Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 16 из 96
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   96

30. Формы мышления


Мышление протекает в трех формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Например, мы говорим «яблоня», имеем в виду ствол, ветви, плоды именно яблоневого дерева, хотя ему присущи и характеристики любого дерева вообще. Такая форма мышления называется понятием.

Понятие выражается словом.

Виды понятий: житейские (отображают случайные несущественные свойства предметов) и научные.

Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

В суждении человек всегда утверждает или отрицает наличие определенной связи между называемыми предметами или их состояниями. Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.

Суждение выражается в предложении. Суждение может быть общим (Все металлы электропроводны), частным (некоторые ученые говорят на испанском языке), единичным (А.С.Пушкин - великий русский поэт). Суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение - это такая связь между мыслями, в результате которой из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Иначе говоря, умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Индуктивное - это умозаключение от частных случаев к общему положению, выводу, суждению.

Дедуктивное - умозаключение от общего положения к частному случаю. Вспомним знаменитого Шерлока Холмса, неизменно приходящего в своих расследованиях к верному выводу на основе дедуктивных умозаключений.

Один из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения - силлогизм. М.Вертгеймер в книге «Продуктивное мышление» дает такой пример силлогизма: Все люди смертны.

Сократ человек.

Сократ смертен.

31. Виды мышления


Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления: наглядно-действенное (практически-действенное, сенсомоторное), наглядно-образное, отвлеченное (словесно-логическое или абстрактное).

М.В.Гамезо и И.А.Домашенко предлагают в «Атласе по психологии» выделение видов мышления по разным основаниям:

по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;

по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;

по степени развернутости: дискурсивное (т.е. основанное на предшествующем суждении) и интуитивное;

по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее – мышление на обнове образов и представлений, почерпнутых из каких-либо источников) и продуктивное (творческое – на основе творческого воображения);

конвергентное (логическое, последовательное, линейное) и дивергентное (творческое, разноплановое – быстрота, гибкость, оригинальность, точность – по Гилфорду).

Остановимся на видах мышления по форме.

Первый вид мышления - практически-действенное (наглядно-действенное) - характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний  исторически и онтогенетически  вид мышления. Определяя мышление ребенка, решающего задачи, непосредственно манипулирующего предметом, И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, разбирая игрушку, например.

Сегодня с помощью практически-действенного мышления решаются сложнейшие технические задачи, например, определяются оптимальные формы кораблей, автомобилей, самолетов.

Второй вид мышления  наглядно-образное. Возникает у дошкольников примерно от 4 до 7 лет. Дети мыслят наглядными образами, еще не владея понятиями. Детский психолог Жан Пиаже экспериментально доказал, что такое мышление детей подчинено восприятию.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале: человек обобщает, сравнивает в ходе этого мышления предметы и явления, их образы. Здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек стремится обобщить, сравнить различные образы предметов, явлений, событий.

Многим, наверное, приходилось слышать «Блоху» Мусоргского в исполнении Е.Нестеренко, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Какой незабываемый, яркий образ создали композитор Мусоргский и певец Нестеренко! В учебнике психологии под редакцией В.В.Богословского приводится пример литературного и музыкального образов ленинградской блокады, созданных в романе А.Чаковского «Блокада», стихах Ольги Берггольц и седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В этих образах проявилось своеобразие, индивидуальность их творцов.

Третий вид мышления - словесно-логическое мышление. При преобладании такого вида мышления задачи решаются в вербальной форме. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся техническим творчеством, философов, логиков. На основе практического и наглядного мышления в подростковом возрасте активно развивается абстрактное (словесно-логическое) мышление.

Все виды мышления взаимосвязаны. Например, при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   96
написать администратору сайта