1) Функции и цели самоменеджмента. Основной принцип самоменеджмента – принцип роста и изменений.Менеджмент - деятельность (планирование и принятие решений, организация, руководство, контроль) направленная на ресурсы организации (трудовые, финансовые, материальные, информационные) для достижения поставленной цели наиболее эффективно (экономично) и результативно. Самоменеджмент — это наука о самоорганизации и самоуправлении человека; последовательное и целенаправленное использование испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей. Основные цели самоменеджмента: 1) максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни и преодоление внешних обстоятельств, как на работе, так и в личной жизни; 2) обучение практическим навыкам, которые необходимы каждому деловому человеку для успешной работы: искусству и науке самоуправления, методам и приемам управления личной карьерой, рационализации собственного труда, технике и приемам убеждения, методам и навыкам повышения и сохранения своей работоспособности. Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд и, следовательно, получить лучшие результаты; уменьшить загруженность работой а, значит, и уменьшить спешки и стрессы. Ключевым словом в самоменеджменте является «время». Некоторые люди совершенно не ставят перед собой никаких целей, никак не планируют свое время. У них нет ни стратегических, ни тактических целей. Они просто плывут по течению жизни. Не планируя своего времени, отказавшись от управления им, будьте уверены, что около вас всегда найдутся люди, которые с удовольствием его «прикарманят». Они вовлекут вас в круговорот своей жизни, в решение своих задач, превратят в пешку в своей игре. время – это жизненный ресурс, равнозначный деньгам и усилиям. Все эти три ресурса свободно конвертируются друг в друга. Например, вложив время и силы, можно заработать деньги, а с помощью денег можно сэкономить свои усилия и время. А чтобы никогда не стало мучительно больно, относиться ко времени надо так же серьезно, как к деньгам. И даже еще более серьезно, так как именно время – это наше основное творческое пространство. Для этого необходимо контролировать время путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделить место, указав временной интервал, т.е. определив, какую долю свободного времени оно занимает, а также ведение дневника времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач. Функций самоменеджмента: 1. Постановка личных и профессиональных целей. 2. Планирование использования времени. 3. Принятие решения по предстоящим делам. 4. Реализация и организация личного трудового процесса. 5. Самоконтроль итогов трудовой деятельности. (написать про «зону комфорта для развития). 10 основных принципов изменения мира Махатмы Ганди: 1. Измените себя. Вы должны быть таким, каким хотите увидеть мир.2. Управляйте собой. Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.3. Простите и забудьте. Слабый никогда не прощает. Прощение - признак сильного.4. Вы не сможете ничего добиться, пока не начнете действовать. Мало что может быть сделано, если не предпринимать никаких действий. 5. Думай о настоящем моменте.Я не хочу предвидеть будущее. Меня заботит настоящее. Бог не дал мне возможности управлять тем, что будет.6. Все мы люди. Я заявляю, что я - обычный человек, которому свойственно заблуждаться, как и любому смертному человеку. Однако, у меня достаточно смирения, чтобы признать свои ошибки и пойти на попятный..7. Проявите настойчивость. Вначале вас не замечают, затем над вами смеются, затем с вами борются, а затем вы побеждаете.8. Увидьте хороших людей и помогайте им. Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.9. Будьте собой, пребывайте в гармонии со своим "я". Счастье - это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии.10. Продолжайте расти и развиваться. Постоянное развитие - это закон жизни. ПРИНЧИПЫ: 1)Будущее не равно прошлому.2) учись на своих ошибках.3) сними внутренние ограничения.4) получай новый опыт.
2) Методы определения жизненных приоритетов и постановки задач. 1 метод. Определение виденья своей жизни через 3-5 лет в виде эссе объемом 1-2 страницы: С чего начался мой день, самое яркое впечатление для, какие люди вас окружают, о чем они говорят, как и над чем вы работали, каких результатов достигли, какие проблемы удалось решить, как вы отдыхали, главное событие дня.Над виденьем необходимо работать несколько дней, отсеивая шелуху и навязанные штампы. 2 метод. Мемуарник (главное событие дня) способ описан Глебом Архангельским в его книге «Тайм-драйв: как успевать жить и работать». А изобрел метод – Виталий Королев, участник тайм-менеджерского сообщества . –каждый день вечером выделите 3-5 минут свободного времени. – запишите главное событие дня-событие эмоционально значимое для вас(и позитивное и негативное) – рядом с событием формулировать ту вашу ценность на основе которой именно это событие вы сделали главным. – в конце недели выпишите главное событие недели, потом месяцы, года. Ведение мемуарника позволяет сформировать список ваших реальных ценностей. 3 метод. Личная эпитафия и миссия. Определить свою личную миссию можно продумав эпитафию-(надпись на надгробии) , если эпитафия слишком эмоционально тяжела можно определить свою миссию представить тосты на ваших проводах на пенсию. Для формулировки миссии используйте вопросы: что измениться в мире, если вас не будет? Что останется от вас, когда все закончиться? Реальная миссия : человек занимается бизнес-тренингами. Его миссия-поднять престиж профессии бизнес-тренера, сделать так , чтобы моя семья гордилась мною и мои партнеры с моей помощью развивали свой персонал и добивались исключительных финансовых результатов. Достигнуть этого став лучшим бизнес-тренером по продажам, используя моё системное мышление, уникальные тренинговые разработки, эксклюзивные авторские издания, эффективные технологии управления временем. В течение жизни человек может уточнять миссию или даже менять её. 20 лет назад в менеджменте считалось, что организация не может менять свою миссию, однако сокращение жизненных циклов, продуктов, технологий, профессий изменило подход к определению миссии. В отличии от миссии, призвание - это то ,что не может измениться в течение жизни. 4 метод. ДЕРЕВО ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ Определение жизни по тостам, чтобы вы хотели, чтобы вам сказали: а) коллеги б) ваш руководитель в) «свадебный генерал»- наиболее важный гость г) ближайшие родственники д) друзья е) представители профессионального сообщества (бизнес элита района) . Вспомнить свои мечты. 1) попытаться последовательно вспомнить все свои мечты о будущем, кем вы хотели стать и оценить актуальны ли эти мечты сейчас. 2 ) сопоставить нынешнее положение с тем что вы хотели ранее, объяснить почему так произошло, каких качеств вам не хватило для реализации мечты, можете ли вы снова попытаться. ПОСТОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ- строиться по основным отраслям жизни и по временным интервалам. дерево цели строиться по принципу декомпозиции, когда цель более высокого уровня может быть достигнута только при реализации целей низкого уровня. Дерево целей рекомендуется строить вручную после того как человек использовал все предшествующие методы для оценки своего представления о счастливой жизни.
3) Целеполагание : принципы, технология, основные правила, анализ «цель-средство» Целеполагания в само-менеджменте 1) Управление достижения цели- «батюшка, скажите , а я правильно живу? Правильно сын мой. Но зря.» это притча свидетельствует о неправильном целеполагании, человек(сын мой) живет не по своим целям. Большинство используют реактивный подход к жизни- реагирование на уже сложившиеся обстоятельства. (плывем по течению). Правильный подход ПРОАКТИВНЫЙ - выстраивание жизни по своему желанию, активное влияние на события и обстоятельства. У большинства находиться множество оправданий того почему ваша мечта не становиться реальностью. Представьте себя как персональную корпорацию, в управлении которой не существует единственно правильных ответов и решений. АДХОКРАТИЯ - На одном и том же рынке в равной степени успешными могут быть компании, использующие абсолютно разные подходы. Однако все успешные компании и всех успешных людей объединяет четкое понимание своих целей и готовность активно воплощать это понимание в жизнь не смотря на объективные внешние обстоятельства.(не жаловаться «единственное препятствие- это мы сами). Даниил Гранин «эта странная жизнь»- прочитать о Александре Любищеве- ученый биолог. Любищев не стал машиной для экономии времени. Планирование помогало ему тратить время, как он хотел. 2)Определение «родных целей» (про 2 вопрос-методы) Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить. Личные цели должны отвечать следующим требованиям:Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.Установлены временные пределы.Четко установлен конкретный конечный результат.Наряду с общими целями важно ставить перед собой и краткосрочные подцели и добиваться промежуточных успехов. Окружающая нас действительность и мы сами постоянно меняемся, поэтому цели необходимо систематически анализировать и при необходимости пересматривать, искать наилучшие из имеющихся возможностей. Принципы постановки цели: 1. Поставленная цель должна быть ваша.2. Поставленная цель должна быть реальной и достижимой в тот срок, который вы установили.3. Поставленная цель должна быть наглядной.4. Поставленная цель должна быть позитивной.5. Поставленная цель должна быть правильно сформулирована.6. Поставленная цель должна сделать вас лучше. Сформулированные цели необходимо записать на бумаге, поскольку цели, хранящиеся в памяти, недолговечны.
4) Основные принципы нерационально потраченного времени. Поглотитель времени. Поглотители времени — это различного рода препятствия, затрудняющие, а иногда даже делающие невозможным дальнейшее выполнение работы. С целью совершенствования процесса организации труда необходимо также произвести детальный анализ основных «поглотителей» времени: 1. Телефонные звонки. 2. Часто заглядывающие в кабинет люди. 3. Плохо организованный обмен информацией между подразделениями организации. 4. Проблемы с компьютерным оборудованием.5. Изменение намеченной очередности выполнения задач, навязываемое коллегами или руководителями. 6. Недостаток организационного планирования. 7. Неумение слушать и слышать людей. 8. Неудовлетворительная организационная структура организации. 9. Неразбериха в почте. 10.Исправление ошибок, которых зачастую можно было бы избежать. 11.Нерешительность в деловых вопросах. 12.Плохо организованные совещания, собрания, планерки. 13.Отвлекающие факторы на рабочем месте. 14.Чрезмерная офисная бюрократия. 15.Бесполезные дискуссии о своей работе и работе других людей. Время можно создать, позаимствовав его у одного занятия, отдав другому. В этом поможет список дел. Для того чтобы найти больше времени на дела, которые приносят пользу, надо делать меньше того, что оказывается бесполезным. Это означает не тратить время попусту! Каждому человеку важно определить для себя приоритеты и, следовательно, понять смысл полезного времяпровождения. Жизнь следует строить по принципу «я сделал все, что было возможно в моих силах». Оглядываться назад и говорить: «Я мог бы сделать лучше»- это бессмысленно и не реалистично. Известно, что человеческие привычки невозможно изменить за несколько дней, для этого требуется время. Однако, применяя ос новы самоменеджмента, возможно добиться продвижения к ежедневным и жизненным целям, получив больше удовольствия от каждой минуты жизни. И, как следствие, добиться большего успеха в профессиональной карьере, личной жизни, достигая многого меньшими усилиями. Согласно методам самоменеджмента, каждому вполне возможно стать обладателем гораздо большего количества времени в течение отведенной жизни. Следовательно, каждому решать, каким образом сегодня потратить время с наибольшей пользой, делая все, что в ваших силах и считая это личным успехом. «Вы любите жизнь? Тогда не тратьте безрассудно время, ибо это материал, из которого сделана жизнь» (Бенджамин Франклин).
5) Технология принятия решения в разрешение и конфликта между долгосрочными и краткосрочными целями. На протяжении всего развития общества человеку приходится постоянно принимать те или иные решения, которые могут быть значительными или незначительными, объемными или нет, долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Решения – это выбор альтернатив(Мескон). Часто человек испытывает трудности в разрешении конфликта между долгосрочными и краткосрочными целями: приготовить ужин или приступить к написанию учебного пособия? заняться стиркой белья или начать изучение искусства самоменеджмента? Что бы мы ни решили, возникший конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями следует разрешать без потерь согласно собственным приоритетам. Использование времени – это результат многочисленных больших и малых выборов, которые человек делает в течение каждого года, месяца, дня, каждой недели и минуты, решая, что и каким образом необходимо сделать.
Маршал Кук предлагает советы по планированию времени на этапе принятия решения: 1. Всегда возможен третий вариант, Лишь гипотетические проблемы можно решать двумя способами. В большинстве случаев есть 3-4 варианта. Прежде чем принимать решение, нужно иметь перед глазами полную картину происходящего. Это позволяет подготовиться к возможным неожиданностям. 2. Семь раз отмерь – один отрежь. Машина не может ездить без бензина, а человек – принимать решения без информации. Не бойтесь обращаться за советом и помощью. 3. Составьте план действий. Для составления плана действий необходимо отобразить его на бумаге, не боясь зачеркивать и менять местами, обозначив все «за» и «против» - данная процедура предоставляет шанс все еще раз обдумать. К последнему пункту решение появится само собой. 4. Подумайте о возможных последствиях, Прежде чем планировать, узнайте, что «стоит на кону», какие могут быть последствия. 5. Обсудите варианты, Список вариантов решения проблемы помогает выбрать оптимальный. Обсудите свою проблему с тем, кто готов выслушать. 6. Наша цель – скорость Принимать решение с вечера, НО действовать не спешить. Когда переключаетесь на что-то другое, в работу включается подсознание, которое часто наталкивает на блестящие идеи. 7. Действуйте, прикинув все возможные варианты. Нельзя просто принимать решение. Нужно убедить окружающих в том, что оно верное. Решение нужно подать так, чтобы все окружающие поняли, что у вас на это есть полное право. Но это не означат, что невозможно не допустить ошибку. Мы все делаем ошибки. Главное – уверенное поведение, которое никак не влияет на количество допущенных ошибок.
6) Оптимальная система планирования времени. Методы и принципы повышения собственной эффективности А.А.Любищева. Планированием рекомендовано начинать день, или же им его заканчивать. Существует много преимуществ в том, чтобы начинать день с планирования, так как по мере того, как составляется план, человек более активно включается в процесс его составления, а затем и выполнения. «Тот, кто каждое утро планирует дела дня и последовательно выполняет этот план, видит, что планирование прокладывает для него путь в лабиринте очень насыщенной и деятельной жизни. Упорядочение своего времени подобно лучу света, который проносится через все его дела. Но там, где нет плана, где контроль времени отдан на произвол случайностей, вскоре начинает царствовать хаос» - писал Виктор Гюго. Продумав, что необходимо сделать, легко переходить к воплощению плана в реальность. При точном определении приоритетов остается меньше вероятности отвлечения в сторону при их осуществлении.
Многолетний опыт применения различных средств планирования показал, что дело не только в конкретных устройствах для планирования (перекидные календари, ежедневники, органайзеры, электронные записные книжки и т.д.), а в системе планирования, которую применяет человек. Т. Котарбинский полагал, что оптимальная система планирования призвана: 1) Обеспечить достижение цели. 2) Не требовать слишком много времени на освоение. 3) Быть удобной для использования. Иммануил Кант (1724 – 1804) жил настолько ритмично, что его соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Известно, что он прожил всю жизнь холостяком и второй период его творчества, более тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Творческие личности в большинстве своем бережно относились ко времени и, пожалуй, трудно найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого режима работы. В научных источниках можно найти подтверждение тому, что такие талантливые личности, как: Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма – отец, Энгельс и Ленин, Вавилов и другие стремились построить систему расхода времени. Данная система призвана была гарантировать высокую выработку не за день – а за жизнь. Однако, как и в любом правиле, существуют исключения. В частности Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих пятидесяти шести лет в седле, подполье и скитаниях, смог оставить после себя много трудов, из которых 270 дошли до наших дней. Современники могут лишь предполагать количество несохранившихся трудов и сколько этот великий человек смог бы сделать в стабильных, комфортных условиях. О системе планирования А. А. Любищева В 1974г. выпустил книгу Д. Гранин «Эта странная жизнь», повествующую о биологе Александре Александровиче Любищеве. С двадцати шести лет Любищев начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. На протяжении пятидесяти шести лет он ЕЖЕДНЕВНО методически вел записи потраченного времени на основную научную работу, дополнительную, другие виды работ. Главное в его методике заключалось в том, что биолог отмечал количество, и причины потерянного времени. Таким образом, каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс потраченного времени. При чем учитывалось только «чистое» время, время без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта составляла десять минут. Многие, кто знаком с этой системой считают её жестокой. Показательно, что данная система неизбежно показывает человеку уровень его работы. Ведь достичь 7-8 часов чистого времени творческой работы стабильно в день достаточно трудно. Такая система, безусловно, задевает человеческое самолюбие. Некоторые предпочитают отвернуться от этого жестокого зеркала и как среднестатистический человек нарабатывают 3-4 часа чистого времени творческой работы. Смысл системы Любищева заключается в выявлении потери времени и
определении причин такой расточительности. "Утилизация "отбросов времени" у него продумана до мелочей. При поездках - чтение малоформатных книг и изучение языков. Английский язык, он, например, усвоил главным образом в "отбросах времени", - писал Д. Гранин Это позволяет значительно повысить коэффициент полезного использования времени. Вырабатывается способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу, скажем, написание научного труда. Значимость такой системы заключается и в возможности планировать работу на многие годы вперёд. Любищев имел цель и план на всю жизнь (он хотел создать периодическую систему биологических объектов), на пятилетку, на год, на месяц. Учёт времени позволяет сравнить эффективность разных способов выполнения одной и той же работы и ориентироваться в дальнейшем на более эффективные способы. Из года в год потери времени сокращаются,планирование становиться точнее, работа – продуктивнее. Так последние двадцать лет жизни Любищев работал более продуктивно, чем в молодости. Наряду с этими прямыми следствиями системы, были и следствия вторичные. Учёный имел чёткую цель и приучился ценить каждую минуту, он постепенно отходит от суеты во всех ее проявлениях: суеты в карьере, в разработках, в жизни. Вырабатывается умение оценивать чужие работы – видеть истинный труд, заложенный в них; отсюда независимость в суждениях. Огромное количество сэкономленного времени позволяет получить широкие знания в области философии, истории, литературы, математики и т.д. "Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора-два часа, я перехожу к более легкому чтению - историческому или биологическому тексту. Когда голова уставала, то берешь беллетристику", - писал А.Любищев. Система оказывается, таким образом,своеобразным усилителем интеллекта и нравственности.Человеку свойственно несделанное оправдывать нехваткой времени. И мало кто задумывается о существовании больших резервов времени. Любищев умел использовать даже «трамвайное время»: у него всегда был запас книг карманного формата для чтения в дороге. В его библиотеке были книги для командировок и поездок. Ценность системы Любищева в том, что она заставляет осмысливать свою жизнь, наметить систему целей, систему работ.Система достаточно жесткая, так как заставляет вести правдивый учёт и приписать лишнее – значит признать свою слабость. Система Любищева формально соотносится с творчеством путём
проб и ошибок. Но результаты бывают самые разные. Так, если человек работает методом проб и ошибок, то система может увеличивать число проб в сутки. Однако дело не в количестве, а в качестве проб, поэтому при работе важен не только учет времени, но и удача, счастливая внешняя подсказка. Можно выделить два вида работоспособности: 1. Сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время. 2. Сделать максимум работы в установленный срок (день, месяц, год) Главная цель применения системы Любищева – добиться максимума работоспособности второго вида, где срок – вся жизнь. Достижение цели предлагается совершить поэтапно: первый этап – «разведка», второй этап –«перегруппировка сил» и третий этап – «наступление».
|