Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Вопрос Философия как знание Философия



Скачать 0.51 Mb.
Название Вопрос Философия как знание Философия
Анкор shpory_filosofia.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.51 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_filosofia.doc
Тип Документы
#2519
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Вопрос 1. Философия как знание

Философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Антропологические проблемы: 1) зависимость человека от техники, 2) технократическое мышление, 3) деградация способности самостоятельно мыслить, 4) перекос в сторону материальных ценностей, 5) вырождение эмоциональной сферы.

В подобных условиях повышается потребность в философии. Философия – это коллективный разум человечества. Философия помогает осознать себя человеком. Расширяет умственный кругозор. Философия учит человека мыслить (развивает человеческие способности мыслить). Философия учит критичности мышления (девиз: все под контроль разума).

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

Вопрос 2. Мировоззрение

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир, совокупность взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Мировоззрение вкл. в себя 2 осн. уровня: мироощущение и миропонимание. Мироощущение – психологически-эмоциональный уровень ощущения мировоззрения. Миропонимание – интеллектуально-понятивный уровень мировоззрения.

Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т.д. Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.

Существуют 4 исторических типа мировоззрения: 1) мифологическая, 2) религиозная, 3) философская, 4) научная.

  1. Мифология – это совокупность фантастических представлений о Богах, о героях, о мире, в кот. живет человек.

Основные черты мифологии: 1) конкретность эмоциональных образов и сюжетов, 2) синкритичность (нераздельность) – это механическое объединение, противоречащих друг другу взглядов, 3) отождествление объективного и субъективного.

Объективный – это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него ( предметы, природа, общество). Субъективный – это все то, что существует в сознании человека (мысли, чувства, взгляды, представления) – самосознание.

  1. Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоением мира на естественное и сверхъестественное. Гл. признак – вера в реальное существование сверхъестественного.

Структура религии: 1) религиозное вероучение, 2) религиозный культ – это совокупность праздников, обрядов, богослужений, 3) религиозные символы, 4) религиозная вера, 5) религиозные организации (церковь, секты, тайные общества).

Основные ф-ии религии: 1) мировоззренческая (формирование и укрепление религиозного мировоззрения), 2) нравственная (насаждение в обществе религиозной морали), 3) регулятивная (управление поведением человека), 4) компенсаторская (иллюзорное восполнение практического бессилия и бесправия человека)

3) Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

4) Научное мировоззрение, представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Также существует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.
Вопрос 3. Структура философского знания

В VII-VI вв. до н. э. в Индии, Китае, др. Греции философия возникает из практической потребности в рациональном объяснении мира. Философия – «любовь к мудрости». Гегель: «Философия есть мысль своей эпохи». В античной философии ее предметом было достижение совершенного знания. Ариститель говорил о философии: 1) знание общего (философия всегда была знанием общего), 2) знание трудное, нелегко достижимое, 3) знание ради знания, 4) знание причин и начал бытия.

В условиях господства религии философия понималась как служанка богословия. В новое время предметом философии становится изучение методологии научного знания и проблем познания. История философии делится на две большие части: классическая (VII в до н. э. – сер. XIX в.), неклассич. (со вт. пол. XIX в. – до н. в.).

Черты философии: рационализм (рацио - разум) – это учение о разуме как основе познания и поведения человека, иррационализм – все то, что находится за пределами разума (чувства, эмоции, воображение, вера, интуиция, бессознательное).

Гл. черта неоклассич. философии – иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд).

Философия есть учение об общих принципах бытия и познания о человеке и его отношениях к миру. Философия – уникальный духовный феномен, дающий целостное представление в универсуме. Специфика философского знания: учение об общих принципах бытия.

Философия – целостное представление о мире. Философия – это теоретические знания. Философия направлена критически. Рефлексивность – философия всегда связана с размышлениями.

Разделы философии: онтология (учение о бытие, раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности, по своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.), в этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.), гносеология (теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, в отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей, два основных направления в Т. п. - материализм и идеализм.), методология (учение о философск. и научных методах познания), антропология (учение о человеке), социология (учение об обществе), аксиология (учение о ценностях, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности).

Осн. ф-ии философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, критическая.

Вопрос 4. Генезис философии

Концепции возникновения философии: 1) мифогенная – философия возникла как продолжение развивающейся мифологии, 2) гноселогенная – как продолжение науки.

Предпосылки: 1) социально-историческая – распад родоплемен, образование монархий, отделение умственного труда от физического, социальное расслоение, 2) социокультурные (предфилософия) – религиозно-мифологические, элементарные научные знания, др. книги.

Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.

Философы др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и ранние пифагорейцы,

Античная философия - это совокупность учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца 7 века до нашей эры по 6 век нашей эры. В отличии от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции процесс ее становления опирался на научно - практическое мышление, которое подвергало сомнению мифологическое мировосприятие и рождало рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности. В античности впервые были обозначены главные философские проблемы, сформированы основные представления о предмете философии, основной вопрос философии. Уже выражены философский материализм и идеализм. Философия были интегральным фактором античной культуры.

Сократ (469-399 до н.э.). В центр философских интересов ставит проблему субъекта – человека. Отвергает всю натурфилософию, как “для человека излишнюю”. “Знаю, что ничего не знаю” – необходимость более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призвание считал “воспитание людей”, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Поэтому не оставил никаких трактатов. Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы ни нашли “сами себя”. Главная задача ф-фии рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Основной вопрос ф-фии решает идеалистически. Цель – достичь истину обнаружение противоречий в утверждениях противника при помощи правильно подобранных вопросов (сократовская ирония). Сократовский метод послужил источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Платон (427-347 до н.э.). Учение П. – синтез учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Его философия являет первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма.

Аристотель (384-322 до н.э.). Основатель школы в Ликеях – перипатетической. Ф-я является логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Ф-я А. – вершина не только античной ф-фии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Работы: 1. Онтология. “Метафизика”. Андроник Родосский. 2. Посвященные вопросам философии природы и естественных наук. “Физика”, “О небе”, “О возникновении и гибели”, “Метеорология”, “О возникновении животных”. 3. Обществознание. Этические, политические, эстетические труды – “Политика”, “Риторика”, “Поэтика” и др. 4. Логика и методология. “Органон”. Считал, что основные задачи государства – предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданина, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал гос-ва – общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.
Вопрос 5. Философия Древней Индии

В философии индии вделяют три основных этапа: 1) ведийский период (1500—500 до н. э.), 2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.), 3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Веды – сокровенное зн-ие – сборник религиозных песен, заклинаний.

Идеи там: 1) представление о Боге (безличная, абсолютная сущность - Брахман), 2) индивидуальное духовное начало человека – Атман (частичка Брахмана), 3) тождества Атмана и Брахмана, 4) высшая цель человека (растворение Атмана в безличном духовном начале), 5) реинкарнация, карма – совокупность добрых и злых дел, 6) нравственное самосовершенствование – единственное средство достиж. цели.

Даршаны – обозначение какого-нить философского учения. Бывают артодоксальные (артодокс – человек, кот. придерживается какого-нить опред. мнения, артодоксальные учения – исходят из вед (йога (религиозн. – философский смысл))) и неартодоксальные – критическое отношение к ведам (буддизм (основатель Сидхартха Гуатами, род Шахъемуни)). Будда – просветленный (основатель); будда – любой человек, который достиг святости.

Истины: 1) жизнь есть страдания, 2) причина страданий – желания и страсти человека, 3) преодоление страданий – прекращение желаний и страстей, 4) средства (восьмиричный путь спасения).

Правильное сосредоточение – медитация. Нирвана – особое психологическое состояние отрешенности от внешн. мира и законченности внутр. бытия.

Периоды буддизма: 1) религиозно – этическое учение Будды: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она», 2) хинаяма («малая колесница», «узкий путь спасения»), создается философия буддизма, 3) махаяна – широкий путь спасения («большая колесница»).

Философия буддизма. Осн. черты: 1) все существующее, все состоит из мельчайших духовных частиц – тхармы, исходят потоком из какого-то вселенского центра, которые находятся в постоянном волнении, 2) субъективность и иллюзорность мира, 3) изменчивость бытия, 4) мгновенность существования.

Осн. черты индийской философии: 1) идеализм, 2) неразрывная связь с религией, 3) иррационализм, 4) традиционализм.

Вопрос 6. Основные философские школы др. Китая

Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин, ци, шэнь. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу

Конфуцианство. Основатель – Кун-изье. Книга перемен (ян и инь). Идеи: 1) абсосютная изменчивость, 2) борьба противоположных начал. Этические принципы: гуманность, взаимность «чего не хочешь себе – не делай другим», золотая середина. Оптимальное упр. гос-вом. Принципы: 1) ключ к упр. – сила нравств. примера, 2) патернализм – неоспоримое право старших упр. обществом, 3) меритократия – краткость, власть наиболее способных и образованных, 4) иерархия – низшие должны подчинятся высшим. Учение о человеке: 1) человек семейный, 2) человек социальный, 3) человек знающий «знать хорошо, еще лучше любить знание и приобщаться к нему, а самое лучшее – получать знания от самопознания».

Даосизм. Дао – путь. Дао – первооснова мира, закон мира, начало и конец всего. Дэ – конкретное воплощение. Общество – часть природы. Ничего не должно быть искусственным. Отрицательное отношение к знаниям и к деятельности. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы(Старый Учитель),живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". Философия даосизманесет в себе ряд основных идей: 1) все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями, 2) материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы, 3) мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй"), 4) особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему, 5) познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему, 6) путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей, 7) необходимо во всем уступать друг другу.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта