Главная страница
Навигация по странице:

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА 2

МИФ И РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ

Основные понятия: миф, мифология, синкретизм, табу, сакральное, обряд, тотем, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм, политеизм, символ, Бог, вера, религия, монотеизм, буддизм, Библия, католицизм, православие, христианство, ислам, Коран, шариат, Аллах, хадж, мечеть, суннизм, суфизм, религиозное сознание, религиозная практика, откровение, искупление, воскресение, вознесение, грех, покаяние, Троица, духовенство, монашество, монастыри.
Вопросы семинара:

1. Антропогенез и культурогенез.

2. Синкретизм мировоззрения первобытного человека. Миф как форма первобытной культуры. Историческое развитие мифа. Современная мифология.

3. Становление религиозного сознания. Сущность религии. Мировые и национальные религии. Другие религиозные направления, секты.

4. Взаимодействие религии и культуры в истории человечества.
Краткое пояснение к теме семинара.

Слово «мифология» происходит от mythos — предание, ска­зание, но как отрасль культуры мифология есть целостное пред­ставление о мире, передаваемое, как правило, в форме устных по­вествований. Мифология связана с антропоморфизмом (приписыванием яв­лениям природы человеческих свойств и поступков), фетишизмом (представлением о наделенности неодушевленных предметов сверхъестественной силой), тотемизмом (представлением о про­исхождении человеческих групп от животного или растительного предка), анимизмом (верой в одушевленность всего существую­щего). .Миф – попытка самопознания человеком себя; иррациональный, образный метод постижения мира и себя; попытка человека восстановить, гармонизировать своё существование и существование природы.

Миф отличается от сказки или легенды тем, что воспринимает­ся как реальность. Мифология развивалась из отдельных произведений искусства, которые не обобщались вплоть до становления великих речных ци­вилизаций. Их создание — переломная точка перехода от искусства к мифологии. Мистика и искусство не отмирают, они отталкива­ются на периферию культуры. Мифология достигает своего расцвета в Египте, ближневосточных цивилизациях, Индии, Ки­тае, Греции, переходя в Индии в религию, а в Греции в филосо­фию.

Мифология отвечает на запросы становящегося все более ра­циональным человека объяснить происхождение и развитие мира. Первичная функция мифа, дает ответ на детские вопросы «почему?» и «за­чем?».

В социальном плане мифология обеспечивает цивилизационное единство народов. Искусство слишком индивидуально и субъектив­но для выполнения такой миссии. Господство мифологии в культуре служит фундаментом становления цивилизации.

Мифология предшествует религии, но непосредственно стыкуется с ней в тех культурах, где отсутствует философия.. Одна из задач мифа — сделать бытие вечным и неизменным, оста­новить мгновение, чего жаждет человек и для чего создает культу­ру. Миф, как и культура в целом, выполняет функцию борьбы со страхом смерти.

Во всех сферах культуры обнаруживается мифологическая сторона, свиде­тельствующая о значении данной отрасли культуры. «Без мифа, — писал Ницше, — культура теряет свой здоровый творческий харак­тер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замы­кает целое культурное движение в некоторое законченное целое». Усилиями Р. Барта и других методологов почти все в культуре ста­ли называть мифом — и религию, и идеологию, и даже науку. В этом есть рациональное зерно: созданное после мифа несет на себе его отпечаток.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании и в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека.

Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение. Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума. В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил.

Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.

Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс институционализации религиозных культовых систем. В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а культовые обряды еще не были самостоятельным видом деятельности. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы и т. д. Следующий этап в процессе инcтитуционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроенных систем происходит самоопределение религиозной системы.

В памятниках христианской, буддийской и исламской культуры люди и сегодня находят современный, общечеловеческий смысл, ответы на многие вопросы.
Контрольные тесты, задания, вопросы.

Тесты:

1. Кто из перечисленных теоретиков изучал проблему мифа в культуре?

а) Б.Малиновский; б) А.Моль; в) Ч.Сноу; г) О.Шпенглер; д) А.Тойнби.

2. Как соотносятся между собой культурная картина мира, научная картина мира и религиозная картина мира?

а) Они не зависят друг от друга;

б) они объективны;

в) они субъективны;

г) научная картина мира не зависит от культурной и религиозной.

3. Религиозная культура:

а) совпадает с понятием «религия»; б) не совпадает с понятием «религия»;

в) совпадает с понятием «человек»; г) совпадает с понятием «язык»;

4. Какое из перечисленных значений характерно для прочтения слова «религия» в культуре?

а) Мужество; б) благоговение; в) надежда; г) справедливость; д) прекрасное.

5. Христианство является:

а) мировой религией; б) национальной религией;

в) обычным душевным состоянием; г) язычеством;

6. Конфуцианство является:

а) мировой религией; б) национальной религией;

в) обычным душевным состоянием; г) японской религией.

7. Кто из мыслителей выделял три типа культур: «автономную», «гетерономную», «теономную»; считал необходимым создание теологии культуры, которая должна преодолеть противоположность между религией и культурой?

а) В.Дильтей; б) П. Тиллих; в) И.Гердер; г) Л.Фробениус.

8. Назовите мировые религии.

а) Язычество; б) католичество; в) буддизм;

г) иудаизм; д) христианство; е) ислам.

9. Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории –

А)Эпос Б) миф в)басня г) трагедия

10. Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога –

А)Мифология б) религия в)церковь г)конфессия

11. Вера примитивных народов в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, предмета –

А)Фетишизм б)анимизм в)тотемизм г)магия

12. Персонажем славянской мифологии не является:

а) Перун; в) Дьяус; б) Сварог; г) Хорс

13. Выражение «чур меня!» обозначает:

а) "черт возьми!" в) "предок, защити!"

б) "о господи!" г) "сгинь, нечистая сила!"

14. Подберите правильное определение к понятию "мифология":

а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

б) наука, изучающая мифы и сказания;

в) оба определения правильны;

г) оба определения неправильны.

15. Иконические знаки:

а) это знаки подобия; б) это «произвольные знаки»;

в) это знаки-признаки; г) все перечисленное.

16. Символ — это:

а) условный знак;

б) неразвернутый знак, обобщение;

в) знак, который несет в себе обобщенный, принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме б).

17. Кто является основателем буддизма?

а) Соманатха; б) Сиддхартха Гаутама Шакъямуни; в) Пандитачарья.

18. Основой какой религии является учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил?

а) индуизм; б) буддизм; в) даосизм; г) все перечисленные.
Вопросы:

1. Каковы два основных смысла слова «религия» в западноевропейской культурной традиции?

2. В чем сущность понимания религии как нравственного благочестия?

3. Каково религиозно-культурологическое значение учения В.С.Соловьева о трех первичных данных нравственности (стыд, жалость, благоговение)?

4. Каково значение религии как связи человека с Богом?

5. В чем специфика теологического подхода к изучению религии?

6. В чем сходство и различие социологического и психологического подходов к осмыслению религии?

7. Можно ли примирить теологическую и антропологическую точки зрения на происхождение религии?

8. Какие виды безрелигиозного свободомыслия в культуре вы знаете?

9. Что такое вероучение?

10. Каковы отличия религиозного культа от религиозной организации?

11. В чем отличие церкви от секты с точки зрения истории культуры?

12. Каковы функции религии в культуре?

13. Какие классификации религий вы знаете? В чем их особенность?

14. Какие виды вам известны религии первобытного общества? В чем их сущность?

15. В чем сущность концепции «прамонотеизма» В.Шмидта?

16. Как соотносятся культурная картина мира и религиозная картина мира?

17. В чем специфика религиозной и художественной культуры?

18. Опишите, как славяне язычники представляли себе пространственное устройство мира. Что такое мировое дерево?

19. Каковы основные ценности христианской и мусульманской культур?

20. В чем причины и сущность христианизации Европы и России?

21. Каковы отличительные особенности иудаизма и христианства?

22. Как повлияла культура ислама на мировую культуру?

23. Каковы основные тенденции современной культуры христианства и ислама?

24. Как вы считаете, почему в современном обществе отмечаются периоды обостренного интереса человека к магии и колдовству?

Задания:

1. «Без мифа культура теряет свой здоровый творческий харак­тер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замы­кает целое культурное движение в некоторое законченное целое». Ф.Ницше. Как Вы понимаете данное определение, высказанное немецким философом?

2. Современная наука доказала: чтобы человеку жить сегодня, нужно делать так, как написано в «Нагорной проповеди». Прочитайте «Нагорную проповедь» Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5-7), подумайте и объясните нравственный смысл ценностей христианской культуры: «блаженны кроткие» (5,3), «любите врагов своих» (5, 44), «гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» (5, 21-22), «не противься злому» (5, 39-42).

3. В Коране прочитайте суру 17 «Перенес ночью» и проанализируйте принципы ислама. Обратите особое внимание на аяты 33 (31), 34 (32), 39 (37). Сравните их с 10 заповедями Моисея, выявите общее и особенное.

4. Русские пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, сходны по смыслу с изречениями священного Писания. Найдите их аналог в тексте Евангелия.

«Молись втайне – воздастся въяве» - см. 6,6.

«Птица не сеет, не орет (пашет), а сыто живет» - см. 6,26.

«Кто других не судит, того Бог не осудит» - см. 7, 1-2.

«Не ищите соринку в чужом глазу» - см. 7,3.

«Врата тесные в Царство Небесное», «Грешнику путь вначале широк, да после крут» - см. 7, 13-14.

5. Найдите в Коране изречения, выражающие народную мудрость.

6. Объясните наиболее известные крылатые слова библейского происхождения: нищие духом (5,3); блаженны миротворцы (5,9); соль земли (5, 13); ни на йоту не уступить (5,18); от лукавого (5, 37); мытарь, мытарство (5, 46); око за око (5, 39); хлеб насущный (6, 11); служить маммоне, слуга двух господ (6, 24); злоба дня (6, 34); не судите, да не судимы будете (7, 1-2); сучок в глазу (7, 3); метать бисер (7,6); дом, построенный на песке (7, 26-27).

6. Укажите функции мифа в социокультурной реальности, используя понятия «субъект», «объект», «действие», «представление», «индивид», «коллектив», «идентичность», «пространство».
1- ...

2- ...

3- ...

4- ...

5- ...

6- ...

7. Почему религия в течение двух тысячелетий удерживает одно из центральнных мест в структуре общественного сознания, является силой, реально способной сплотить общество и дать покой мятущейся человеческой душе? Почему верующими были А. Тойнби, П. Сорокин, А. Швейцер, П. Тейар де Шарден, Н. Бердяев, П. Флоренский, И. Павлов и в известном смысле религиозными людьми являлись И. Кеплер, Г.Лейбниц, И. Ньютон, А. Эйнштейн?
Культурологические термины и понятия к теме:
Литература к теме:

1. История мировой культуры Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д. 1999.

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М. 2001. Гл. 5,6,11,15

3. Кравченко А.И. Культурология (словарь). М., 2001. Ст. "Мифологическая картина мира", "Мифология", "Миф".

4. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Раздел 2.1 Раздел 2. Гл.4. с.157-167., Гл.7. С. 195-202

5. Культурология. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д. 2000. Раздел 2.1

8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989.

1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М., 1996. Гл. 3,5,6,7

2. Культурология XX век. Энциклопедия в 2 томах. СПб, 1998. ст. Религия.

Раздел 2. Гл.4. с.157-167., Гл.7. С. 195-202

5. Петрухинцев Н . Н . XX лекций по исгории мировой культуры. М. 2001. Лекции 8-12.

6. Пивоваров Д. В., Медведев А. В. История и философия религии. Екатеринбург. 2001

7. Религиозные традиции мира. В двух томах. М. 1996.

8. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие для студентов вузов / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Сост. Кравченко А.И.- Москва: Проспект, 2006.

9. Токарев С.А. Ранние формы религии. М. 1980.

10. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч.1. Религии мира. М. : Аванта + 2000.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2002.

12. Религоведение: энциклопедический словерь/ Аверченко И.В., Агаджанян А.С., Алексеев Л.А. и др., Ред.: Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – Москва: Академический Проект, 2006.

13. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: 2006

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта