Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА 9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
Основные понятия:Культурная динамика, инновация, конструктивизм, массовая культура, модерн, мультимедиа, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, позитивизм, прагматизм, постмодерн, техногенная цивилизация, толерантность, эклектизм, эклектика,глобализация, идеология, Восток- Запад, межкультурная коммуникация, нация, менталитет, ментальность, эмпатия. интеллектуализация, информатизация, компьютеризация, роботизация, отчуждение, “одномерный человек”, интернационализация культуры, культурная экспансия, массовая культура, корпоративная культура, элитарная культура, всеобщая культура, контркультура.
Вопросы семинара:

1. Культурогенез

2. Глобальные проблемы современности и исторические судьбы культуры.

3. Столкновение цивилизаций.

4.Социодинамика российской культуры.

Краткое пояснение к теме семинара.

Интерес к культуре на рубеже XX – XXI вв. определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации, определить пути будущего развития культуры.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экономической среды. Гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек – эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: “Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?”

Важными проблемами современной культуры являются вопросы о значении техники для культуры XX – XXI века, о социальном равенстве как ценности современной культуры, об охране памятников культуры и т. д.

Многие духовные ценности культуры зачастую нуждаются в охране. Например, охрана чистоты русского языка, памятников культуры. В 1976 г. создается закон об охране памятников. Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом. Появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений и религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в социальном, экономическом и политическом контексте.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т. е. сохранение и изучение в контексте среды.
Тесты, вопросы, задания.

Тесты:

1. Культурогенез – это:

а) изменение культуры путем ее прекращения во времени;

б) изменение культуры путем порождения новых культурных форм и трансформации уже существующих;

в) полное отсутствие изменений культуры;

г) частичное изменение ценностей культуры и людей, придерживающихся их;

д) тоже самое, что и динамика культуры.

2. Что порождает культуру с точки зрения культурогенеза из перечисленного?

а) Небо; б) земля;

в) внутреннее изменение культуры (ее трансформация); г) литература.

3. К постмодернистам принадлежит:

а) М.Хайдеггер; б) Й. Хейзинга; в) Ж. Ж. Деррида; г) Ж. П.Сартр.

4. Как М.Вебер называет процесс, включающий в себя 1) вытеснение случайных, аффективных или рутинных действий, мотивов; 2) преодоление отклонений от основной линии действия и поведения; 3) последовательное упорядочивание этого действия, планирование и накопление результатов?

а) Разумность; б) рационализация; в) идеализация; г) идентификация.

5. Концепцию «элитарности культуры» разрабатывал:

а) Ф.Ницше; б) Т.Элиот; в) Х.Ортега-и-Гассет; г) все перечисленные.

6. Кто из названных ниже теоретиков критиковал теорию культуры О. Шпенглера?

а) Дж. Э.Мур; б) Г.В.Ф.Гегель в) А.Дж.Тойнби. г) Г.Зиммель;

7. Кто из современных представителей культурной антропологии стоит на позиции «культурного материализма», рассматривает первобытную культуру и современную цивилизацию как форму приспособления человека к окружающей среде, отстаивает примат хозяйственной культуры в жизни этноса?

а) А.Моль; б) М.Харрис; в) К.Леви-Строс; г) М.Ландманн.

8. Какие внешние факторы, влияющие на культуру, выделяет А. Тойнби в своей концепции "вызовов-и-ответов"?

а) Природно-географические условия; б) климатические условия;

в) нашествие других народов; г) природные катаклизмы;

д) влияния других культур; е) все перечисленные.

9. Как называется направление культурологической мысли, согласно которому различные социокультурные феномены или культуры в целом могут распространяться путем диффузии мигрировать, накладываться друг на друга, иметь общий источник?

а) Культурный материализм; б) функционализм; в) диффузионизм; г) структурализм.

10. Кто из основателей семиотики считал, что данная наука должна стать средством описания различных аспектов социокультурной деятельности человека, метаязыком, позволяющим описывать все языки мира через значения простых и сложных знаков?

а) Ч.Моррис; б) Ф. Де Соссюр; в) Ч.Пирс; г) все перечисленные.

11. Д.Белл, Дж. Гэлбрейт, З.Бжезинский, Г.Кан, О.Тоффлер – что объединяет эти имена?

а) Это ученые – сторонники концепции «постиндустриального общества»;

б) это известные политические деятели стран Западной Европы;

в) это революционеры-марксисты.

12. Кто из перечисленных теоретиков относится к символическому направлению в культурологии?

а) Л.Февр и М.Блок; б) К.Маркс и Ф.Энгельс; в) Ж. Делез и Ф. Гваттари;

г) Э. Кассирер, Ю.М.Лотман; д) М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский.

13. Назовите одного из творцов поп-арта:

а) Поль Гоген; б) Ван Гог; в) Ричард Хамильтон; г) Сальвадор Дали.

14. Выберите правильное высказывание:

а) Французский исследователь К. Леви-Строс является основоположником структурализма; использовал методы структурной лингвистики при воссоздании системы символов, содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов.

б) Французский антрополог и социолог К.Леви-Строс считал, что «естественно-природное» выступает в качестве основания для культуры, которая понимается как результат стремления и способности человека особым образом обозначить среду своего обитания.

в) Оба высказывания правильны.

15. Синергетика полагает, что для самоорганизации, структурирования системы необходимо наличие двух противоположных начал. Какие это начала?

а) Начало, созидающее структуры, наращивающее неоднородность за счет работы источника, и начало, размывающее, рассеивающее неоднородность;

б) порядок и диссипативное начало (хаос);

в) оба положения верны.

16. Кто из философов, понимая культуру как особую опытную сферу, где единичные явления соответствуют определенным ценностям, является создателем учения о ценностях;выделил шесть основных категорий ценностей, соотнеся их с шестью сферами бытия: логика – истина, эстетика – красота, мистика – безличная святость, этика – нравственность, эротика – счастье, религия – личная святость?

а) Г.Риккерт; б) Г.Зиммель; в) Г.Гегель; г) Ф. фонГумбольдт.

17. Какие черты творческого мышления вы можете выделить?

а) способность находить и формулировать проблемы;

б) оригинальность;

в) способность к анализу и синтезу;

г) гибкость мышления;

д) генерирование многочисленных и разнообразных идей;

е) все перечисленное;

ж) все перечисленное, кроме четвертого пункта;

18. Кто из мыслителей понимал культуру как "почитание света"?

а) В. Вундт; б) Н. Рерих; в) Ж.-Ж. Руссо; г) Л. Морган.

19. Кто из мыслителей впервые систематически изложил проблемы, характерные для возникновения культуры «космической эры»?

а). Вернадский В. И. б). Циолковский К. Э. в). Тейяр де Шарден

20. «Манифест сюрреализма» был написан

а) Сальвадором Дали; б) Андре Бретоном; в) Виктором Браунером; г) Поль Дельво.

21. Кто из великих композиторов создал «Жар-птицу»:

а) Леонард Бернстайн; б) Сергей Прокофьев; в) Игорь Стравинский; г) Пол Саймон;

22. Кто является основателем движения антиглобалистов:

а) Бен-Ладен; б) Маркос; в) Хоймени; г) Каддафи.

23. Гипертекст - это

а) очень хороший текст; б) большой текст;

в) нелинейно организованная иерархия текстов; г) текст с множеством сюжетных линий.

24. Кем была создана комедия «Пигмалион»:

а) Бернард Шоу; б) Томас Манн; в) Герман Гессе; г) Эрнест Хемингуэй.

25. Одной из важнейших черт массовой культуры является:

а) культу гениальности;

б) поиск оригинальных художественных форм выражения;

в) распространение потребительских ценностей в обществе;

г) углубленный самоанализ.
Вопросы:

1. Каково место России в мировой культуре и каково её влияние на мировую культуру?

2. В чем особенность обновления культуры путем трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем? Почему сторонники такого понимания культурогенеза получили название «эволюционисты» (Г.Спенсер, Л.Морган, Ф.Энгельс)?

3. В чем сущность понимания культурогенеза как результата возникновения новых культурных феноменов (Л.Уайт, К. Клакхон, А. Кребер, Л.Н.Гумилев)?

4. Субкультура и массовая культура: сходство и различие.

5. Каковы особенности взаимодействия субкультуры и элитарной культуры в культурогенезе?

6. Сформулируйте понятие культурного наследия. Каковы формы его освоения?

7. Каковы социокультурные противоречия научно-технической революции?

8. В чем сущность нового культурного облика современного общества?

9. В чем сущность проблемы «книжной» и «экранной» культуры?

10. Каково значение понятия «теневого рынка культурных артефактов»?

11. Что такое «высокая культура»?

12. Что такое «новая интегральная культура»?

13. Каково соотношение культуры производства и культурного потребления в современности?

14. Каковы основные проблемы современной культуры?

15. Как Вы полагаете, почему довольно много наших молодых соотечественников, вместо того, чтобы пользоваться настоящим (культурным) литературным языком, щеголяют весьма сомнительным по качеству жаргоном?

16. Как взаимосвязаны наука и культура?

17. Какова роль профессионального образования в формировании личности современного специалиста?

18. Что такое экологическая культура современного человека?

19. Каким человеком быть выгодно и престижно в нашем обществе?

20. Как распознается современный культурный человек?

21. Как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную культурную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров? Нужен ли поиск межкультурного диалога или же следует противостоять этим тенденциям (как рассуждают фундаменталисты)?

22. Что, на Ваш взгляд, характеризует такое понятие, как «интеллигентность»?
23. Какие особенности поведения русских, на ваш взгляд, могут вызвать удивление или недоумение (неприятие) у иностранцев?

24. В чем своеобразие и возможности народной, духовно-религиозной традиции, классического культурного наследия и его актуализация, современного художественного процесса, массовых коммуникаций как информационно-коммуникативных каналов современного общества?

25. Какова роль современных массовых информационных медиа-технологий в формировании массовой культуры? Каковы позитивные и негативные стороны ее развития?

Задания:

1. Составьте хронологическую таблицу по жизни и деятельности творческой деятельной личности любой эпохи, в которой предельно сжато должны быть названы основные, принципиально важные факты биографии, аспекты мировоззрения и эстетики творческой личности.

Даты

Биографические данные

Профессиональная деятельность

Мировоззрение и эстетика личности














2. Почему, на Ваш взгляд, ХХ век отмечен формированием большого количества молодежных субкультур? Каковы социокультурные истоки и причины этого явления?

3. Какие аспекты культурно-философского мировидения отражены в стихах О. Хайяма:

Океан, состоящий из капель, велик,

Из пылинок слагается материк.

Твой приход и уход – не имеют значения.

Просто муха в окно залетела на миг.

4. Как вы оцениваете следующие тезисы:

«История человечества изобиловала различными катаклизмами. Столетняя война, крестовые походы, гибель гигантских империй... Культура, тем не менее, продолжала развиваться. Следовательно, особого влияния на становление современной культуры глобальные проблемы XX века оказать не могут».

«Культура — это наилучшие образцы деятельности и они возникают в реальном процессе исторического развития. Поэтому нельзя выделить культурный процесс в качестве особой, надисторической формы движения».

«Решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, под силу человеку, обладающему качественно иным уровнем культуры».

5. В школьное сочинение закрались ошибки: «Великий художник XX века Пабло Пикассо, по происхождению француз, создавал художественные произведения, имеющие большое общественное значение. Его рисунок — «Голубь мира» (1947 г.) — стал символом движения за мир, полотно «Герника» (1912 г.) — предчувствием-предупреждением ужасов первой мировой войны. Художник Винсент Ван Гог называл живопись Пикассо «поражающей

воображение».

Пожалуйста, найдите и исправьте данные ошибки.

6. Дайте оценку сравнительному анализу, который дает В. Шубарт прометеевскому и иоанническому мироощущению.

«Первое всемирно-историческое столкновение между прометеевским и русским мироощущением произошло в 1812 г. Прометеевское мироощущение Европы капитулировало перед мироощущением азиатов, несмотря на гений Наполеона. Предельное напряжение воли и высочайшие достижения военной организации разбились о неземную силу страданий Востока. Надо все-таки представить себе, насколько поначалу казалась бесперспективной возможность сопротивления изолированной России – объединившейся против нее Европе. Никогда прежде история не давала более кровавого урока безумию человеческой самонадеянности» (см.: Шубарт В. Европа и душа Востока. – С. 120-121).

7. Какое явление бытия соотносится с культурой в данном суждении:

«Как бы широко мы ни понимали эту противоположность, сущность ее всегда остается неизменной: во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности... и наоборот, все, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. – С. 70).

8. Согласны ли вы со следующим определением? Обоснуйте ответ.

«Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить». (Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1995. – С. 293).

9. В обозримом будущем (с развитием практической космонавтики) наверняка понадобятся специалисты, отыскивающие следы иных цивилизаций на посещаемых космонавтами планетах. О некоторых сложностях подготовки и практической деятельности таких специалистов предупреждают Аркадий и Борис Стругацкие в романе «Возвращение. Полдень, ХХП век» словами своего героя космического десантника - астроархеолога Леонида Андреевича Горбовского:

«Мне надо искать следы разума во Вселенной, а я не знаю, что такое разум… Мне говорят о разных уровнях переработки информации, [a] я ведь знаю, что этот уровень у меня и стрекозы разный, но ведь это всё интуиция. Вы мне скажите: вот я нашёл термитник – это следы разума или нет? На Марсе и Владиславе нашли здания без окон, без дверей. Это следы разума? Что мне искать? Развалины? Надписи? Ржавый гвоздь? Семигранную гайку? Откуда я знаю, какие они [представители иных цивилизаций – А.С.] оставляют следы?

… Я знаю, что разум в космосе есть. Но он не такой, как мы думаем. Не тот, которого мы ждём. И ищем его не там. Или не так. И попросту не знаем, что мы ищем…»

Попробуйте помочь этому герою романа.

10. В своём интервью «Историю нельзя исправить», опубликованном в «Российской газете», известный историк академик РАН В.Л. Янин говорил, что «Россию всегда выводили из кризисов сильные, умные люди. Здесь нет особых секретов – успех любого дела практически на 90 процентов решает лидер». И далее: «Мне кажется, что сегодня общество испытывает хронический недостаток в лидерах, обладающих государственным мышлением. Не территориальным, отраслевым или национальным, а именно государственным. И если мы хотим иметь крепкое, жизнеспособное государство, то обязаны подумать о воспитании именно таких лидеров».

В связи с этим – вопрос: какова, на Ваш взгляд, должна быть система подбора, обучения и воспитания таких лидеров в современных России?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта