Главная страница
Навигация по странице:

4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие



Скачать 1.99 Mb.
Название Практическая педагогика учебное пособие
Анкор 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.99 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Тип Учебное пособие
#412
страница 3 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Гипотеза

Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Гипотеза – это предположение, принимаемое без доказательств.



Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?


Как правило, выдвигаются три исследовательские задачи:

- выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления;

- обоснование основных путей решения проблемы;

- выявление условий, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.

Методологические и теоретические основы исследования

На какие ведущие идеи будем опираться?





Методы

исследования

Какими способами будем достигать цели?


(Теоретические и эмпирические методы)

Экспериментальная база исследования

В каком учреждении (учреждениях) проводится эксперимент?

Этапы

исследования

Что будем делать на каждом этапе исследования?





Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В чем заключается научная новизна и теоретическая значимость исследования?

Научная новизна: Что разработано, обосновано, введено, развито, предложено? и т. д.

Теоретическая значимость: Что выявлено, раскрыто, сформулировано, определено? и т.д.

Практическая

значимость

В чем заключается практическая значимость исследования?

Что непосредственно применяется в учебно-воспитательном процессе, разработанное исследователем?

Достоверность результатов исследования

Чем обеспечивается достоверность результатов исследования?

(Например: использованием комплекса теоретических и эмпирических методов познания; широтой охвата основных теоретических позиций; обсуждением основных положений исследования и его практических результатов в широкой аудитории педагогических работников и т.д.).

Апробация и внедрение результатов исследования

Где отражались результаты исследования?


В каких публикациях, и каких материалах конференций различного уровня отражались результаты исследования?



Положения, выносимые на защиту

Какие положения выносятся на защиту?





моральные, идеологические и др. Исторический смысл реформирования образования в нашей стране состоит в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией демократической России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для педагогики это означает переход от автократических установок формирования людей как исполнителей, «винтиков» в государственной машине к созданию условий для развития личности.

За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность. Ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы, без чего невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования нужно не только научному работнику. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт в педагогическом процессе направлен на разрешение возникающих проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размышлений о собственной деятельности.

Существует различие между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научные педагогические знания, «производит» их, а второй их использует.

Для учителя обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями культуры этого вида являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности учителя, характеризуют его как творческую личность. Сегодня важно раскрыть значение и характер влияния методологии и теории педагогики на современную образовательную практику. Особую значимость приобретают вопросы формирования стандартов педагогического образования и учебных стандартов школ России. Как показал опыт, попытки их создания без должного методологического осмысления оснований этой работы оказываются несостоятельными и приносят больше вреда, чем пользы.

В настоящее время именно содержание педагогического образования является реальным и главным каналом доведения до школьной практики результатов исследований в области методологии и теории педагогики.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем сущность методологии как учения о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности?

3. Какие уровни методологии традиционно выделяют в педагогике?

4. Какова сущность содержания философского уровня методологии?

5. Раскройте содержание методов педагогических исследований.

6. Какова логика научного исследования?

7. В чем заключается сущность методологической культуры педагога-практика?

Задание 1. Тест. Методология педагогики и педагогической деятельности.

Выберите все правильные ответы.

1. Методология – это

а) учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования;

б) наука об обучении и воспитании подрастающих поколений;

в) специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия субъектов деятельности.

2. Уровни методологии

а) философский;

б) общенаучный;

в) конкретно-научный;

г) эксклюзивный;

д) технологический.

3. Утверждение о том, что интуиция человека – главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение, принадлежит

а) бихевиористам;

б) экзистенциалистам;

в) прагматистам.

4. Утверждение о том, что наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, принадлежит

а) диалектическим материалистам;

б) неопозитивистам;

в) неотомистам.

5. Направление в психологии, педагогике, считающее предметом исследования не сознание, а поведение, называется

а) неопрагматизм;

б) бихевиоризм;

в) прагматизм.

6. Детерминистский подход означает

а) подход, в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия;

б) подход, ставящий во главу угла развитие здорового образа жизни ученика

в) абсолютизирующий роль деятельности.

7. Природосообразный подход означает

а) подход, следующий естественным, природным факторам развития ребёнка;

б) подход, основывающийся на постановке, выявлении и решении проблем;

в) подход, основывающийся на допущении неопределённости, неоднозначности результата.

Задание 2. Исключите (подчеркните) лишнее слово:

а) экзистенциализм, бихевиоризм, альтруизм, прагматизм, неотомизм;

б) анализ, синтез, анкетирование, индукция, сравнение.
Литература

Основная

1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тексты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208с.

2. Актуальные проблемы современного образования (теория и методология) [Текст]: монография / Е.Л. Федотова [и др.]; науч. ред. А.А. Иванова; Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск: ИГПУ, 2006. – 138с.

3. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования [Текст] / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 1996. – 328с.

4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.

5. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики [Текст] / Н.Е. Седова. – М.: Сфера, 2008. – 192с.

6. Управление качеством образования [Текст]: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442с.

Дополнительная

1. Горбунов, Л.М. Мониторинг образования, оценка качества и статистика [Текст]: учебное пособие для дистанционного обучения / Л.М. Горбунов; Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск: ИГПУ, 2009. – 154с.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

4. Подлиняев, О.Л. Становление личности. Актуальные концепции [Текст]: монография / О.Л. Подлиняев; Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск: ИГПУ, 2000. – 128с.
Глава 3
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Понятие педагогических ценностей

Возросший интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом определил предметом философского осмысления категорию ценности (схема 4).

Ценность – идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества.

Ценностями занимается аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

В общей аксиологии категория ценности применима к миру человека и обществу. Отсюда выделяются ценности социальные – общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты.

Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений.

К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей.

Ценность объективна, складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система (В.А. Сластенин).


Понятие педагогических ценностей





идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.



Ценность








философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.



Аксиология







категория ценности применима к миру человека и обществу.


ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей.


аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.


Педагогические ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе.





Педагогические ценности

представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система




Схема 4. Понятие педагогических ценностей

3.2. Ценностные характеристики педагогической деятельности

Педагогические ценности формируются исторически и фиксируются в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Педагогические ценности трансформируются с изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности.

В науке выделяются социально-педагогические, групповые, личностные ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций.

Индивидуально-личностная система педагогических ценностей включает:

● ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

● ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

● ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

● ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

● ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.). Рассмотрим характеристики ценностей-средств.

Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы:

● собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);

● коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения);

● действия, отражающие субъектную сущность педагога, интегративные по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога. Ценностное отношение к педагогической деятельности отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимым является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др.

Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.
3.3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в

профессиональной деятельности

Философско-педагогическая мысль выделяет мир человеческой культуры: науку, философию, искусство, религию, этику. Каждая из сфер культуры – непреходящая общечеловеческая ценность для духовного развития человека.

Ценностно-смысловое самоопределение педагога связано с его образованием. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран.

Сущностное значение образования – его общая направленность на гармоничное развитие компетентной личности. Ценностное значение образования отражено в его функциях:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Отсюда разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания должны быть связаны не столько с передачей некоторого содержания знаний и формированием соответствующих им умений и навыков, сколько с развитием творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности.

В этом случае человек становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность, тем самым вносить вклад в мировую цивилизацию.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем вызван сегодня возросший интерес к педагогическим ценностям?

2. Ценностные характеристики педагогической деятельности: ваша позиция?

Задание 1. Выделите и охарактеризуйте условия, обязательные, на ваш взгляд, для позитивной оценки профессионализма.

Задание 2. На основе 4 источника выделите и охарактеризуйте компоненты профессионально-педагогической культуры.
Литература

Основная

1. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2000. – 208с.

2. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 256с.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432с.

4. Седова, Н.Е. Теория и практика подготовки учителя: состояние и проблемы [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Седова; Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГПУ, 2002. – 178с.

Дополнительная

1. Кульневич, С.В. Педагогика личности [Текст]: Стратегия и тактика личностного воспитания : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.В. Кульневич; отв. ред. Е.В. Бондаревская; Воронеж. гос. пед. ун-т. – 4-е изд., испр. и доп. – Воронеж: ВГПУ, 1997. – 184с.

2. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.В. Сенько. – М.: Академия, 2000. – 236с.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта