Главная страница
Навигация по странице:

4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Практическая педагогика учебное пособие



Скачать 1.99 Mb.
Название Практическая педагогика учебное пособие
Анкор 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.99 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 4.Горбунов Л.М. Практическая педагогика.doc
Тип Учебное пособие
#412
страница 8 из 19
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
Глава 7
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФОРМ
7.1. Понятие форм организации воспитательного процесса

Формы организации воспитательного процесса – формы, в рамках которых осуществляется воспитательный процесс; устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач.

Известны основания классификации форм воспитания:

- по количеству участников (индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые). Индивидуальные формы (от одного до двух-трех человек). Микрогрупповые формы (до пяти-семи воспитанников). Групповые (коллективные) формы – от десяти до тысячи человек. Массовые формы (верхний предел не ограничен). В индивидуальных формах организации воспитания важное значение имеют чтение литературы, проведение досуга, хобби-занятия, самовоспитание и др. При групповой форме наиболее распространены классные часы, коллективные воспитательные дела, экскурсии, кружковая работа и т.д. В массовой форме организации воспитательной работы чаще используются тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тематические месячники, декадники, недели; читательские конференции; встречи с интересными людьми; смотры, конкурсы, олимпиады; туристические походы; фестивали; выставки; специфические формы организации;

- по направлениям воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т.д.);

- общие формы, приемлемые для любого содержания воспитательной работы (лекции, вечера, конкурсы, утренники, праздники и т.п.).

Все формы организации воспитания взаимозависимы и взаимосвязаны, поэтому на практике существует проблема оптимального их сочетания.
7.2. Воспитательные дела

Сущность понятия (схема 12)

Воспитательное дело (ВД) – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания объединяет понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики.

Главные требования, предъявляемые к ВД, – необходимость, полезность, осуществимость.



Схема 12. Воспитательное дело

Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся ВД. Воспитательные дела чаще всего имеют творческий характер и общественную (коллективистскую) направленность. Поэтому за ними закрепилось название коллективных воспитательных дел (КВД) или коллективных творческих дел (КТД). КТД, как отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, И.П. Иванов, – это не мероприятия, а забота, способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1998. – С. 3-4).

В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

Конструирование ВД

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то можно выявить, что, несмотря на большое разнообразие, все они конструируются в основном одинаково (схема 13). В любом деле выделяются следующие этапы, включающие: 1) анализ ситуации, 2) формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей; 3) планирование; 4) организация и подготовка; 5) непосредственное осуществление дела; 6) подведение итогов и анализ достигнутых результатов.

Источники целеполагания и проектирования ВД

Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВД служит социальная ситуация того периода, в котором они осуществляются. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другой источник организации и проведения ВД – педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт личности; третий – общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники определяют актуальность и направленность ВД.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).

Задачи педагога на этапе целеполагания – учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности класса и отдельных учеников, провести педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены определенные ответы на вопросы: что собой представляет класс (группа), на который направляется воспитательное воздействие; какой уровень его развития в данном направлении; что необходимо достигнуть в результате ВД? Какой системой воспитательных средств нужно воспользоваться для



достижения запланированного результата?

Внимание уделяется также анализу недостатков воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние класса и отдельных воспитанников – возможности педагога и школьников – определение цели и конкретных

конкретных задач.

Этап планирования ВД

Этап планирования воспитательных дел отделяется от этапа целеполагания только теоретически, практически это единый процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только что, но и как должно быть сделано.

Хотя многие педагоги считают, что им самим это сделать и быстрее, и легче, не привлекать воспитанников к планированию ВД – грубая педагогическая ошибка. Ведь функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами воспитанники под руководством классного руководителя. Иначе ВД будет мероприятием, а не собственным делом школьников.

От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено ВД. Чтобы достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут слишком много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.

Сложные общешкольные дела, охватывающие многих участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), дается другая необходимая информация. Флажками на сетевом графике отмечаются пройденные участки.

Этап организации ВД. Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опирается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации ВД.

1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца (чего необходимо достичь).

2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь).

3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь).

4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого).

5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели).

6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь).

Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела – мощное средство сплочения класса (группы).

Для многих школьников это проверка своих личных качеств, правильности выбора профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечить себе надежную помощь воспитанников.

Завершающий этап ВД

На завершающем этапе дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Технологическая схема коллективного творческого воспитания представлена на схеме 14.
1 этап. Предварительная подготовка. (Стартовая беседа).

«Сами придумываем»


Диагностика интересов и потребностей коллектива

Формулировка проблемы

Стартовый сбор коллектива

Выборы совета

дела





2 этап. Коллективное планирование («сами планируем»)


Определение состава микроколлектива

Осмысление задач

Распределение заданий

Составление планов-действий




3 этап. Коллективная подготовка («сборка сюрпризов»)


Мероприятия по подготовке

Проверка готовности (совет дела)

Общий сбор - заседание


4 этап. Проведение («сами делаем»)


Оперативное руководство


5 этап. Коллективный анализ. («Сами анализируем»).

«Огоньки»


Обсуждение, анализ, рефлексия

Решение и рекомендации

Реализация рекомендаций и решений

Организация положительного опыта

Учет в планах работы








6 этап. Последствие


Определение будущего КТД


Схема 14. Технологическая схема коллективного творческого дела (КТД

Направления КТД

Познавательные:

- вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

- защита фантастических проектов;

- турнир знатоков;

- устный журнал;

- путешествие по физическому океану, в химической лаборатории, мир животных и растений, в глубь веков и др.

Общественно полезные и трудовые дела:

- аукцион полезных и интересных вещей;

- город веселых мастеров;

- эстафета полезных занятий;

- музей на столе;

- подарки далеким друзьям;

- защита профессий и др.

Общественно-нравственная направленность деятельности:

- путешествие по странам и континентам;

- пресс конференция политологов;

- художественно-литературный вечер «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»;

- встреча трех поколений «Что значит быть патриотом и интернационалистом сегодня»;

- разговор за круглым столом на тему «Мой идеал – каков он» и др.

Художественно-творческая деятельность:

- музей восковых фигур;

- конкурс неоконченных рассказов;

- турнир знатоков поэзии;

- конкурс живых картин;

- кольцовка народных песен;

Спортивно-оздоровительные дела:

- веселая спартакиада;

- сюита туристических игр;

- там, где царство снежное слепили;

- проводы зимы;

- спартакиада народных игр и забав и др.

Организация свободного времени:

- презентация времен года;

- рождение коллектива;

- «Живая» газета;

- диспут на тему «О скромности, рыцарстве и, конечно же, о любви» и др.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие форм организации воспитательного процесса.

2. В чем сущность воспитательного дела (ВД) и каковы этапы его подготовки и проведения?

3. Что общего и в чем различие между воспитательным мероприятием и коллективным творческим делом (КТД)?

Задание 1: Разработайте коллективное творческое дело (возраст учащихся и направление воспитания по выбору).
Литература

Основная

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 432с.

4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М: Высшее образование, 2007. – 540с.

5. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512с.

Дополнительная

1. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами [Текст]: кн. для старшеклассников / В.Д. Иванов. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

2. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов [Текст]: из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области / И.П. Иванов. – М.: Педагогика. – 1982.– 80с.

3. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания [Текст]: книга для учителя / И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

4. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]: научно-популярное издание / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

5. Караковский, В.Л. Воспитай гражданина [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Знание, 1986. – 83с.

6. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей, студентов высших и средних педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – М.: Ростов н/Д : Учитель, 2000.– 191с.

7. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А.С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 267-329.

8. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел [Текст]: методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994.– 96с.
Глава 8
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
8.1. Общее понятие о коллективе

Планирование развития воспитательного коллектива требует глубоких знаний в этой области.

Отечественными и зарубежными учеными проблемы теории человеческих групп разрабатываются в разных направлениях. Исследуются:

▪ формы организации групп и их классификации;

▪ внутренняя структурная организация группы и ее динамика;

▪ коммуникация, контактность и общение в группах;

▪ отношения в группах и результаты совместной деятельности;

▪ социально-психологический климат и его влияние на результаты групповой деятельности.

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что это понятие стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В литературе употребляется два значения понятия «коллектив»: 1) любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); 2) понимается только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогике, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков:

  • Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

  • Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

  • Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

  • Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих признаков могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т.д.), но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими очень важными особенностями – это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется определенная система отношений к труду, людям, своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений основана на разумном сочетании личных и общественных интересов, умении подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

В официальной структуре школьного коллектива наиболее стабильное звено – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений.

Проецируя на школьный класс перечисленные признаки коллектива, можно сделать вывод, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях (схема 15).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
написать администратору сайта