Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 22 из 96
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   96

3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования


По С.Л.Рубинштейну, метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.

Другое определение метода таково - это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

Методика – это технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Это конкретное воплощение метода или выработанный способ взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Существует несколько принятых в науке классификации методов. Одна из популярных предложена Б.Г.Ананьевым. Он делит все методы психологического исследования на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы обработки данных

  4. Интерпретационные.

К 1 группе относятся сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Ко 2-ой группе эмпирических (основаны на опыте) методов относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

3 группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критический моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

В.Н.Дружинин условно разделил все эмпирические методы на неэкспериментальные и экспериментальные.

В.В.Богословский в своем учебнике называет методы основными и вспомогательными.

Первым научным методом принято считать интроспекцию (самонаблюдение). По Н.Д.Левитову, этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.

Во всех естественных и общественных науках главными признаны метод наблюдения и метод эксперимента. Обратимся к определению наблюдения как метода.

По В.Н.Дружинину, наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Как научный метод он стал применятся с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической, возрастной психологии, а с начала XX века в психологии труда, т.е. в тех областях, где значение имеет фиксация естественного поведения человека в привычных для него условиях.

Различают следующие виды наблюдения: 1) несистематическое и 2) систематическое (житейское и научное):

  1. В нем важна не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а всего лишь общая картина поведения;

  2. Идет по определенному плану, исследователь выделяет для себя особенности поведения (зависимые переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Сплошное и выборочное наблюдение.

    1. В сплошном фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного описания;

    2. В выборочное – обращается внимание только на определенные параметры поведения, на определенные черты личности

Непосредственное и опосредованное (с использованием приборов: аудио, фото-, видеоаппаратуры, карты наблюдения, дневники наблюдения.)

Фиксация результатов наблюдения может происходить во время него и после. В последнем случае особое значение имеет память наблюдателя.

«Проблема наблюдателя» при наблюдении состоит в том, что поведение испытуемых может меняться, если наблюдатель им неизвестен или, наоборот, авторитетен для них.

Внешнее и включенное наблюдение.

Включенное предполагает, что наблюдатель сам является членом группы которую исследует. Есть 2 варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о фиксации их поведения; 2) они не знают об этом (например, если используется зеркало Гезелла или группа заключена в общей камере). При включенном наблюдении наблюдатель маскирует и скрывает свою цель, некоторые психологи считают это недопустимым.

Наблюдение проходит в несколько этапов:

1.Определение предмета наблюдения (поведение объекта, человека, группы), ситуации;

2. Выбор вида и способа наблюдения и регистрации данных;

3. Строится план наблюдения (указать ситуации, объект);

4. Выбирается метод обработки результатов;

5. Интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения может быть вербальное и невербальное поведение: речевые акты (их содержание, последовательности, частота, продолжительность, интенсивность); экспрессия лица, глаз, тела; движения, перемещение и неподвижность (дистанция между людьми, скорости, направленность); физические воздействия (касания, толчки, удары).

Главная проблема регистрации данных наблюдений – это категоризация поведенческих актов.

Иногда для подтверждения результатов наблюдения требуется метод экспертной оценки, когда мнения экспертов обрабатываются, вычисляется коэффициент согласованности, по нему оценивается результат наблюдения.

Следует учитывать требования к наблюдению (по А.В.Петровскому):

  1. Сохранение естественных психологических проявлений;

  2. Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);

  3. Фиксация результатов в дневники и обработка данных.

Сохраняет естественность проявлений психики, но исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики.

Недостатками наблюдения являются и типичные ошибки (А.А.Ершов, 1977):

  1. гало-эффект, когда общее впечатление ведет к игнорированию тонких различий;

  2. эффект снисхождения заключается в том, что положительная оценка дается всему происходящему;

  3. ошибка центральной тенденции, когда наблюдатель дает всему усредненную оценку поведения;

  4. ошибка корреляции (связь между однопорядковыми явлениями), когда оценка одного признака поведения дается на основе другого признака, но не связанного с первым;

  5. ошибка контраста, когда выделяются черты у испытуемого, противоположные чертам наблюдателя;

  6. ошибка первого впечатления, которое определяет оценку дальнейшего поведения.

Наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и методом, включенным в эксперимент и дающий ему необходимую информацию.

Из неэкспериментальных методов наиболее крупная группа включена в опросы:

  1. Беседа, по В.В. Богословскому, - это метод сбора фактов о психическом явлении в процессе личного общения по специально составленной программе. Можно сохранить цель беседы, менять ее по ходу, видоизменять вопросы в зависимости от цели. Различают клиническую беседу, интервью - целенаправленный опрос, идущий по плану, в котором важен не только доверительный контакт, но и соблюдение психологической дистанции. Исследователь при этом сохраняет нейтралитет и не проявляет своего отношения к содержанию разговора. Существуют и заочные опросы – анкеты. По В.В.Богословскому это - метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Виды анкет: открытые (в них испытуемый самостоятельно формулирует ответы на вопросы) и закрытые, когда выбирается один из предложенных вариантов ответа. Анкеты объективнее тогда, когда вариантов ответа больше. чем 2 – лучше 4. Первым анкету применил Ф.Гальтон, выясняя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений. На содержание ответов обычно влияют мотивация и установки, поэтому анкетирование всегда бывает вспомогательным методом. В американской научной литературе используется так называемый «архивный» метод, с помощью которого анализируются дневники, архивные материалы, продукты трудовой, учебной деятельности. В отечественной психологии подобный метод назван «методом анализа продуктов деятельности» – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.) (= метод анализа процессов и предметов деятельности = праксиметрический метод). Виды этого метода – биографический, в ходе которого изучают особенности жизненного пути личности; контент-анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.

  2. Метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психологических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. (Шевандрин Н.И.) Более строгое определение: тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.). Тесты - стандартизированные краткие и, чаще всего, ограниченные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий задания.

Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал); временные ограничения; устные инструкции испытуемому; предварительный показ задания; учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности (репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест; надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин; валидность – соответствие методики измеряемому концепту).

Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью, его использование не рационально и не научно.

Существует множество классификаций тестов:

Классификация диагностических процедур.

Психодиагностические методики разделяют на 2 группы:

  1. методики высокого уровня формализации;

  2. методики малоформализированные.

Формализованные: тесты, опросники, проективная техника, прихофизиологические методики.

Требования: точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.; стандартизация (наличие норм и др. критериев оценки результата); надежность, валидность.

С помощью этих методик информация об испытуемом собирается в короткие сроки. Она дает возможность качественно и количественно сравнивать индивида с другими людьми.

Методики малоформализированные: наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, но они трудоемки и основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста.

Методики классифицируются

I. По результату:

  1. методики, предполагающие правильный ответ (тесты на интеллект);

  2. где правильным является любой ответ (личностные методики).

II. По форме предъявления:

  1. вербальные - вся деятельность опосредована речевой активностью (личностные опросники);

  2. невербальные – минимально используется речь, только для дачи инструкции;

  3. смешанные – включают оба класса (тест Векслера).

III. По методическим принципам, которые положены в основу методики:

  1. объективные – можно объективно оценить испытуемого;

  2. субъективные – построены на отчетах испытуемых:

    1. тесты-опросники – набор утверждений «да», «нет», «не знаю».

    2. открытые опросники – в свободной форме – «расскажите о себе»

    3. шкальные техники – использование шкалы;

  3. проективные – основаны на том, что испытуемому предлагается стимул, который размыт и неоднозначен, что позволяет испытуемому самому его доструктурировать. Стимул – экран, на него осуществляется проекция личностного содержания;

  4. диалогические (беседы, интервью).

IV. По степени вовлеченности психолога в процедуру диагностики:

  1. наименьшая степень вовлеченности (тесты на интеллект, может работать начинающий психолог);

  2. средняя;

  3. наибольшая (диалогические, проективные).

Многие методики в психодиагностике носят имена их создателей (тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Равена); это как бы подтверждает, что в содержании методики всегда отражается авторская психологическая теория. Как всякая работа с «инструментарием», работа психодиагноста требует знания правил эксплуатации методов и методик.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   96
написать администратору сайта