Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Лекция 6. Правовые основы сертификации и



Скачать 48.5 Kb.
Название Правовые основы сертификации и
Анкор Лекция 6.doc
Дата 06.01.2018
Размер 48.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекция 6.doc
Тип Лекция
#14792

Лекция № 6
Тема: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ И

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ


  1. Законы "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг"

  2. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции

  3. Орган по сертификации и испытательной лаборатории

  4. Аккредитация органов по сертификации и испытательной лаборатории


Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей"; "О сертификации продукции и услуг"; "О стандартизации"; и законами, относящимися к определенным отраслям: "О ветеринарии", "О пожарной безопасности", "О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения"; иными нормативно-правовыми актами РФ (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (более 50 актов).

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон "О защите прав потребителей" вводит обязательную сертификацию. На основании ст. 5 обязательной сертификации подлежат:

  • товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, госстандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а так же на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

  • средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

В Законе расширены полномочия федеральных органов управления (Министерство РФ по антимонопольной политике, Госстандарт РФ, Минздрав РФ и др.) ст. 40-41.

Закон "О сертификации продукции и услуг" принят в 1993 году, в новой редакции - 1995 г., а в 1998 году вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О сертификации продукции и услуг"". В Законе трактуется право на создание системы сертификации, установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения. Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержатся во II разделе Закона. Закон устанавливает положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции.

Законом устанавливаются контрольные функции федеральных органов исполнительной власти (государственный и инспекционный контроли).

В соответствии с этими законами организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательного, так и добровольного характера.
Организационно-методические принципы:


  1. Обеспечение достоверной информации об объекте сертификации.

  2. Объективность и независимость от изготовителя и потребителя.

  3. Профессиональность испытаний.

  4. Исключение дискриминации иностранных заявителей.

  5. Право заявителя выбрать орган по сертификации и испытательную лабораторию.

  6. Открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата.

  7. Многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации.

  8. Использование в сертификации правил и рекомендаций ИСО / МЭК.

  9. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий.

  10. Соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

  11. В необходимых случаях привлечение к сертификации обществ потребителей.


При проведении работ в области сертификации Госстандарт рекомендует придерживаться следующих правил:

  1. Допускается аккредитация в качестве органов по сертификации (обязательной) и испытательных лабораторий организаций любых форм собственности: частных, государственных, муниципальных и др.

  2. Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт и другие органы исполнительной власти на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называют аттестатом аккредитации.

  3. В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. Заявителю предоставляется право выбора.

  4. Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым может сертифицировать продукцию.

  5. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия.

  6. Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитационных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертиз и т.п. содержится в Государственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.


Порядок проведения сертификации продукции


  1. Подача заявки на сертификацию.

Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии - в Госстандарт или другой федеральный орган управления. Заявка рассматривается в установленное время (в среднем месяц) и сообщается заявителю решение и указывается какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.


  1. Отбор идентификация образцов и их испытания.

Образцы для испытаний отбирает испытательная лаборатория или другие организации по ее поручению. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации.


  1. Оценка производства.

В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод указывается в сертификате соответствия продукции.
4. Выдача сертификата соответствия

Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции подвергаются анализу для окончательного заключения эксперта. Это главный документ, на основании которого принимается решение о выдаче сертификата.

Если заключение эксперта отрицательное, то заявителю выдается решение об отказе с указанием причин.

Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (санитарные, ветеринарные), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более 3 лет.


  1. Применение знака соответствия.

Изготовитель получает право маркировки сертификации продукции знаком соответствия.


  1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Степень его сложности и строгости зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.

Внеплановые проверки проводятся в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации.


  1. Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.


Орган по сертификации - это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации.
Обязанности и основные функции органа по сертификации
Обязанности:

  • проведение сертификации по правилам и в пределах аккредитации;

  • выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата;

  • прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

  • создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятельностью;

  • предоставление информации в аккредитующий орган о своей деятельности;

  • соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Функции:

  • распределение обязанностей, ответственности, взаимодействия сотрудников;

  • создание методических разработок, в которых содержатся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;

  • комплектование и постоянное обновление фонда нормативных документов;

  • проведение сертификации продукции, выдача сертификатов, лицензий на пользование знаком соответствия;

  • регистрация сертификатов и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний;

  • инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

  • обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявление несоответствия;

  • предоставление заявителю доступа к информации об услугах, которые он может предложить.



Требования к персоналу


  1. Персонал должен быть постоянным. Условия работы его должны полностью исключать возможность давления со стороны изготовителя или потребителя.

  2. Степень квалификации и профессиональный опыт должны соответствовать требованиям.

  3. Персонал должен знать свои функции и степень ответственности.

  4. Руководитель назначается по согласованию с аккредитационным органом.



Требования к фонду нормативных документов и документации
Фонд должен быть полностью укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие требования к качеству продукции, методом контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации); кроме этого должен быть комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его деятельность ("Положение об органе по сертификации"; "Порядок сертификации однородной продукции"; "Руководство по качеству").
Испытательные лаборатории, их обязанности:


  • заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;

  • оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем;

  • прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;

  • при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

  • следить за соблюдением требований аккредитирующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы;

  • информировать аккредитирующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.


Российская система аккредитации (РОС А) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитированных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а так же норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетенции; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.
Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий:

  • предоставление заявителем заявки на аккредитацию;

  • экспертиза документов по аккредитации;

  • аттестация заявителя;

  • анализ всех материалов и принятие решений по аккредитации;

  • выдача аттестата об аккредитации;

  • проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.
написать администратору сайта