным не допускает стагнации.

В педагогической системе А.С. Макаренко действовало 7 групп стимулов:

Материальные стимулы (стремление к материальному благоустройству коллектива, карманные деньги, зарплата, коллективный фонд Совета коллектива, организация быта и отдыха, обеспечение выпуска коммунаров, материальная помощь выпускникам-студентам, техническая вооруженность труда, материальное поощрение).

Моральные стимулы (чувство долга, чести; представление о счастье и смысле жизни; общественное мнение; пример; нравственный идеал; традиции; общественно значимые коллективные и личные перспективы; общественное признание труда в коллективе, а отсюда – моральное поощрение воспитанника или отряда).

Экономические стимулы (как разновидность материальных: фонд материального поощрения, образующийся от отчисления из заработной платы, элементы хозрасчета, самоокупаемости, стимулы бережливости).

Социально-политические стимулы (осознание внешней и внутренней политики государства; участие в деятельности одной из общественных организаций, в органах самоуправления коллектива; гласность (обсуждение актуальных вопросов жизни страны и коллектива на собраниях, в стенной печати).

Правовые стимулы (приказ, поощрение, наказание, правила режима, ежедневный рапорт, система дежурств).

Интеллектуальные стимулы (самообразование, техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество, клубная работа, система повышения производственной квалификации).

Эстетические стимулы (игра; традиции; эстетика быта и поведения; эстетика одежды, помещения; символика; знамя; театр, кино; художественная литература; ритуалы).

Виды перспектив

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к спортивному соревнованию, школьному празднику, литературному вечеру. Задачи на среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая цель, требующая значительных усилий для достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Далекая перспектива дает значительный воспитательный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать жизнь коллектива. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель и прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его участника в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбор перспектив должен быть реалистичным: прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы.

Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия.

Принцип параллельного действия

В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредствованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием по крайней мере трех сил: воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредствованно через актив и коллектив (схема 16).

Чем выше уровень сформированности коллектива, тем слабее непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника и сильнее воздействие на него коллектива. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, хотя здесь роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. На более высоких уровнях развития коллектива влияние актива и коллектива возрастает. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо воздействовать на воспитанников: теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А. С. Макаренко содержатся многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда сам не искал виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.

В практике школьного воспитания встречаются и другие примеры применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Так, этот принцип часто используется для коллективного осуждения провинившихся: если отдельные ученики к делу отнеслись нерадиво, то наказание налагается на весь коллектив. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищами, последствия которого не всегда удается предвидеть. А.С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.
Прямое педагогическое действие


Воспитатель

Воспитанник



Параллельное педагогическое действие


Воспитатель

Коллектив

Воспитанник










Совпадение прямого и параллельного действия


Воспитатель

Коллектив

Воспитанник










Несовпадение прямого и параллельного действия

Воспитатель

Коллектив

Воспитанник












Схема 16. Принцип параллельного действия
8.4. Влияние коллектива на развитие личности

Воспитание в коллективе и через коллектив – один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков.

Проблема коллектива и личности всегда оставалась в центре научно-педагогического внимания. Наиболее последовательно развивал теорию коллектива и продуктивность коллективного воспитания А.С. Макаренко. Он доказал, что принцип коллективного воспитания является одним из ведущих. А.С. Макаренко рассматривал коллектив воспитанников как сложное и подвижное социальное образование с присущими ему специфическими закономерностями развития и методами сплочения.

В развитии теории коллектива большой вклад принадлежит В.А. Сухомлинскому. Он показал, как надо строить отношения в коллективе за счет обогащения его духовной жизни.

Нельзя считать коллективом всякую группу людей. Коллектив обладает рядом признаков, которые отличают его от любых организованных групп людей. Коллектив представляет собой часть общества, в которой находят отражение нормы общественной жизни. Поэтому успешность его деятельности возможна лишь в случае отсутствия рассогласования целей коллектива и общества. Одним из ведущих признаков коллектива является целеустремленность и идейная направленность его жизни. Коллективность предполагает единство общих и личных целей, интересов и действий его членов.

Коллектив предполагает органы самоуправления. Он может являться частью более общего коллектива, с которым его связывают единство целей и особенности организации. Важнейшим признаком коллектива является совместная деятельность его членов, отвечающая потребностям общества. Социально-позитивная направленность деятельности коллектива – его определяющий признак. Важным для коллектива является способ и правила его организации, которые задают систему отношений между его членами.

В результате педагогически целесообразного способа и правил организации деятельности между членами коллектива складываются отношения деловой или идейной зависимости.

Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее дело, сближает людей, способствует появлению чувства принадлежности к коллективу, усиливает потребность в коллективном общении. Между членами коллектива возникают избирательные эмоциональные отношения: симпатии и антипатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания совместной деятельности членов коллектива, от характера и уровня деловых отношений – эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления.

В коллективе необходимо различать официальную и неофициальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рассматриваемой системе отношений то или иное место. Положение в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности. Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициальных структур. Официальная и неофициальная структуры не противоречат друг другу, когда они скоординированы, когда официальные лидеры занимают это же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микрогруппы коллектива являются носителями его ценностей. Такая согласованность не возникает сама по себе. Она может быть достигнута в результате целенаправленных педагогических усилий.

Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива – педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда там заложены. Правильное воспитание, считал А.С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.

Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторонне и многообразно. Личность в коллективе явление можно определить как совершившийся, но не осознанный факт. Но такие же изменения человеком могут осознаваться. Он радуется и ставит перед собой цели дальнейшего развития. В этом случае коллектив выступает в виде побудительной силы самовоспитания человека.

Коллективные воздействия всегда будут встречать внутреннее противодействие его отдельных членов, выраженные в скрытой, реже в открытой формах. Это усложняет педагогический труд и снижает силу воспитательного влияния коллектива. Отсюда проблема позиции личности по отношению к групповым воздействиям. Ее основы объективны, а актуальность несомненна. При проектировании воспитания личности в коллективе педагог должен учитывать и соотносить личность (индивидуальный опыт, нравственные установки, цель в жизни) и коллектив (организующую идею, содержание деятельности, моральные установки, коммуникационную структуру).

Реальность и результативность воспитательных воздействий можно оценивать, если путем наблюдения личностные изменения определять качественными параметрами:

1. Изменение стиля поведения (аккуратен – неряшлив, обязателен –необязателен, добросовестен – недобросовестен и т.п.).

2. Изменение взглядов (положительное, отрицательное или нейтральное отношение к гражданским, моральным и эстетическим ценностям).

3. Изменение запросов (сиюминутная польза, материальная выгода, душевное равновесие, духовное развитие).

4. Изменение форм общения (с интересом – безразлично, внимателен – невнимателен, участлив – безучастен).

Подобные социально-психологические измерения, проводимые в педагогических целях, могут выступать в более или менее выраженном и совершенном виде. Это зависит от подготовленности и замысла педагога. Чтобы не впадать в заблуждение, необходимо иметь в виду, что наблюдаемые изменения личности под влиянием коллективных воздействий носят недостаточно устойчивый характер.

8.5. Технология развития коллектива: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление

Формирование коллектива предполагает соответствие педагогических усилий и своеобразие путей, к которым относятся: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление, формирование здорового общественного мнения.

Перспектива – это взгляды членов коллектива, их виды на ожидаемое или возможное будущее. Идея проектирования перед коллективом ближних, средних и дальних «перспективных линий» принадлежит А.С. Макаренко. В своей педагогической деятельности он широко использовал ее, считая, что если перед коллективом возникает перспективная линия, способная увлечь всех, облегчается задача педагога по выбору способов и форм его организации.

Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Традиции многообразны. Выделяются следующие виды традиций:

▪ по содержанию (трудовые, учебные, боевые, бытовые, спортивные);

▪ по принадлежности к различным группам (общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные, смешанные);

▪ по сферам проявления (политические, моральные, художественные, правовые, религиозные).

В устоях, обычаях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени их интересы связаны с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями и ценностями.

Установление традиций относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиции разнообразят и украшают коллективную жизнь. Они воспитывают патриотизм, чувство долга и достоинства, содействуют стабильности коллектива, уверенности его членов в своих силах.

Стиль и тон коллектива являются отображением объективных черт его жизни и деятельности. Стиль – это совокупность способов и приемов коллективного общения, а тон – его тембр и эмоциональная окраска. А.С. Макаренко выделял разные стили детского коллектива: просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Стиль создается медленно потому, что немыслим без поколения традиций. Здоровый стиль коллектива характеризуется деловым тоном, бодрым настроением, творческой инициативой, сознательной дисциплиной и постоянной готовностью к практическим действиям.

Воспитание актива – непременное педагогическое условие успешности в управлении развитием коллектива. Актив – это опорное ядро в работе каждого педагога по формированию коллектива. Воспитать надежный актив, не ошибиться в его выборе – трудная педагогическая задача. Надо уметь заметить инициативных и деятельных ребят, у которых в большей степени развиты организаторские навыки и склонности к руководству. При этом следует учитывать их неформальный авторитет. В интересах практической целесообразности считается предпочтительным, если выбор состава актива будет осуществлен членами коллектива. Вначале состав актива может быть немногочисленным. Педагог советуется с активом, прибегает к его помощи, представляет активистам возможность принимать самостоятельное решение. Каждому члену актива поручается определенный участок работы. За постоянные и временные поручения активисты отчитываются.

Таким образом, закладываются основы самоуправления, которое устанавливают отношения сотрудничества, а не начальствование одних членов коллектива над другими. Укрепление актива, его расширение – постоянная забота педагога. Он стремится к включению всех членов коллектива к участию в общественно полезной деятельности.

Самоуправление – это широкое участие членов в управлении и жизни коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива. Самоуправление коллектива формирует моральный облик его членов, является школой демократического воспитания. Практика показывает, что целенаправленное и умелое педагогическое воспитание способствует более продуктивному решению усложняющихся педагогических задач.

Примерный план работы с активом можно представить следующим образом: определение сектора, группы, в которых будет находиться (отвечать за него) учащийся; инструктирование, разъяснение активистам их функций; составление плана работы секторов и его обсуждение в коллективе; оказание помощи в процессе их деятельности; заслушивание творческих отчетов перед классом.

Формы работы с активом могут быть разнообразными: индивидуальные беседы, обмен опытом работы, творческий показ, демонстрация умений (конкурсы мастерства) и т.п.

Под формированием здорового общественного мнения понимается та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Определить зрелость общественного мнения учащихся возможно благодаря специальным методикам, выявляющим:

● диапазон общественного мнения (широта интересов данного коллектива, круг проблем, по которым высказывается коллектив);

● уровень оценочных суждений, сложившихся в данном коллективе. Речь идет о тех идеях, принципах, идеалах, ценностях, которые являются основой оценки определенных фактов, явлений, качеств личности и т.д.;

● степень единства общественного мнения как условие эффективного решения поставленных задач;

● спектр принципиальности общественного мнения, который отражает способность ученического коллектива к критической оценке поведения одноклассников, их отношение к недостаткам и антиобщественным явлениям;

● объективность общественного мнения (способность коллектива правильно оценивать действия личности, не поддаваясь эмоциям, личным симпатиям и антипатиям).

К методам формирования общественного мнения относят:

- методы обогащения содержания общественного мнения (раскрытие сущности интересующих учеников явлений международной, общественной, культурной жизни);

- педагогический анализ волнующих учеников фактов и явлений из жизни данного ученического коллектива;

- систематическое разъяснение положений нормативных документов, регулирующих жизнь школьников.

Методы воспитания культуры функционирования общественного мнения:

- развитие критики и самокритики;

- регулирование и анализ дискуссионных ситуаций;

- личный пример поведения учителя в сфере функционирования мнений.

Комбинированные методы:

- коллективный анализ и оценка учебной, трудовой и общественной деятельности;

- коллективный анализ и оценка взаимоотношений в коллективе;

- коллективный анализ и оценка личностных качеств отдельных учеников.

Таким образом, при наличии инициативности и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на отдельных его членов и наоборот, т.е. коллектив выступает как субъект воспитания.
8.6. Проблемы формальных и неформальных коллективов в учебных заведениях

Любой детский коллектив имеет формальную (заданную взрослыми) и неформальную (складывающуюся стихийно) структуру.

Формальную структуру образуют: первичные коллективы (классы, постоянно объединяющие учащихся в совместной учебной и внеклассной работе), временные коллективы (кружки, бригады, коллективы художественной самодеятельности и т.п.), органы самоуправления (учком, старостат и т.п.).

Неформальную структуру образуют: неформальные группы («малые группы», НОМы – неформальные объединения молодежи), в которых отношения учащихся основываются на общности общественных устремлений, а на личных симпатиях. Неформальная структура неустойчива по своим организационным формам, тем не менее, она сильно влияет на характеристику детского коллектива.

Существуют различные виды НОМов.

Неформальные объединения общественной инициативы (экологические, политические, охраны памятников истории и культуры и т.д.). Это группы «Доверие», «Община», «Сопричастность», «Спасение Байкала, Волги, Арала и др.».

Группы пассивного действия, деятельность которых направлена на удовлетворение внутригрупповых интересов (изучают классиков марксизма-ленинизма, работы идеологов различных революционных течений в России, собирают материалы о деятельности руководителей партии и правительства и т.д.

Это группы «Юные марксисты», «Друзья Брежнева», интербригады А. Диаса, Че Гевары и т.д.

Неформальные любительские объединения (клубы по интересам), где занимаются поэтическим и художественным творчеством, авторскими песнями, решением психологических проблем, охраны здоровья, спортом, туризмом и т.д. Это неформальное объединение называют еще как «самодеятельное движение».

Группы нигилистической направленности. Их цели согласуются с идеями государства, но формы и методы деятельности носят максималистский, зачастую прожектерский характер. Группы отрицают официальные структуры, считая, что бюрократический аппарат не способен осуществить «движение вперед». Это группы «Гласность», «Демократическая перестройка» и др.

Собственно неформальное движение, в которое входят объединения демонстративного характера. К ним относятся металлисты, футбольные фанаты, хиппи, панки, волнисты, брейкеры, люберы, рокеры, профашистские группы, хайлайфисты (или попперы), мажоры, дофинисты и др.

К социально-психологическим обстоятельствам, способствующим появлению НОМов, следует отнести:

- низкую культуру работы официально действующих учреждений, проявляющуюся в формализме в воспитательной и общественной работе, показуху и погоню за числом «обязательных мероприятий»;

- дефицит внимания к подросткам и юношеству со стороны взрослых, в том числе родителей;

- слабую организацию непосредственного участия молодых людей в реальных делах общества.

Каковы же педагогические условия необходимо соблюдать при работе с НОМами?

Свести к минимуму осуждение действия учащегося, его внешнего вида, ценностей, принятых среди сверстников.

Для того чтобы подросток мог удовлетворить свою потребность в событийности, педагоги должны предложить ему особые виды деятельности.

Чтобы повысить сплоченность формальной группы, необходимо насытить жизнь группы разнообразными традициями, создать символику.

Продумать мощные стимулы, способствующие активной деятельности в классном коллективе.

Не переносить их отдельные недостатки на всю деятельность подростка, юноши вообще.

Необходимо вызывать учащихся на откровенный разговор. А это значит, самому быть откровенным, проявлять подлинный интерес к учащимся.

Взрослые должны проявлять терпимость.

Результаты формирования коллектива можно оформить в виде характеристики классного коллектива.
8.7. Характеристика классного коллектива

Примерная схема характеристики классного коллектива.

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1. Количество учащихся_______________________________________________

2. Из них мальчиков__________________________________________________

3. Из них девочек_____________________________________________________

4. Возрастной состав__________________________________________________

5. Класс сборный (да, нет) _____________________________________________

6. Менялся ли классный руководитель ___________________________________

II. Содержание и характер учебной деятельности

1.Общая характеристика успеваемости, дисциплины (успеваемость заполняется по итогам учебного года):

успевают на «5»_____________________________________________________

успевают на «4» и «5»________________________________________________

успевают на «3»_____________________________________________________

имеют «2» __________________________________________________________

2.Наличие контроля со стороны родителей за оценками отдельных учеников:

____________________________________________________________________

3.Взаимопомощь _____________________________________________________

4.Дисциплина на уроках, кто нарушает?__________________________________

5.Пропуски уроков (Ф.И. учеников, причины пропусков)____________________

III. Жизнь класса вне учебных занятий

1.Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию____________________

2.Участие класса в общешкольной жизни_________________________________

3.Общественно-полезный труд в школе и классе___________________________

IV. Руководство классным коллективом и его организация

1.Актив класса, его работа______________________________________________

2.Характеристика лидеров, помощь отстающим ___________________________

3Участие в школьных делах (Ф.И.ученика, дела) __________________________

4.Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс_____________

5.Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников ._____________________________________________________________

V. Взаимоотношения внутри коллектива

1.Степень сплоченности по данным социометрического исследования.________

2.Проявления взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи__________

3.Наличие или отсутствие группировок __________________________________

4.Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками ___________

5.Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся ____________________

6.Социально-неблагополучные семьи ____________________________________

VI. Сведения о состоянии здоровья

1.Количество здоровых детей___________________________________________

2.Имеют хронические заболевания (Ф.И. учащихся) _______________________

3.Нарушено зрение (Ф.И. учащихся )_____________________________________

4.Нарушен слух (Ф.И. учащихся)________________________________________

5.Расстройство нервной системы (Ф.И. учащихся)_________________________

6.Дети-инвалиды _____________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте теоретические основы коллективного воспитания.

2. Какова технология планирования развития воспитательного ученического коллектива?

3. Каковы условия формирования личности в коллективе?

Задания 1. Опишите причины появления неформальных коллективов в учебных заведениях.

Задания 2. Установление традиций относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. Приведите примеры влияния традиций на личность школьника (традиция по выбору).
Литература

Основная

1. Кульневич, С.В. Педагогика личности [Текст]: Стратегия и тактика личностного воспитания: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.В. Кульневич; отв. ред. Е.В. Бондаревская; Воронеж. гос. пед. ун-т. – 4-е изд., испр. и доп. – Воронеж : ВГПУ, 1997. – 184с.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432с.

4. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

5. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1987. – 254с.

Дополнительная

1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448с.

2. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 334с.

3. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 554с.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
написать администратору сайта