Навигация по странице:
|
1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия
41. Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений (М. Шелер, А. Гелен, К. Лоренц).
Философская антропология - одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней - центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.
Таким образом, для философской антропологии центральным, синтезирующим всю ее философскую проблематику, выступает, ставившийся многими философами, вопрос о том, что такое человек. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Размышления о человеке и его бытии захватывают самый широкий круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель Макс Шелер (1874-1928) В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.
Кризис общества, социальные противоречия и другие коллизии для М. Шелера - проявление кризиса человека, его личности М. Шелер пишет, что человек никогда не был столь "проблематичным" как в XX веке. Основную причину такого положения человека он видит в существующем разграничении его изучения разными, малосвязанными друг с другом, направлениями антропологической мысли: теологическом, философском, естественно-научном. Так, теологическая антропология дает представление о человеке всецело в свете иудейско-христианских традиций.
Философская разновидность антропологии максимально сконцентрирована на представлении о самосознании человека, а естественно-научная антропология (все отрасли естествознания и генетическая психология) дают лишь представление о человеке как достаточно позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от предшествующих ему форм в животном мире только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые уже встречаются в низшей, по сравнению с человеческой, природе.
Отсутствие синтезирующего учения о человеке, по М. Шелеру, определяет неустойчивость человеческого бытия. И в этой связи он считал необходимым создание такой научной системы человекознания - философской антропологии, которая могла бы соединить конкретное изучение различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением.
Задача философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека.
М. Шелер формулирует предмет философской антропологии. С его точки зрения, философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека.
Характеризуя вклад М Шелера в создание и осмысление философской антропологии, обратим внимание на два важнейших положения его учения:
Во-первых, для М. Шелера первичным в системе "человек-общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром.
Во-вторых, антагонизм личности и общества, равно как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). М. Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле этого слова. По мнению М. Шелера, - это дух. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера - это духовно" существо, связанное с Богом. Благодаря слову содержали" Божественного духа превращается в достояние индивидуального сознания. Нетрудно во всем этом видеть аналогию с известным евангельским изречением: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Его философия оказала огромное влияние на развитие философии жизни и экзистенциализм. Она впоследствии вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, культурную, религиозную и другие.
Одним из самых авторитетных сторонников данного подхода был известный немецкий философ Арнольд Гелен (1904-l976) А Гелен в своей философии исходит из положения, что человек - это животное, биологическая неспециализированность которого делает его "ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически.
Границей жизни для животных является eго сpеда обитания, а у человека это - культура. Именно культура компенсирует-считает А. Гелен - природные недостатки человека.
Чтобы определенным образом обосновать такое свое представление о культуре, А. Гелен вводит понятие "культуроформирующей энергии", то есть биологический фактор, который определяет появление культуры как искусственно обработанного и приспособленного человеку мира. В результате у Гелена получается, что культура - это как бы итог биологического овладения человеком естественной природой, а сама человеческая биология характеризуется при этом некой витальной "хаотичностью" и иррациональной неопределенностью.
Специфическая человеческая биология делает человека открытым миру. Чтобы выжить, человек, по Гелену, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения.
Подобные идеи о человеческой сущности развивает и известный австрийский этолог и философ, лауреат Hoбелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989).
К. Лоренц исходит из биологической природы человека, определяемой его инстинктами. Система инстинктов представляет собой более или менее целостную систему взаимодействии между множеством независимых переменных - питание, размножение, половой инстинкт и т.п. Будучи неизменными по форме каждый инстинкт имеет свою особенную власть над всем организмом и в своих действиях не зависит от целого. Вот почему, подчеркивает К. Лоренц, человек - это как бы корабль, которым командует множество капитанов. У человека все эти капитаны могут находиться на капитанском мостике одновременно, и каждый волен высказать собственное мнение. Иногда они приходят к разумному компромиссу и тогда имеет место наилучший вариант решения проблемы, но порой придти к соглашению не удается и тогда корабль, как говорится, плывет "без руля и без ветрил".
К. Лоренц считает, что подлинным первичным, направленным на сохранение вида, инстинктом является агрессия (нападение, применение силы, злость) - естественное генетически врожденное свойство, которое присуще и жиротным, и человеку Интересно, что, по Лоренцу, агрессия коренится и проявляется в социальных связях людей, ибо любой общественный ритуал - это переориентированный, сохраняющий их вид, инстинкт агрессии По Лоренцу, любое отклонение от принятых форм общения вызывает агрессию и потому члены группы вынуждены выполнять установленные социальные нормы.
Подводя итог подчеркнем, что жизнь человека диктует ей не только разумом и традициями культуры, усвоенными им в процессе воспитания и совместной жизни с другими людьми. Жизнь человека подчиняется и закономерностям биологического порядка, т. е. обстоятельствам, присущим любому филогенетически возникшему поведению. Человек живет в природной среде, вне которой нет его социальной жизни, да и сам он является биологическим организмом тоже. Человек не может изменить того, что он является частью природного мира и связан с ним теснейшими узами. Однако он все время стремится выбраться и выбирается из чисто природного состояния. Его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию должно быть создано и создается им самим.
42. Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.
Психоанализ — особый метод терапии в практике лечения невро-
зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана-
лиза возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в.
Основным объектом исследования в психоаналитической философии
является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен-
ную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые
к свойствам физического мира. Психика при этом понимается как состоящая из различных
слоев, важнейшие из которых — сознание и бессознательное. Централь-
ное место в психоаналитической философии занимает учение о бессозна-
тельном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и
о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психиатр и психолог.
Основные труды. «Толкование сновидений» (1899), «Литератур-
ное творчество и ожившее сновидение» (1907), «Леонардо да Винчи.
Воспоминания детства» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Моисей и Ми-
келанджело» (1914), «Гете: воспоминания детства в вымысле и реаль- ности» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Пси-
хология масс и анализ человеческого Я» (1921), «"Я" и "Оно"» (1923),
«Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство»
(1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеи-
стическая религия» (1939).
Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрей-
да сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного, поэтому одним из важнейших его достижений можно считать
введение в область научного рассмотрения понятия «бессознатель-
ного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки
зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий,
и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впе-
чатлениями (вытесненными из сферы сознательного).
Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда
анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, а значит,
деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В
снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них — это явное,
открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший
сон. Но за ним стоит второй — скрытый — слой, представляющий под-
линное содержание сна, и его правильное понимание требует специ-
альных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем,
что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд жела-
ний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения
обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.
Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех же-
ланий человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхно-
сти психики, в сознании, остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее, вытесняется в область подсознания. Там ока-
зываются все желания и влечения, которые не прошли «цензуру» на-
шего «Я», т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями,
которые человек осваивает в процессе своей социализации'. Наиболее
активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот
период происходит особенно сильное и «массированное» вытеснение в
область подсознательного различных произвольных импульсов и по-
буждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и
т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо),
которое общество оценивает как постыдное и греховное', поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного «Я» в об-
ласть подсознания; при этом они заменяются чем-то
более «пристойным» с точки зрения общества. Отсюда «невинные», на
первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидении, интер-
претировались Фрейдом как символы «постыдных» эротических вле-
чений. Специфическими видами сублимации он считал религию и ис-
кусство.
Структура психики. В развитии представлений Фрейда о струк-
туре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознатель-
ное, предсознание, сознание. К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре че-
ловеческой психики (схема 164), в ней выделяются следующие области.
• «Оно» (Ид) — сфера бессознательного, наполненная различными
вытесненными из области сознательного («Я») желаниями и влечени-
ями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это амо-
ральное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем
«принцип удовольствия».
• «Сверх-Я» (Супер-Эго) — сфера моральных и поведенческих ус-
тановок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера
долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет пе-
реноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторите-
та отца). «Сверх-Я» формируется к пяти годам, когда у ребенка появля-
ется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» «перехватывает» агрессивные и
сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызе-
ния совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авто-
ритетов.
• «Я» (Эго) — сфера сознательного, находящаяся «между двух ог-
ней»: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой — «Сверх-Я».
Именно «Я» направляет импульсы, идущие из «Оно» в приемлемые для
общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем.
Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы-
как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма харак-
терна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как
проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психо-
анализа тайн «Оно» позволяет «Я» взять над ним вверх, усмирить его.
Отсюда лозунг Фрейда: «Там, где было «Оно», должно стать
«Я»».
Если в «Оно» господствовал «принцип удовольствия», то в «Я» име-
ет место «принцип реальности».
«Оно», «Я» и «Сверх-Я» понимается Фрейдом не только как результат
личного опыта человека, но и как «архаическое наследие индивида» от
предков. Свое проявление они находят как в «комплексах» индивидов, так
и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.
Учение об росе и Танатосе. В основе человеческой природы, по
Фрейду, лежит ряд «влечений», «энергий» или инстинктов. Суть этих
«влечений» и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он
сам пишет о них как о «мифических существах». Фрейд среди всех этих влечений в каче-
стве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и ин-
стинкт смерти (влечение Танатоса). Понятия «влечение Эроса» и «влечение Танатоса» Фрейд применял
не только к отдельным людям, но и к целым обществам и культурам,
классифицируя их по доминирующему в них влечению.
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психолог и психиатр.
Основные труды. «Очерки ассоциативной психологии» (1906),
«Психология Dementia Ргаесох» (1907), «Метаморфозы и символы ли-
бидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношение между Я
и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931),
«Психология и алхимия» (1944), «Символика духа» (1948), «Ответ
Иову» (1952), «Комментарий к "Тайне Золотого Цветка"» (1929), «Пси-
хологический комментарий к "Бардо Тходол"» (1935)».
Философские воззрения. Критика Фрейда. Высоко оценивания
идеи и достижения Фрейда в целом, Юнг был принципиально не согла-
сен со сведением всех явлений культуры и сознания к физиологиче-
ским факторам, в частности к сексуальным. Полагая, что Фрейд пере-
оценивал роль сексуальности в жизни людей, Юнг считал необходи-
мым «поставить сексуальность на место», считая сексуальные
комплексы важными, но далеко не единственными: их значение не сто-
ит преуменьшать, но не стоит и преувеличивать.
Учение о коллективном бессознательном.
Человеческая психика понимается Юнгом как некая энергети-
ческая система, в которой постоянно взаимодействуют сознание- индивидуальное человеческое «я» («эго»), наполненное различными
комплексами, и коллективное бессознательное, представляющая со-
бой систему архетипов'. Эта система является общей для всех лю-
дей, это сверхличностный психический субстрат, присутствующий в
каждом человеке и наследуемый им от предков'. И становление ин-
дивидуального сознания есть процесс обособления личного «я» от
коллективного бессознательного, т.е. родовой человеческой сущнос-
ти.
Учение об архетипах. Архетипы, составляющие человеческую
сущность, есть «автопортреты инстинктов», и они определяют схемы
инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архе-
типы в образах конкретной культуры и внутреннего опыта конкрет-
ных людей, т.е. каждый раз по-разному.
«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный
с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) — архетип му-
жественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа
могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в муж-
чинах, влияя на их поведение.
Персона — это совокупность социальных ролей, которые мы игра-
ем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но
даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека.
Тень — это «низший человек в нас», т.е. совокупность наших комп-
лексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и
агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой
эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому
проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдер-
жать с ней встречу очень трудно. Но единственный способ избавиться
от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, чтобы на-
учиться принимать ее как данность, научиться сосуществовать с ней.
И только это позволяет прекратить приписывание другим людям соб-
ственных негативных качеств.
Важнейший из архетипов, по Юнгу, — Самость. Это психологиче-
ский образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой
индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному вос-
приятию Самости стремятся адепты большинства восточных религи-
озно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, свое-
го индивидуального «я» в процессе медитации и Логической практи-
ки. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот
процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого «Я», в инди-
видуальное «я» (индивидуация) позволяет излечиваться от неврозов,
разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку
обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконе-
чен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квад-
рат'.
|
|
|