Главная страница
Навигация по странице:

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА 4

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Основные понятия: античность, ахейская Греция, полис, космологизм, эллинизм. архаика, полис, гуманизм, классика, античный идеал, эклектика, софистика, эротизм, стоицизм, скептицизм, цинизм, эпикурейство, гедонизм, демократизм, неоплатонизм, риторика, меценат, римское право.

Вопросы семинара:

1. Культура Древней Греции.

2. Факторы расцвета и достижения культуры классической античной Греции.

3. Эллинизм и его сущность.

4. Культура Древнего Рима. Золотой век римской культуры.

5. Значение античной цивилизации.

Краткое пояснение к теме:

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном это побережье и острова Эгейского, а также Ионического морей) и временем (от 2-го тыс. до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура – культура Древней Греции и Рима – стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности «античный ужас». В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала – апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения. Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции. Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.

Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека – гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления – полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. В Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис – это организованная структура, космос – обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека – это абсолютное божество. Сам термин «космос» указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима. В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура. Особенностью древнеримской культуры является: а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян); б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки); в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования; г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве. Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи.

Период правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) являются золотым веком римской культуры.С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др. Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российская знать изъяснялась по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано «Десять книг о строительном искусстве» Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю». Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.
Контрольные вопросы, тесты, задания.

Тесты:

1. Идеалом культуры античности являлось:

а) кайрос; б) каллокагатия; в) эвфемизм; г) синкретизм; д) теоценризм.

2. Для эллина варвар – это:

а) бородатый; в) приезжий; б) дикарь; г) непонятно говорящий

3. Что объединяло греков в культурную целостность:

а) единый вид деятельности; в) общая территория;

б) общий язык; г) общий вождь

4. Олимпийские игры были посвящены:

а) Олимпу; в) Дионису; б) Зевсу; г) Аполлону

5. Кто из мифологических героев не имеет отношение к Греции:

а) Ахилл; в) Геракл; б) Одиссей; г) Эвандр

6. Какое из литературных произведений не имеет отношение к греческой культуре:

а) Илиада; в) Энеида; б) Одиссея; г) Лисистрата

7.Кто из греческих литераторов не является драматургом:

а) Эсхил; в) Феогнид; б) Софокл; г) Аристофан

8. Кто из перечисленных авторов был комедиографом:

а) Эврипид; в)Аристотель; б) Аристофан; г) Анакреонт

9. Какой жанр поэзии не связан с греческой культурой:

а) лирика; в) элегия; б) мелика; г) серенада

10. Какой архитектурный ордер никогда не существовал:

а) ионический; в) дорический; б) античный; г) коринфский

11. Какую учебную дисциплину никогда не изучали в греческойгимназии:

а) грамматику; в) гимнастику; б) географию; г) музыку

12. Какие божества охраняли домашний очаг римлян:

а) Пенаты; в) Грации; б) Лары; г) Мойры

13. Какой формы государства не существовало в римской культуре:

а) монархия; в) империя; б) республика; г) демократия

14. Какими качествами должен был обладать римский гражданин:

а) мужеством; в) честностью; б) свободой; г) оптимизмом

15. Кто из названных римских литераторов не был поэтом:

а) Вергилий; в) Лукреций Кар; б) Гораций; г) Апулей

16. Раннехристианская церковь была:

а) катакомбной; в) папской б) мирской; г) догматической;

17. Чего никогда не строили римляне:

а) водопроводы; в) храмы; б) дороги; г) каналы

18.Римское понятие «пролетарий» обозначало:

а) сословие рабочих; в) профессиональных военных;

б) прислугу в богатых домах; г) разоренную часть населения

19. Первым императором Рима был:

а) Нерон; в) Веспасиан; б) Калигула; г) Август

20.Что означает термин «античность»?

а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима);

б) термин, равнозначный русскому «древность»;

в) термин «античность» употребляется в обоих смыслах: в узком («а») и широком («б»).

21. Ионичесий стиль в архитектуре появился в(на):

А - Крите Б – Спарте В - Аттике С - Македонии
Вопросы:

1. Укажите характерные черты античной культуры.

2. В чем состоит «секрет» феноменального развития античных государств, искусства и науки?

3. Назовите эпоху, когда возникли полисы – греческие города-государства.

4. Какое название получила основанная Аристотелем в Афинах школа, одна из первых форм обучения в эллинском мире?

5. Какое направление в этике рассматривало цель жизни в отсутствии страданий, в здоровье тела, в безмятежности духа (атараксия), его сторонники полагали, что познание природы освобождает от страха смерти и религии вообще?

6. Что означало слово «демократия» у древних греков?

7. Что такое симпосион и какова его роль в античной культуре? Что общего и какова разница между греческими и римскими симпосионами?

8. Каковы особенности восприятия времени, бессмертия и славы в античном обществе?

9. Что такое калокагатия? Покажите на примерах из художественной культуры древней Греции ее отражение в искусстве.

10. Приведите в соответствие с характеристиками архитектурные ордеры (стили), использованные древними греками.

