Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Публичное выступление Чернова О.Е.. Содержание I. Технология создания текста публичного выступления 2 Этап изобретения 2 Этап расположения 6 Этап украшения речи 10 Этап запоминания речи практические рекомендации 11 Этап произнесения речи 11 II.



Скачать 165.5 Kb.
Название Содержание I. Технология создания текста публичного выступления 2 Этап изобретения 2 Этап расположения 6 Этап украшения речи 10 Этап запоминания речи практические рекомендации 11 Этап произнесения речи 11 II.
Анкор Публичное выступление Чернова О.Е..doc
Дата 06.05.2017
Размер 165.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Публичное выступление Чернова О.Е..doc
Тип Документы
#8618

Чернова Оксана Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и речевой коммуникации МГТУ

Содержание

I. Технология создания текста публичного выступления 2

1. Этап изобретения 2

2. Этап расположения 6

3. Этап украшения речи 10

4. Этап запоминания речи: практические рекомендации 11

5. Этап произнесения речи 11

II. Создание собственного текста 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

I. Технология создания текста публичного выступления

1. Этап изобретения


А. Кому адресован текст?

1. Демографическая характеристика

А) Пол

Мужчины

Женщины




- явления всех сфер жизни (в том числе политика, наука);

- абстрактное мышление (факты, статистика);

- предпочитают умеренную эмоциональность изложения.

- явления материального и бытового плана;

- конкретно-образное мышление (наглядность, чужие мнения и оценки);

- предпочитают высокую эмоциональность изложения.

Б) Возраст

Школьники

Молодежь

Люди среднего возраста

Люди старшего возраста




Иллюстрации

Психология

Прагматика


Мораль, нравственность

2. Интеллектуальный уровень

Высокий

Средний

Низкий

Интеллектуальная информация

Прагматика и эмоции. Абстрактные рассуждения неэффективны, необходимы конкретные доводы.

Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения обязательно

сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы.

Прагматика. Апеллировать к практическому результату (вы будете иметь..., вы сможете..., у вас не будет... и т. д.). Максимум примеров, случаев из жизни. Эмоциональность выступления

должна быть максимальной.

Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно. Говорить медленно.

3. Установка на общение

Конструктивная (ценностные ориентиры говорящего и слушающего совпадают)

Конфликтная аудитория

Соглашательская (аудитория не компетентна в этом вопросе или не имеет своего мнения)

Инфантильная (равнодушная)

Восходящая аргументация

Нисходящая

Нисходящая

Нисходящая


Упражнение 1. Приведите характеристики аудитории, с которой вы чаще всего сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Перечислите, что будет для нее интересно?
Б. Зачем вы создаете этот текст?

1. Цель (убедить, информировать и т.д.).

2. Задача – конкретизация цели (напр., убедить в том, что).

3. Тезис – это «царствующая» мысль текста. Формулируется путем ответа на вопрос задачи.

Упражнение 2. На выбранную вами тему сформулируйте цель, задачу, тезис публичного убеждающего выступления.
В. Как вы будете информировать/ убеждать/ побуждать?

1. Разбивка тезиса на смысловые части (подтезисы).

2. Поиск топосов – ценностей, принимаемых как говорящим, так и аудиторией (при поиске ценностей обратите внимание на Таблицу 1).

3. Отбор аргументов.
Внимание! Необходимая информация!

Ценности чрезвычайно разнообразны. Выделяются ценности социальные, ценности, связанные со способностью человека к созданию глобальных общественных идеалов, ценности, санкционируемые и культивируемые официально, с помощью находящейся в распоряжении государства разветвленной системы средств, ценности, которые функционируют лишь на уровне обыденного сознания и т. д.

В риторике при определении топосов используют пирамиду психолога Абрахама Маслоу. Он создал теорию человеческих потребностей в 1940-е гг. Маслоу выделил 5 стадий потребностей и указал, что при выполнении (иногда частично) низшей стадии человек переходит к выполнению потребности высшего порядка.






Упражнение 3. Разбейте тезис, сформулированный вами в упр.2, на смысловые части, учитывая топосы.
Г. Аргументация

  1. Логический аргумент – это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.

  2. Психологический аргумент – это процесс передачи, истолкования и внушения адресату информации, зафиксированной в «тексте» адресанта. Конечная цель этого процесса – формирование убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если адресат воспринял, понял, принял мысли адресанта.

Соответственно, выделяются две функции аргументации: познавательная и коммуникативная.

Требования к аргументам

  1. Мысль, сформулированная в аргументе, должна быть самодостаточной.

  2. Аргументы должны быть логически связаны с доказываемым тезисом.

  3. Аргументы не должны противоречить друг другу.


Упражнение 4. Прочитайте текст. Оцените полноту представленных суждений к аргументам. Дополните текст, если это нужно.

Занятие вакантных постов Вашими же сотрудниками имеет несколько преимуществ. Служащие видят, что при соблюдении всех норм морали и хорошем выполнении работы они могут рассчитывать на повышение. «Внутренние» кандидаты могут быть более преданы целям компании, а вероятность их ухода с фирмы меньше. Скорее всего, продвигать служащих изнутри более безопасно, так как Вы, вероятнее, имеете более объективную оценку навыков этого человека, чем человека, привлеченного со стороны. «Внутренний» кандидат, как правило, требует меньших подготовки и обучения, чем «внешний».

Все же содействие развитию изнутри может вызвать и негативное отношение. Служащие, претендовавшие на посты и не получившие их, могут быть недовольны. Возможно, самым большим препятствием является присвоение более высокого разряда сотрудникам сразу всей группы управления, т.е. просто перемещаются на разряд вне зависимости от статус-кво.

Виды логических аргументов

1. Факты – это предложения, фиксирующие эмпирическое (чувственное) знание. Например, утверждение о том, что «Иванов нанес ущерб нашему предприятию» может быть доказано фактом хищения материальных ценностей.

2. Статистика – количественные показатели развития производства и общества, их соотношение и изменение.

Пример правильного употребления статистики: «Как ни объясняй, никому нельзя объяснить российскую экономику, которая производит тракторов в 5 раз больше на душу населения, комбайнов – в 10 раз больше на эту душу, чем США, а хлеба производит в 2 раза меньше».

3. Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина через значение уже известного. Задача определения – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории. Чтобы дать определение, необходимо отыскать существенные признаки, которые помогают отличить данный предмет от других.

Например: «Развитие персонала – это важнейшее условие успешного функционирования любой организации».

4. Ссылки на законы, документы, постановления и другие нормативные акты, обязательные для выполнения. Например: «Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2011 г.».
Виды психологических аргументов

  1. Апелляция к высшим ценностямобращение к категориям Свободы, Равенства, Справедливости и т.д.

  2. Использование благородных мотивов – указание на стремление помочь ближнему.

  3. Повышение статуса источника информации – указание на должность, звание докладчика (директор, депутат, выходец из народа и др.), а также на источник информации («Я только что приехал с международного симпозиума…» и др.).

  4. «К карману» - указание на выгоду.

  5. «Палочный аргумент» - угрозы.

  6. «К человеку» - вместо обсуждения идеи рассматриваются положительные или отрицательные качества ее инициатора.

  7. «К опыту» - ссылка на факты, которые хорошо известны слушателям.

  8. «К самолюбию»


Психологические аргументы часто используются в текстах-агитациях. Например:

«Союз правых сил» Идет в Думу, чтобы заявить:

1. Народ вымирает. Скоро будет уже не прокормить тех, кого мы обязаны прокормить – стариков и детей. Поэтому каждый чиновник – обуза для России.

2. Президент не должен верить ни одному слову тех, кто говорить, что он великий. Мы заявляем: Президент не великий. И даже не выдающийся. Потому что он еще ничего такого особенного не сделал. Только обещал. Но то, что он обещает, нам нравится, и мы готовы его поддержать. Если только в этот раз он вправду выполнит то, что обещает.

3. Если у него нет людей, способных выполнить эти обещания, мы готовы дать ему таких людей и поручиться за то, что они будут работать честно и производительно. Его холуи будут говорить про нас всякие гадости. Они уже 4 года их говорят. Слушая их, Президент отталкивает нашу руку помощи. Но, что бы ни говорили эти стукачи, это товарищеская рука. Мы готовы встать рядом ради будущего России. Потому что верим – у нее может быть великое будущее.

4. Необходимо освободить трудового человека от чиновников и податей. Тогда не то что в два, а в 10 раз больше будет хозяйство страны. И мы еще увидим изобилие, которого никогда не дождутся те, кто обменял союз с нами на союз с разжиревшей Европой.

5. Если ничего не делать, то само не рассосется. Не надейтесь. На наш век не хватит. И на их холуйский век тоже не хватит. Хоть они и живут дольше. Их просто некому будет кормить, и они умрут с голоду. Еще несколько лет промедления и анекдот про китайско-финскую границу станет страшной реальностью, вы этого хотите?
Упражнение 5. Создайте аргументы к тезису, сформулированному в Упр.2. Обращайте внимание на то, что аргумент содержит суждение, иллюстрацию и вывод. Например:

Аргумент:

Суждение: Овладение знаниями в области русского языка и их успешное применение развивает память, внимание, логику и интеллект в целом. Данные качества особенно нужны в профессиональной сфере, т.к. они формируют способность организовать свой труд и экономить время.

Иллюстрация: По мнению специалистов PMI (Project Management Institute), менеджер проектов примерно 90% своего рабочего времени обычно тратит на «коммуникацию», то есть – на общение; вживую, по телефону, по переписке в том или ином виде. Это очень и очень много.

Вывод: Совершенное владение русским языком позволит получать, обобщать информацию, затрачивая минимум времени и усилий.

2. Этап расположения



1. Сформировать микротемы – кусочки текста, которые по структуре представляют собой подводку к аргументу, аргумент и обобщение сказанного.

2. Выбрать стратегию расположения аргументации и микротем (в зависимости от типа аудитории).

1. Нисходящая и восходящая. Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем - менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:

– позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.
Упражнение 6. Создайте микротемы к тезису, сформулированному в Упр.2., и расположите их в соответствии с типом аудитории.
3. Композиционно оформить речь.

Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркивается актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Основные функции вступления:

  1. контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);

  2. проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, можно использовать цитату, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Также начать выступление можно образом, символом, аллегорией, комплиментом слушателям, интересной историей, случаем из жизни. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории.

Во вступлении нельзя извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, подводятся необходимые промежуточные выводы.

В главной части можно наблюдать основное правило композиции: логическую последовательность и стройность изложения материала. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

  1. извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

  2. обрывать речь без заключения и уходить;

  3. заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

  1. цитата,

  2. призыв к действию,

  3. крылатое выражение,

  4. иллюстрация,

  5. комплимент аудитории,

  6. благодарность за внимание.


Упражнение 7. Композиционно оформите речь, создававшуюся к тезису из Упр.2.

4. Проверить логическую структуру доклада, опираясь на схему:
Логическая структура текста

Тезис

Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3
Вывод
Логичность речи – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов.

Чтобы речь была логичной, необходимо соблюдать законы логики:

  1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

  2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них ложно.

  3. Закон исключенного третьего. Аристотель формулировал так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями. Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.

  4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, т.е. доказательство.

Подробнее

1. Закон тождества. Пример его нарушения в СМИ:

«Юбилейной школе тридцать лет!»

«Каждый год выпускники нашей школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в вузы республики и страны. Выпускники Юбилейной школы: М.Ю. Малышев – кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета УдГУ, Ф.Ф. Мухаметшин – мулла мечети г. Ижевска, С.Н. Балобанов – солист ансамбля «Танок». Сейчас в школе учится чемпионка России по художественной гимнастике Люба Золотарёва.

Кроме учебной деятельности ведётся исследовательская работа, где также достигнуты серьёзные результаты: ежегодные призовые места на республиканских и районных научно-практических конференциях учащихся».

В данном тексте в двух абзацах несколько тем и нет переходов от одной темы к другой.

2. Закон непротиворечия. Пример его нарушения в СМИ:

«В конце мероприятия ребятам была дана возможность высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть множество способов весело и полезно провести время, исключив употребление алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего делать», «за компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные молодежные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не нужно, чтобы их друг употреблял спиртное или курил.

К сожалению, современная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы волонтерское движение развивалось и приобретало массовый характер».

Нарушение закона состоит в том, что в первом абзаце молодежь понимает, а во втором уже нет.

3. Закон исключенного третьегоПример нарушения:

«Шум вокруг романа В. Сорокина «Идущим вместе» такой, что писатель, вероятно, автоматически попадет в мировую сокровищницу русской литературы».

Фрагмент содержит противоречивые тезисы: сокровищница мировая – сокровищница русской литературы.

4. Закон достаточного основания. Пример нарушения: Желать добра в умственном труде – это значит понимать все сильные и слабые стороны ребенка… Нарушение закона достаточного основания вызвано отсутствием причинно-следственных связей между содержанием первого и второго предложений. В первом предложении – подмена понятий. Желать добра ребенку, приучая его к умственному труду, значит – давать ему посильные задания, учитывая все его сильные и слабые стороны.
Упражнение 8. Найдите нарушения законов логики.


        1. Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня

Нравится одевать сказочных героев к Новому году и другим праздникам», - делится Ольга Алексеевна. Во время работы сами костюмеры вживаются в роль, в образ. Иногда бывает и так, что по каким-либо причинам актер не приходит на выступление. Так, одной из моих собеседниц пришлось заменить исполнителя и сыграть роль черепахи Тортиллы.

Вот такая это не простая, но в то же время интересная и редкая профессия – костюмер.

        1. Очень важно, чтобы социальный работник мог найти с подопечным общий язык. Именно благодаря таким людям жизнь обездоленных получает новый импульс.

        2. По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным стажем. В чем же секрет семейного счастья?

        3. «Природа мудра, ибо она – жизнь»

Неоценима деятельность Д. Л. Поздеева по созданию Красной книги п. Игра, в которую вошли уже около 20 растений. У этого педагога много и других увлечений – коллекционирует карты местности, значки, лезвия, марки, талоны, открытки и др., выращивает 7 лет пряные культуры, комнатные растения, более 20 лет занимается ирисами. Это любимый цветок Дмитрия Леонидовича. Так многообразен и широк круг интересов этого человека.

«Природа мудра, ибо она – жизнь» (К.Ф. Яковлев).

Мудрым становится и человек, соприкасаясь с ее тайнами, живущий в согласии и по законам природы, познавая их. Таким раскрылся перед нами Д.Л. Поздеев. При своей завидной незаурядности он – человек скромный, незаметный, испытывает недостаток денежных средств, необходимых для продолжения работы, и нуждается в спонсорской помощи.

        1. Несомненно, взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре ковра соткала герб Селтинского района.

        2. С изменением статуса компании она стала филиалом ВГТРК – изменилась и ее информационная политика. Однако неизменной остается информационная деятельность компании.

        3. Масштабы того кровопролития можно представить даже косвенно, если учесть, что маленькие деревни… наполовину лишились здоровых мужчин.

        4. Хоть небольшое, но хорошее подспорье для молодой семьи.

        5. Упадок наблюдался и в развитии спорта.

        6. … много разных битв произошло на земле, и все они доказывают, что не обязательно войной, а в пределах разума можно договориться по любым вопросам.

        7. «Вот какие люди в птицеводстве есть»

Сейчас Лидия Ильинична работает в цехе, где установлено испанское клеточное оборудование, а куриное царство, хозяйкой которого она является, доходит до 60 тысяч голов.

В умелых руках птичницы курица достигла небывалых высот. В 2002 году каждая ее курица-несушка в среднем принесла за год 318 яиц, а в 2005 году - 349. Такие же стабильно высокие результаты у Лидии Ильиничны и в 2006 году. Это при заметном улучшении качества продукции и снижении затрат кормов.

И только, на первый взгляд, кажется, что при интенсивном промышленном производстве яиц от птичницы мало что зависит. Курица, как любое другое живое существо, любит уход, внимание и заботу.

        1. «Формируют в детях личность»

С целью повышения квалификации школьных библиотекарей проводятся районные семинары, курсы. А это значит, что у них есть желание совершенствовать знания в области современного библиотечного обслуживания.

В целом следует отметить слаженную и целенаправленную работу библиотекарей школ, имеющих стаж и опыт библиотечной работы…

Появление на календаре этого праздника подтверждает значимость школьной библиотеки в современном обществе.

        1. «Для него не существует второстепенных дел»

С 2004 года Борис Афанасьевич является членом партии «Единая Россия». Сегодня в муниципальном образовании насчитывается около двадцати членов этой партии.

Семья Бориса Афанасьевича во всем поддерживает его. Жена Нина Даниловна, 30 лет проработавшая в здравоохранении, всегда старалась в горячую пору помочь мужу. Вот и в эти дни убирает картофель. Сын Сергей также хочет остаться работать в хозяйстве.

Любая общественная нагрузка, будь то депутатство, либо что-то другое, не помеха, если ты душой болеешь за родной край, село, хозяйство. У Бориса Афанасьевича на все хватает сил и времени.

        1. «День пожилых»

Это звучит гордо! Поэтому постольцы (более семидесяти человек) с чувством собственного достоинства, принаряженные, без опоздания явились на торжественное мероприятие.

Перед собравшимися выступил Леонид Александрович Тетерин. Он рассказал о производственных и житейских делах села.

Пожилые люди благодарны спонсорам, благодаря которым были красиво накрыты столы и приготовлены подарки.

После подобных мероприятий кажется, что жизнь стариков будет спокойной и счастливой.
Упражнение 9. 1. Составьте план текста. В плане укажите цель, задачу, тезис, подтезисы, микротемы, топосы, аргументы. 2. Рассмотрите аргументацию в каждой микротеме. 3. Какими средствами достигается убедительность. 4. Проанализируйте, является ли достаточной аргументация в каждой микротеме? Почему?
Считаю, что работникам нашего предприятия необходимо повысить заработную плату. Это решение связано с тем, что дешевый работник опасен для окружающих.

Одним из аргументов того, что человек ходит на работу, является желание обеспечивать свой жизненный уровень, т.е. получать заработную плату. Если заработная плата небольшая, то у человека может пропасть желание хорошо работать. А вследствие этого понизится производительность труда, ухудшится качество изготовляемой продукции, увеличится риск возникновения аварий.

Человеком, который получает маленькую заработную плату трудно управлять. Его нельзя напугать понижением заработной платы, потому что он может уйти на другую работу. А для того чтобы найти человека с таким же опытом, необходимо время.

Низкая заработная плата на предприятии мешает нормальному функционированию, т.к. создается отрицательный имидж. А это мешает инвестированию предприятия.

Все вышесказанное говорит о том, что нашим работникам необходимо повысить заработную плату для улучшения работы предприятия.

3. Этап украшения речи


Связность и согласованность предложений

Принцип «от старого к новому». Читатели должны чувствовать, что они легко переходят от одного предложения к другому и что каждое предложение «связано» с предыдущим и последующим.

Например: Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

Они также должны чувствовать, что предложения не только ясны по отдельности, но и составляют связный фрагмент, охватывающий согласованный набор действующих лиц.

Для соблюдения этих принципов 1) начинайте ваши предложения с информации, знакомой вашему читателю.

2) Заканчивайте ваши предложения информацией, которую читатели не могут предвидеть.

3) Фокусируйте внимание читателей на ограниченном наборе знакомых действующих лиц, реальных или абстрактных. Этим вы создадите такую последовательность тем, которую читатели сочтут устойчивой и согласованной.

4. Этап запоминания речи: практические рекомендации


Упражнение 10. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.
Упражнение 11. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку, наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.
Упражнение 12. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

5. Этап произнесения речи



Упражнение 13. Выразительно прочитайте текст. Для проверки правильности произнесения воспользуйтесь орфоэпическим словарем.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

На очередном заседании Государственной Думы была принята поправка к «Закону о добыче и транспортировке по нефтепроводу западносибирской нефти». Одновременно с этим фракция «Яблоко» предложила обсудить вопрос по обеспечению мер, призванных облегчить положение малоимущих слоев населения. С ходатайством о включении этого вопроса в повестку дня выступил депутат Калюжный. Вопрос был включен, и после его рассмотрения принято решение обратиться к компетентным, сведущим специалистам, экспертам по финансовой политике с тем, чтобы убыстрить и расширить государственную опеку над теми слоями общества, которые уже не могут принимать активное участие в процессах собственного жизнеобеспечения.

Обо всех этих вопросах Государственная Дума уведомила работников средств массовой информации на прошедшей поздно вечером пресс-конференции.

II. Создание собственного текста



Упражнение 14. Изучите пример текста убеждающего выступления.
Тема: Изучение русского языка

Цель: убедить

Задача: убедить в том, что русский язык необходимо учить.

(Почему русский язык необходимо учить?)

Тезис: Знание русского языка необходимо в профессиональной деятельности

Топосы: 1. Деньги/карьера. 2. Саморазвитие. 3. Безопасность.

Аргументы (суждения): 1. Профессиональная успешность специалиста, его карьера тесно связана с коммуникабельностью.

2. Изучение русского языка развивает память, внимание, логику и интеллект в целом, т.е. качества, которые в профессиональной сфере позволяют организовать свой труд и сэкономить время.

3. Знание русского языка помогает будущим специалистам, равно как и действующим профессионалам успешно повышать квалификацию или приобретать новую.
Текст

Вступление: Всё, что люди совершают в мире, часто осуществляется ими при помощи языка. Без него нельзя двигать вперед науку, технику, развивать искусство, а главное улучшать свою жизнь. Ведь любая мысль, воля человека оформляется и выражается с помощью языка. Знать его необходимо, поскольку он формирует широкий культурный и социальный кругозор, личные данные, что в итоге определяет профессиональную компетентность. Тезис: Хорошее знание русского языка является ключом к профессиональному успеху специалиста любой сферы.

1 МКТ (деньги, карьера): Приобрести знания, развивающие способность к общению, – это непростая задача, но решение ее может изменить человека, повысить его самооценку, открыть новые горизонты, сделать жизнь более насыщенной и интересной. Если хорошо владеешь речью, то будешь на высоте в любой ситуации, в том числе и связанной с профессией.

А 1. Суждение: Профессиональная успешность специалиста, его карьера тесно связана с коммуникабельностью.

Иллюстрация: Коммуникабельность проявляется в умении быстро устанавливать контакт по своей инициативе с незнакомыми людьми; в вежливом располагающем общении; в умении убеждать; в умении выступать публично. Эти качества, по мнению президента компании «Крайслер», одного из лидеров современного бизнеса Ли Якокка, способствуют профессиональной успешности. Он пишет, что «...управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд». Он же утверждает: «Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними».

Вывод: Чтобы общение, с одной стороны, было продуктивным, а с другой стороны не было в тягость, надо хорошо знать язык.

Завершение микротемы: Успешность в деловом общении поднимет ваш профессиональный престиж и поможет в карьерном росте.

2 МКТ (саморазвитие): Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, т.е. мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. Только с помощью языка человек в состоянии формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания и мышления.

А 2. Суждение: Овладение знаниями в области русского языка и их успешное применение развивает память, внимание, логику и интеллект в целом. Данные качества особенно нужны в профессиональной сфере, т.к. они формируют способность организовать свой труд и экономить время.

Иллюстрация: По мнению специалистов PMI (Project Management Institute), менеджер проектов примерно 90% своего рабочего времени обычно тратит на «коммуникацию», то есть – на общение; вживую, по телефону, по переписке в том или ином виде. Это очень и очень много.

Вывод: Совершенное владение русским языком позволит получать, обобщать информацию, затрачивая минимум времени и усилий.

Завершение микротемы: Получается, что коммуникативная компетенция определяет профессиональную компетенцию деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления.

3 МКТ (безопасность): Современный мир быстро меняется: то, чем нравится сегодня заниматься специалистам, завтра может разонравиться или утратить актуальность. Этим продиктована необходимость обучения (в том числе квалификации и переквалификации) на протяжении всей трудовой/профессиональной жизни человека.

А 3. Суждение: Знание русского языка помогает будущим специалистам, равно как и действующим профессионалам, успешно обучаться.

Иллюстрация: Повышение квалификации или переквалификация представляют собой процесс обучения, часто ориентированный на самостоятельную работу с учебной литературой. В этом случае лингвистическая компетентность особо необходима, т.к. она способствует пониманию сути текста. Для понимания нужно, прежде всего, знать, что означают слова в тексте и как они связаны между собой. Для многих это представляет большую проблему. Как отмечает ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президент РАН, академик В.А. Садовничий, многие студенты, а в будущем специалисты не в состоянии понять текст, содержащий условие задачи. Естественно, что без понимания условий задачи вопрос о её решении уже не возникает. Менеджерская деятельность также наталкиваются на поток нерасшифровываемых пустых слов: обеспечить, наладить, поддержать, достичь, создать и т.п. А содержание документации часто бывает крайне размыто, неконкретно и переполнено штампованными фразами и терминами, давно потерявшими всякий смысл из-за чрезмерного употребления.

Вывод: При обучении та читательская грамотность, способность вживаться в атмосферу коммуникативной ситуации, которая присутствует у человека, хорошо знающего русский язык, позволит успешно работать с источниками информации и совершенствовать профессиональный опыт.

Завершение микротемы: Соответственно, знание русского языка прямо связано с вашей способностью обучаться и переобучаться, что ограждает вас от опасности быть в рядах безработных

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в современных условиях роль и значение знаний в области русского языка в жизнедеятельности специалиста трудно переоценить. Овладение деловой речью и ее эффективное применение может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала сотрудника. Это значение можно сравнить лишь с профессиональными знаниями и умениями.
Упражнение 15. Напишите план, а затем текст убеждающей речи на выбранную вами тему. (Например: «Читать книги необходимо», «Электронные книги вытеснят печатные издания уже в текущем столетии», «Реклама должна быть честной» и др.). Для более удобного поиска информации воспользуйтесь Приложением.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Тексты из интернет-источников

1. США обгоняют Россию по числу читающих книги

В 2010 году в США было продано 751 млн 729 тысяч книг на сумму 24 млрд 255 млн долларов. По сравнению с 2009 годом продажи упали примерно на 3% (с 777 млн экземплятров). Однако это падение было с лихвой компенсировано продажами электронных книг в 2010 году, которые составили примерно 10% от числа бумажных издании (или около 76 млн штук). Таким образом, всего в 2010 году в США люди купили 828 млн книг.

Несложно подсчитать, сколько книг в Америке приходится в среднем на одного человека. Сейчас население США составляет 309 млн. Таким образом, в среднем на 1 американца, включая слепых и детей, ещё не научившихся читать, приходится 2,68 книги.

Интересно посмотреть, как обстоит дело с чтением в России. Официальных данных Роспечати по продаже книг за 2010 год пока нет, поэтому воспользуемся цифрами за 2009 год. В этом году общий тираж книг в России составил 716 млн экземпляров (в 1991 году было 1 млрд 629 млн). На первый взгляд, на 142 млн человек – совсем неплохо. Но Роспечать констатирует, что рано радоваться: «219 млн экземпляров – это брошюры. Лишь половина всего книжного выпуска может иметь статус рыночного ассортимента, а другая половина реализуется через ВУЗовские библиотеки или вообще раздается бесплатно учащимся или лицам, желающим повысить свою квалификацию, в качестве методических пособий». К слову, в США брошюры и книги, идущие в библиотеки, не учитываются в статистике продаж. Косвенно общий тираж продаваемых книг в России можно вычислить вот по какому показателю. Общая сумма продаж, по данным Роспечати, составила в 2009 году 2,4 млрд долларов при средней цене книги в 6,1 доллара. Таким образом, делим одну цифру на другую и получаем 393 млн экземпляров проданных книг.

Теперь посмотрим, сколько же книг приходится на 1 среднестатистического россиянина. При населении 142 млн человека – 2,76 книги – чуть больше, чем в США.

Однако при сравнении цифр читающего населения в США и России следует выделить несколько важных различий. Книгопечатание в России слишком централизовано. По данным Роспечати, в Москве печатается 81% тиража всех книг России, ещё 5% - в Санкт-Петербурге. На остальную Россию приходится всего 14% тиража. Это привело к тому, что в целом по России совсем не читает книг 46% взрослого населения. В США совсем не читающих книг – 34%. 67% россиян фактически не имеют домашней библиотеки.
2. Страна с нечитающим населением может стать страной "отверточных технологий"

Хочу включиться в начатую "РГ" очень интересную дискуссию "В поисках сложного человека". Может ли "сложный человек" быть человеком нечитающим? Уточним: может ли он быть человеком, не читающим настоящих, талантливых литературных произведений? Ответ, думаю, очевиден.

О неприглядной роли бульварной и глянцевой прессы, радио и - особенно - телевидения сказано и написано немало. О вреде же низкопробной литературы для социокультурного развития общества, для появления в нем "сложного человека" говорится значительно меньше. А зря.

Вот статистика 2003 года. Почти 26 процентов общего тиража художественной литературы - "вклад" всего 10 авторов детективного жанра. А одна Дарья Донцова обошла по тиражу С. Довлатова, Л. Толстого, М. Булгакова, Ф. Достоевского, А. Пушкина, М. Шолохова и А. Куприна вместе взятых. За пять последних лет положение фактически не изменилось. Все эти годы по количеству выпускаемых книг и по их тиражу по-прежнему лидирует шестерка поставщиц уголовно-криминального чтива. Так, только в первом полугодии 2005 г. у Д. Донцовой вышло 60 книг общим тиражом 5271,8 тысячи экземпляров, у Т. Устиновой соответственно 36 и 1438,6 тысячи, у А. Марининой - 54 и 893,8 тысячи, у Г. Куликовой - 32 и 973,1 тысячи, у Ю. Шиловой - 20 и 982,5 тысячи, у Т. Поляковой - 50 и 899,7 тысячи экземпляров. А вот у 14 самых известных авторов прошлого и настоящего времени вышло всего 264 книги с большим, кстати, отрывом по тиражу от вышеперечисленной шестерки.

Настоящую современную литературу мало кто знает. Она издается маленькими издательствами и малыми - 1-3 тысячи экземпляров тиражами. Да и те часто не раскупаются: нет у их издателей средств на рекламу. Массовое чтение сегодня формируется не литературными критиками, литературоведами и филологами, а издателями, их агрессивной рекламой. Главный аргумент защитников сложившегося в книжной сфере положения таков: "Мы живем в эпоху рыночных отношений, и не надо подменять коммерцию идеологией. Чем торговать - решает продавец, и только он".

Но книга не просто товар... Любой образованный, знакомый с историей мировой цивилизации человек понимает: только читающая нация создает материальные и духовные ценности мирового уровня. Страна с нечитающим населением - страна "отверточных технологий", страна - поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы.

И с этой позиции проблема книгоиздания и чтения видится как дело государственной важности.

Сегодня более 40 процентов взрослого населения России книг вообще не читает. Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Абсолютные тиражи книг для юношества (а это более трети населения) просто катастрофичны: примерно 1/10 000 процента от общего количества издаваемых. За последние 20 лет выросло два поколения нечитающих россиян, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Считаные проценты семей сегодня имеют домашнюю библиотеку.

Исследователи из Института социологии РАН утверждают, что только 13-14 процентов взрослых читателей и зрителей понимают сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач.

Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников.

Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. Так вот с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 процента юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.

Как вернуть нашему отечеству славу самой читающей страны в мире? Кто может создать государственную программу развития чтения, сопряженную с программами социального, экономического и инновационного развития России? Российский книжный союз, изо всех сил пытающийся заявить себя представителем всего книжного сообщества, но являющийся по сути элитным клубом книжных олигархов, показал свою несостоятельность на этом поприще. Таким организатором и координатором, а если угодно, то - идеологом и реформатором государственной политики в области издания и распространения книжной (а также газетно-журнальной) продукции может стать структура, независимая от денежных мешков, не подчиненная федеральным министерствам. Что-то вроде той литературной комиссии, о которой писал Александр Архангельский в своей статье в "РГ".

3. Чтение книг о самопомощи помогает побороть депрессию

Исследователи из Шотландии выяснили, что человек, страдающий от депрессии, может помочь себе сам. Результаты исследования показали, что чтение литературы по психологии помогает лучше, чем медикаменты.

В эксперименте приняли участие две сотни человек с депрессией разной тяжести. Их разделили на группы и предложили разные методики лечения. Первая группа лечилась таблетками. Вторая читала книги из серии «Помоги себе сам».

Выяснилось, что «книжная» группа добилась гораздо лучшего эффекта в лечении, чем те, кто сидел на антидепрессантах.

Ученые убеждены, что чтение меняет образ мышления людей, поэтому если вы не хотите обращаться к специалистам, интересуйтесь психологией сами. Вместе с тем, специалисты обращают внимание на то, что в лечении депрессии оптимален комплексный подход.

Результаты исследований уже собираются использовать на практике, в форме т.н. «литературные интервенций». Miranda McKearney, директор Агентства чтения (Reading Agency) говорит: «Существует растущая доказательная база, которая показывает, что книга может реально помочь в преодолении депрессии и других психологических проблем. И врачам теперь будут рекомендовать направлять пациентов в библиотеку, как часть их лечения».

Инициатива, финансируемая общественными организациями, призвана создать в каждой публичной библиотеке определенный список текстов для решения психологических проблем читателей, от «гнева» до «беспокойства». Другие темы включают «проблемы в отношениях», «проблемы со сном», «социальные фобии», «стресс», «переедание» и «булимию».

Людям, страдающиим от психологических проблем, будет дано письменные предписание о посещении местной библиотеки, чтобы прочитать выбор из 30 утвержденных текстов. Каждая из книг была оценена как «эффективная» в оказании помощи при проблемах психического здоровья, и была одобрена Британским королевским колледжем врачей.

4. О пользе чтения

В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна. Полезное чтение (чтение хороших книг) расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. А еще важно читать книги, потому что:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, изъясняться и подбирать нужные слова, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты.

Чтение научит вас общаться. Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают. Ведь согласитесь не очень приятно общаться с человеком, который ничем не интересуется.

Чтение помогает приятно проводить свободное время. Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.
написать администратору сайта