Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА 6

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Основные понятия: средневековье, феодализм, аскетизм, номинализм, реализм, схоластика, университет, романский стиль, готический стиль, ренессанс, реформация, гуманизм, эмпиризм, рационализм. церковь, христианская культура, рыцарь, шедевр, теоцентризм, христианский дуализм, витраж, кодекс, агиография, крипта, орнамент, романский стиль, готический стиль, куртуазия, трувер, миннезингер, трубадур, школяр, вагант, голиард, фарс, замок, университет, гобелен, алхимия, портал, апсида, контрфорс, инквизиция, аутодафе, индульгенция, апокриф, мистерия, карнавал.

Вопросы семинара:

1. Сущность и разнообразные формы средневековой культуры Европы.

2. Основные черты средневековой культуры.

3. Основные достижения материальной и духовной культуры Средневековья.

4. Значение культуры западного Средневековья для развития Европы.
Краткое пояснение к теме:

Появление мировых религий способствовало возникновение нового исторического типа культуры. Зародившееся в 1 в. н.э. в восточных районах Римской империи христианство с IVв. ставшее официальной религией в Восточной Римской империи, начинает распространяться среди всех наров Европы. Именно оно становится стержнем европейской культуры и благодаря этому учению обеспечивается переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» заложенный еще просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна.

Становление христианства в Европе – время утверждения основ христианского учения: вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу, изложеных в Библии (с греч. «Книга»). Библейское миропонимание – стержень христианского, европейского культурного восприятия. Это время Вселенских церковных соборов, на которых принимается ряд ведущих положений христианского вероучения – Символ Веры. Данная система основополагающих догматов становится обязательной для всех христиан. Понятие Божественной Троицы сосредоточено в единстве. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос - искупитель грехов и Бог-Дух Святой – абсолютно соравны и совечны друг другу. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Также, основой христианства являются девять заповедей, которые спасают человека от его грехов. Любовь к ближнему, смирение, сострадание, вот что может помочь человеку найти Бога. Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах.

В Византии христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. На Западе церковь не столько подчинялась государству, сколько заняла особое положение. Римские епископы с IV в. именовавшиеся папами (греч. πάππας, páppas – «отец»), присвоили себе важные политические функции. В 1054 г. произошел раскол между Восточной (Православной) и Западной (католической), который был связан как с духовными, так и с политическими коллизиями (желание папства контролировать Восточную церковь).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (греч. «особое вероучение»). Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение – монофизитство видело во Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство (богословский и религиозно-политический институт католицизма), возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд.

Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства « ухода из мира», безбрачия, а так же отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и не редко богатые центры, владеющие имуществом. Многие монастыри были центрами образования культуры. Так, в Англии в конце VII- начале VIII вв. в одном из монастырей жил, Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории.

С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Возникшие нищенствующие военно-монашеские ордена (доминиканский, францисканский и др.) были частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности. Одной из важных сторон их деятельности было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья – Альберт Великий (ок. 1193 – 1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия. Фома Аквинский в «Сумме теологии» обобщил основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога и семь смертных грехов.

В XII-XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III (1160 или 1161 – 1216 ), установивший тотальный контроль церкви над властью и обществом. За исполнением его решений следил отлаженный административный и фискальный аппарат. Папа стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого престола.

Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупным финансовым центром, вела коммерческую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. – «милость») - грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. Учение церкви являлось исходным для всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) рассматривались в соответствии с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Образование и литература в эпоху Средневековья

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Главная задача школ, в основном монашеских, была определенна как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» - грамматика, диалектика с элементами логики, арифметика, риторика, геометрия, астрономия и музыка. Существовали и светские школы, где обучались юноши не предназначенные для церковной карьеры, (множество таких школ было открыто в Англии во II пол. IX в.).

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты (от лат. universitas – совокупность) для того, чтобы добиться независимости от города, и иметь право самоуправления. Университет делился на землячество – объединение студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. В Англии в 1167г был открыт первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже. Видным университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон ( ок. 1214 – 1292гг. ), выдвинувший в качестве основного метода познания не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупным первым университетом Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех

европейских стран. Средневековая университетская наука называлась схоластикой (гр. – «школьный, ученый»). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединения теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально – логическим проблемам.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература в период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Особое место в литературе в Скандинавии занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – « Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки. Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского « Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII–XIII вв. – «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. в ее основе – древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии менестрели ( певцы высокой любви ), сами исполнявшие свои произведения, во Франции поэзия трубадуров воспевавших добродетели рыцаря – вассала, идеальную любовь и

преданное служение даме. Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов (бродячих поэтов), высмеивавших католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество. Важнейший памятник Английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке. Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами. В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке – собрание новелл, сюжеты которых использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

Городская культура. Романское искусство, готика

В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к все постоянно возрастающему усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовалась большой популярностью в народе.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах светских школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр. Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными узкими окнами. Такой стиль получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия). Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готике, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился сотражением протекавшим в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большей высоте. В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Для Английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля – Вестминстерское аббатство в Лондоне. В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.

С развитием готической архитектуры меняется скульптура и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Данный период явился предтечей становящейся новой культурной эпохи – Возрождения.
Тесты, вопросы, задания.

Тесты:

1. К особенностям средневековой культуры не относится:

а) символичность; в) сентиментальность;

б) христианское смирение; г) традиционность

2. Куртуазное поведение – это:

а) дипломатия; в) поклонение прекрасной даме;

б) воинственность; г) искусство светской беседы

3. Главным открытием провансальской поэзии является:

а) рифма; в) прославление военных подвигов;

б) создание поэм; г) описание любовных чувств

4. К жанрам рыцарской поэзии не относится:

а) сирвента; б) альба; в) серенада; г) сонет

5. Первым университетом средневековья был университет:

а) в Болонье; б) Оксфорд в Англии; в) Сорбонна в Париже; г) в Салерно

6. Какие учебные дисциплины не вводили в университетские программы:

а) богословие; б) право; в) математика; г) военное дело

7. Какие архитектурные стили сложились в средневековой Европе:

а) романский; б) мавританский; в) германский; г) готический

8. В основу средневековой культуры Запада входят три составляющих:

а) греческий, римский, славянский элементы;

б) христианский, античный и германско - варварский элементы;

в) христианский, мусульманский, буддийский элементы;

г) индо-арийский, скифский, западно-славянский элементы.

9. Собор Парижской Богоматери построен в:

а) в стиле барокко; б) в романском стиле; в) готическом стиле; г) в ренессансном стиле;

10. Особенности христианского понимания идеи творения мира:

а) мир сотворен из хаоса; б) мир сотворен из ничего;

в) мир сотворен из первоматерии; г) мир сотворен из света;

11 Христианское представление о человеке предполагает, что он:

а) изначально греховен;

б) создан по образу и подобию божьему как царь над земным миром;

в) изначально имеет двойственную природу: стремление к созиданию и стремление к разрушению;

г) является частью природы, сотворенной богом.

12. Центральной темой в Средневековье Западной Европы является:

а) тема божественного милосердия; б) тема воскрешения из мертвых;

в) тема греха и борьбы с ним; г) тема сотворения мира.

13. Идея предопределения сформулирована:

а) Фомой Аквинским; б) Августином; в) Ансельмом Кентерберийским г) Боэцием;

14. К художникам средневековья относится:

а) Рубенс; б) Рембрант; в) Караваджо; г) Джотто.

15. Инквизиция в Западной Европе была создана в:

а) в XI веке; б) в XII веке; в) в XIII веке; г) в XIV веке;

16. Какую из субкультур средневекового общества характеризует эпитет «куртуазная»:

а) рыцарско-придворную; б) монашескую; в) крестьянскую; г) городскую

17. Приведите название характерного для народной культуры средневековья праздника под открытым небом, сопровождавшегося уличными шествиями, танцами, театрализованными играми:

а) ритуал; б) карнавал; в) Рождество; г) церемония

18. Какое из средневековых философских течений было направлено против христианства:

а) схоластика; б) патристика; в) апологетика; г) гностицизм.

19. Укажите время возникновения в культуре средневековой Европы городов как центров ремесла и торговли:

а) X-XI вв.; б) V в.; в) XV в.; г)XIVв.

20. Выберите из списка художественные стили, характерные для средневекового искусства:

а) романский; б) рококо; в) романтизм; г) готика.

Вопросы:

1. В чем заключается отличие христианского мировоззрения от античного?

2. В чем состоит отличие варварской и христианской картины мира?

3. Когда и где возникли первые университеты? Какие факультеты они имели? Каковы основные задачи средневекового образования?

4. Какой архитектурный стиль в средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму? В чем виделся «тайный смысл» данного архитектурного стиля, его символика?

5. Назовите основные памятники романского стиля. В чем заключается символическое значение его атрибутики?

6. Почему европейские соборы средневековья называют «каменными энциклопедиями» универсального знания? Подтвердите примерами свой ответ.

7. Что такое церковная ересь? Покажите на 1-2 примерах идейное содержание ересей.

8. Что представлял собой средневековый карнавал? Какие его особенности выделял М. Бахтин («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». М.,1998)? В чем отличие средневековых карнавалов от карнавала в современном его понимании?

9. Почему происходит расцвет литературы на национальных языках в период зрелого средневековья? Какие литературные жанры были наиболее распространенными?

10. Чем обусловлены кризис и упадок средневековой культуры?

11. О чем говорит везде встречающееся в средневековой Европе изображение «Пляски смерти»?

12. Как Вы понимаете фразу: авторитеты управляли духовной жизнью средневековья?

13. Можно ли сказать, что средневековые люди ощущали, чувствовали все гораздо сильнее, чем современные люди?

14. Лапта, борьба, хоккей, футбол - все эти игры возникли в так называемую «мрачную эпоху средневековья». Как это объяснить?

15. Почему эпоха средневековья была исполнена столь напряженного ожидания конца света?
Задания:

1. Выделите и раскройте нравственное содержание символов в следующих евангельских притчах:

«Притча о блудном сыне» (Лука 15, 11-32)

«Притча о Марфе и Марии» (Лука,10,38-42)

«Притча о званых и избранных» (Матфей 22, 2-14).

«Притча о сеятеле» (Матфей 13, 3-8,18-23)

2. Прочитайте приведенную ниже притчу и на ее основании истолкуйте символизм и эсхатологизм как особенности средневекового мироощущения. Дайте объяснение каждому из отмеченных символов:

«Спасаясь от единорога, человек угодил в глубокую яму, дно которой кишело жабами, змеями и другими рептилиями. Он уцепился за дерево и держался за него, но под деревом находились два зверя, белый и черный, подкапывавшие его корни. Дракон угрожал сбросить человека к гадам. Подвергаясь этой угрозе со стороны ожидающего его у ямы единорога, со стороны грызущих дерево зверей, от дракона и от гадов под деревом, этот несчастный, увидев на дереве яблоко и позабыв обо всех опасностях, этот несчастный, увидев на дереве яблоко и позабыв обо всех опасностях, потянулся за ним и упал в логово рептилий».

3. Прочитайте «Балладу поэтического состязания в Блуа» Франсуа Вийона и попытайтесь охарактеризовать мироощущение, переданное в ней. Ответьте, было ли оно связано с умонастроениями общества 14-15 вв. Обоснуйте свое мнение.

От жажды умираю над ручьем,

смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.

Куда бы ни пошел, везде мой дом.

Чужбина мне – страна моя родная.

Я знаю все, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот,

Кто лебедицу вороном зовет.

Я сомневаюсь в явном, верю чуду.

Нагой, как червь, пышнее всех господ

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,

Но звезды в небе ясно различаю.

Я ночью бодр и засыпаю днем.

Я по земле с опаскою ступаю.

Не вехам, а туману доверяю.

Глухой меня услышит и поймет.

И для меня полыни горше мед.

Но как понять, где правда, где причуда?

И сколько истин? Потерял им счет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду…

4. Прочтите притчу о корыстолюбии (XV в.) Охарактеризуйте отношение средневекового автора к богатству. С чем связана подобная позиция?

«Некий отшельник, пожелав развести в роще сад и роя посему яму, нашел клад и тотчас воскликнул трижды гласом вещим: «Смерть, смерть, смерть!». Проходили мимо трое купцов. Услышав крики, подошли к нему, говоря: «Где же та смерть, о которой ты возвестил?» Он показал им клад, и тотчас они его оттуда прогнали. Он удалился в келью свою.

Они, обсудив, что делать, распорядились – один из них пойдет в город и весы принесет. Когда же он удалился, замыслили убить его, когда он спустится в яму. Он же по пути тоже замыслил погибель двух остальных и, яду достав, все их съестные припасы отравил, и, возвратясь, молвил: «Вкусим ли сперва пищи или сначала клад извлечем?» Они ответствовали: «Сперва клад извлечем». И побудили его спуститься в яму, дабы убить его. Когда же он спустился, убили его, а сами, немного спустя, вкусив пищу, оба умерли; и так клад остался нетронутым. Когда отшельник пришел, нашел их мертвыми. «Воистину, молвил он, не что иное сокровища земные, как гибель и смерть»

5. Как Вы понимаете фразу: «время сакральное, время, монополизированное церковью, оттесняется временем мирским, временем труда и досуга, временем «купцов», по выражению Жака Ле Гоффа?
Основная литература:

Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.

Бахтин А. Я. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990.

Всемирная история: В 24 т. – Минск: Современный литератор, 1999.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1980.

Гуревич А. Л. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1987.

Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. – Кн. 1-2. – М.: Терра – Книжный клуб, Республика, 1998.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под ред. Брагиной Л. М.). - М.: Высшая школа, 1999.

История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. – М.: Высшая школа, 1998.

История средних веков: Учебник: В 2 т. / Под ред. З. В. Удальцовой, С. П. Карпова. - М.: Высшая школа, 1991.

Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры. – М.: Высшая школа, 1998.

Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. – М.: Наука, 1997.

Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001

Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992.

Линс Ю. История древних цивилизаций. – М.; СПб.: АСТ Полигон, 1999.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978.

Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.

Любимов Л.Б. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1996.

Очерки по истории мировой культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997.

Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. - СПб.: Наука, 1991.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Искусство, 1987.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Наука, 1991.

Шаповалов В.Ф. Основы философии : От классики к современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа ХI-ХIII веков. - М.: Наука, 1978.

Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М.: Интерпракс, 1995.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта