Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 20 из 96
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   96

40. Понятие о характере. Типы характеров


Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно-устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры.

Характер(от греческого «печать, чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Характер – сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее.

Характер не только испытывает влияние темперамента, но и оказывает воздействие на свойства темперамента:

  • под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента – в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться;

  • маскирует свойства темперамента – динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности

Черты характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

41. Структура характера


В структуре характера выделяют две группы черт:

1 группа – черты, выражающие направленности личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;

2 группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.

Черты характера можно классифицировать по другим признакам:

  1. Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.);

  2. По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство);

  3. По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство);

  4. Волевые черты характера;

  5. По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень);

  6. По отношению к излишествам;

  7. По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость).

Существуют следующие типы характеров:

  1. Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников)

  2. Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста)

  3. Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков)

  4. Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста)

  5. Социально-практический (характерно для взрослого человека)

  6. Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.)

Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей:

  1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование;

  2. Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным;

  3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).

Понятие акцентуаций характера было введено немецким ученым К.Леонгардом.

Акцентуации – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность акцентуаций может быть различной.

К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. По мнению К.Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми, поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е.Личко (у подростков) – 11. Э.Фромм дал социальную типологию характеров. Классификация характеров К.Юнга – экстравертированный тип – интровертированный тип.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   96
написать администратору сайта