А. Дорический

1. Имеет высокую колонну с базой,стволом. прорезаннным желобками (каннелюрами) и пышной капителью, состоящей из рядов листьев и завитков

Б. Ионический

2. Тяжеловесный стиль со строгой, геометрически правильной капителью колонн

Коринфский

3. Более пышный стиль, чем дорический, где колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, изящна капитель с завитками.

11. Древние греки историю наукой не считали, они видели в ней особый вид искусства и даже определили Музу истории- Клио. Греков можно понять, ведь в любой науке существуют свои строгие правила, свои закономерности. А история иррациональна…Приведите серию аргументов, способную убедить древних греков в противоположном.
Задания:

1. Прочитайте приведенные ниже выдержки из речи Перикла у Фукитида. Чем гордились афиняне в своем государстве? Как относились к бедности? Что ценили в искусстве?

37. У нас государственный строй таков, что не подражает чужим порядкам, скорее, мы сами служим примером для других… И называется наш строй демократией, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права; что же касается уважения, то в общественных делах преимущество дается сообразно с тем, насколько каждый славится в том или ином отношении – не в силу поддержки какой-нибудь партии, а по способностям. Никогда человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности. (…) В повседневных отношениях мы не питаем недоверия друг к другу, не возмущаемся против другого, если он поступает так, как ему нравится, не высказываем при этом досады… Мы повинуемся и лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которые изданы в защиту обижаемых, и тем…неисполнение которых навлекает на виновных всеми признанный позор.

38. При всем этом и от трудов мы предоставляем для мысли самые многочисленные средства отдохновения – устраиваем в течение всего года игры и жертвоприношения, великолепные частные сооружения, в которых мы изо дня в день. испытываем такое наслаждения, что забываем за ним свои печали…

40. Мы любим красоту. соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа. В богатстве мы видим, скорее. подспорье для деятельности, чем предмет для хвастливых речей… Нам приходится совмещать в себе заботу как о домашних, так и о государственных делах… Человека, который совершенно уклоняется от участия в этих делах, мы одни считаем не за скромного, а за пустого… Мы отличаемся еще и той особенностью, что совмещаем в себе величайшую смелость с умением обдумывать те дела, которые собираемся начать…

Мы приобретаем друзей не тем, что получаем от них благодеяния, а, наоборот, тем, что сами оказываем их другим.

2. На основании прочитанных по выбору глав поэмы Гомера «Илиада» реконструируйте некоторые аспекты культуры, обычаев, специфики мифологии античной Греции.

3. Прокомментируйте приведенный ниже отрывок. Как он характеризует особенности духовной культуры греков?

«Сроки проведения олимпийских игр греки соблюдали строжайшим образом, не нарушая их даже во время войны. В 480 г. до н.э. персы вновь вторглись в Грецию, однако игры в Олимпии были проведены так же, как и в другие годы. После поражения греков в том же году под Фермопилами к царю персов явились несколько перебежчиков. Их спросили. что делают эллины. Перебежчики отвечали, что эллины справляют олимпийский праздник – смотрят гимнастические состязания. Уже это показалось странным для персов, но еще большее удивление испытали они, узнав, что греки в Олимпии сражаются ради венка из оливковых ветвей. Услышав. что эллины считают наградой простой венок, а не деньги, один из персов сказал своему главнокомандующему: «Против кого ведешь ты нас в бой? Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!» (Геродот. История).

4. Оформите в виде таблицы ответ на вопрос «Общее и особенное в культуре Древней Греции и Древнего Рима».

5. Определите тождество римских и греческих богов и культа, который они воплощали:
Римские боги Греческие боги

Юпитер Гефест

Нептун Гермес

Плутон Деметра

Марс Гера

Юнона Аид

Минерва Афродита

Церера Афина

Венера Артемида

Вулкан Арест

Меркурий Зевс
Диана Посейдон
6. Составьте краткий рассказ о нравственной философии стоиков, опираясь на следующие высказывания римского императора и мыслителя Марка Аврелия:

«Не иди по стопам Цезарей и не позволяй себя увлечь: ведь это бывает. Старайся сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность. приверженность справедливости, благочестие, благожелательность, любвеобилие, твердость в исполнении надлежащего дела. Употреби все усилия на то, чтобы остаться таким, каким тебя сделала философия. Чти богов и заботься о благе людей.

Люди рождены друг для друга. Поэтому или вразумляй, или же терпи.

Лучший способ оборониться от обиды – это не уподобиться обидчику

Не превозносись, получая, и не ропщи, когда отдаешь».

7. Прочитайте фрагменты размышлений историков культуры о некоторых выдающихся памятниках римской архитектуры. Докажите, что в каждом из них «зашифрованы» наиболее значимые мировоззренческие установки культуры Древнего Рима. Какие это установки?

Римские термы

«Любой сочтет себя бедняком, если стены вокруг не блистают драгоценностями, если александрийский мрамор не оттеняет нумидийские наборные плиты, ксли их не покрывает сплошь тщательно нанесенный и пестрый, как роспись, вуоск, если если кровля не из стекла, если фасийский камень не обрамляет бассейнов, в которые мы погружаем похудевшее от обильного пота тело, если вода льется не из серебряных кранов. И ведь все это у простых граждан….

А что если взять бани вольноотпущенников? Сколько там изваяний, сколько колонн, ничего не поддерживающих и поставленных для украшения, чтобы дорого стоило!..Мы до того дошли в расточительстве, что не желаем ступать иначе как по самоцветам» (Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»).

Колизей (амфитеатр Флавиев)

«Во втором этаже мне предложили посмотреть модель Колизея, как он был в целости. Она была вся сделана из дерева, железа и меди и воспроизводила даже те огромные вставленные в кольца железные катки, с помощью которых натягивался брезент над Колизеем. В самом деле, здание никогда не имело крыши, а между тем, как от зноя, так и от дождя была необходима защита. Но каким механизмом можно было над целым Колизеем, т.е. в сущности над большой площадью, поднять брезент на страшную высоту?..

Коридоры и ходы под полом арены оказались вовсе не клетками зверей и людей, а вместилищем машин и технических приспособлений, которые были необходимы для сложных и дорогих представлений… В самой середине арены вырезана была четырех угольная доска. Она запиралась и отпиралась снизу. Когда на арене оказывался труп или несколько трупов, не нужныхдля дальнейших забав, эти трупы издали подпихивали на эту доску. Тотчас на отпиралась снизу, поворачивалась на оси и сбрасывала человека или животное под пол. Звери же и люди содержались в клетках в каменном основании самого Колизея.

На сцене происходили разные представления охоты на зверей, и она была так велика, что на ней устраивался целый ландшафт охоты. с искусственным лесом, пещерой, горой и т.д. Воинские битвы (бои гладиаторов были как сухопутные. так и морские. В последнем случае деревянный пол арены убирался, и открывавшийся под ним бассейн наполнялся водой, на которой плавали морские суда…

Ложа цезарей находилась в середине длинной части арены. Напротив на другой стороны располагались ложи весталок. Чем выше шли ярусы, тем понижалось общественное положение зрителей. Самый верхний ярус занимали моряки. Оттуда почти ничего нельзя рассмотреть. Арена видится крошечной, а деталей и вовсе не различить. Арена представляется лежащей на дне чудовищной воронки, а люди – крошечными куклами. (В.Розанов. Среди художников. М.,1994).

? Как вы считаете, почему при почтительном уважении римлян к военной (и особенно морской) службе моряки были помещены сзади всех (и даже черни)?

Пантеон

«Пантеон – храм во имя всех богов, возведенный Адрианом… и поныне остается одним из величайших памятников Рима… Огромный фасад с колонными… Шестнадцать коринфских колонн портика поражают величиной: каждый гранитный ствол достигает в высоту 12,5 м, около 1,5 м. в поперечнике и весит почти 60 тонн. Огромное внутреннее пространство, стены которого принимает на себя тяжесть купола. Вершиной величия Пантеона является его купол».

8. Опираясь на предложенные литературные фрагменты, реконструируйте представления римлян о ценностях своей эпохи, особенностях повседневной культуры:

Чего не портит пагубный бег времен?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы хуже их, а наши будут

Дети и внуки еще порочней (Гораций)

«Что думать о человеке, который каждый день душится и смотрится в зеркало, подбривает брови и выщипывает бороду? Которого еще совсем юношей уже можно было видеть на пирах одетым в тунику с длинными рукавами? (Сципион Африканский)

«В Риме можно вблизи рассмотреть произведения всего мира: испанскую шерсть и китайский шелк, художественные пестрые стекла и тонкое полотно из Александрии, вино и устриц с греческих островов, сыр с Альп и морскую рыбу с Черного моря. В магазинах и лавках лежат целебные травы из Сицилии и Африки, арабские пряности и благовония, жемчуга с Бахрейнских островов»(Плиний Старший)

«Весь мир находится в руках победителей – римлян. Они владеют и морями и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего мало!. Если им встречался укромный залив и неизведанная ранее область, где, по слухам, были золотые рудники, местные жители объявлялись врагами Рима, и судьба им готовила опустошительную войну» (Гай Петроний).

Строить дома, сочетая жилище свое воедино

С крышей другой; чтоб доверье взаимное нам позволяло

Возле порога соседей заснуть (Ювенал).

«Иудеи и сирийцы – народы, рожденные для рабского состояния, римлянам же само благоразумие велит умножать свое достояние, расширять границы, подавляя другие народы так, как наилучшая часть души, т.е. мудрость, подавляет порочные и слабые части той же души» (Цицерон).

9. Сопоставьте памятники греческой и римской архитектуры (на выбор). Укажите сходство и отличие в идейной направленности и художественных средствах. Ответ выразите в виде таблицы.


Культурологические термины и понятия к теме:
Основная литература:

Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.

Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. / Шаяхметова А. М.. - Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1995.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Искусство, 1992 (и другие издания).

Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: Просвещение, 1993.

Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1989.

История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1993.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. - М.: Искусство, 1992.

Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.

Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. - М.: Наука, 1991.

Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2001.

Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта