Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Полтавская-учреждение и соц.институт. Учреждение и социальный институт признаки различия



Название Учреждение и социальный институт признаки различия
Анкор Полтавская-учреждение и соц.институт.doc
Дата 15.12.2017
Размер 83 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Полтавская-учреждение и соц.институт.doc
Тип Документы
#12488

Полтавская Е. И. // Мир библиографии. – 2007. - №5. – С.6-10.
Учреждение и социальный институт: признаки различия
Системное мышление «видит» изучаемый объект как единый комплекс, который входит в качестве элемента в более обширную систему; объясняет поведение и свойства целого, исходя из его структуры и функций; выявляет взаимозависимость поведения элементов системы, их взаимодействие и воздействие на всю систему.

Системный подход позволяет по-особому взглянуть на объект исследования и объяснить его свойства. С точки зрения общей теории систем (Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов), система - это некоторый класс вещей, находящихся во взаимодействии либо во взаимосвязи. Так, в современном учебнике по философии науки дано такое определение: «Система составляет целостный комплекс взаимосвязанных элементов; образует особое единство со средой; обладает иерархичностью: представляет собой элемент системы более высокого порядка, ее элементы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка». Общепризнано, что такой системой в библиотековедении является библиотека Ю. Н. Столярова.

В то же время отечественные библиотековеды до последнего времени пользуются термином «библиотека», применяя его к разным понятиям - к учреждению и социальному институту. Это приводит к неминуемой путанице и спорам в научной среде.

На важность различения указанных дефиниций обратил внимание И. М. Фрумин, который разделил библиотечные функции на социальные _ внешние и технологические - внутренние, присущие библиотеке – учреждению. Н. В. Жадько, проанализировав сущностные и деятельностные характеристики библиотеки, подчеркивала необходимость различать понятия о библиотеке как социальном институте и библиотеке - учреждении .

Среди множества социальных систем общество как «всеохватывающая социальная система» имеет в своем составе (среди прочих) системы учреждения и реализующие через них свои функции системы социальные институты. Дж. X. Шира, различая эти понятия, называет библиотеки - учреждения «органами в отличие от социального института».

В библиотековедении известна модель библиотеки Ю. Н. Столярова, которая содержит четыре элемента, так как включает пользователя в состав системы. В то же время пользователь не является членом коллектива библиотеки - учреждения. Следовательно, рассматривая библиотеку - учреждение как коллектив, занимающийся внутрибиблиотечной работой, мы видим этот объект как систему, в которую пользователь не входит как элемент. Значит, на структурном уровне системы библиотека - учреждение и Библиотека - социальный институт различны. Данная позиция фиксируется и в словарях в виде устойчивых выражений: «пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятия, абонент)»; «пользователь информационного учреждения — лицо, группа лиц или организация, которые обращаются в информационное учреждение и/или получают его услуги». Эти определения говорят о том, что пользователь - не член коллектива библиотеки или любого подобного учреждения, а ее клиент. И мы можем построить модель библиотеки - учреждения, не включая клиента в систему.

Любое учреждение, понимаемое как организация, образуется для определенного вида деятельности. В словарях эти понятия определяются друг через друга как «организация — объединение отдельных лиц, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий, а также какое-либо государственное учреждение»; «учреждение — общественная или государственная организация с определенным штатом служащих и администрацией, ведающая какой-нибудь областью управления, хозяйства, торговли, научной или учебной работы и т. п.».. Общее в этих определениях заключается в том, что учреждение выступает как целенаправленная социальная система, которая выполняет свои функции путем создания неких ценностей (услуг) в результате действия персонала с материально-технической базой данного учреждения. Учреждение как юридически зарегистрированное лицо обязательно должно иметь свое имущество, помещение (МТБ), персонал и ценность (услугу), которую этот персонал должен производить (например, в библиотеке - это библиотечный фонд, его создание - цель библиотеки - учреждения).

Таким образом, система учреждение имеет три системообразующих, соединенных между собой элемента: кто - что - посредством чего. Учреждение преобразует ресурс* в конечный продукт - услугу, ценность (что) (рис. 1).


На вопрос кому предназначается эта услуга — ответ очевиден - клиенту. Итак, смысл* существования любого учреждений - обеспечение потребностей членов общества в лице своих клиентов (посетителей, пользователей). На языке систем это значит: при передаче услуги клиенту должна образоваться связь учреждение - клиент, которая приведет к возникновению новой системы - Библиотека - -социальный институт (ее и отражает модель библиотеки Столярова).

Однако заявленная цель организации на самом деле может быть совершенно иной. В этом случае учреждение не образует связи с клиентом, решая задачи своего владельца, и реально не производит указанный продукт (услугу, ценность). Либо та услуга, которую производит данное учреждение, не интересна, не нужна клиенту (посетителю, пользователю). В таком случае учреждение без связи с клиентом не превращается в систему социальный институт.

По определению, социальный институт - это «объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей». общих интересов, то есть свойственных кому-либо одновременно с другими. Порождение социальных институтов - результат потребностей социальной практики. Если же не каждое учреждение соответствует социальному институту, то это разные системы - в системе учреждение всего три элемента (материально-техническая база, персонал и производимая ценность), в социальном институте добавляется еще один элемент - клиент.

Заметим, что стремление системы учреждение образовать связь с внешним элементом -клиентом и превращение в систему социальный институт свидетельствуют об устойчивости такой четырехэлементной структуры в социуме.

Таким образом, можно построить модель системы со связью учреждение - клиент (или кто - что - кому - посредством чего*). Это и будет модель системы социальный институт (рис. 2), целью которой является обеспечение потребностей членов общества (клиентов), включенных в систему в этом случае.



Значение выявленной связи в том, что она показывает, ради кого существует библиотека - учреждение; указывает вектор действия, тот ориентир, на который направлена интегративная функция Библиотеки - социального института, и является теоретическим основанием для ее формулирования - предоставление библиотечного фонда (документа) в общественное пользование клиенту (читателю, посетителю, пользователю).

Смысл же образования социального института вновь оказывается вне этой системы: многочисленные социальные институты осуществляют между собой различные виды коммуникаций и образуют всеохватывающую социальную систему - Общество.

Необходимо различать смысл и цель системы. Если смысл любой системы лежит за ее пределами (во внешней среде), то ее цель - это то, что она может осуществлять постоянно и с одинаковым качеством внутри себя (осуществляя некий цикл деятельности). Цель - это интегративная функция системы, ее системообразующий фактор, то, что связывает элементы в единое целое**. Для обеспечения собственной деятельности система вынуждена образовывать связи с внешней средой. Деятельность учреждения при этом сообразуется с потребностями всего общества через потребности отдельных физических и юридических лиц, в результате появляется смысл существования системы — учреждения. Пользователь здесь выступает в роли клиента, так как он не входит в состав тех учреждений, которые поставляют ему продукт (ценности, услугу).

У потенциального пользователя как у отдельной системы тоже есть свои внутренние цели, для реализации которых нужна связь с внешней средой. Связь между учреждением и клиентом образуется только в том случае, если «смыслы» обеих систем (учреждения и клиента) совпадут структурно, в динамике и по амплитуде (во времени). Только тогда, при осуществлении коммуникации системы - учреждения с другим элементом внешней среды (клиентом), смысл образования учреждения станет интегративной функцией надсистемы (социального института).

Благодаря образованной связи учреждение - клиент формируется новый, более сложный тип социальных систем - система социальный институт, которая уже включает в свой состав элемент - пользователь (клиент, абонент, читатель). Таким образом, система - учреждение является подсистемой системы социальный институт.

Из сказанного следует, что цель (интегративная функция) библиотеки - учреждения - приобрести, обработать, расставить в определенном порядке, сохранить библиотечный фонд (БФ, документы), то есть создать некую ценность, услугу, готовую к употреблению. Смысл существования системы библиотека _ учреждение - предоставить возможность читателям пользоваться библиотечным фондом, т. е. оказать услугу тому представителю общества, у которого есть данная потребность. При этом образуется система Библиотека - социальный институт, интегративная функция которой совпадает со смыслом библиотеки - учреждения, ее подсистемы. Иначе говоря, связь между услугой (ценностью) соответствующего учреждения и его клиентом (смысл существования) является системообразующей для более сложной системы - соответствующего социального института. Интегративное свойство системы - социальный институт и смысл существования соответствующего учреждения, на основе которого он образовался, оказываются общими, одинаковыми.

Таким образом, социальные институты, образованные на базе соответствующих учреждений, надо отличать от самих этих учреждений (как отличаются между собой система Библиотека - социальный институт, имеющая в своем составе пользователя, от системы библиотека _ учреждение, где пользователь членом коллектива не является).

Понятие «социальный институт» - одно из основных в социологии, которую и определяют как «науку об институтах, их генезисе и функционировании». .В то же время анализ соответствующей литературы, проведенный А. А. Давыдовым, показал, что существуют многозначные определения понятия «социальный институт». Так, он пишет: «Проанализированные определения имеют разный уровень обобщения, относятся к различным аспектам общества, в различных определениях один и тот же смысл передается с помощью различных терминов, наблюдается «отрыв» определения от эмпирических исследований и практических приложений» .

Приведем ряд примеров: «Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни» (8). «Социальный институт - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Социальные институты следует отличать от конкретных организаций и социальных групп».

В противовес этому существуют представления о социальном институте как «формально организованной системе учреждений (служб, центров) и профессиональных групп, обладающей определенным социально признанным назначением» . или понимание библиотечного социального института как «совокупности библиотечных объединений (обществ и ассоциаций), действующих в стране» (1). В связи с изложенным выше они представляются неверными: сеть библиотек и библиотечных ассоциаций есть совокупность представителей от библиотек - учреждений; пользователь в них не входит, так как не является членом коллектива библиотеки - учреждения, а именно наличие в системе клиента есть признак социального института, реализующего свое предназначение через учреждение.

«Удовлетворения общей потребности» без социального воздействия быть не может. Суть отношений в любых социальных группах - взаимоотношения с другим(и), но в социальных институтах, как исторически устоявшихся формах отношений (в отличие, например, от интерактивных социальных групп), эта связь более определенна и часто зафиксирована не только устно, но и письменно.

Э. Дюркгейм считал социальными институтами «все устоявшиеся, типичные отношения в обществе». Г. Гилман и К. Панунзио понимали социальные институты не как материальные предметы, а как идеи, системы идей, обычаев, ассоциаций; Т. Парсонс - как образцы стандартизированных ожиданий, которые управляют поведением индивидов и социальными отношениями; Дж. Фейблеман - как групповые цели, объективированные с помощью материальных средств выражения.

Системное определение социального института (как элемента системы Общество) приводит А. А. Давыдов: «Социальный институт — это иерархическая гетерогенная, распределенная социальная подсистема, созданная людьми для удовлетворения общей потребности, которая функционирует на основе принципов и законов с помощью социологических алгоритмов» .

Подчеркнем главное в этих формулировках: социальный институт строится на определенной организационной структуре (но при этом не отождествляется с ней), регулируется с помощью норм, предписаний и требований общества, создается людьми для удовлетворения общей потребности. Это согласуется и с мнением Э. Дюркгейма о том, что функция социального института состоит в налаживании соответствия между ним и определенной потребностью общества, что социальная система должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество.

Важными чертами социальных систем являются централизация управления и наличие целей. Между целями системы существуют противоречия, в которых проявляется закон единства и борьбы противоположностей. Эти противоречия являются побудительным мотивом необратимого изменения и развития социальной системы, то есть причиной ее самоорганизации и эволюции. Библиотека - социальный институт как система, включающая человека, должна обладать и этими признаками систем. Содержащая библиотеку - учреждение в качестве подсистемы она одновременно является и управляемой (подчиняясь главенствующей структуре, например, соответствующему министерству, которое своими циркулярами задает нормы и правила деятельности) и самоорганизующейся (например, под нецеленаправленным влиянием среды возник новый вид - электронная библиотека).

Нормы и правила - это ограничительные рамки деятельности (функций) любой системы. Они задаются как собственной структурой системы (то есть вытекают из характера связей между элементами), так и надсистемой - более крупной в данной иерархии. Нормы и правила - не отдельный элемент системы, а тот коридор возможностей, в котором действует любая система и где она может самоорганизоваться. В социальных системах нормы и правила диктуются обществом (следовательно, они не являются отдельным элементом структуры системы Библиотека - социальный институт) - это различные законы (циркуляры, предписания, ГОСТы) и неписанные нормы, правила, интересы, потребности членов общества.

Для библиотекарей (а в большей мере для чиновников министерства, занимающихся библиотечной политикой) здесь важно понимать, что нормы и правила, соответствующие структуре системы Библиотека - социальный институт и системе ценностей пользователей, будут способствовать некоему развитию и саморазвитию системы, и наоборот, нормы и правила, спускаемые сверху в виде циркуляров и не соответствующие ее структуре, а значит, и функциям (то есть не учитывают интересы пользователей), могут разрушить систему Библиотека - социальный институт. Но в этом случае пострадает все общество, состоящее как из потенциальных, так и реальных пользователей: нехватка библиотечного фонда общественного использования приведет к дефициту необходимой литературы (особенно научной и специальной учебной), производство которой большими тиражами часто невыгодно производителям и, следовательно, не сможет удовлетворить растущий спрос. А ведь библиотека, по словам П. Отле, является «могущественным фактором умственного и морального развития наци»..За этим тянется и экономическая цепочка: повышение цен, инфляция, социальные потрясения...

Следовательно, система Библиотека - социальный институт сложна не потому, что состоит из множества элементов, а потому, что, включая человека, становится управляемой социальной системой и в то же время способной к самоорганизации.

Таким образом, на систему Библиотека - социальный институт (включающую библиотеку - учреждение как подсистему) оказывают влияние:

1) нормы и правила, которые поступают от головной системы по иерархии Министерство культуры - библиотека - учреждение. Так осуществляется иерархическая форма управления. Библиотека - учреждение выступает здесь в качестве организационной структуры, через которую государство регулирует деятельность социального института;

2) нормы и правила, которые диктуются собственной структурой системы Библиотека - социальный институт, то есть уже включающей пользователя и вынужденной учитывать его интересы, его моральные нормы и систему ценностей.

Важно, чтобы те и другие нормы, регулирующие деятельность системы Библиотека - социальный институт, не противоречили друг другу, а помогали выполнять интегративную функцию — предоставление библиотечных документов в общественное пользование своим клиентам (посетителям, читателям). Библиотека - социальный институт возникает в результате общей потребности в определенном документном достоянии, при обслуживании читателя, пользователя в библиотеках — учреждениях. Именно эти коммуникации - предоставление библиотечных документов в общественное пользование своим клиентам (связь «сервер - клиент») - и есть отличительный признак Библиотеки - социального института.

Итак, сущностный признак социального института - не нормы и правила сами по себе (они регулируют деятельность любой системы, не являясь при этом ее элементом), а связь с другим (и) на материальном, духовном и эмоциональном уровнях, которая регулируется государством и обществом данной страны*.



  1. Басов, С. А. Демократическая концепция управления библиотечным социальным институтом / С. А. Басов // Библиотековедение. - 2007. - С. 29-35.

  2. Ванеев, А, Гольдберг, А. Главный объект библиотечной науки / А. Ванеев, А. Гольдберг // Библиотекарь. - 1977. - № 12. - С. 75-76.

  3. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация [Электронный ресурс] / М. Б. Глотов // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 1-13.

  4. Давыдов, А. А. Системная социология / А. А. Давыдов. - М.: КомКнига, 2006. - 192 с.

  5. Дюркгейм, Э, Социология. Ее предмет, метод, предназначение. [Электронный ресурс) / Э. Дюркгейм. 6. Жадько, Н. В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института / Н. В. Жадько // Научные и технические библиотеки. - 1996. - № 3. - С. 54-64.

  6. Жадько, Н. В. Статус и функции библиотеки / Н. В. Жадько // Научные и технические библиотеки. - 1994. - №3.-С. 3-12.

  7. Жадько, Н. В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного пе- риода: дисс.... канд. пед. наук / Н. В. Жадько. - М., 1996. - 136 с.

  8. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман; пер. с нем. А. Антоновский. - М., 2004. - С. 83. 10. Мелентьева, Ю. П. Объект современного библиотековедения / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. - 2004. -i № 6. - С. 26-341.

  9. 11. Микешина, Л. А Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методо- логия научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 463 с. 12. Отле, П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / П. Отле, Рос. гос. б-ка; пер. с англ. и фр. Р. С. Гиляревского и др.; предисл., сост., коммент. Р. С. Гиляревского. - М.: ФАИР-ПРЕСС: Пашков дом, 2004. - 349 с.

  10. 13. Племнек, А. И„ Соколова, Н. В., Шапошников, С. О. Глоссарий современных библиотечных терминов: понятия, определения, источники / А. И. Племнек, Н. В. Соколова, С. О. Шапошников. - М.: Логос, 2005. - 176 с. 14. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. [Электронный ресурс] (http://slovari.yandex.ru; 28.06.2007). 15. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988. - Т. 2. - С. 637.

  11. 16. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988. - Т. 4. - С. 544.

  12. 17. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. - СПб.: Изд-во В. А. Ми- хайлова, 2002.

  13. 18. Соколов, А. В. Объект и предмет библиотековедения: что, как? / А. В. Соколов // Библиотековедение. - 2005. -№2. -С. 19-23.

  14. 19. Столяров, Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход: моногр. / Ю. Н. Столяров. - М., 1981. - 255 с.

  15. 20. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс / Ю. Н. Столяров. - М.: Либерея, 2001. - 152 с.

  16. 21. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1940. - Т. 4. - Стб. 1041.

  17. 22. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - С. 618.

  18. 23. Фрумин, И. Библиотековедение: объект, предмет, функции / И. Фрумин // Библиотекарь. - 1977. - № 2. -С. 64-68.

  19. 24. Шира, Дж. X. Социологические основы библиотечного дела /Дж. X. Шира. - М.: ВИНИТИ, 1973. - 52 с.

  20. 25. Шредер, Ю. Смысл / Ю. Шредер // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001, - Т. 3. - С. 576-577. 26. Энциклопедия социологии. [Электронный ресурс] (http://slovari.yandex.ru/dict/sociology; 28.06.2007).
написать администратору сайта