Главная страница
Навигация по странице:

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Основные понятия: культурный синкретизм, архетип, мифология, сакрализация культуры, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, речные цивилизации, восточная деспотия, азиатский способ производства, законы царя Хаммурапи, зиккураты, индуизм, иудаизм, Деколог, буддизм, карма, сансара, нирвана, конфуцианство, даосизм, ин-янь, легизм.
Вопросы семинара:

1. Мифологические и космогонические представления в культуре и образовании Древнего мира.

2. Центры цивилизаций Древнего Востока и их особенности. Основные достижения

материальной и духовной культуры Древнего Востока.

3. Индо-буддийская культурная традиция.

4. Древний Китай и его культура.
Краткое пояснение к теме семинара.

Речные цивилизации. Культура Месопотамии и Египта

Шумерская культура – клинопись дошла до нас – оказала влияние на Европу и Восток: созвездия, календарь, время мы называем и отсчитываем как шумеры. Истории Ветхого завета взяты из шумерских сказаний.

Древние шумеры пришли в Междуречье в 4 тыс. до н. э. Источником культуры, цивилизации являются. глиняные таблички. Главный. источник-энциклопедия. В ней 5 слоёв: а) Наиболее древнее представление о мире. Их мировоззрение. построено по принципу структуры человека и структуры мира. Как человек состоит из костей, плоти и кожи, так и мир.(плоть-глина, кожа-олово, кость-тростник); б) Змея, сидящая в камне покрытом травой (кость-змея, плоть-камень, кожа-трава); в) Рыба, которую съела птица покрытая опереньем; г) Звёздное мироздание без человека и он сост. из своей кости, плоти, покрыт звёздами; д) Очеловеченный мир. Венец-человек.

Древнее шумерское мировоззрение мифологическое. Основная тема – устройство мира на земле, происхождение человека, заселение живыми существами. Патриархальная община. Первый бог-мужчина (Абзу). Этот бог ассоциировал водный хаос. Проматерь – Намму. Из водного хаоса рождена гора (Кур) Эта гора сост. из протовещества. Это вещество дифференцировалось на небо (Ан)-мужское и землю (Ки)-женское. От их брака—Энлиль (бог воздуха (разделил небо и землю, создал место для жилья) и Энки (обучил ремеслу, охоте, земледелию. Запустил рыбу в море, животных в леса, помог человеку)

Древние шумеры считали, что у богов те же недостатки что и у людей, только в большей мере. Они считали, что загробный мир существует, но он хуже. Т. о. В древней. шумерской литературе героями были не боги а люди. Они занимали высокое положение. Самый значимый герой-Гильгамеш: он считал себя равным богам, поэтому боги его боялись, поэтому они создали фантастическое существо Энкиду и подослали его к Гильгамешу, что бы он подружился с ним и погубил его. Энкиду понимал язык зверей и птиц, но Гильгамеш разгадал его планы и решил лишить его этих возможностей. Он подослал к Энкиду блудницу, после связи с которой он теряет свои возможности. Вместо борьбы они подружились, и боги решили погубить Энкиду. Гильгамеш, увидев смерть друга, понял, что и он смертен и решил идти на поиски бессмертия. Он нашёл траву бессмертия, но прилёг отдохнуть , а змея её украла. И он возвратился в город и благоустроил его и понял, что человек может быть бессмертен в памяти людей. Мифы о сотворении людей: 1) людей создали две сестры – богиня скота и богиня зерна, чтобы кормить богов жертвоприношениями людей; 2) люди созданы из глины, замешанной на крови бога-предателя Кингу. В представлении о прекрасном лежат 2 вида удовольствия: внутреннее (от пищи) и внешнее (от общения с Богами).
Культура Древнего Вавилона.

Некоторые исследователи рассматривают вавилонскую культуру как завершающую древнюю шумерскую культуру. К этому времени в мировоззрении произошёл раскол на 2 мира: богов и людей, а отражён этот процесс в мифе о сотворении мира: Мир-птица Тиамат. Главный бог- Мардук разорвал птицу на 2 части. Верхнюю часть подвесил к небу и оборудовал как жилище для богов, а из нижней части создал землю и поселил людей, т. е. пути богов и людей разошлись. Начало формироваться 2 вида знаний для людей и для богов. Всё самое хорошее совершалось в мире богов, а самое плохое - в мире людей. В вавилонское время сформировалось понятие прекрасного как украшений: драгоценности камни. В поздневавилонское время начал формироваться новый комплекс прекрасного вокруг человека. Вавилоняне пришли к выводу что и на земле сущ. ценности: добро, справедливость, честность- моральные ценности. Среди людей можно достичь совершенства и обрести статус прекрасного, но в духовном плане сущ. 2 вида красоты: а)матер. красота, б) внутренняя красота. Вавилонская культура - завершающая стадия месопатамской культуры в целом. Они чувствовали закат своей цивилизации и конец мира.
Древняя Египетская культура

Эта культура была с очень развитым чувством времени. И сами египтяне выделяли основные этапы своей истории: а) Древнее царство, б) Среднее царство, в) Новое царство, г) Позднее Египет, д) Саисский Египет. Основным источником по древнеегипетской культре являются тексты Пирамид, тексты о саргофагах, книга мёртвых. Древняя Египетская культура является переходной к древнегреческой. Основными чертами являются: мифологизм, космоцентризм, религиозно-ритуальная ориентация. Версия о сотворении мира мало отличается от шумерской: вначале был водный хаос, из этой водной стихии поднимается холм состоящий из протовещества, которое таило в себе возможность самозарождения бога Ра. Бог солнца рождает бога воздуха Шу и Тефнут. От их брака рождаются: Геб(земля) и Нун (небо), Осирис (гл. бог по отношению к человеку) и Исида. Шу разделяет небо и землю и поднимает Нун над землёй. Люди появились из слёз Ра.

Эта культура имеет религиозную ориентацию. Для неё характерны черты: 1) политеизм-многобожие, 2) культ природы: а) зооморфизм-почитание животных, б) фитоморфизм - почитание растений, 3) культ мёртвых. В каждом городе существует пантеон из нескольких богов (от 3 до 30), но самый распространенный из 9 богов. В каждом городе почитаются свои боги. В каждом пантеоне выделяется 1 бог. Одного и того же бога они могли называть по-разному. Боги древнего Египта сочетали элементы животных и человека. Египтяне почитали всех животных, явления природы и растения. Храмы имитировали природу: потолок - звёздное небо, колонны-деревья, пол - озеро. Около храмов устраивали священные рощи и священные озёра. Самый пышный -культ быка Аписа. Др. Египтяне всю жизнь посвящали к переходу в загробный мир. В течение жизни они изучали информацию о пути, о богах, гимнах. Они считали, что душа остаётся бессмертной до тех пор пока сохраняется тело, поэтому они разработали 2 основных метода сохранения тела: а)бальзамирование, б) создание гробниц. Путь на тот свет был труден и опасен.

Особенности художественной культуры древнего Востока: а) синкретизм (нерасчленённость) художественного сознания с религиозным и производственным сознанием; б) преобладание информативного начала в художественных произведениях, т. е. в изображение всегда вкладывается дополнительная информация о том образе, которому было посвящено произведение, а так же информация о владельце и те сведения, которые в изображении передать нельзя; в) символизм. Более значащее лицо помещалось в центре и изображалось в более крупном масштабе, а не значащие лица изображались в 3-4 раза меньше а располагались с края; г)атрибутика. Обычно изображение лица сопровождалось деталями, подчёркивающими профессию, социальное положение; д) каноничность, которая выражалась в цвете, в композиции, в пропорциях. Главные цвета - белый, зелёный, красный, лазурь.
Китайская культура. Конфуцианско-даоистский тип.

Древние китайцы заселились на средней равнине в 6 тыс. до н. э. и создали свою оригинальную цивилизацию с особым укладом жизни, традициями, отношениями. Эти люди были земледельцами. Они научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и делать шёлк. В начале 2 тыс. до н. э. они научились изготовлять бронзу, а в середине 1-го тыс. до н. э. –бумагу. Железо круто изменило жизнь др. китайцев. В это время появилось множество городов с большим количеством жителей(более 10 тыс.). В городе жили ремесленники и торговцы, поэтому в это время развитие получили товарно-денежные отношения. Сами китайцы называли свою страну срединным государством и считали её центром земли и мироздания.

Представление о происхождении мира: а) люди произошли в результате взаимности Инь и Янь: Янь – светлое, животворное, положительное (мужское) начало; Инь– темное, мертвое. Зима – лето, Земля – небо, Луна – Солнце. Каждая вещь—сочетание Инь и Ян. Если они находятся в гармонии, то она развивается с положительным результатом. Если нет—вещи деградируют и гибнут. Противоборство двух сил – зерно китайской ментальности; б) люди произошли из паразитов, которые ползали по Попаньгу, в) Небесные божества создали людей. Очевидными преимуществами перед окружающими племенами были письменность, календарь, своеобразие образа жизни. Создан был лунный календарь. Он сводил воедино хозяйственную деятельность людей. Он заложил основы мировоззренческой идеи о единстве неба, земли и человека. Кроме календаря была ещё и письменность.

Они создали богатую духовную культуру, основой которой является 13-книжие. Среди 13 выделяют 5 основных книг, изучение которых обязательно в учебных заведениях и для сдачи экзамена. на получение чина. В 5-книжие входит: Книга песен и гимнов, Книга перемен, Книга истории, Записки об обрядах, Летопись весны и осени. Из этих книг наибольшее значение имеет Книга перемен. В ней рассматриваются проблемы происхождения мира и процесс его развития. При помощи гексограмм, триграмм они объясняют всё, что есть в мире и его развитие. Древней китайской мудрости характерно: а) знание в Китае связано с этикой и политикой. Знание—путь к совершенствованию. VIII-II в.в. до н. э. – века возникновения мудрецов древности, Конфуций, Лао-цзы. Сознание познает сознание. Начало формирования религиозных систем. «Три учения», или «Три религии», религиозно-философская триада (сань цзао): конфуцианство, даоизм и буддизм. Творцом даоизма считается Лао-цзы (конец VIII – начало VII в до н. э.) – трактат «Дао дэ цзин». Дао – всеобщая сущность мира, дэ – ее проявление в действительности. Развитие даоской мысли было осуществлено в книге «Чжуан-цзы» другого классика даоизма Чжуан Чжоу. Конфуцианство признавало врождённое и приобретённое знание, но больше ценило приобретённое знание, б) демифологизм. Знания были свободны от теологии, но не были свободны от традиций.
Индийская культура. Индо-буддийский тип.

Культура Древней Индии. Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.

Начатые в 20-е года XX века раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской. Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развитии искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича.

Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг . Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды. Элементы ведической культуры – религия ведическая и брахманов (жрецов), сложившаяся в систему брахманизма, аюверда (наука долголетия), йога, зрелищные искусства. Самхита – собрание священных текстов, изречений (жанр), которому приписывается магическая сила. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Ведическая культура закончилась с появлением буддизма (VI в. до н. э.).

Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства, это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств. Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия.

Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:

1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) – весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.

2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.

3) Буддизм (VI век) – жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. В буддизме нет души, есть поток сознания, которое нужно остановить (т. е. достичь нирваны Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.

Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).

Контрольные тесты, вопросы, задания.

Тесты:

1. перевод названия реки Нил:

а) священный; в) река; б) море; г) вода

2. Пиктография –

а) ребусы; в) клинопись; б) иероглифы; г) рисуночное письмо

3. Какой из перечисленных богов не имеет отношение к культуре междуречья:

а) Энлиль; в) Кибела; б)Астарта; г) Энки

4. Кто из перечисленных мифологических персонажей- герой эпоса Междуречья:

а) Голиаф; в) Ганеша; б) Гайавата; г) Гильгамеш

5. Вавилонская башня представляла собой:

а) пирамиду; в) минарет; б) купольный храм; г) зиккурат

6. Египетские зодчие по значимости приравнивались:

а) к жрецам; в) к воинам; б) к фараону; г) к ремесленникам

7. Скульптура самой прекрасной женщины Египта изображает:

а) царицу Нефертити; в) жрицу Раннаи; б) богиню Исиду; г) фараоншуХатшепсут

8. Расставьте индийские варны в порядке их значимости:

а) шудры; в) вайшьи; б) брахманы; г) кшатрии

9. Расположите религии Индии в порядке их возникновения:

а) буддизм; в) индуизм; б) сикхизм; г) джайнизм

10. В индийской культуре понятие «ступа» обозначает:

а) высокие ступени; в) кухонная утварь;

б) буддийский храм; г) сказочное транспортное средство

11. Что обозначает понятие «легизм»:

а) законность; в) образованность; б) легальность; г) организованность

12. Какие изобретения не имеют отношение к Китаю:

а) компас; в) колесо; б) фарфор; г) бумага

13. Первый свод законов в Междуречье создал царь:

A) Хаммурапи B) Навуходоносор C) Ашшурбанипал

14. Знаменитые висячие сады находились в:

A) Лагаше Б) Ниневии В) Уруке C) Вавилоне

15. Первый алфавит был создан:

A) Вавилонянами Б) египтянами B) Финикийцами C) Ассирийцами

16. Из царей Ассирии только один оставил после себя библиотеку. Кто это?

A): Синохеринб B): Ашшурбанипал C): Валтасар

17. Статуя крылатого быка для ассирийцев символизировала:

A): Доброго духа B): Душу предка C) Стражника, охраняющего Владения

18. Индуизм гласит, что душа:

А) Живет в особом мире

В) Переселяется из тела в тело

С) Живет только одну жизнь на земле

19. Индийцы делились на касты. Каждой касте принадлежал свой цвет. Брахманы одевались в:

А) Черное Б) зеленое В) Белое С) Желтое

20. Индийцы верили в переселение душ. По их верованию вор после смерти становился:

А) Крокодилом Б) обезьяной В) червем С) насекомым

21. Одним из главных богов древних индийцев являлся бог с головой слона. Его имя :

А) Брахма Б) Будда В) Ганеша С) Рама

22. В чем состоит смысл учения Конфуция?

А) В самосовершенствовании В) В вере в загробную жизнь С) В почитании традиций

23. Во всем мире сейчас пользуются десятичной системой счисления, а изобретена она была в(на):

А) Индии Б) Финикии В) Китае С) о. Шри-Ланка

24. Великая Китайская Стена предназначалась для:

А) Защиты от татаро-монголов В) Защиты от гуннов С) Отгорожения от остального мира
Вопросы:

1. Укажите характерные черты древнеегипетской культуры

2. Укажите характерные черты древнеиндийской культуры.

3. Укажите характерные черты древнекитайской культуры.

5. Какое из философских направлений Древнего Китая проповедовало поиск вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т. д.), и соблюдение заповедей?

6. Частью какого религиозно-философского учения представлены два направления – Хинаяна и Махаяна?

7. В каком из восточных государств возникают священные книги Ригведа, Ядхурведа, Самоведа, Ахтарведа?

8. Как оценивался в традиционном Китае донос детей на своих родителей в целях укрепления

государственного порядка?

9. Один китайский император приглашал в весеннюю пору в свой сад музыкантов, чтобы они

услаждали слух цветов. Объясните этот факт, исходя их принципов даосизма.

 10. Почему М. Вебер назвал индо-буддийскую культуру культурой бегства от мира?

11. Буддизм является чрезвычайно абстрактным философским учением. Как в культуре Индии

удавалось перевести его положения в систему образов искусства?

12. В истории Индии почти не было массовых восстаний и ни одной крестьянской войны.

Как Вы думаете: почему? Объяснить, обращая внимание на специфику менталитета.

13. Меритократия выступала фактором стабильности китайского традиционного общества. Что являлось фактором стабильности в традиционном обществе Индии?
Задания:

1. Известный испанский философ Ортега-и-Гассет писал: самое большое внимание

комфорту в истории уделялось дважды - в Европе в последние 200 лет и в китайской цивилизации. Что дало ему основание для такого утверждения?

2. В трактате «Чжуан цзы» царь Вэньхуэй наблюдает за работой повара, разделывающего тушу. Искусство повара восхищает царя. Повар замечает: «Я, Ваш слуга, приверженец пути более, чем своему мастерству. Тушу быка я воспринимаю разумом, а не чувствами. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, никогда не рублю того, что слишком твердо». Услышав рассказ повара, царь сказал, что он понял, как достичь долголетия.

Как это понимать?

3. Индийский ученый Р. Мукереджи в книге «Судьба цивилизации» подчеркивает, что большая по сравнению с другими стабильность и непрерывность индийской и китайской цивилизаций обусловлены универсальными космическими мифами и нормами, комментирующими истинную природу и судьбу человека и общества.

Согласны ли Вы с ним?

4. Какие особенности в традиции индо-буддиской культурыпрочитываются в данном фрагменте:

«Самое лучшее - жить как отшельник; ничего не имея, ни в чем не нуждаясь».

«Женщина есть пальцы природы и драгоценные камни мира. Мир Брахмы - мир радости.

Зачем ты укротил свои страсти?»

«Не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо

Брахманом».

Культурологические термины и понятия к теме:
Список литературы:

Альбедиль Ф. М. Индуизм. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века. — М., 2003.

Андросов В. П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия: Учеб. пособие. – М.: ВЕСТКОМ, 2000.

Афоризмы старого Китая. — М., 2003.

Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. – Минск: Харвест, 2002.

Васильев Л.С. История Востока. – Т. 1, 2. – М.: Высшая школа, 2001.

Все страны мира. - М.: Вече, 2001.

Rравцов М. Е. История культуры Китая. –СПб: Лань, 1999.

Карпушина С.В., Карпушин В. А. История мировой культуры. – М.: Центр, 1998.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. – СПб: Нева, Летний сад, 2000.

Культурология: Конспект лекций. (Сост. А. А. Оганесян). - М.: Приор,2001. Линс Ю.

История древних цивилизаций. – М.; СПб.: АСТ Полигон, 1999.

Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. – М.: Восточная литература РАН, 2001.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.

Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ “Дизайн. Информация. Картография”; ООО “Издательство Астрель”, “Издательство АСТ”, 2001.

Очерки по истории мировой культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997.

Торчинов Е. А. Введение в буддологию: Курс лекций. – СПб.: СПб. филос. об-во, 2000.

Торчинов Е. А. Даосизм. “Дао-Дэ цзин”. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

Торчинов Е. А. Даосские практики. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

Фицжеральд С. П. Китай. Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1998.

Эррикер К. Буддизм. – М.: Гранд, 2001.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта